Проблема сознания в философии и естествознании 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблема сознания в философии и естествознании



1.    Ниже приведены суждения, которыми в философии определяются природа сознания, его существенные свойства. Вы делите из них существенные свойства сознания.

а)    «...Наше сознание и мышление, как бы ни казались они сверхчувственными, являются продуктом вещественного, телесного органа — мозга» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 21. С. 285—286).

б)    «...Психическое, сознание... есть высший продукт материи (т. е. физического), есть функция того особенно сложного куска материи, который называется мозгом человека» (Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 18. С. 239).

в)    «Наши ощущения, наше сознание есть лишь образ внешнего мира, и понятно само собою, что отображение не может существовать без отображаемого, но отображаемое существует независимо от отображающего» (Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 18. С. 66).

г)    «Сознание... с самого начала есть общественный продукт и остается им, пока вообще существуют люди» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 3. С. 29).

Ответьте на вопросы, связанные с приведенными суждениями:

а)    Можно ли познать сущность и законы человеческой психики без учета деятельности мозга, нервно-психических процессов?

б)    Можно ли понять природу человеческого сознания, изучая только его мозг?

в)    Что такое вульгарный материализм? Как он решает проблему психического?

г)    Объясните взаимодействие биологических и социальных факторов в процессах возникновения и развития человека, человеческого сознания.

д)    Что такое гилозоизм?

2.    В.И. Ленин на полях конспекта книги Гегеля «Наука логики» заметил: «Сознание человека не только отражает объективный мир, но и творит его» (Полн. собр. соч. Т. 29. С. 194).

а) Как понимать положение о том, что сознание «творит» мир?

 б)   Сознание, доказывает материалистическая философия, вторично по отношению к материи. Означает ли это, что сознание не оказывает никакого воздействия на материальный мир? Как влияет психика на тело, физическое состояние человека, как влияют понятия, идеи, теории и сознание в целом на практическую деятельность человека и общественное развитие?

в)    Прокомментируйте выражение К. Маркса: «...Теория становится материальной силой, как только она овладеет массами» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 1. С. 422).

3. Какая важнейшая сторона сознания и его функция реализуются в изобретательстве и техническом творчестве?

4. К. Маркс утверждал, что «идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 23. С. 21). Можно ли из этого сделать следующие выводы:

а)    Идеальное существует не в голове, а с помощью голо вы в реальной предметной деятельности (идеальное есть форма деятельности общественного человека, взятая вне человека).

б)    Идеальное существует в голове с помощью реальной предметной деятельности (идеальное есть субъективная реальность).

в)    Идеальное является особой субстанцией.

5. Приведенные ниже слова разделите на две группы и назовите признак, послуживший для принятого Вами деления: мозг, мышление, идея, понятие, сердце, вдохновение, ощущение, физиологическое, психическое, речь, язык, тоска, бег, дыхание, представление, убеждение, сновидение, радость, разум, воля, нервный процесс, биотоки мозга.

6. Выберите из данных суждений правильное и обоснуйте свой выбор.

Мысль — это:

а)    продукт мозга, субъективный образ объективного мира;

б)    хотя и находится в материальном мозгу, но является продуктом нематериальной субстанции;

в)    биотоки мозга;

г)    самостоятельное, независимое от мозга явление.

д)    речь, но произнесенная про себя.

7.  Расшифровывает, разгадывает ли мысли так называемый «детектор лжи»?

8. «Человек — это машина, — считал французский материалист XVIII века Ламетри. — Человеческий разум тоже механическое явление, он является и результатом и условием совершающихся в человеческом механизме движений. Поэтому человека можно назвать “весьма просвещенной машиной”». Проанализируйте позицию автора и укажите причины, породившие ее.

9. Согласны ли Вы со следующими суждениями?

а)    Будущие кибернетические машины — это, в частности, будущие люди. Люди эти, кстати говоря, будут гораздо совершеннее современных нам людей.

б)    По всем позициям машина может стать моделью человека.

в)    Техника — это природный материал, превращенный в органы исполнения воли человека в природе. Все это — созданные человеческой рукой органы человеческого мозга, овеществленная сила знаний.

10.Каким образом происходит взаимный обмен мыслями? Может ли мысль непосредственно и прямо, минуя различные материальные средства, передаваться от человека к человеку? Какова роль языка в обмене мыслями?

11.Язык может быть не только орудием распространения истинного знания, но и источником заблуждения, рассадником ошибочных ложных понятий. Приведите примеры.

12.Согласны ли Вы с точкой зрения Шопенгауэра о том, что мысли умирают в ту минуту, когда они воплощаются в слова.

13.«Мы предполагаем труд в такой форме, в которой он составляет исключительное достояние человека. Паук совершает операции, напоминающие операции ткача, и пчела постройкой своих восковых ячеек посрамляет некоторых людей — архитекторов. Но и самый плохой архитектор от наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, что, прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил ее в своей голове. В конце процесса труда получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении человека, то есть идеально» (Маркс). Чем отличается труд от целенаправленной по форме  деятельности животных и насекомых? Как связано сознание с трудовой деятельностью человека? Какую роль играет сознание в процессе труда?

14.Труд — «первое основное условие всей человеческой жизни, и притом в такой степени, что мы, в известном смысле, должны сказать: труд создал человека» (Энгельс). Какие биологические изменения вызвал труд у человека? Какие социальные стороны жизнедеятельности людей вызваны трудом?

15.В чем заключается принципиальное отличие сознания человека от психики животных?

16.В чем состоит принципиальное отличие человеческой речи и языка от средств общения животных?

17.Что общего между понятиями «сознание», «знание», «познание» и в чем их специфика? В чем сходство и различие между понятиями «сознание» и «мышление»?

18.Как Вы понимаете известное положение К. Маркса о том, что язык есть непосредственность мысли? Какие положения, которые приводятся ниже, тождественны этому высказыванию К. Маркса?

а)    Мысль не существует вне языковой оболочки.

б)    Язык — это только внешняя материальная форма мысли.

в)    Мысль доступна познанию и пониманию только будучи облеченной в языковую форму.

г)    Язык и мышление взаимосвязаны.

19.Обладает ли сознанием только что родившийся ребенок?

20.Прав ли Т. Гексли, когда он заявляет, что не верит в существование души потому, что не может «обнаружить ее в пробирке»?

21.Если в будущем человечеству удается создать искусственный интеллект, то не будет ли это означать, что вульгарный материализм был прав, поскольку «машинное мышление» не будет идеальным, а будет реализовываться в материальных процессах?

22.В чем принципиальное отличие сознания человека от отражения мира высшими животными?

 23. «Вся материя отражает». «Вся материя ощущает». Тождественны ли эти суждения?

24.  Размышляя над проблемой сознания, французский философ Д. Дидро обратил внимание на то, что частицы некоторых веществ, например, соли, сахара, воды, попадая в наше тело и далее в наш мозг, становятся ощущающей мыслящей материей. Как и откуда возникает у них эта способность ощущать, мыслить? Значит, рассуждает Дидро, эти частицы должны были иметь эти свойства и ранее, до того как они попали в мозг. Таким образом, не только живая, но и неживая материя обладает способностью ощущать, мыслить.

Прав ли Д. Дидро? Как называется его философская концепция? Как Вы ответили бы на поставленные им вопросы?

25. Какие факты Вы можете привести в подтверждение положения о том, что сознание не является продуктом только биологического развития человека, а является социально-историческим продуктом?

26. Почему именно труд привел к возникновению сознания? Почему «труд» муравьев, бобров не привел к развитию у них сознания? Разберите в связи с этим несколько вариантов возможных разумных существ, встречающихся в фантастической литературе, например дельфины (Мерль), муравьи (Обручев), обезьяны (Буль), лошади (Свифт).

Теория познания

1.    Какое из приведенных суждений соответствует материалистическому пониманию процесса познания?

Познание — это:

а)    процесс погружения «ума» в действительность;

б)    воспоминание души о том, что она созерцала в мире идей;

в)    упорядочивание сигналов внешнего мира с помощью априорных форм чувственности и рассудка;

г)    созерцание в своем сознании сущности своего бытия;

д)    отражение объективной действительности в сознании человека;

е)    комбинирование врожденных идей под влиянием эмпирических фактов.

2.    Представителями каких философских направлений сделаны следующие заявления?

а)    «...Чувства дают нам верные изображения вещей, мы знаем самые эти вещи,...внешний мир воздействует на наши органы чувств».

б)    «...возможно, что мы в состоянии правильно воспринять свойство вещи, но самой вещи мы никаким, ни чувственным, ни мыслительным, процессом постичь не можем. Эта “вещь в себе” находится по ту сторону нашего познания».

 в)   «...не знаю, есть ли объективная реальность, отражаемая нашими ощущениями, объявляю невозможным знать это».

г)    «Знания человека никогда не достигают большего, чем дают ему чувства: все, что недоступно чувствам, недоступно и для ума».

3.    Проанализируйте следующие суждения и определите, к какому философскому направлению их можно отнести?

Ощущение — это:

а)    условный знак, которым наше сознание обозначает воздействие извне;

б)    элементарный субъективный чувственный образ объективного мира;

в)    чувственное отражение отдельных свойств предметов объективного мира;

г)    непосредственная связь человеческого сознания с внешним миром;

д)    элементарный результат воздействия внешнего мира на органы чувств;

е)    единственный информационный канал, доставляющий человеку сведения о внешнем мире;

ж)  превращение энергии внешнего раздражения в факт сознания.

4. Дайте философскую оценку следующему высказыванию французского физика и математика А. Пуанкаре: «Может вызвать удивление обращение к чувствам, когда речь идет о математических доказательствах, которые, казалось бы, связаны только с умом. Но это означало бы, что мы забываем о чувстве математической красоты, чувстве гармонии чисел и форм, геометрической выразительности. Это настоящее эстетическое чувство, знакомое всем настоящим математикам. Воистину, здесь налицо чувство!».

5. «...Все научные (правильные, серьезные, не вздорные) абстракции отражают природу глубже, вернее, полнее» (Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 29. С. 152). Объясните, почему на основе понятийного мышления достигается большая глубина знаний по сравнению с чувственным познанием? Приведите также примеры «вздорных» абстракций, подумайте над их гносеологическими истоками.

6.  Почему отражение человеком действительности является приблизительным?

7. Древнегреческий философ Парменид (ок. 540 — ок. 470 до н. э.) утверждал: «Одно и то же мысль о предмете и предмет мысли». Согласны ли Вы с таким утверждением?

8. Мир бесконечен и мы никогда не сможем познать его до конца. Следует ли отсюда, что мир непознаваем?

9. На вопрос: «Смог бы человек познать больше, если бы у него было больше органов чувств?» — есть такой ответ: «Нет, у человека столько органов чувств, сколько ему необходимо для познания». Согласны ли Вы с таким ответом?

10. Л. Фейербах писал о том, что он не имеет ничего общего с теми философами, которые закрывают глаза, чтобы легче было думать. Против какой тенденции в философии направлены эти слова?

11. Если чайную ложку опустить в стакан с водой, то она окажется (покажется) нам сломанной. Означает ли это, что наше зрение и органы чувств вообще обманывают нас и им нельзя доверять? Представители какого направления в философии не доверяют показаниям органов чувств?

12. Почему абстрактное мышление — это качественно высшая ступень познания по отношению к чувственному отражению?

13. Назовите (из приведенных ниже) философское направление, которое рассматривает истину как «плод» соглашения.

а)    Эклектика;

б)    конвенционализм;

в)    софистика;

г)    диалектика;

д)    догматизм.

14.  «Вопрос о существовании внеземной жизни...подобен любой другой научной проблеме. Его решение зависит от единодушия: если большинство авторитетных ученых признают свидетельства о внеземной жизни достаточными, то ее существование станет научным фактом». То «...же случилось с устаревшей теорией флогистона, или светового эфира» (Корлисс У. Загадки Вселенной. М., 1970. С. 218 — 219). Как Вы относитесь к такому суждению?

15.  «Абсолютная истина — это не вечная истина, переходящая в неизменном виде от одной ступени знания к другой, а свойство объективно-истинного знания, состоящее в том, что такое знание никогда не отбрасывается. Такого рода знание всегда выступает предпосылкой более глубоких и фундаментальных истин. Более того, оно содержится в них в снятом виде. Абсолютная истина проявляется в росте знания» (Чудинов Э.М. Природа научной истины. М., 1977. С. 49—50).

Согласны ли Вы с автором этого положения?

16. «Если у общества появляется техническая потребность, то это продвигает науку вперед больше, чем десяток университетов» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 39. С. 174). Проанализируйте подмеченную связь науки и техники. Укажите важнейшие технические потребности, которые обусловили бурное развитие ведущих областей современной науки. Приведите примеры из области своей будущей специальности.

17. Исходя из основных функций практики, обсудите проблемные ситуации:

а)    Практика — основа познания, но она сама опирается на определенное знание. Как правильно совместить эти положения?

б)    Что означает первичность практики, если она всегда представляет целеполагающую деятельность?

в)    Не противоречит ли положению об определяющей роли практики тот факт, что в условиях современной НТР наука опережает развитие производства?

г)    Если в научно-исследовательской деятельности все большую роль играют эмпирические методы и материально-технические средства исследования, то не значит ли это, что стирается различие между основой познания и самим познанием?

18.  «Вопрос о том, обладает ли человеческое мышление предметной истинностью, вовсе не вопрос теории, а практический вопрос» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 3. С. 1). В этой связи ответьте на вопросы:

 а)   Почему нельзя установить истинность знания безвыхода в общественную практику?

б)    Можно ли чисто теоретическим путем доказать объективную истинность знания?

в)    Проверяются ли на практике истины математики?

г)    Если практика служит критерием объективной истины, то какую роль в науке играют формальные критерии истинности знания, например, такие, как непротиворечивость и полнота дедуктивной теории?

д)    Можно ли оценивать теории с точки зрения удобства оперировать ими?

е)    Могут ли две различные теории привести к одним и тем же результатам?

19. «...Не надо забывать, что критерий практики никогда не может по самой сути дела подтвердить или опровергнуть полностью какого бы то ни было человеческого представления» (Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 18. С. 146). Чем обусловлена отмеченная особенность практики?

20. Какие из приведенных высказываний соответствуют диалектико-материалистическому пониманию истины?

а)    Интуитивно ясное и самоочевидное положение.

б)    Идея, руководство которой приводит к успеху.

в)    Знание, которое соответствует показаниям органов чувств.

г)    Совпадение человеческой мысли с идеальными формами мирового духа.

д)    Мнение большинства.

е)    Мнение, закрепленное авторитетом и временем.

ж)   То, что соответствует цели человека.

з)    Соответствие знаний ощущениям субъекта.

и) Знание, которое является адекватным отражением объективного мира.

21.  Выберите правильное предложение:

а)    Нет истинных и нет ложных мыслей, «истинно» или «ложно» — это лишь названия или оценки.

б)    Все мысли только истинны, ложных мыслей нет.

 в)   Есть мысли истинные вообще и есть мысли совершенно ложные.

г)    Каждое высказывание истинно либо ложно лишь в строго определенном отношении.

22. «Признавать объективную, т. е. не зависящую от человека и от человечества истину, — значит, так или иначе признавать абсолютную истину» (Ленин). Как соотносятся друг с другом объективная и абсолютная истины?

23. «Человеческие представления о пространстве и времени относительны, но из этих относительных представлений складывается абсолютная истина, эти относительные представления, развиваясь, идут по линии абсолютной истины, приближаются к ней» (Ленин) В каком отношении друг к другу находятся относительная и абсолютная истины?

24. Проиллюстрируйте положение: «Абстрактной истины нет, истина всегда конкретна».

25. «...Для разыскания истины необходимо раз в жизни, насколько это возможно, поставить все под сомнение» (Р. Декарт). Дайте оценку «принципу сомнения». При каких условиях этот принцип приводит к агностицизму?

26. Найдите «зерна» абсолютных истин и моменты, которые в дальнейшем подверглись уточнению или замене, в следующих положениях:

а)    Весь мир состоит из атомов — мельчайших, неделимых частичек вещества.

б)    Атом представляет собой положительно заряженную среду, в которую вкраплены отрицательно заряженные частицы — электроны.

в)    Атом состоит из положительно заряженного ядра, вокруг которого вращаются электроны. Атом подобен Солнечной системе в миниатюре.

27.  Поставив себе целью изучить, оказывает ли электричество какое-либо воздействие на магнитную стрелку вблизи провода с током, Ампер обнаружил, что она поворачивается. Исходя из этого открытия, он высказал мысль, что магнетизм Земли вызван токами, обтекающими Землю в направлении с запада на восток. Далее он пришел к общему мнению, что магнитные свойства любого тела определяются замкнутыми электрическими токами внутри него. В каких формах шло движение мысли ученых-физиков?

28.  «Материалистическая диалектика Маркса и Энгельса безусловно включает в себя релятивизм, но не сводится к нему, т. е. признает относительность всех наших знаний не в смысле отрицания объективной истины, а в смысле исторической условности пределов приближения наших знаний к этой истине» (Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 18 С. 139). В этой связи ответьте на вопросы:

а)    Какую трактовку получает в релятивизме относительность человеческого знания?

б)    Можно ли считать правильными с точки зрения диалектического материализма высказывания типа: «Это было верно в свое время, сейчас оно неверно и “устарело”»?

в)    Чем отличается диалектико-материалистическое пони мание относительности человеческого знания от релятивизма?

г)    Можно ли относить заблуждение к числу элементов истинного знания?

29. Всякая ли человеческая деятельность относится к практике? Рассмотрите, с этой точки зрения следующие виды деятельности: воспитание, изобретательство, идеологическая борьба, художественная самодеятельность, художественное творчество, научный поиск, война, религиозные обряды, обучение.

30. Известный афоризм гласит: «Практика без теории слепа, а теория без практики — это просто интеллектуальная игра». Дайте философскую интерпретацию этому афоризму.

31. В чем специфика социально-исторической практики? Обоснуйте каждый из ответов.

а)    Она более субъективна, чем материальное производство.

б)    Ей в большей мере присущ творческий характер.

в)    Она направлена на преобразование общественных отношений.

г)    В ней находят непосредственное отражение классовые интересы людей.

д)    В ней через деятельность людей проявляются объективные законы.

32.  В чем состоит важнейшая особенность познания общественных явлений?

33. Перечислите общее, что присуще познанию как природных, так и социальных явлений.

34. О какой специфической особенности социального познания писал философ-материалист Гоббс: «Я не сомневаюсь, что если бы истина, что три угла треугольника равны двум углам квадрата, противоречила чьему-то праву на власть или интересам тех, кто уже обладает властью, то поскольку это было бы во власти тех, чьи интересы задеты этой истиной, то учение геометрии было бы если не оспариваемо, то путем сожжения всех книг по геометрии вытеснено» (Гоббс. Левиафан. М., 1936. С. 101)?

35. В чем специфика фактического, эмпирического материала в общественных науках по сравнению с естествознанием?

36. Чем эксперимент в социальном познании отличается от эксперимента в естественных науках?

37. В чем состоят особенности предвидения социальных явлений в отличие от предвидения явлений природы?

38. Почему исторический метод имеет особенное значение в познании именно общественных явлений?

39. В чем состоит предвидение в философии? Приведите примеры предвидения в философии.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 779; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.218.230 (0.06 с.)