Движение, пространство, время 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Движение, пространство, время



1. «Движение, — пишет Ф. Энгельс, — есть способ существования материи» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 20. С. 59).

а)    В чем отличие диалектико-материалистического пони мания движения от понимания его в метафизическом материализме?

б)    Почему с точки зрения диалектического материализма нельзя отрывать материю от движения?

в)    На каком основании в диалектическом материализме утверждается, что движение несотворимо и неуничтожимо?

2.  Возьмем два примера: просто перемещение тела в пространстве и возникновение в процессе биологической эволюции нового вида. В одном и другом случаях имеют место определенные изменения. Можно ли назвать оба эти типа изменений понятием «движение»? А можно ли оба эти типа изменений охарактеризовать понятием «развитие»?

3. Раскройте философское значение закона сохранения и превращения энергии, закона Эйнштейна: Е = mс2.

4. Ф. Энгельс в «Диалектике природы» одобрительно отзывается о высказывании Кирхгофа: «Покой — это частный случай движения».

а)    Правильно ли считать, что покой и движение абсолют но исключают друг друга?

б)    Можно ли покой рассматривать как движение, а движение — как покой?

в)    Есть ли в движении нечто остающееся неизменным? Проанализируйте это на примерах из естественных и общественных наук, общественной практики.

г) Что сохраняется в равномерном и равноускоренном движениях?

5.    Что такое механицизм? Какое из нижеприведенных утверждений можно отнести к механицизму.

а)    Механическое движение — наипростейший вид движения материи.

б)    Биосистемы развиваются по законам механики.

в)    Механическое движение — универсальный вид движения материи.

г)    Все формы движения материи включают в себя механическое движение.

6.    «Нет оснований предполагать, что живая материя управляется другими законами, чем неживая материя, и имеются серьезные основания думать, что все в поведении живой материи может быть теоретически объяснено в терминах физики и химии» (Рассел Б. Человеческое познание. М., 1957. С. 71).

Можно ли считать данное утверждение Б. Рассела проявлением механицизма?

 7.   Покажите, в чем различие в подходах к пространству и времени:

а)    субъективного идеализма;

б)    объективного идеализма;

в)    метафизического материализма;

г)    диалектического материализма.

8.    Проанализируйте следующие концепции понимания пространства и определите философское направление, к которому их можно отнести:

а)    Абсолютная протяженность, пустота, вмещающая в себя все тела и не зависящая от них.

б)    Форма упорядочения комплексов ощущений и опытных данных, установления между ними функциональных зависимостей, априорная форма чувственного созерцания.

в)    Важнейшая объективная форма бытия материи, зависящая от движения и взаимодействия тел.

9.    Проанализируйте следующие концепции понимания времени и определите философское направление, к которому их можно отнести:

а)    Длительность существования и мера всеобщего изменения материи, неотделимая от материи.

б)    Частная и конечная форма проявления абсолютной вечности, в которой пребывает Бог или абсолютный Дух.

в)    Абсолютная, равномерная, всюду одинаковая, не зависящая от каких-либо воздействий и материальных изменений длительность, однородная во всей Вселенной.

г)    Важнейшая объективная форма бытия материи, выражающая длительность и последовательность изменения материи.

д)    Форма упорядочения комплексов ощущений и опытных данных как априорная форма чувственного созерцания, как внутренняя основа субъективного существования, исчезающая вместе с исчезновением личного «я».

10.  Кому может принадлежать следующее высказывание: «Пространство и время вовсе не форма “моего” созерцания — это форма организации общечеловеческого опыта»?

 а)   Канту;

б)    Маху;

в)    Дидро;

г)    Гегелю;

д)    Энгельсу;

е)    Богданову.

11.  Что такое субъективное время? Какой смысл вкладывается в это понятие? В связи с этим проанализируйте строки из стихотворения С.Я. Маршака:

Мы знаем: время растяжимо. Оно зависит от того, Какого рода содержимым Вы наполняете его.

12.  Излагая сжато сущность общей теории относительности, А. Эйнштейн говорил: «Сущность такова: раньше считали, что если каким-нибудь чудом все материальные вещи исчезли бы вдруг, то пространство и время остались бы. Согласно же теории относительности вместе с вещами исчезли бы и пространство, и время». Сопоставьте это суждение с высказываем Ф. Энгельса: «Обе эти формы существования материи без материи суть ничто, пустые представления, абстракции, существующие только в нашей голове» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 20. С. 50).

В каком отношении находятся между собой эти высказывания?

13.  «Основные формы всякого бытия, — писал Ф. Энгельс, — суть пространство и время» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 20. С. 51). Ответьте на вопросы:

а)    Относится ли это высказывание к бытию идей?

б)    Можно ли пространство и время рассматривать как особые, самостоятельные природные реальности?

в)    Разъясните замечание В.И. Ленина: «Время вне временных вещей = Бог» (Полн. собр. соч. Т. 29. С. 50).

г)    Можно ли рассматривать пространство и время в физике И. Ньютона как реальности физического опыта?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 251; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.196.211 (0.005 с.)