Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Образ журналиста - негодяя в кино. ⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6
Распространенным образом в кино является журналист-злодей. Анализ этого типа журналиста начнем с всем известного фильма «Афера Стивена Гласса» (США, Канада, 2003). Жанр: драма, биография, история. Режиссёр: Билли Рэй. Стивен Гласс – только начинающий, а уже такой востребованный молодой журналист – главный герой фильма. Работает в популярном американском издании «New Repuplic», активный, уверенный в себе, целеустремленный и обьективный на первый взгляд юноша. Его полюбили все сразу: и коллеги, и читатели, ведь он мастер своего дела, интересно пишет и добывает впечатляющие факты, создает невероятные сюжеты. Поначалу может показаться, что Гласс – журналист-герой. Но, следуя дальше за сюжетом, мы убеждаемся, что героем движет совсем не любовь к своему делу, а алчность. Однажды в свет выходит его новая статья «Хакерский рай». Новый сотрудник журнала, побуждаемый скорее завистью, чем ответственностью, замечает в статье что-то неладное и проверяет ее на достоверность. Таким образом, оказывается, что статья вымышленная, а герои ненастоящие. И не только одна статья, а и все остальные работы Гласса, за которые тот чуть ли не получил путлицеровскую премию, были сфабрикованы. Безусловно, виновен журналист, виновна и редакция, и читатель, который не подвергает сомнению всё, что попадает ему в руки. И в этом, в какой-то степени виновато настроение в обществе того времени. Основанный на реальных событиях фильм, который сохранил настоящие имена своих героев, по сути, является одним из поворотных моментов на рубеже веков для журналистского сообщества, как американского, так и глобального. «И потому, как быстро реагируя на ситуацию, не дожидаясь, как это принято сегодня выхода мемуаров, а буквально по горячим следам, «Голливуд» представляет на суд общественности свой взгляд на журналистский мир новой формации».(источник – корнет р.ю. 34 стр). В прошлой главе, мы упоминали о том, что журналист-герой и журналист-злодей сформировались вследствии возникновения фильма «Вся президентская рать» и расследования уотергейтского дела. Стивен Гласс – антипод Вудворду и Бёрнстину как в моральном плане, так и в профессиональном. Достаточно обаятельности и гибкого ума для того, чтобы быть востребованным журналистом, в котором даже начальник не усомниться, ведь сейчас главное – не выдавать объективные материалы, а уметь делать из всего сенсацию.
Стивен Гласс в фильме предстает не только как аферист, но и как жертва. Гласс, конечно, совершил поступок неправильный, подлый и неэтичный, но все же он больше жертва, чем злодей. Он всего лишь живое отражение своего времени, продукт нынешней медиа-системы. Он создал иллюзию, в которой и ему и другим было комфортно и хорошо находиться. В какой-то момент журналист настолько принял эту иллюзию за реальность, что стал ее защищать любой ценой. Но его мир рухнул и Гласс остался наказан, хоть и наказание это было снисходительным к его персоне. Кинокартина «Афера Стивена Гласса»- один из первых фильмов, который породил образ «журналиста-негодяя» в кино. До этого, со схожей тематикой выходили фильмы Б. Левинсона «Плутовство» (1997) и Дж. Клуни «Признание опасного человека» (2002). Они первыми коснулись схожей темы в кино, однако полноценный отсчёт начинается с фильма «Афера Стивена Гласса» Б. Рэя. С тех пор и ушли те времена, когда журналисты служили истине, боролись за правду. «Мир и сам весь как «Уотергейтский скандал». Искать истину больше не в почёте, её нужно создавать самому». (источник – корнет р.ю. 34 стр). К сожалению, количество «Глассов» в журналистике становится все больше, поскольку желание увеличить тираж и продавать все больше историй не покидает современный мир. Действительно, дело Гласса никоим образом не было последним в череде журналистских скандалов. Фильм «Мистификация» (2006, США) режиссера Л. Халлстрема буквально повторяет историю Гласса. Жанр: драма, комедия. Главный герой - Клиффорд Ирвинг – неудачный писатель, который решается на сенсацию и на основе настоящих документов создает грандиозную фальсификацию – интервью с Г. Хьюзом - блестящим инженером-миллиардером, бабником и в то же время сумасшедшим, страдавшим обсессивно-компульсивным неврозом и никогда не появлявшимся на публике с середины прошлого века. Главный герой размышлял так: «Никто ведь и не будет проверять биографию на достоверность, а сам Хьюз навряд ли станет опровергать факты, описанные в книге». Так и начинается фальсификация: ненастоящие письма, фотографии секретных документов, незаконно взятая информация о Хьюзе из министерства обороны и контракт с популярным американским издателем. Как и Стивен Гласс, Ирвинг начинает верить в свою историю, как будто та вовсе не вымысел, так искусно созданный им, а правда. Ирвинг получает гонорар и величие, однако постепенно сам перевоплощается в своего героя. Ирвинг сам довел себя до состояния полного помешательства, чтобы в итоге написать гениальный бестселлер о событиях, свидетелем которых он стал, когда занимался мистификацией данных. Таким образом, вранье разоблачается само по себе, но герой об этом не подозревает.
Фильм так же основан на реальных событиях и был снят по книге. История Клиффорда Ирвинга в очередной раз показывает куда может привести ложь, и как долго она может продолжаться. Человеческая природа такова, что ты либо лжешь, а потом признаешься, либо лжешь до конца, даже если в конце концов это обнаружится. Резюме кинокритика С. Зельвенского суровое: «Сразу после той истории, в 1974-м, Орсон Уэллс сделал Ирвинга одним из главных героев замечательного документального фильма «Ф как фальшивка», в котором писатель объяснял, что не так важно, оригинал перед вами или подделка, — важно, хорошая это подделка или плохая. Фильм Халльстрема развивает эту мысль с пугающей убедительностью. Довольно гнусный протагонист, обманывающий не только всю Америку, но и жену и лучшего друга, именно в обмане обретает величие и, как видно, бессмертие: его вымысел реальнее, чем сама правда, сфабрикованная биография Хьюза оказывается в некотором роде единственно аутентичной». [Зельвенский 2007, 21 мая: ЭИ]. Как выразился В. Халилов: «Случай с Глассом и ему подобные весьма наглядно демонстрируют, как погоня СМИ за сенсационностью, шумихой, тиражами, а также философия «рынка über alles», культ молодости и известности и прочие болезни современного капиталистического общества обернулись нарциссизмом, цинизмом, потерей внутренних нравственных ориентиров и «морального компаса». [Халилов: ЭИ]. Еще резче свое мнение выразил кинокритик С. Кудрявцев на страницах «Независимой газеты»: «Теперь же настала пора полнейших дилетантов и выскочек, ловких манипуляторов и мастеров водить публику за нос. Сейчас просто раздолье для горе-любителей всех мастей, которые абсолютно не стесняются собственного непрофессионализма, сделав это своей жизненной философией» [Кудрявцев 2003]. Фильм «Стрингер» (США, 2014) рассказывает еще одну необычную историю о журналисте, способном на многое ради удачного кадра. Жанр: триллер, драма, криминал. Режиссёр: Дэн Гилрой. Профессия стрингера достаточно новая, однако, в связи с техническими возможностями современного общества, ее может попробовать каждый желающий, стоит только захотеть быть в курсе всех событий и иметь неплохую камеру. Вдохновившись группой операторов-фрилансеров, которые зарабатывают тем, что первыми прибывают на место происшествий и аварий, делают эксклюзивный репортаж, а затем продают его телеканалам, главный герой фильма Луи Блум решает, что такая занятость - идеальная возможность хорошо зарабатывать и тратить минимум времени. Далее, все как по сценарию, Луи превращается в журналиста-злодея, для него размыты границы между «можно» и «нельзя», и он уходит с головой в «грязную» журналистику, о которой мы уже наслышаны. В конце концов, Блум, ради сенсации, манипулирует людьми и обстоятельствами таким образом, что устраивает грандиозные схватки и погоню за убийцами и полицейскими, просто чтобы побольше денег получить с материала. Телеканалы, в свое время, не припятствуют появлению стрингеров, а наоборот поощряют, и готовы платить огромные деньги, ведь телезрителям более всего интересны происшествия. Поэтому криминальным новостям уделяется больше времени в эфире, ведь именно они удерживают людей у экранов.
В финале фильма мы видим успешного стрингера, построившего свою карьеру на кровавых сенсациях. Из его уст звучит приветственная речь для новоприбывших журналистов: «Я не потребую от вас того, что не мог бы сделать сам». Но как мы уже увидели ранее, Луи способен на разные ужасные вещи. Таким образом, журналист-злодей в фильме предстает манипулятором, гоняющимся за сенсациями лишь ради своей выгоды. Долг и честь для ничего – ничего не значащие слова. И чаще всего это автор колонки светских новостей, папарацци или же амбициозный телерепортер. Журналистика для этих людей – способ прославиться и построить карьеру, поэтому они активно злоупотребляют своими правами, лезут в чужую личную жизнь, злоупотребляют фальсификациями, шантажом, коррупцией. Для того, чтобы убедиться в приведенных выше доводах нами был проведен опрос. Участникам был задан всего один вопрос: «Как вы считаете, влияют ли экранные образы журналистов на Ваше восприятие представителей этой профессии в жизни?». Было предложено три варианта ответа: влияют, не влияют, влияют частично. Всего было получено 59 ответов, среди которых 42,2% (25 человек) ответили «влияют», 44,1% (26 человек) – «влияют частично», 13,6 (8 человек) – не влияют. Таким образом, можно сделать вывод, что человеческие представления о журналистах и СМИ в большей мере сформированы под влияние образов из кинематографа.
Выводы по разделу 2 Во втором разделе мы рассмотрели гендерные стереотипы журналистской профессии и отдельно проанализировали два главных образа в американском кинематографе – образы журналиста-героя и журналиста-злодея. Данный анализ показал, что главные критерии, отличающие эти образы друг от друга, – это ценностные ориентиры персонажей. Журналист-злодей злоупотребляет силой и свободой СМИ ради своей карьеры, журналист-герой стремится сообщить правду ради общественного блага. Кинематограф показывает, насколько важен для общества журналист-герой и насколько разрушительной может быть работа журналиста-злодея.
Журналистика относится к тем профессиональным практикам, эффективность которых, среди прочего, зависит от её восприятия обществом. В данном исследовании интересно не то, каким мы видим журналиста внешне: не интересно то, где он одевается, в какие рестораны предпочитает ходить и какой субкультуре следует. На экранах в большей степени интересен человек внутри. Чаще всего режиссеры подают зрителю провоцирующую роль журналистики, которая разрушает общественные устои или раскрывает их нравственные пороки. Сатирические образы работников телевидения, показанные в гиперболической форме, отражают фальшь и нелепость профессии, насквозь пронизанной субъективностью, поверхностными суждениями, бестактностью. Журналистику режиссеры изображают как бездушный механизм повышения рейтингов и получение прибыли. Режиссеры не забывают и о том, что СМИ непосредственно зависят от аудитории – качество запроса аудитории во многом объясняет качество продукции журналистов. Таким образом, критическая интерпретация журналистики режиссерами авторского кино побуждает к мысли и рефлексии по поводу гораздо более глубоких и разносторонних проблем. Нам удалось выяснить, что чаще всего на экранах были показаны журналисты – хитрые и нахальные. Эти журналистские образы начала 20 века включают журналистов, редакторов, обозревателей, иностранных корреспондентов, писателей, операторов, фотожурналистов и издателей. Сегодня их коллеги - телеведущие, продюсеры новостей, редакторы проектов, владельцы СМИ и журналисты киберпространства.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Анализируя образы журналиста в массовой культуре, а именно кинематографе, на протяжении нескольких лет, мы пришли к выводу, что образ журналиста по-прежнему популярен в современном кино. Именно фильмы привлекают такую большую массовую аудиторию, поэтому говорить о том, как транслируемый образ на экране влияет на формирование общественного мнения не приходится. Большинство населения сегодня выражает гнев и недоверие к средствам массовой информации, и частично этот негативный отклик основан на реальных примерах, которые они видели или слышали, однако, большая часть имиджа журналиста основана на образах, которые остались в памяти из фильмов. Транслируемый образ журналиста находится где-то между реальным и вымышленным. И вымышленные персонажи, гораздо более запоминающиеся, чем реальные, поскольку они более яркие и интересные. Следовательно, разграничение реального и вымышленного становится уже неважным, общественность складывает одно в другое и получает своего героя, на которого и опирается в жизни.
Представляя зрителю героя-журналиста, режиссеры демонстрируют две противоположные тенденции в создании мифа этой профессии. С одной стороны, журналистика - грязная и хорошо оплачиваемая профессия, насквозь пропитанная эстетикой гламура, навязанная публике («Дьявол носит Prada») и гнилая среда, в которой ложь и мистификации, а также погоня за сенсациями, подрывающая этические стандарты. становится целью существования. С другой стороны, он остается институтом гражданской активности, свободы слова, независимости, способным к саморегулированию в переходные периоды своего существования («Афера Стивена Гласса» Б. Рэя). Как удалось выяснить, основная проблема в том, что журналистика, как и другая профессиональная сфера, слишком пресна. Здесь не носятся по редакции, печатая эксклюзив за эксклюзивом, из ничего не пишут сенсационные материалы, новоприбывшие сотрудники здесь не становятся в первый же день «акулами пера». Из этого следует вывод, что игровое кино нацелено, в первую очередь, на развлекательную роль, а не познавательную. Формирование стереотипных образов может иметь неприятные последствия как для СМИ, так и для профессии в целом. Журналист - медийная личность, он постоянно находится в центре информационного пространства, поэтому важно, в каком свете он представляет себя читателям / зрителям / слушателям. Крайне негативный имидж может привести к предвзятому отношению к работе конкретного журналиста и профессионального сообщества в целом. Кино, вероятно, самое популярное средство массовой коммуникации, является мощным инструментом социальной коммуникации. Тем более обидно, что из-за своего преимущественно развлекательного характера, оно не может вызвать необходимый отклик и реакцию со стороны общества, чтобы оно само пыталось внести перемены в современную формацию журналистской системы. Современная киноиндустрия, с каждым годом привлекающая все большее количество зрителей, неизменно становится одним из рычагов воздействия на сознание. Художественная обработка событий и фактов из реальной практики журналистов, их субъективная оценка режиссерами и сценаристами, использование ранее созданных «моделей» представителей СМИ - все это продолжает традицию их изображения в непривлекательном свете. Конечно, изображение на экране становится достаточно ярким и запоминающимся, но, к сожалению, в большей степени демонстрирует негативные стороны личности, которые, безусловно, закрепляются в сознании зрителя. Но проявление только положительных качеств можно считать стереотипом, ведь даже этот образ не соответствует действительности. И все же в кино наблюдается биполярная тенденция: персонаж может быть положительным или отрицательным. И, как правило, эти образы собирательны и максимально обобщены, что и является причиной формирования стереотипной внешности. Итак, фильмов о журналистике создано немало, но пополнение копилки кинематографа именно качественными и серьезными проектами происходит очень медленно. Такие фильмы не просто нужны, они необходимы нашему современному обществу, чтобы не только знать какое-то формально-определенное понятие «журналистика» как сферы деятельности, но и вникнуть в смысл этой профессии, суть ее реализации и действий в нашей жизни. Перспективой дальнейшего исследования проблемы образа журналистов в кино является тот факт, что количество фильмов о журналистской среде велико и, к тому же, неумолимо растет. Благодаря этому можно долго изучать образы медиа-работников, вычерчивая сходство между фильмами и сопоставляя персонажей.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Кадетова Э.Г. История мирового кино //Учебно-методическое пособие Томск 2007 2. Тарковский А. О кинообразе// Искусство кино 1979, №3. 3. Фрейлих С.И. Теория кино: От Эйзенштейна до Тарковского. - М., 2002. 4. 5. 6. 1.Антипова К.М. Формирование медиаобраза журналиста в современном кинематографе // Медиа. Информация. Коммуникация: междунар. электрон. журн. – 2013. – Т. 6. – URL: http://www.mic.org.ru/phocadownload/6-antipova.pdf 2. Вайсфельд, И. В. Эволюция экрана, эволюция восприятия [Текст] / И. В. Вайсфельд // Специалист. – 1993. – № 5. – С.24-35. 3. Делез, Ж. Кино [Текст] / Ж. Делез; пер. Б. Скуратова. – М.: Ad Marginem, 2004. – 622 с. Кудрявцев С. Разбитый Гласс // Независимая газета. 2003. 24 дек. Корыхалова П.Р. Образы журналиста в американском кинематографе и их ценностные ориентиры // Цифровизация коммуникативно-культурной памяти: роль журналистики как социального института: сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием (Екатеринбург, 25–26 апреля 2019 г.). В 2 ч. Ч. 2. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2019. – С. 93-96.
(Словарь гендерных терминов / Под. ред. А. А. Денисовой. – М.: Информация 21 век, 2002.,78 стр) Рзаева Н. С. О кинематографическом образе // Международный научно-исследовательский журнал№ 9-3 (16) /2013 Лутаенко В. С. Особенности художественно-образного отражения действительности в киноискусстве // автореферат. М., 1968. С. 8. Садуль Ж. История киноискусства.- М.: Изд-во иностр. лит., 1957.- С. 34. Чекменева К.А. Образ журналиста в западном кинематографе // Юность Большой Волги: сб. ст. лауреатов XXI межрегион. конф.-фестиваля науч. творчества учащейся молодежи. – Чебоксары, 2019. – С. 362-363.
Халилов, В. М. Трансформация образа журналиста и изображение прессы в кинематографе США в начале XXI века / В. М. Халилов // Россия и Америка в XXI веке. 2007. № 2. – Режим доступа к журн:http://www/rusus.ru/?act=readid=46 Овчинникова Н.М. Журнализм в современном художественном кинематографе (2001-2008) // Acta diurna. – Вып. 4; То же [Электронный ресурс]. – URL: .Образ журналиста в игровом кинематографе США и Европы в конце XX - начале XXІ вв [Електронний ресурс]. – Режим доступу до ресурсу: https://ppt-оnlіnе.оrg/5245.
. История мировой журналистики: учеб. пособие [Текст] / А. Г. Беспалова [и др.]. – М.: Март, 2003. – 320 с.
Лазутина, Г. В. Основы творческой деятельности журналиста [Текст] / Г. В. Лазутина. – М.: Аспект Пресс, 2000. – 130 с. Лотман, Ю. А. Семиотика кино и проблемы киноэстетики / Ю. А. Лотман. – Таллин.: ЭэстиРаамат, 1973. – С. 6-150, 316-317.
.Образ журналиста в кинематографе [Електронний ресурс]. – 2014. – Режим доступу до ресурсу: http://studеntlіb.cоm/kursоvаyа_rаbоtа_tеоrіyа-128659- оbrаz_zhurnаlіstа_v_kіnеmаtоgrаfе.html. Рзаева, Н. С. О кинематографическом образе [Электронный ресурс] / Н. С. Рзаева // Международный научно-исследовательский журнал № 9 – 3 (16) / 2013. Режим доступа к журн.: http://cyberleninka.ru/article/n/ o-kinematograficheskom-obraze [Зельвенский 2007, 21 мая: ЭИ Зельвенский С. Мистификация // Афиша. 2007. 21 мая. http://www.afisha.ru/review/movies/155023/
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 433; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.29.219 (0.034 с.) |