Кафедра журналистики и медиакоммуникаций 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кафедра журналистики и медиакоммуникаций



Кафедра журналистики и медиакоммуникаций

 

Моргунова Яна Геннадиевна

Образ журналиста в кинематографе

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

Обучающейся 2 курса

Направления подготовки 42.03.02 Журналистика

 

Форма обучения очная

 

Научный руководитель:

Ассистент кафедры медиатехнологий и журналистики    Л. Г. Хорошилова

 

К ЗАЩИТЕ ДОПУСКАЮ:

 

Заведующий кафедрой журналистики

и медиакоммуникаций, ученая степень,

звание                                                                                             

  И. О. Фамилия

 

Симферополь, 2021

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. 3

РАЗДЕЛ 1. ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ФИЛЬМ И ЕГО ОСОБЕННОСТИ.. 6

1.1. Художественный фильм – от рождения до становления. 6

1.2. Специфика кинообраза. 8

1.3. Жанры художественных фильмов, особенности. 9

1.4. Выводы по разделу 1. 11

РАЗДЕЛ 2. ЖУРНАЛИСТСКИЕ ОБРАЗЫ В КИНОФИЛЬМАХ.. 12

2.1. Стереотипные женщина и мужчина - журналисты в кинематографе. 12

2.2. Образ журналиста – героя в кино. 17

2.3. Образ журналиста - негодяя в кино. 20

2.4. Выводы по разделу 2. 25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 27

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 30

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Кинематограф изображает журналистов двояко. Чаще всего на экранах мы видим либо уверенного в себе героя, готового идти по головам, либо идеального исполнителя своей профессии, четко следующего моральным законам ради общественного блага. Такие образы сформировались вследствие того, что одни фильмы пытаются поддержать роль прессы и идеализировать ее, возвышая таким образом профессию журналиста, а другие, наоборот, поднимают тему злоупотребления свободой слова, пренебрежения своими основными обязанностями и функциями из-за желания денежного превосходства, статуса и лучшего места. Понимание о той или иной сфере деятельности чаще всего складывается за счет образов из известных фильмов. Кинообраз обладает большой силой непосредственного воздействия на зрителя, именно поэтому формирование уровня признания, уважения или доверия происходит через интерпретацию и восприятие образа как медиа в целом, так и отдельных представителей профессии.

Актуальность темы определяется недостаточной изученностью образа журналиста в кинематографе и его ценностных ориентиров. Следовательно, детальное изучение темы позволит выявить схожие тенденции в изображении журналистов, а так же сюжетные клише.

Цель курсовой работы – определить основные особенности образа журналиста в художественном фильме и проследить, как устоявшийся стереотипный образ формирует мнение о журналисте в реальной жизни и профессиональной среде.

Данная цель предполагает решение следующих задач:

1. Дать определение понятию – «художественный фильм» и рассмотреть его особенности;

2. Разобрать структуру выбранных художественных фильмов разных жанров, сюжетно отличающихся друг от друга;

3. Изложить главную мысль и развитие сюжета каждого фильма, проанализировав их особенности.

4. Описать представленные образы журналистов в качестве работников СМИ;

5.  Проанализировать и описать представленные собирательные образы журналистов, раскрывая их основные черты.

Новизна исследования заключается в том, что впервые рассматривается данная подборка фильмов, с целью анализа образа главных героев - работников СМИ.

Материалом исследования послужили художественные (игровые) фильмы зарубежного производства, отобранные от старых до более новых, для того, чтобы проследить, как по-разному проявлялись тенденции в образе журналиста. Всего исследование основано на подробном анализе 8 фильмов.

Объект исследования. Фильмы о журналистах.

Предмет исследования. Образ журналиста в игровом кино.

  Для реализации цели и поставленных задач в работе использованы такие научные методы:  теоретические (поиск объяснений и трактовок тех или иных понятий), эмпирические (анализ и синтез кинолент), индукция, элементарно-теоретический и структурногенетический, аналогия, конкретизация, цитирование (для того, чтобы подтвердить определенные понятие) и метод обобщения, с помощью которого были сделаны общие выводы.

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух разделов с выводами к каждому из них, заключения, списка использованной литературы.

Во введении обосновывается актуальность темы исследования, определяются цель, задачи, подчеркивается научная новизна, дается характеристика объекта и предмета исследования.

В Разделе 1 «Художественный фильм и его особенности» дается определение понятию «художественный фильм», рассматривается, способен ли кинообраз вселить в сознание человека картину, противоположную действительности.

В разделе 2 «Образ журналиста в киноленте разных жанров» представлен содержательный анализ кинофильмов разных временных рамок о журналистах, а так же выявляются основные характеристики образа журналиста.

В заключении подводятся итоги проведенного исследования и формулируются основные выводы.

В списке использованной литературы обозначаются те научные источники, на основе которых была проделана данная исследовательская работа.

 

 

Специфика кинообраза

Без чего современный человек не может представить себе кино? Конечно, без запоминающегося образа, вокруг которого и складывается кинофильм. Самое главное для автора в задумке своего фильма и успешной ее реализации является именно образ и его проработка. Образ задает атмосферу, атмосфера это уже часть монтажа. Первостепенен именно образ. Чем больше смысла вкладывает автор в кинематографический образ, тем больше работы предстоит ему над остальным фильмом. Образ как бы задает и ритм самого фильма, и построение кадра, и визуальные эффекты, и ракурс,  и музыкальные мотивы и. т.п. Образ как целое всегда больше, чем сумма его составляющих. Он одновременно и материальный и духовный, существует как в воображении, так и на экране.

«Образ в кино не просто холодное документальное воспроизведение объекта на пленке. Нет! Образ в кино строится на умении выдать за наблюдение свое ощущение объекта» [2,с.25].

 Каждый зритель, прогоняя образ сквозь призму своего восприятия и жизненного опыта, находит в нем что-то свое. Чаще всего мы запоминаем и чувствуем образы, которые знакомы нам в действительности. Ведь человек всегда ищет сходства. Образ выражает жизнь, а не понятие автора о жизни. Каждый образ уникален и неповторим.

В первой главе мы говорили о том, что основное отличие кинематографа от других искусств – это движение. В этой главе мы поговорим об образе. Образ в кино отличен от образа в живописи, литературе и театре. В литературе образ метафоричен за счет средств выразительности, это помогает зрителю представить этот образ. Кинообразу же это не нужно, он сам по себе метафоричен, потому что созерцаем. В живописи образ статичен, театральный образ в отличии от кинематографического не способен воспроизвести то, что неподвластно человеческому глазу, а было создано с помощью компьютерной графики. «Искусства пользуются приемами друг друга, но это не означает, что размыты границы между ними» [3,с.5].

Кинематографический образ интересен и значим потому, что восприятие и впечатление от фильма строится именно на его основе и взаимодействии.  

Буквально каждый элемент кинематографа пропитан образностью. Поэтому кинообраз как носитель сжатой информации часто требует от зрителя мысленного анализа увиденного. Часто он содержит гораздо больше информации, чем кажется на первый взгляд. Когда зритель смотрит фильм, автоматически срабатывает его ассоциативный ряд. Сама память услужливо подбрасывает узнаваемых персонажей, похожие ситуации и т. Д. Зритель волей-неволей включается в процесс изучения фильма и в известном смысле даже становится соавтором.

 

 

Выводы по разделу 1

Таким образом, в первой главе нашего исследования мы рассмотрели

кинематограф как средство массовой коммуникации и пришли к выводу, что художественный фильм имеет свой необычный тип связи со зрителями, свой особый язык. Чтобы реципиент мог понять произведение искусства, он должен иметь достаточно высокий интеллектуальный уровень. Наверное, поэтому такой типичной является ситуация, когда фильм, являющийся, с точки зрения критика, настоящим произведением киноискусства, проваливается в прокате.

 Не стоит забывать о том, что кино влияет на человеческое мировоззрение уже с ранних лет, закладывая в нашей голове представления о чем-либо. И представления, не всегда правильные, формируют общественное мнение.

На авторе лежит всегда большая ответственность за то, что он транслирует в массы. И чем совершеннее его произведение, тем сильнее в нем отпечаток общественного сознания, тем полнее в нем проявляются органические законы природы.

Кино способно охватывать почти все сферы общественного сознания. Оно заставляет человека осмысливать жизнь как нечто большее, чем то, как он воспринимал ее до этого.

Проблема влияния кино на формирование личности представляет большой интерес в связи с расширением возможностей кино и включения его в Интернет.

 

Выводы по разделу 2

Во втором разделе мы рассмотрели гендерные стереотипы журналистской профессии и отдельно проанализировали два главных образа в американском кинематографе – образы  журналиста-героя и журналиста-злодея. Данный анализ показал, что главные критерии, отличающие эти образы друг от друга, – это ценностные ориентиры персонажей. Журналист-злодей злоупотребляет силой и свободой СМИ ради своей карьеры, журналист-герой стремится сообщить правду ради общественного блага. Кинематограф показывает, насколько важен для общества журналист-герой и насколько разрушительной может быть работа журналиста-злодея.

Журналистика относится к тем профессиональным практикам, эффективность которых, среди прочего, зависит от её восприятия обществом. В данном исследовании интересно не то, каким мы видим журналиста внешне: не интересно то, где он одевается, в какие рестораны предпочитает ходить и какой субкультуре следует. На экранах в большей степени интересен человек внутри.

Чаще всего режиссеры подают зрителю провоцирующую роль журналистики, которая разрушает общественные устои или раскрывает их нравственные пороки. Сатирические образы работников телевидения, показанные в гиперболической форме, отражают фальшь и нелепость профессии, насквозь пронизанной субъективностью, поверхностными суждениями, бестактностью. Журналистику режиссеры изображают как бездушный механизм повышения рейтингов и получение прибыли. Режиссеры не забывают и о том, что СМИ непосредственно зависят от аудитории – качество запроса аудитории во многом объясняет качество продукции журналистов. Таким образом, критическая интерпретация журналистики режиссерами авторского кино побуждает к мысли и рефлексии по поводу гораздо более глубоких и разносторонних проблем. 

  Нам удалось выяснить, что чаще всего на экранах были показаны журналисты – хитрые и нахальные. Эти журналистские образы начала 20 века включают журналистов, редакторов, обозревателей, иностранных корреспондентов, писателей, операторов, фотожурналистов и издателей. Сегодня их коллеги - телеведущие, продюсеры новостей, редакторы проектов, владельцы СМИ и журналисты киберпространства.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анализируя образы журналиста в массовой культуре, а именно кинематографе, на протяжении нескольких лет,  мы пришли к выводу, что образ журналиста по-прежнему популярен в современном кино. Именно фильмы привлекают такую большую массовую аудиторию, поэтому говорить о том, как транслируемый образ на экране влияет на формирование общественного мнения не приходится.

Большинство населения сегодня выражает гнев и недоверие к средствам массовой информации, и частично этот негативный отклик основан на реальных примерах, которые они видели или слышали, однако, большая часть имиджа журналиста основана на образах, которые остались в памяти из фильмов.

Транслируемый образ журналиста находится где-то между реальным и вымышленным. И вымышленные персонажи, гораздо более запоминающиеся, чем реальные, поскольку они более яркие и интересные. Следовательно, разграничение реального и вымышленного становится уже неважным, общественность складывает одно в другое и получает своего героя, на которого и опирается в жизни.

Представляя зрителю героя-журналиста, режиссеры демонстрируют две противоположные тенденции в создании мифа этой профессии. С одной стороны, журналистика - грязная и хорошо оплачиваемая профессия, насквозь пропитанная эстетикой гламура, навязанная публике («Дьявол носит Prada») и гнилая среда, в которой ложь и мистификации, а также погоня за сенсациями, подрывающая этические стандарты. становится целью существования. С другой стороны, он остается институтом гражданской активности, свободы слова, независимости, способным к саморегулированию в переходные периоды своего существования («Афера Стивена Гласса» Б. Рэя).

Как удалось выяснить, основная проблема в том, что журналистика, как и другая профессиональная сфера, слишком пресна. Здесь не носятся по редакции, печатая эксклюзив за эксклюзивом, из ничего не пишут сенсационные материалы, новоприбывшие сотрудники здесь не становятся в первый же день «акулами пера». Из этого следует вывод, что игровое кино нацелено, в первую очередь, на развлекательную роль, а не познавательную.

Формирование стереотипных образов может иметь неприятные последствия как для СМИ, так и для профессии в целом. Журналист - медийная личность, он постоянно находится в центре информационного пространства, поэтому важно, в каком свете он представляет себя читателям / зрителям / слушателям. Крайне негативный имидж может привести к предвзятому отношению к работе конкретного журналиста и профессионального сообщества в целом.

 Кино, вероятно, самое популярное средство массовой коммуникации, является мощным инструментом социальной коммуникации. Тем более обидно, что из-за своего преимущественно развлекательного характера, оно не может вызвать необходимый отклик и реакцию со стороны общества, чтобы оно само пыталось  внести перемены в современную формацию журналистской системы.

Современная киноиндустрия, с каждым годом привлекающая все большее количество зрителей, неизменно становится одним из рычагов воздействия на сознание. Художественная обработка событий и фактов из реальной практики журналистов, их субъективная оценка режиссерами и сценаристами, использование ранее созданных «моделей» представителей СМИ - все это продолжает традицию их изображения в непривлекательном свете. Конечно, изображение на экране становится достаточно ярким и запоминающимся, но, к сожалению, в большей степени демонстрирует негативные стороны личности, которые, безусловно, закрепляются в сознании зрителя. Но проявление только положительных качеств можно считать стереотипом, ведь даже этот образ не соответствует действительности. И все же в кино наблюдается биполярная тенденция: персонаж может быть положительным или отрицательным. И, как правило, эти образы собирательны и максимально обобщены, что и является причиной формирования стереотипной внешности.

Итак, фильмов о журналистике создано немало, но пополнение копилки кинематографа именно качественными и серьезными проектами происходит очень медленно. Такие фильмы не просто нужны, они необходимы нашему современному обществу, чтобы не только знать какое-то формально-определенное понятие «журналистика» как сферы деятельности, но и вникнуть в смысл этой профессии, суть ее реализации и действий в нашей жизни.

Перспективой дальнейшего исследования проблемы образа журналистов в кино является тот факт, что количество фильмов о журналистской среде велико и, к тому же, неумолимо растет. Благодаря этому можно долго изучать образы медиа-работников, вычерчивая сходство между фильмами и сопоставляя персонажей.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.  Кадетова Э.Г. История мирового кино //Учебно-методическое пособие Томск 2007

2.  Тарковский  А. О кинообразе// Искусство кино 1979, №3.

3.  Фрейлих С.И. Теория кино: От Эйзенштейна до Тарковского. - М., 2002.

4.  

5.

6.  

1.Антипова К.М. Формирование медиаобраза журналиста в современном кинематографе // Медиа. Информация. Коммуникация: междунар. электрон. журн. – 2013. – Т. 6. – URL: http://www.mic.org.ru/phocadownload/6-antipova.pdf

2. Вайсфельд, И. В. Эволюция экрана, эволюция восприятия [Текст] / И. В. Вайсфельд // Специалист. – 1993. – № 5. – С.24-35.

3. Делез, Ж. Кино [Текст] / Ж. Делез; пер. Б. Скуратова. – М.: Ad Marginem, 2004. – 622 с.

Кудрявцев С. Разбитый Гласс // Независимая газета. 2003. 24 дек.

Корыхалова П.Р. Образы журналиста в американском кинематографе и их ценностные ориентиры // Цифровизация коммуникативно-культурной памяти: роль журналистики как социального института: сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием (Екатеринбург, 25–26 апреля 2019 г.). В 2 ч. Ч. 2. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2019. – С. 93-96.

 

(Словарь гендерных терминов / Под. ред. А. А. Денисовой. – М.: Информация 21 век, 2002.,78 стр)

Рзаева Н. С. О кинематографическом образе // Международный научно-исследовательский журнал№ 9-3 (16) /2013

Лутаенко В. С. Особенности художественно-образного отражения действительности в киноискусстве // автореферат. М., 1968. С. 8.

Садуль Ж. История киноискусства.- М.: Изд-во иностр. лит., 1957.- С. 34.

Чекменева К.А. Образ журналиста в западном кинематографе // Юность Большой Волги: сб. ст. лауреатов XXI межрегион. конф.-фестиваля науч. творчества учащейся молодежи. – Чебоксары, 2019. – С. 362-363.

 

 

 Халилов, В. М. Трансформация образа журналиста и изображение прессы в кинематографе США в начале XXI века / В. М. Халилов // Россия и Америка в XXI веке. 2007. № 2. – Режим доступа к журн:http://www/rusus.ru/?act=readid=46

Овчинникова Н.М. Журнализм в современном художественном кинематографе (2001-2008) // Acta diurna. – Вып. 4; То же [Электронный ресурс]. – URL:

.Образ журналиста в игровом кинематографе США и Европы в конце XX -

начале XXІ вв [Електронний ресурс]. – Режим доступу до ресурсу: https://ppt-оnlіnе.оrg/5245.

 

 

. История мировой журналистики: учеб. пособие [Текст] / А. Г.

Беспалова [и др.]. – М.: Март, 2003. – 320 с.

 

Лазутина, Г. В. Основы творческой деятельности журналиста [Текст] /

Г. В. Лазутина. – М.: Аспект Пресс, 2000. – 130 с.

Лотман, Ю. А. Семиотика кино и проблемы киноэстетики / Ю. А.

Лотман. – Таллин.: ЭэстиРаамат, 1973. – С. 6-150, 316-317.

 

.Образ журналиста в кинематографе [Електронний ресурс]. – 2014. – Режим

доступу до ресурсу: http://studеntlіb.cоm/kursоvаyа_rаbоtа_tеоrіyа-128659-

оbrаz_zhurnаlіstа_v_kіnеmаtоgrаfе.html.

Рзаева, Н. С. О кинематографическом образе [Электронный ресурс]

/ Н. С. Рзаева // Международный научно-исследовательский журнал №

9 – 3 (16) / 2013. Режим доступа к журн.: http://cyberleninka.ru/article/n/

o-kinematograficheskom-obraze

[Зельвенский 2007, 21 мая: ЭИ

Зельвенский С. Мистификация // Афиша. 2007. 21 мая. http://www.afisha.ru/review/movies/155023/

Кафедра журналистики и медиакоммуникаций

 

Моргунова Яна Геннадиевна



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 178; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.34.0 (0.055 с.)