Стереотипные женщина и мужчина - журналисты в кинематографе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Стереотипные женщина и мужчина - журналисты в кинематографе



Существование профессиональных стереотипов довольно давно укрепилось в нашем мышлении. У каждой профессии есть свой образ. Все врачи – гениальные хирурги, фотограф за минуту может снять шедевр, дворники – ничего не добившиеся в жизни люди, модели – глупые.

С журналистами ситуация и вовсе очень интересная. Дело в том, что служители правде относятся к небольшой группе профессий, где стереотипы складываются, в том числе, по гендерным признакам. Образ журналиста-мужчины и журналиста-женщины абсолютно разный, но что в них общего – так это гиперболизированные реальные основания.

Зависят ли друг от друга проблемы гендера и профессионализма в журналистике? На сегодня практически нет научных исследований о том, как конкретно выявляются гендерные особенности в форме и содержании журналистских материалов. В основном ученые исследуют гендерные стереотипы, освещая образы женщин в СМК. Еще меньше информации о влиянии на журналистику природных мужских и женских особенностей. В частности, как проявляется в работе потребность женщины описывать реальность, зависит ли от гендерного баланса качество журналистики в целом, кто все же лучше, интереснее, важнее, с точки зрения генерации идей, замыкание контекстов - пока могут оценивать лишь работодатели и коллеги. Дополнительная сложность в том, что аудитория в своем большинстве плохо различает хорошую и некачественную журналистику. Но это уже проблема стереотипов реципиента.

 Гендерные стереотипы - повторение несвободного сознания, унаследованного нашей журналистикой со времен СССР, являются характерными проявлениями гендерной цензуры (по отношению к обоим полам); явление, которое обедняет восприятие СМИ реальной жизни и препятствует мирному развитию свободных СМИ, а также развитию общественного сознания. (Словарь гендерных терминов / Под. ред. А. А. Денисовой. – М.: Информация 21 век, 2002.,78 стр)

Имея опыт общения как с начинающими журналистами, так и с профессионалами своего дела, мы попытались построить сравнительную таблицу двух полов в одной профессии. Вот, что у нас получилось:

Мужчины пишут спокойнее, лаконичнее, четко и по сути. Женщины пытаются сделать текст эмоционально-окрашенным.
Мужчины смелее, их можно отправлять в "горячие точки" и зоны конфликта, ведь они чаще рискуют. У женщин-журналистов больше развитый инстинкт самозащиты.
Мужчины становятся более популярными и влиятельными. Женщине-журналистке нужно больше поблажек и поощрений на работе.
Мужчины глубже анализируют. Женщины пишут более сентиментально.

 

Чаще всего женщины­­, работающие в кино в сфере журналистики, бывают двух видов: властная начальница и юная мечтательница.

Первый образ – образ властной и жестокой женщины. Она способна идти по головам и жертвовать многим ради карьеры. Невзирая на трудности и последствия, она успешно идет к своей цели. Чаще всего, эти героини занимают высокий пост в издательстве: они требуют безупречности во всем как от своих подопечных, так и от себя, для них важным является распорядок дня, эти героини серьезно относятся как к своим, так и к чужим обязанностям. В качестве примера можно привести образ Миранды Пристли, героини Мэрил Стрип в знаменитом фильме «Дьявол носит Prada», и Маргарет Тэйт, героини Сандры Буллок в фильме «Предложение». С одной стороны, этих персонажей объединяет авторитет, высокомерие и деспотизм, с другой - чуткость в межличностных отношениях вне работы. Благодаря этим героям, публика видит в главных редакторах деспотов, требовательных, волевых, способных принимать серьезные решения и готовых сломать шею любому, кто попирает их (редакционное) достоинство. В общем, это люди с железной хваткой.

Второй образ – образ юной девушки мечтательницы. Через призму юношеских иллюзий работа журналиста кажется ей не более чем бесконечным праздником души и тела. Блеск, брендовые вещи, хорошая жизнь и свободное самовыражение - главные причины для начала карьеры. Легкомыслие и небрежность - ключевые элементы этой картины. Героиня Айлы Фишер из фильма «Шопоголик» – Ребекка является хорошим примером такой журналистки. Безответственное отношение к собственной жизни распространяется и на работу, поэтому значимость журналистики в целом у зрителя снижается, и создается впечатление, что эта профессия легка и доступна каждому.

Большинство стереотипов о работе несет журналист-мужчина. Персонажи  на съемочной площадке, настолько эмоциональны и выразительны, что у зрителя не возникает сомнений в правдоподобности и реалистичности картины. Это создает стереотип относительно пола представителя СМИ. Обычный зритель воспринимает журналистику как мужскую профессию. Циничный, подлый и невежливый герой становится в ней ключевой фигурой.  Герой Джеймса Франко – Дейв Скайларк из рассмотренного нами фильма «Интервью» таким и является. Он груб, любит алкоголь, не брезгует наркотиками, половыми связями, циничен и делает все, чтобы спасти свою пятую точку. От этого и восприятие в нашем разуме образа журналиста, как образа исключительно мужской профессии.

 Известен еще один образ – авантюриста, неугомонного охотника за фактами. Он свободно думает, свободно выражает свое мнение и часто пишет тексты под влиянием алкоголя. Он ясно, без прикрас воспринимает окружающий мир, дает адекватную оценку человеческим действиям и наблюдает за происходящим со стороны, даже если он включен в процесс.   Примером служит фильм с Джонни Деппом в главной роли – «Ромовый дневник», созданный по роману Хантера Томпсона, основателя гонзо-журналистики.

Кроме того, в фильмах часто фигурируют следующие характеристики журналистской деятельности: не имеет личной жизни,  работает круглосуточно, разговорчив, имеет влиятельных знакомых,  общителен,  сует нос не в свое дело, часто врет,  этика ему ничего не говорит, много путешествует,  любопытен, коррумпирован,  много курит,  скучный и т.д.  И все сводится к тому, что он и вовсе дилетант.

С точки зрения гендера мужчин-журналистов в фильмах изображают гораздо чаще, чем женщин. Если все же в фильме фигурирует феминный персонаж, то он приобретает определенные маскулинные черты: сила воли, выдержка, хорошая физическая подготовка, игнорирование некоторых предписаний для достижения своей профессиональной цели, амбициозность, упрямство.

Журналист в лентах обычно обладает рядом устойчивых характеристик:

патриотизм, желание любой ценой достичь истины, эгоизм, склонность к вредным привычкам, профессиональная хитрость. Часто в фильмах изображают то, как герои нарушают определенные журналистские стандарты, однако часто это оправдано для достижения конечного результата и разоблачения преступника, нахождение истины. Кроме того, в фильмах часто можно наблюдать изображения определенных журналистских методов, приемов, жанровых элементов.

 В социальном кино можно обнаружить немало журналистских методов, которые воспроизводят определенные проблемы общества, его потребности, существующие сейчас. В основном они обращают внимание общества на те или иные негативные явления в нем, дают их характеристику и побуждают зрителей к действиям, пробуждают чувство эмпатии и некоторой вины, лежащей на человечестве. Таким образом фильм становится интертекстуальным. Поэтому образ журналиста в современном кинематографе неоднозначен. Это может быть как мужчина, так и женщина; он может заниматься разными видами журналистики (от работника желтой прессы и до военного журналиста); может

быть переосмыслен как в комическом, так и в трагическом ключе; может быть

социально успешным или же не иметь достаточного количества общественных связей; быть как профессионалом, так и начинающим.

 В современном кино, безусловно, отражены гендерные стереотипы. Гендерные стереотипы схематичны и развиваются вместе с другими социальными идеями и нормами, но все же они устойчивы. Некоторые фильмы показывают мужчин и женщин такими, какими их привыкло видеть общество: мужская сила, рациональность и логика против женской слабости, чувственности и интуиции; другие показывают, насколько разнообразным может быть человек и что не существует таких рамок, в которые его можно было бы поместить.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 309; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.21.5 (0.006 с.)