Ударение в именах существительных 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ударение в именах существительных



Часть 3. РЕЧЕВЫЕ НОРМЫ

ОРФОЭПИЧЕСКИЕ НОРМЫ

(НОРМЫ УДАРЕНИЯ И ПРОИЗНОШЕНИЯ)

Всё многообразие акцентных и произносительных вариантов не укладывается в простое противопоставление “норма – не норма”. Поэтому для адекватного отражения реальных языковых фактов в орфоэпических словарях введена система нормативных и запретительных помет:

Шкала норма- баржá и     бáржа – варианты равноправны тивности:        творóг и доп. твóрог – первый вариант – основ-

                                                              ной, второй – допускается,

                                                             но как менее желательный

Шкала запре - каталóг! не рек. катáлог –  не рекомендуется

тительных        кýхонный! неправ. кухóнный – неправильно

помет:      шофёр! грубо неправ. шóфер  – грубо неправильно 

ТЕСТЫ, ВХОДЯЩИЕ В ДАННЫЙ РАЗДЕЛ, СЛЕДУЕТ ВЫПОЛНЯТЬ ТОЛЬКО С ПОМОЩЬЮ ОРФОЭПИЧЕСКОГО СЛОВАРЯ!

НОРМЫ УДАРЕНИЯ

Ударение в наречиях

Запомните ударение в наречиях: добела́, дотемна́, до́чиста, зави́дно, задо́лго, из́давна, из́дали, ина́че и и́наче, искони́, и́сподволь, испоко́н, и́сстари, мастерски́, наве́рх, надо́лго, на́искось, неподалёку, одновре́менно и одновреме́нно, поедо́м, поутру́, стори́цею, то́тчас.

ТЕСТ 20. Отметьте нарушения норм ударения.

1. играть ма́стерски                   6. ина́че нельзя 

2. вернуть стори́цею                 7. приехать издалека́

3. поедо́м есть                            8. готовиться за́долго 

4. увидеть ме́льком                   9. тотча́с уйти

5. было зави́дно                       10. и́сстари ведётся

 

Обобщающие тесты

ТЕСТ 21. Отметьте нарушения норм ударения.

1. зво́нишь                                  6. пра́вы

2. сти́ральный                            7. облегчи́ть

3. положи́л                                 8. обеспече́ние

4. догма́т                                     9. запломбирова́ть

5. вклю́чите                              10. и́наче

ТЕСТ 22. Отметьте нарушения норм ударения.

1. бро́ня на места в парте́ре     6. осве́домиться о времени

2. мыта́рства простолюди́на    7. включи́шь в план

3. медика́менты заве́зены         8. диало́г с духовнико́м

4. время отро́чества                  9. укра́инский алфави́т

5. обеспе́чение то́ртами        10. совестли́вый свидетель

ТЕСТ 23. Отметьте нарушения норм ударения.

1. крепок как креме́нь               6. при́бывшие на тамо́жню

2. изба́лованное дитя                7. языковы́е факты

3. ша́рфы и ба́нты                      8. суп из ща́веля

4. преми́руем лучших              9. алфави́тный катало́г

5. тигро́вая шкура                   10. костюми́рованные балы́

ТЕСТ 24. Отметьте нарушения норм ударения.

1. отделение новоро́жденных 6. хода́тайствовать о льготах

2. то́рты в кулина́рии               7. обеспе́чение медикаме́нтами

3. зна́мение времени                 8. облегчи́ть участь

4. исподво́ль делалось            9. экипирова́ть команду        

5. мотивирова́ть поступок     10. поло́жить на место

ТЕСТ 25. Отметьте нарушения норм ударения.

1. преми́рованный отдел          6. лга́ла друзьям

2. лекция начата́                        7. избра́ла профессию

3. урок нача́лся                          8. опто́вые поставки

4. проблема снята́                      9. места в парте́ре

5. вечером за́нята                    10. свой досу́г

ТЕСТ 26. Найдите третье лишнее.

1. а) некроло́г        б) непри́язнь        в) духовни́к

2. а) христиа́нин    б) танцо́вщик      в) простолюди́н

3. а) углуби́м         б) дару́ем             в) принуди́м

4. а) жалюзи́          б) ку́хонный        в) допризывни́к

5. а) цеме́нт            б) а́гент                 в) коры́сть

 

НОРМЫ ПРОИЗНОШЕНИЯ

Произношение гласных звуков

Произношение ударной гласной, обозначаемой на письме «Е», характери­зуется вариативностью.

[Э] звучит в словах: аф е ра, бесхреб е тный, быти е (философ. термин) и быти ё (жизнь), голов е шка, гренад е р, жити е, з е в, иноплем е нный, кр е стный (ход), многож е нец, недоум е нный, оп е ка, ос е длость, ос е длый, правопре е мник, соврем е нный, хреб е т, яр е м, ячм е нный.

[О] звучит в словах: гравёр, жёлоб, жёрнов, издёвка, коммивояжёр, манёвр (доп. ман е вр), недооценённый, новорождённый, осуждённый, внесённый, переведённый, осётр, остриё, побасёнка, полёгший, привёзший, свёкла, смётка, шёрстка, щёлка.

ТЕСТ 27. Отметьте слова, в которых на месте подчеркнутых гласных произносится О.

1. новорожд е нный                    6. остри е

2. щ е лка                                      7. аф е ра

3. оп е ка                                       8. св е кла

4. ос е тр                                        9. хреб е т

5. ячм е нный                             10. одноим е нный

ТЕСТ 28. Отметьте нарушения орфографических и произносительных норм.

1. гладкошёрстный                   6. найдённый

2. с издёвкой                              7. залёживаться

3. единоплемённый                   8. недоумённо

4. мёртвенный                            9. неподалёку

5. законноро́жденный            10. много ведер

ТЕСТ 29. Отметьте нарушения орфографических и произносительных норм.

1. непроторённый                     6. повторённый

2. пёрышко                                 7. заме́ненный

3. никчёмный                             8. привлёкший

4. повто́рен                                 9. стремя

5. осетровый                            10. принесший

ТЕСТ 30. Отметьте нарушения орфографических и произносительных норм.

1. ретушёр                                  6. сорокаведёрный

2. единовременное пособие    7. совершённый побег

3. хозяин со сметкой                 8. стрекот

4. соплеменник                          9. сметливый

5. совершенный вид               10. клест (птица)

ТЕСТ 31. Отметьте нарушения орфографических и орфоэпических норм.

1. уведомлен                              6. совершённое открытие

2. кричит как оглашенный       7. истекший год

3. уведомлённый                       8. совершенное пение

4. оглашённый указ                  9. истёкший кровью

5. желчный                               10. осужденный

ТЕСТ 32. Отметьте нарушения орфографических и орфоэпических норм.

1. дарёный                                  6. заторможённый

2. заём                                          7. омоложённый

3. двоеженец                              8. истёкший век

4. засорённый                             9. житьё-бытьё

5. заворожённый                     10. маневренный

МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ

Формы склонения

М.р. им. пад. мн.ч.
               -ы(-и)                                     -а(-я) бухгалтеры    векторы         борта                векселя возрасты        выговоры       доктора            катера гербы             инженеры      купола             окорока дёсны             месяцы          округа              ордера лекторы         порты             отпуска            паспорта то́рты             шофёры         повара              сторожа   Допускается: джемперы и джемпера (разг.)                 договоры и договора (разг.)                                  свитеры и свитера (разг.) Следует различать формы по значению:          корпусы (туловища)      корпуса (здания)      пропуски (отсутствие)      пропуска (документы)               счёты (взаимные)      счета (документы)                 тоны (звуковые)      тона (цветовые)      тормозы (препятствия)      тормоза (механизмы)                 хлебы (печёные)      хлеба (на корню)

ТЕСТ 53. Отметьте слова, имеющие окончания -ы(-и) в форме
им. пад. мн.ч.

1. оратор                                     6. крем

2. автор                                       7. ястреб

3. договор                                   8. инженер

4. паспорт                                   9. выбор

5. клапан                                   10. ректор

ТЕСТ 54. Отметьте нарушения норм употребления имён существительных.

1. Вы поёте на разные тона.

2. В совещании участвовали ректоры многих вузов.

3. Трюма судов переполнены рыбой.

4. Инженера нашего завода работают над усовершенствованием измерительных приборов.

5. В углу висели образы.

ТЕСТ 55. Отметьте нарушения норм употребления имён существительных.

1. Прожекторы с кораблей освещали побережье.

2. Наташа умела готовить вкусные супы.

3. При входе необходимо предъявлять пропуски.

4. Редакторы областных газет съехались на семинар.

5. Особенно выразительны в этом произведении образы богатырей.


М.р. род. пад. мн.ч.

Сущ., обозначающие: полное окончание нулевое окончание
фрукты, овощи абрикосов  —
  апельсинов  —
  баклажанов доп. баклажан
  помидоров  —
единицы измерения гектаров  —
  граммов грамм (разг.)
  килограммов килограмм (разг.)
парные предметы  —  ботинок, сапог
  носков  —
   — чулок
национальности  — башкир, грузин,
   — татар, турок
  таджиков, чеченцев       —
 др. существительные банкнотов банкнот
  рельсов рельс
   — солдат, партизан

ТЕСТ 56. Отметьте слова, имеющие окончание -ов в форме род. пад. мн. ч.

1. ботинки                                   6. негры

2. цыгане                                     7. баклажаны

3. чулки                                       8. калмыки

4. румыны                                   9. томаты

5. партизаны                             10. таджики

ТЕСТ 57. Отметьте нарушения норм употребления падежных форм существительных.

1. взвод солдат                          5. полк гусар

2. валенков не катают               6. пара погон

3. пять мандарин                       7. килограмм абрикос

4. полчища татаро-монголов  8. связка бананов

Ж.р. и ср.р. род. пад. мн.ч.

полное окончание нулевое окончание
долей, доньев, кеглей, клипсов платьев, устьев, шильев   простыней свечей басен, блюдец, вафель, дел зеркалец, кочерёг, кушаний, мест туфель, яблонь просты́нь свеч (игра стоит свеч)

Род имён существительных

 

Несклоняемые существительные относятся

 

к ср. роду:

авто, алиби

бра, метро                неодуш.сущ.

меню, такси             на гласный

шоссе           

к муж. роду:

атташе, конферансье лица муж.

маэстро, импресарио пола

шимпанзе, кенгуру     животные

пони, колибри             птицы

Кроме: иваси, цеце (жен. р.)

Кроме:
кофе (м. и доп. ср. р.)

кольраби, салями, авеню (ж. р.)

 

Но сравни:

 
    Кенгуру несла в сумке кенгурёнка.  
    Шимпанзе кормила детёныша.  

ТЕСТ 60. Отметьте нарушения норм употребления имён существительных.

1. серый кенгуру                       5. пёстрое какаду

2. ловкий шимпанзе                  6. старая такси

3. маленький пони                     7. солидный атташе

4. коварный цунами                  8. новая бра

Род определяется:

у географических названий – по родовому слову
(Сочи – город – м. р., Миссури – река – ж. р., Онтарио – озеро – ср. р.);

у аббревиатур – в основном по опорному слову
(МВД – ср. р., ГУМ – м. р., СНГ – ср. р. Ср.: вуз – м. р.);

у составных слов – как правило, по родовому признаку наиболее значимого слова (театр-студия – м. р., кресло-кровать –ср. р., крем-краска – ж. р.).

 

ТЕСТ 61. Отметьте нарушения норм употребления имён существительных.

1. ООН предложил закон        5. гостеприимный Тарту

2. солнечное Баку                     6. Гаити расположено

3. диван-кровать стояла           7. вагон-гостиница закрыт

4. древние Кижи                        8. вуз объявил набор

 

Запомните!

cущ. жен.р.: коленка, плацкарта, тапка, тапочка, ту́фля;

сущ. муж.р.: бланк, овощ, рельс, рояль, толь, тюль, шампунь;

сущ. ср.р.: повидло, яблоко

Допускается:     банкнот и банкнота

                                     вольер и вольера

                                                    жираф и жирафа

                                                заусе́нец и заусе́ница

                                                  клавиш и клавиша

                                          ставень и ставня

 

ТЕСТ 62. Отметьте слова, относящиеся к существительным муж. р.

1. толь                                         6. шампунь

2. вуаль                                       7. ковыль

3. рояль                                       8. табель посещаемости

4. бандероль                               9. лебедь

5. мозоль                                  10. табель о рангах

Сравните употребление существительных общего рода:

Ира – известн ая неженка.           Юра – известн ый неженка.

Как ая ты невежда, Аня!              Как ой ты невежда, Олег!

Был а у меня знаком ая –              Был у меня знаком ый

необыкновенн ая лакомка.          необыкновенн ый лакомка.

Обобщающие тесты

ТЕСТ 63. Отметьте существительные ср.рода.

1. конферансье                           6. меню

2. мадам                                      7. Баку

3. кенгуру                                   8. кафе-бар

4. Миссисипи                             9. МВД

5. такси                                      10. роман-газета

ТЕСТ 64. Отметьте правильные формы им. падежа.

1. а) рельс                                   б) рельса

2. а) бронь                                  б) броня

3. а) плацкарт                             б) плацкарта

4. а) простынь                            б) простыня

5. а) туфель                                б) туфля

6. а) банкнот                              б) банкнота

7. а) киоск                                   б) киоска

8. а) повидло                              б) повидла

9. а) тапочка                               б) тапочек

10. а) желатин                              б) желатина

ТЕСТ 65. Отметьте правильный вариант.

1. Мне дали путёвку в [а) санаторию, б) санаторий].

2. Подайте мне, пожалуйста, [а) бланк, б) бланку].

3. На постоянную работу требуются квалифицированные [а) токаря, б) токари].

4. Водить автобусы по горным дорогам могут только опытные [а) шофёры, б) шофера].

5. Кенгуру [а) несла, б) нес] кенгурёнка.

6. Из печи достали [а) вкусное, б) вкусный] хлебушко.

7. В четверг [а) мой, б) моё] день рождения.

8. На зиму нужно заготовить десять банок [а) томатов, б) томат].

9. Алёша – [а) большая, б) большой] задира.

10. Туристов привлекает [а) солнечный, б) солнечное] Дели.

ТЕСТ 66. Отметьте нарушения речевых норм.

1. Петя – ужасная неряха.

2. Мою голову шампунью.

3. Брелоки с браслета были сняты.

4. У чемодана несколько доньев.

5. В корзине уже лежало несколько испорченных бюллетней.

6. Сколько время?

7. Мне надо купить 5 килограммов апельсинов и три – помидоров.

8. При подписании договора присутствовали директора обоих предприятий.

9. Живописное Онтарио привлекает много туристов.

10. К этому рукаву неправильно пришита манжета.

Употребление кратких форм

Только краткая форма прилагательного, употребляясь в роли сказуемого, может иметь зависимые слова. Употребление полной формы прилага­тельного в функции сказуемого при наличии зависимого слова ведёт к ошибке: Мой ребёнок больной ангиной. Следует употреблять: Мой ребёнок болен ангиной.

ТЕСТ 67. Отметьте нарушения норм употребления имён прилагательных.

1. Мы готовы к отъезду.

2. Мой ребёнок склонный к простуде.

3. Наш край богатый талантами.

4. Мальчик способен к математике.

5. Она была слаба здоровьем.

Формы склонения

При склонении составных количественных (сколько?) числительных должны изменяться все компоненты, входящие в их состав;

при склонении составных порядковых (который?) числительных – только последнее слово. Ср.: (ско́лькими?) шестьюстами пятьюдесятью тремя и в (которой?) двести четырнадцатой комнате.

Запомните формы косвенных падежей некоторых числительных!

И. Р. Д. В. Т. П. два двух двум два(-ух) двумя двух четыре четырёх четырём четыре(-ёх) четырьмя четырёх восемь восьми восьми восемь восьмью восьми триста трёхсот трёмстам триста тремястами трёхстах тысяча тысячи тысяче тысячу тысячью тысяче

 

И.-В. Р.Д.Т.П. сорок сорока девяносто девяноста сто ста полтора(-ы) полутора полтораста полутораста

              

ТЕСТ 72. Отметьте нарушения норм склонения числительных.

И.-В. 1.                         восемьдесят 2.  сорок девять  3. триста двенадцать

Р.   восьмидесяти    сорока девяти  триста двенадцати

Д.  восьмидесяти    сорока девяти  триста двенадцати

Т.   восьмидесятью сорока девятью триста двенадцатью

П.  о восьмидесяти сорока девяти  трёхстах двенадцати

И.-В. 4.                         восемьсот шестьдесят семь                  5. сто сорок девятый

Р.   восьмисот шестидесяти семи          ста сорока девятого

Д.  восьмистам шестидесяти семи       ста сорока девятому

Т.   восьмьюстами шестьюдесятью семью ста сорока девятым

П.  о восьмистах шестидесяти семи     о ста сорока девятом

И.-В. 6. две тысячи шестьсот двадцать            7. двести восемнадцатая

Р.     двух тысяч шестисот двадцати                двести восемнадцатой

Д.    двум тысячам шестистам двадцати        двести восемнадцатой

Т.     двумя тысячами шестьюстами двадцатью двести восемнадцатой

П. двух тысячах шестистах двадцати                  двести восемнадцатой

 

ТЕСТ 73. Отметьте нарушения норм склонения числительных.

1. в ста сорока девятой аудитории 5. на шестьсот тысячах гектарах

2. в двести восемнадцатой комнате 6. с восьмистами школьниками

3. на четыреста первой странице    7. в восьмидесяти пяти метрах

4. в триста пятидесятом номере     8. к ста семидесяти миллионам

УПОТРЕБЛЕНИЕ МЕСТОИМЕНИЙ

Образование форм местоимений

Перед   После      Начальное Н           Примеры
     – без, в, для                                            без него, для неё он до, за, из                                к, с, у...                 добавляется         она – впереди, вокруг                                  впереди неё      возле, около...                                               оно – благодаря                                            благодаря ему      наперекор...                     они – сущ. + предлог      не добавляется  в противовес им      – сравнит. ст.                                         лучше его   Правильно образуйте форму притяжательных местоимений 3 л. мн.ч.: их (не ихний), его (не евонный) и т.п. Запомните! И. Ско́лько?                        В. Ско́лько? Р. Ско́льких?                      Т. Ско́лькими? Д. Ско́льким?                      П. О ско́льких?

ТЕСТ 79. Отметьте словосочетания, в которых добавление начального Н к местоимению не требуется.

1. подошёл к _ему                         6. вокруг _её

2. больше _его                               7. мимо _ их

3. впереди _их                                8. около _его

4. благодаря _ему                          9. наперекор _ему

5. ушёл без _их                              10. за _ими

ТЕСТ 80. Отметьте нарушения норм образования местоимений.

1. Их усердие достойно восхищения.           

2. Пойдём мимо ихних ворот!         

3. Скольки карандашей не хватает?               

4. Деньги лежали в его сумке.

5. Брат решает задачи лучше его.

6. У неё много работы.

7. В ско́льких городах побывали?

8. Дети от её не отходят.

 

УПОТРЕБЛЕНИЕ ГЛАГОЛОВ

Образование форм глаголов

Ошибочными являются формы: Следует употреблять:
– 1 л.ед.ч. от некот. глаголов с основами на черед. гласные: ощутить, победить, пылесосить, убедить, чудить (ошибочно: пылесошу); – описательные формы       (чищу пылесосом, одержу победу, смогу убедить);
– 3 л. ед.ч. (ошибочно: полоскает, плескает, сыпет, чишет, щипет); – полощет, плещет, сыплет, чихает, щиплет;
– бесприставочных глаголов прош. вр. с суффиксом -ну- (ошибочно: мокнул); – мок, сох;
– бесприставочных глаголов с корнем -лож- (ошибочно: ложить); – класть, положить;
– некоторых глаголов с -ся (ошибочно: стираться, играться, полоскаться); – стирать, играть, полоскать;
– некоторых глаголов повелительного наклонения (ошибочно: положь, едь). – положи, поезжай.

ТЕСТ 84. Отметьте нарушения норм образования форм глагола.

1. смогу победить                     4. часто чишет

2. махает руками                       5. сох на солнце

3. укласть вещи                         6. буду полоскаться

Различайте!

Глаголы с чередованием о-а в корне

-О-                                      -А-

захл о пывать, озаб о чивать               загот а вливать, застр а ивать

опор о чивать, отср о чивать               облагор а живать, осп а ривать

приур о чивать, узак о нивать            удв а ивать, удост а ивать

-О- // -А-

забол о чивать – забол а чивать

запод о зривать – запод а зривать

сосредот о чивать – сосредот а чивать

обусл о вливать – обусл а вливать

ТЕСТ 85. Отметьте правильные формы глагола.

1. а) обусловливать                      б) обуславливать

2. а) сосредоточивать                   б) сосредотачивать

3. а) уполномочивать                   б) уполномачивать

4. а) узаконивать                           б) узаканивать

5. а) оплочено                                б) оплачено

При употреблении глаголов с суффиксом -ся иногда возникает двусмысленность: Студенты направляются в школы для прохождения практики. Неясно, сами ли они направляются или их направляют. Следует употребить: Студенты направлены в школы для прохождения практики.

ТЕСТ 86. Отметьте нарушения норм употребления глаголов.

1. Не ложи книги на полку.

2. Они хочут идти в театр.

3. Продолжали вестись исследования в области теории поля.

4. Я надел пальто и вышел на улицу.

5. Создаётся впечатление, что журналисты хотят показать свою осведомлён­ность.

6. Поезжай на море!

7. Пошлите в кино!

8. В субботу я буду стираться.

9. Небо охватывается заревом.

10. Без воды цветы сохнули в вазе.

ТЕСТ 87. Отметьте нарушения норм употребления глаголов.

1. Где вы слыхали об этом?

2. Куда же я положи́ла свою книгу?

3. Бывайте здоровы!

4. Машина за машиной подходили и нагружались овощами.

5. Когда кот хочет есть, он мяукает.

6. Если так будет продолжаться, я очутюсь в затруднительном положении.

7. На нашей улице часто ездиют машины.

8. Я пока, пожалуй, пол пропылесошу.

9. Может, тебе лучше постелиться и лечь?

10. Помоги мне одеться.

 

УПОТРЕБЛЕНИЕ ПРИЧАСТИЙ

Смешение возвратных и невозвратных причастий ведёт к ошибке: Федеральные войска, сражающие (вм. правильной формы: сражающиеся) на улицах Грозного, отбили здание комендатуры.

Смешение действительных и страдательных причастий ведёт к ошибке: Девочка, воспитывающаяся (вм. правильной формы: воспитываемая) бабушкой, учится хорошо.

Запомните:

– отсутствуют формы причастий на - щий от глаголов совершенного вида, а также причастий с частицей бы (нельзя употреблять: сделающий, вздумающий; вызвавшее бы возражение);

– литературными являются формы причастий: забредший, приобретший, приплётший, вышибленный, заклеймённый, изрешечённый, обезопасенный, пронзённый, спелёнатый и спелёнутый;

– бесприставочные глаголы с суффиксом -ну- сохраняют его и в причастиях (глох­нувший, липнувший), а приставочные – теряют (оглохший, прилипший).

ТЕСТ 90. Определите, какие ошибки (а) использование неправиль-ных форм причастий; б) смешение возвратных и невозвратных причастий) допущены при использовании причастий в следующих предложениях:

1. Трудно найти студента, согласившегося бы писать курсовую на эту тему.

2. Ученик, напишущий изложение без единой ошибки, получит высокую оценку.

3. В деле не было материалов, засвидетельствовавших бы его причастность к случившемуся.

4. В следующем туре соревнований будут участвовать спортсмены, сумеющие пробежать стометровку менее чем за десять секунд.

5. Пленники, попытающиеся убежать, будут жестоко наказаны.

6. Фрукты нового урожая, отправляющиеся с юга, поступают в промышленные центры страны.

7. Колыхающее пламя отражается в воде.

8. Коровы, отправляющиеся на убой, громко мычали.

9. В центре повести представитель нарождающего класса буржуазии.

10. Задание, выполняющееся нами, не вызывает затруднений.

УПОТРЕБЛЕНИЕ ДЕЕПРИЧАСТИЙ

Запомните:

– литературными являются формы деепричастий на (не на -вши): встретив, купив, подумав, сняв (не встретивши, купивши);

– из вариантов: высунув – высуня, положив – положа, разинув – разиня, скрепив – скрепя, сломив – сломя – литературными являются первые формы; вторые формы устарели и сохраняются лишь во фразеологических сочетаниях (скрепя сердце, положа руку на́́ сердце).

 

ТЕСТ 91. Отметьте правильный вариант.

1. а) скрестивши                            б) cкрестив

2. а) вспомня                                  б) вспомнив

3. а) приложа                                 б) приложив

4. а) скрепя                                     б) скрепив

5. а) спустив                                   б) спустя

6. а) купивши                                 б)  купив

 

Обобщающий тест

ТЕСТ 92. Отметьте ошибки в образовании и употреблении форм причастий и деепричастий.

1. И только присмотрясь внимательно, я заметил в его глазах усталость.

2. Вспоминаю выступление фронтовой концертной бригады, состоявшей из артистов Мурманского драмтеатра.

3. Волею случая герой повести знакомится с мэром и получает давно мечтаемую должность.

4. Я это плохо помню, потому что был выпивши.

5. А.Твардовский, удачно использовав метафоры, придал языку поэмы особую выразительность.

6. Особенно бросающими в глаза являются эпитеты.

7. Ученики, напишущие плохо домашнее сочинение, должны будут его переписать.

8. Каждый студент, пожелавший бы сдавать экзамены досрочно, должен подать заявление в деканат.

9. Нисколько не стараясь узнавать окрестные места, я пошёл прямо по звёздам.

10. Люди, встретившиеся нам, приехали в эти края недавно.

УПОТРЕБЛЕНИЕ НАРЕЧИЙ

Запомните!

Ошибочным является употребление наречий: вовнутрь (вм. внутрь), навряд ли (вм. вряд ли), напо­по­лам (вм. пополам), взаправду (вм. вправду) и др.

ТЕСТ 93. Отметьте нарушения норм употребления наречий.

1. Дверь открывается вовнутрь.

2. Дверь открывается внутрь.

3. Герой взаправду любит его.

4. Герой действительно любит его.

5. Он разрезал яблоко напополам.

6. Он работает за бесплатно.

7. Вряд ли я его там увижу.

8. Такое платье мне даром не нужно.

ТЕСТ 94. Отметьте нарушения норм употребления наречий.

1. Я вчера дежурила заместо Петрова.

2. Я вчера дежурила вместо Петрова.

3. Навряд ли мы ещё встретимся.

4. В этом году мы нарядили ёлку красивше.

5. Дочь это сделала втихаря.

6. Мы к переезду завсегда готовы.

7. Ты зазря Лёшу обидела.

8. Ты формулируешь выводы слишком общо.

 

СИНТАКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ

НОРМЫ УПРАВЛЕНИЯ

Управление – вид подчинительной связи, при которой зависимое слово ставится в определённой падежной форме без предлога (беспредложное управление) или с предлогом (предложное управление). В случае неправильного выбора падежной формы или предлога возникает ошибка: уверенность в побед у, вера в побед е. Следует употреблять: уверенностьв побед е, вера в побед у.            

Беспредложное управление

Нельзя путать беспредложные сочетания с предложными:

оперировать чем-н. – работать с чем-н.,

рассержен чем-н.– рассердиться на что-н.,

различать что-н. и что-н. – отличать что-н. от чего-н.,

свойственный чему-н. – характерный для чего-н.,

уделять внимание чему-н. – обращать внимание на что-н.

Предложное управление

Следует правильно выбирать предлоги в словосочетаниях:

беспокоиться о ком-н. – тревожиться за кого-н.,

похожий на кого-н. – сходный с кем-н.,

превосходство над чем-н. – преимущество перед чем-н.,

предостеречь от чего-н. – предупредить о чём-н.,

уверенность в чём-н. – вера во что-н.,

упрекать в чём-н.– порицать за что-н. – осуждать за что-н.

ТЕСТ 99. Отметьте правильный вариант.

1.                            уверенность        а) в победу   б) в победе

2.                            вера                       а) в победу   б) в победе

3.                            рецензия               а) на книгу    б) о книге

4.                            отзыв                    а) о спектакле б) на спектакль

5.                            преимущество натуральных тканей

                                  а) над                    б) перед        
                               синтетическими     синтетическими

6.                            точка зрения        а) на события б) о событиях

7.                            беспокоиться      а) за сына б) о сыне

8.                            тревожиться        а) за сына б) о сыне

9.                            страдать               а) на неудобства    б) из-за неудобств

 10. внимательно относиться

                                  а) к животным     б) с животными

ТЕСТ 100. Отметьте правильный вариант.

1. предостеречь [а) от, б) об] опасности

2. наблюдать [а) над, б) за] движением планет

3. соревноваться [а) на первенство, б) за первенство] школы

4. уверять [а) о, б) в] необходимости

5. тосковать [а) о близких, б) по близким]

6. содрогаться [а) над ужасом, б) от ужаса]

7. обвинить [а) за грехи, б) в грехах]

8. раздумья [а) о, б) по] судьбе

9. убедить [а) о, б) в] необходимости учиться

10. просить помощи не [а) от, б) у] кого

Употребление предлогов

Предлоги благодаря, согласно, вопреки, наперекор употребляются с дательным (не родительным!) падежом имени: согласно расписани ю, вопреки предсказани ю (ошибочно: согласно расписани я, вопреки предсказани я).

Запомните!

            По приезд е                  По выполнени и

            По отъезд е      не –у   По окончани и   не –ю

            По приход е                 По заключени и

Предлог по может употребляться с местоимениями 1-го и 2-го лица в форме предложного пад.: скучаю по вас, стреляли по нас (доп.: скучаю по вам, стреляли по нам).           

ТЕСТ 101. Отметьте нарушения норм употребления предлогов.

1. благодаря ходатайству        5. по приходу на работу

2. вопреки предчувствию        6. по прибытию в Москву

3. согласно предписания          7. по истечению срока

4. наперекор судьбы                 8. по возвращении домой

При выборе производного предлога следует учитывать присущие ему оттенки значения. Если не учтены значения предлогов, то возникают ошибки: Вследствие предстоящих ремонтных работ движение городского транспорта через северную дамбу будет закрыто (ремонтные работы ещё предстоят и последствий иметь не могут); Благодаря непогоде урожай не убран вовремя (использованный предлог не утратил связи с глаголом благодарить). Следует употреблять: Ввиду предстоящих ремонтных работ движение городского транспорта через северную дамбу будет закрыто. Из-за непогоды урожай не убран вовремя.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 439; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.150.55 (0.295 с.)