Правовое регулирование государственного и муниципального долга и кредита. Государственный кредит 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правовое регулирование государственного и муниципального долга и кредита. Государственный кредит



Особенной частью государственных финансов выступают денежные отношения, которые составляют содержание государственного кредита. Государственные кредитные отношения возникают в связи с мобилизацией временно свободных денежных средств предприятий, организаций и населения и их передачей во временное пользование органам государственной власти для обеспечения финансирования государственных расходов.

Привлечение государством временно свободных денежных средств как юридических, так и физических лиц осуществляется через продажи на финансовом рынке облигаций, казначейских обязательств, а также других видов государственных ценных бумаг.

Государственный кредит играет особенную роль в укреплении экономики и ее финансовом оздоровлении. С его помощью ресурсы, которые аккумулируются на финансовом рынке, направляются на финансирование потребностей экономического и социального развития путем финансирования специальных долгосрочных программ. Государственные кредитные ресурсы позволяют покрывать бюджетный дефицит. Способствуя оттоку денег из обращения, Государственный кредит смягчает остроту проблем в сфере денежного обращения.

Когда привлечённый капитал вложен эффективно, то займы погашаются доходами, а если неэффективно, то возрастают налоги или привлекаются новые займы. Размещение новых заимствований с целью снижения задолженности ранее выпущенных есть рефинансирование государственного долга. Чем выше доходность государственных займов для инвесторов, тем больше доходов направляется на их погашение. Чем выше величина государственного долга, тем выше нагрузка на его обслуживание.

Реализация фискальной функции госкредита ведет к образованию государственного долга.

Регулирующая функция государственного кредита реализуется влиянием на следующие элементы финансовой системы:

-на механизм денежного обращения;

-на величину ставок на кредитном рынке;

-на другие макроэкономические показатели.

Предлагая займы, государство сжимает на них их спрос и перераспределяет денежные средства с других сегментов финансового рынка.

Став заемщиком, государство стимулирует спрос на заемные средства и повышает кредитную ставку. Увеличивая предложение на финансовом рынке путем предоставления ссуд, государство регулирует денежную массу в обращении, а так же платежеспособный спрос.

Формы государственного кредита:

-государственные займы; 

-безоблигационные займы и кредиты;

-бюджетные ссуды и кредиты;

-гарантированные займы.

Экономическая основа государственного кредита:

-добровольность;

-возвратность;

-платность;

-использование на общегосударственном уровне по конкретным направлениям.

 

Схема №3


Образование государственного долга
Экономические результаты

 
Выравнивание макроэкономических показателей

 


Схема №4

 

 


Государственный долг

Государственный долг - это долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами и международными организациями.

В качестве обеспечения государственного долга выступают все активы, которыми владеет Российской Федерации: национальная валюта, валютные ценности, ценные бумаги и депозиты.

Федеральное Собрание Российской Федерации является высшим органом управления государственным долгом. Оно имеет исключительное право устанавливать максимальные размеры привлечённых средств для финансирования бюджетного дефицита, а так же для кредитования за счет средств бюджета.

С целью организации управления внутренними и внешними заимствованиями Правительством Российской Федерации разрабатываются две программы: программа государственных внешних заимствований и программа государственных внутренних заимствований. Они содержат исчерпывающий перечень заимствований на очередной финансовый год, цели, источники заимствований, а также сроки их возврата.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ, Банк России является генеральным агентом по обслуживанию государственного внутреннего долга на безвозмездной основе.

Государственные долговые обязательства составляют государственный долг и являются элементом фондового рынка в виде государственных долговых ценных бумаг. Государственные долговые ценные бумаги выпускаются чаще всего в виде государственных облигаций.

Внешний долг - это обязательства перед нерезидентами, выраженные в иностранной валюте.

Внутренний долг составляют обязательства перед резидентами, выраженные в рублях.

Формы долговых обязательств Российской Федерации:

-государственные ценные бумаги;

-кредитные соглашения, подписанные от имени Российской Федерации с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;

-договоры о предоставлении государственных гарантий;

Управление государственным долгом является компетенцией Правительства Российской Федерации.

Максимальные объемы государственного внутреннего и внешнего долга определяются законом о федеральном бюджете на очередной год. В статье 106 Бюджетного кодекса РФ определён предельный объем государственных внешних заимствований, который не должен превышать годовой объем платежей по обслуживанию и погашению государственного внешнего долга.

Правительством принимается решение об эмиссии государственных ценных бумаг в строгом соответствии с предельными объемами как дефицита бюджета и государственного долга. Объём эмиссии устанавливается в соответствии с законом о бюджете и Программой внутренних заимствований.

Государственная гарантия является способом обеспечения обязательств, где Российская Федерация является гарантом перед третьими лицами. При этом оформляется письменное обязательство отвечать за его исполнение лицом, получившим гарантию.

 

Закон о федеральном бюджете определяет максимальный размер суммы государственных гарантий. Их общая сумма, выраженная в рублях, входит в состав государственного внутреннего долга, а выраженная в иностранной валюте, входит в состав государственного внешнего долга.

Методы управления государственным долгом:

1. Рефинансирование. Это погашение старой государственной задолженности путем выпуска новых займов.

2. Реструктуризация долга. Это погашение долговых обязательств и одновременно осуществление других долговых обязательств, в объемах погашаемых долговых обязательств с установлением других условий обслуживания долговых обязательств и сроков их погашения. Бюджетный кодекс Российской Федерации допускает возможность реструктуризации долга с частичным списанием (сокращением) суммы основного долга.

3. Унификация. Это объединение нескольких займов в один.

4. Конверсия государственного займа. Это изменение первоначальных условий займа по доходности, как правило, со снижением ставки процента;

5. Конверсия внешнего долга. Это средство сокращения внешнего долга путем выполнения долговых обязательств перед кредиторами передачей им векселей и акций в национальной валюте;

6. Отсрочка погашения займа.

7. Новация. Это замена первоначального обязательства между сторонами другим обязательством между этими же сторонами, с другим способом исполнения.

8. Аннулирование долга. Это полный отказ государства от долговых обязательств.

Управление государственным внутренним долгом есть совокупность мероприятий государства по выплате доходов кредиторам и погашению займов, а также порядок, условия выпуска (выдачи) и размещения долговых обязательств Российской Федерации.

Увеличение и накапливание государственного долга очень сложный процесс. С одной стороны государство должно выполнять свои социальные функции, с другой – выполняя эти функции и увеличивая долг, одно поколение перекидывает свои проблемы на другое и живет за его счет.

На конец 1985 года внешний долг СССР составлял 22,5 млрд. долларов, в конце 1991 года — около 67,0 млрд. долларов. Динамика внешнего долга России приведена в таблице (см.табл. 1)

Таблица 1

ВНЕШНИЙ ДОЛГ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 1

(на начало 2013 года; млрд. долларов США)

  2001 2006 2008 2009 2010 2011 2012
Всего 160,0 257,2 463,9 480,5 467,2 488,9 545,1
Краткосрочные долговые обязательства ... 43,5 99,6 73,5 52,7 60,5 72,3
Долгосрочные долговые обязательства ... 213,7 364,3 407,0 414,5 428,1 472,8
Органы государственного управления 116,7 71,1 37,3 29,4 31,3 34,5 33,2
Краткосрочные обязательства ... 6,5 1,7 1,6 0,5 0,4 0,9
Долгосрочные обязательства ... 64,6 35,6 27,8 30,8 34,1 32,3

Из долга органов государственного управления:

новый российский долг

долг бывшего СССР

               
49,7 35,7 28,7 23,6 26,3 29,3 29,6
65,8 34,3 7,1 4,5 3,2 2,9 2,5
долг субъектов Российской Федерации 1,2 1,2 1,5 1,3 1,8 2,3 1,1
Органы денежно-кредитного регулирования 11,9 11,0 1,9 2,8 14,6 12,0 11,2
Краткосрочные обязательства ... 11,0 1,9 2,8 5,7 3,3 2,5
Долгосрочные обязательства ... ... ... ... 8,9 8,7 8,7
Банки 9,0 50,1 163,7 166,3 127,2 144,2 162,9
Краткосрочные обязательства ... 20,3 53,6 42,8 27,3 39,2 49,3
Долгосрочные обязательства ... 29,9 110,0 123,5 99,9 105,0 113,6
Прочие секторы 22,4 125,0 261,0 282,0 294,1 298,2 337,8
Краткосрочные обязательства ... 5,8 42,4 26,3 19,2 17,6 19,6
Долгосрочные обязательства ... 119,2 218,6 255,7 274,9 280,3 318,2

Таблица 2

Государственный внешний долг Российской Федерации на конец 2014 года, млрд. долл. 1

Даты Всего Страны Парижского клуба Страны, не вошедшие в Парижский клуб Международные финансовые организации Евро-облигационные займы ОВГВЗ Гарантии РФ в иностранной валюте Бывшие страны СЭВ

2014

 

 

 

 

 

 

 

 

январь

55,79

0,16

1,03

1,57

40,67

0,01

11,40

0,95

февраль

55,75

0,16

1,03

1,53

40,66

0,01

11,40

0,95

март

55,67

0,16

1,03

1,51

40,66

0,01

11,32

0,95

апрель

54,88

0,12

1,03

1,41

40,03

0,01

11,32

0,94

май

54,88

0,11

1,03

1,41

40,04

0,01

11,32

0,95

июнь

54,81

0,11

1,03

1,38

40,02

0,01

11,31

0,94

июль

54,67

0,11

0,93

1,35

40,02

0,01

11,31

0,93

август

54,60

0,11

0,93

1,32

40,01

0,01

11,31

0,91

сентябрь

54,55

0,11

0,92

1,30

39,99

0,01

11,30

0,92

октябрь

53,75

0,06

0,92

1,24

39,32

0,01

11,30

0,88

ноябрь

53,70

0,05

0,92

1,23

39,31

0,01

11,29

0,88

Схема №5

       
 


Государственный заем

Государственный заем представляет собой заимствование средств как юридических, так и физических лиц путем выпуска облигаций, казначейских обязательств и других видов государственных ценных бумаг.

Государственные займы классифицируются по нескольким признакам. По эмитентам они делятся на федеральные, субъектов Федерации и муниципальные. В зависимости от сферы размещения можно как выделитьвнутренние и внешние займы. С точки зрения характера обращения на рынке существуюткак рыночные, так и нерыночные займы. Инструменты рыночных займов свободно покупаются и продаются на рынке ценных бумаг, а на нерыночные накладываются определенные ограничения. По признаку держателей заемных средств как инструментов, государственные займы делятся на размещаемые только среди физических лиц, или только среди юридических лиц, а также на универсальные.

Государственные займы могут быть облигационными и безоблигационными. Если первые сопровождаются эмиссией ценных бумаг, то безоблигационные кредиты оформляются соглашениями, договорами, выдачей особых свидетельств без выпуска государственных ценных бумаг.

Бюджетные ссуды и кредиты выражают отношения оказания финансовой помощи субъектам хозяйствования за счет бюджета на условиях срочности, платности и возвратности. В отличие от банковских кредитов, бюджетные ссуды не преследуют коммерческих целей, выдаются на льготных условиях для решения общественно значимых задач.

Еще одной формой государственного кредита являются гарантированные ссуды. Они представляют собой ссуды субъектам федерации, органам местного самоуправления, коммерческим организациям и другим экономическим структурам со стороны внешних и внутренних кредиторов под гарантию государственных или муниципальных органов.

Источник погашения государственных займов и выплат процентов по ним-федеральный бюджет. Но государство может использовать метод рефинансирования государственного долга, то есть погашение прежней государственной задолженности путем выпуска новых займов.

Классификация государственных займов по срокам:

1.Краткосрочные (до 1 года);

2.Среднесрочные (от 1 года до 5 лет);

3.Долгосрочные (от 5 до 30 лет).

Все государственные займы Российской Федерации погашаются в сроки, определяемые условиями долговых обязательств, но не больше 30 лет (Закон РФ от 13 ноября 1992 года. «О государственном внутреннем долге Российской Федерации»);

Классификация государственных займов по эмитентам:

1) Эмитированные центральным правительством;

2) Эмитированные правительствами национально-государственных и административно-территориальных образований и органами местного самоуправления;

Классификация государственных займов по организации выплаты доходов:

1) Процентно-выигрышные предусматривают получение твердого дохода ежегодно путем оплаты купонов или один раз при погашении займа путем зачисления процента к начисленному номиналу ценных бумаг без ежегодных выплат;

2) Выигрышные предусматривают получение дохода в форме выигрыша в момент погашения облигаций, доход выплачивается только по тем облигациям, которые попали в тиражи выигрышей.

3) Беспроцентные (целевые) займы предусматривают выплату доходов держателям облигаций или гарантируют получение соответствующего товара, спрос на который в момент выпуска займа не удовлетворяется.

Классификация государственных займов по эмитентам по субъектам-держателям ценных бумаг:

1) Размещаемые только среди населения;

2) Размещаемые только среди юридических лиц;

3) Размещаемые как среди юридических лиц, так и среди населения;

Ставки процента, валюта предоставления и погашения займа фиксируются в специальных соглашениях, где оговариваются и другие условия межправительственных займов.

На иностранных фондовых рынках внешние облигационные займы от имени государства-заемщика размещаются банковскими консорциумами, с взиманием за эту услугу комиссионных.

В случае привлечения государством в качестве займов слишком большого объема кредитных ресурсов при высоком проценте, происходит общее повышение процентных ставок. Это негативно отражается на предпринимательской деятельности, так как проценты по государственным займам выступают макроэкономическим регулятором экономики.

Государственные займы необходимы тогда, когда они эффективно используются, то есть, если привлеченные государством средства вкладываются в экономику и впоследствии от них наступает положительный эффект, заимствования оправданы.

 

Но если займы используются неэффективно, долговое бремя ложится на государство, причем на годы и, даже десятилетия, вперёд. 1

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1.Что понимают под государственным кредитом?

2. Назовите функции государственного кредита.

3. Перечислите формы государственного кредита.

4. Что понимают под государственным долгом?

5. Назовите виды государственного долга.

6. Перечислите формы долговых обязательств Российской Федерации.

7. Что понимают под государственным займом?

8. Перечислите виды государственных займов.

     9. Раскройте классификацию государственных займов по срокам.

     10. Раскройте классификацию государственных займов по организации выплаты доходов.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 30; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.88.249 (0.102 с.)