Понятие бюджетного процесса и его принципы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие бюджетного процесса и его принципы.



Основой бюджетных отношений является Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ (с последующими редакциями). В нем установлены общие принципы бюджетного процесса, организации и функционирования бюджетной системы, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений. В Бюджетном кодексе Российской Федерации также определены исходные положения бюджетного процесса и межбюджетных отношений, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства.

Участники бюджетного процесса:

-Президент РФ;

-органы законодательной (представительной) власти;

-органы исполнительной власти;

-органы денежно-кредитного регулирования;

-органы государственного и муниципального финансового контроля;

-государственные внебюджетные фонды;

-главные распорядители и распорядители бюджетных средств;

-бюджетные учреждения;

-кредитные организации, осуществляющие операции со средствами бюджетов;

-государственные и муниципальные унитарные предприятия;

-другие получатели бюджетных средств.

Принятие бюджета проходит определённую процедуру, этапы которой можно рассмотреть в приведённой ниже схеме

Схема №1

 

Стадии бюджетного процессаРоссийской Федерации

 

 


Первая стадия – составление бюджетов. Непосредственное составление проектов осуществляют:

а) Минфин России;

б) министерства, федеральные службы, федеральные агентства;

в) государственные учреждения и организации.

Формирование федерального бюджета базируется на Бюджетном послании Президента РФ, Прогнозах социально-экономического развития страны, Плане развития государственного сектора экономики и Основных направлениях бюджетной и налоговой политики.

Муниципальные образования обладают бюджетной самостоятельностью. Они самостоятельно разрабатывают, утверждают и исполняют местные бюджеты, обладая правом устанавливать местные налоги, самостоятельно определять направления и объем расходов. Муниципальные образования имеют право получать и предоставлять ссуды бюджетам других уровней.

Вторая стадия – рассмотрение бюджета. Правительство Российской Федерации с 15 июля до 15 августа года рассмотрения бюджета, рассматривает проекты бюджетов и проект закона о федеральном бюджете для внесения их в Государственную Думу Российской Федерации. Сам законопроект рассматривается Государственной Думой Российской Федерации в четырех чтениях. После рассмотрения реализуется третья стадия – утверждение бюджета. В случае непринятия проекта закона до 1 января федеральные органы исполнительной власти вправе осуществлять финансирование по соответствующим статьям бюджетной классификации ежемесячно в размере 1/3 фактически произведенных сумм расходов за IV квартал предшествующего года.

Четвёртая стадия – исполнение бюджета и контроль за его исполнением. Цель исполнения бюджета – обеспечить поступление доходов и финансирование расходов в пределах утвержденных бюджетных показателей. Документ, на базе которого осуществляется исполнение бюджета, – бюджетная роспись доходов и расходов по статьям бюджетной классификации и распорядителям бюджетных ассигнований в разрезе по кварталам года (ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

По окончании финансового года министр финансов издает распоряжение о закрытии года и подготовке отчета об исполнении федерального бюджета, а также бюджетов государственных внебюджетных фондов. На основании данного распоряжения все получатели бюджетных средств готовят отчеты по доходам и расходам.

Далее реализуется пятая стадия – составление отчёта об исполнении бюджета и его утверждение. Отчет об исполнении федерального бюджета за финансовый год представляется Правительством РФ в Государственную Думу Российской Федерации и Счетную палату Российской Федерации не позднее 1 июня текущего года. В течение 1,5 месяцев после заключения Счетной палаты выносится решение либо о его утверждении, либо о его отклонении.

Таким образом, бюджетный процесс – это деятельность государственных органов и органов местного самоуправления по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, обеспечению контроля за его исполнением.

Бюджетным регулированием является процесс, который осуществляется вышестоящими органами власти для выравнивания доходов бюджетов нижестоящего территориального уровня и повышения социально-экономического развития территориальных образований через распределение регулирующих доходов и перераспределение средств из бюджета одного уровня в бюджет другого при недостатке доходов их бюджетов. Обычно территории не могут за счёт только своих доходов сбалансировать свои бюджеты. К межбюджетным отношениям относят и предоставление финансовой помощи в различных формах. Ниже даются краткие характеристики каждой формы.

1. Бюджетные компенсации - это суммы, которые утверждаются и передаются из бюджета одного уровня в другой для возмещения выпадающих доходов или покрытия дополнительных расходов, вызванных решениями органов власти другого уровня.

2. Бюджетная ссуда - это бюджетные средства, которые предоставляются другому бюджету на возвратной, безвозмездной или возмездной основах на срок не более шести месяцев в пределах финансового года.

3. Взаимные расчеты - это метод бюджетного регулирования, применяемый в ходе исполнения бюджетов в случае возникновения незапланированных вопросов межбюджетных отношений.

4. Дотации - это такие бюджетные средства, которые предоставляются бюджету другого уровня бюджетной системы РФ на безвозмездной и без возвратной основах для покрытия текущих расходов.

5. Субвенции - это такие бюджетные средства, которые предоставляются бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление целевых расходов.

6. Субсидия - это бюджетные средства, которые предоставляются бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, физическому пли юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.

7. Трансферт (нормативно-долевая дотация) - сумма, которая выделяется без указания конкретной цели на безвозвратной и безвозмездной основе. Операция проводится в порядке бюджетного регулирования из фонда финансовой поддержки регионов или фонда финансовой поддержки муниципальных образований, создаваемых соответственно в федеральном бюджете или в бюджетах субъектов Федерации. Данная операция проводится согласно утвержденным в законах об этих бюджетах долях (процентах) субъектов Федерации или муниципальных образований в указанных фондах.

По окончании финансового года получатели бюджетных средств составляют годовые отчеты о средствах, полученных и израсходованных в отчетном году. Главные распорядители бюджетных средств готовят сводный отчёт по использованию бюджетных средств подведомственных бюджетных учреждений.

Министерство финансов, в свою очередь, составляет сводный отчет об использовании средств федерального бюджета, который утверждает Правительство Российской Федерации. В срок не позднее 1 июня текущего года Правительство Российской Федерации представляет этот отчет Государственную думу и Счетную палату Российской Федерации. Отчет составляется согласно бюджетной классификации.

К отчету прилагаются следующие документы:

-отчет Минфина о предоставлении и погашении бюджетных ссуд и бюджетных кредитов;

-отчеты о расходовании средств резервных фондов Президента и Правительства РФ;

-отчеты о внешних и внутренних заимствованиях Российской Федерации;

-отчет Минфина Российской Федерации о предоставленных государственных гарантиях.

Счетная палата Российской Федерации проверяет отчет в срок не более 1,5 месяцев после представления его в Государственную думу Российской Федерации, после чего составляет заключение по отчету, которое включает:

-анализ по всем разделам и подразделам классификации расходов бюджетов Российской Федерации;

-заключение по каждому главному распорядителю средств федерального бюджета;

-анализ по каждому случаю финансирования расходов, не предусмотренных законом или бюджетной росписью. При этом указываются руководители, принявшие такие решения;

-заключение по предоставлению и погашению бюджетных кредитов и ссуд;

-заключение предоставления бюджетных инвестиций;

-заключение предоставленных обязательств по государственным гарантиям.

Госдума Российской Федерации изучает полученный отчет не позднее 1,5 месяцев после представления Счетной палатой Российской Федерации. При этом законодатели заслушивают:

-доклад министра финансов об итогах исполнения федерального бюджета;

-доклад руководителя Федерального казначейства о полноте исполнения федерального бюджета;

-заключение и выводы руководителя Счетной палаты Российской Федерации;

-анализ Генерального прокурора РФ о соблюдении законности в сфере исполнения бюджетного законодательства.

После рассмотрения отчета и заключения Счетной палаты Российской Федерации Государственная дума Российской Федерации принимает решение о утверждении представленного отчета, либо о его отклонении. 1

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Чем является бюджетное право?

2. Что является предметом бюджетного права?

3. Что понимают под бюджетными правоотношениями?

4. Что является объектом бюджетных правоотношений?

5. Кто выступает субъектом бюджетного права?

6. Что понимают под бюджетным процессом?

7. Перечислите участников бюджетного процесса.

8. Назовите стадии бюджетного процесса.

9. Что понимают под бюджетным регулированием?

10. Чем является бюджетная ссуда?

11. Что понимают под бюджетными компенсациями?

12. Что такое субвенция?

Доходы и расходы бюджетов

Сущность и виды доходов бюджетов. Доходы федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Состав государственных доходов в значительной мере обусловлен методами, с помощью которых государство мобилизует необходимые денежные средства. В современных условиях рыночной экономикиодними изосновных методов мобилизации государственных доходов являются взимание налогов, а так же привлечение займов и эмиссии.Связь между ними в разные периоды истории различны и идентифицируются уровнем экономического развития, проводимой финансовой политикой, остротой социальных проблем и другими факторами.

В доходы федерального бюджета зачисляются:

1)Налоговые доходы федерального бюджета, кроме передаваемых в виде регулирующих доходов бюджетам других уровней бюджетной системы.

2)Неналоговые доходы.

3)Доходы субъектов РФ, предназначенные для целевого финансирования централизованных мероприятий.

 

Налоговые доходы федерального бюджета:

-федеральные налоги (налог на прибыль организаций, налог на добавленную стоимость, налог на добычу полезных ископаемых, водный налог);

-сборы за пользование объектами водных биологических ресурсов;

-акцизы (на спирт, алкогольную, табачную продукцию, автомобили легковые, мотоциклы);

-регулярные платежи за добычу полезных ископаемых при выполнении соглашений о разделе продукции;

- государственная пошлина.

Неналоговые доходы федерального бюджета:

-доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности;

-доходы от платных услуг, оказываемых органами государственной власти Российской Федерации и бюджетными учреждениями, находящимися в ведении этих как органов власти;

-доходы от продаж имущества, находящегося в государственной собственности;

-часть прибыли унитарных предприятий, созданных Российской Федерации, остающейся после уплаты налогов и других обязательных платежей;

-лицензионные сборы;

-таможенные пошлины, таможенные сборы и другие таможенные платежи;

-плата за использование лесов, расположенных на землях лесного фонда;

-плата за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности;

-плата за пользование водными биологическими ресурсами по межправительственным соглашениям;

-плата за негативное воздействие на окружающую среду - по нормативу 20 %;

-консульские сборы;

-патентные пошлины;

-плата за предоставление информации о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделок с ним, выдачу копий договоров и иных документов, выражающих содержание односторонних сделок, совершенных в простой письменной форме;

-сборы в счет возмещения фактических расходов, связанных с совершением консульских действий;

-утилизационные сборы.

Помимо этого, к неналоговым доходам федерального бюджета относятся:

-прибыль Центрального Банка Российской Федерации, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей - по нормативам, установленным федеральными законами.

-доходы от внешнеэкономической деятельности;

-денежные взыскания (штрафы)1.

Следует отметить, что в каждой налоговой системе помимо налогов существуют сборы. Налоги поступают только в бюджетный фонд, а сборы формируют как целевые денежные фонды.

Основными налоговыми поступлениями и сборами являются:

1) подоходные налоги, налоги на прибыль и на увеличение рыночной стоимости капитала. В эту группу налогов включаются налоги, взимаемые как с чистого дохода отдельных лиц, так и с прибыли предприятий, организаций, банков и прочее, а также налоги на прирост стоимости капитала, к примеру, за счет операций с ценными бумагами и другими активами или продажи земли;

2) отчисления работодателей и работников в государственные социальные фонды — Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации. Включение этих отчислений в схему обусловлено необходимостью получения консолидированных данных в целом по всем государственным финансам, включающим доходы, как бюджетов, так и внебюджетных фондов;

3) налоги, взимаемые в зависимости от фонда оплаты труда (кроме отчислений в социальные фонды), например, транспортный налог;

4) целевые сборы с граждан и предприятий на содержание и благоустройство территории;

5) налоги на собственность. В эту группу входят налоги на имущество как юридических, так и физических лиц, имущество, переходящее в порядке наследования и дарения, земельный налог, налог с владельцев транспортных средств;

6) внутренние налоги на товары и услуги. К ним относятся налог на добавленную стоимость, сбор со сделок, совершаемых на биржах, акцизы за право производства и торговли спиртными напитками;

 

7) налоги на внешнюю торговлю, и внешнеэкономические операции. Основными налогами этой группы являются импортные и экспортные пошлины, а также прочие налоги, сборы и пошлины.

Наиболее значимыми налоговыми доходами являются:

-косвенные налоги, главным из которых является налог на добавленную стоимость, акцизы;

-налог на прибыль;

-подоходный налог.

В современных условиях развивающейся экономики величина доходов бюджета зависит непосредственно от роста валового внутреннего продукта и налоговой нагрузки, которая определяется установленными ставками налогообложения.

При возрастании ВВП сумма налогов соответственно возрастает, даже при неизменном уровне налоговой нагрузки. Опыт развивающихся стран демонстрирует, что наиболее богатые страны позволяют себе увеличение налоговых ставок без ущерба для стимулирования экономического роста.

Увеличение уровня налогообложения имеет свой предел в виде допустимого уровня налоговых ставок. Превышение установленного уровня налоговой нагрузки увеличивает в определённом периоде доходы бюджета, но при этом не стимулирует хозяйственную деятельность и ведет к уклонению от налогообложения.

Увеличение налоговой нагрузки в будущем ведет к сокращению выпуска продукции, так как уменьшает величину располагаемых доходов и потребительских расходов. Уменьшение налогов увеличивает совокупные потребительские расходы и одновременно с ними - сбережения.

 

Гармонично выстроенная система налоговых ставок и налоговых льгот стимулирует воспроизводственные процессы. Это, во-первых, расширение и обновление производства. Во-вторых, создание новых рабочих мест.

В-третьих, активизация структурных изменений. Производственный рост и улучшение материального благосостояния населения ведет к увеличению поступлений в бюджет.

Неналоговые доходы бюджета

1. Доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в том числе:

-средств в виде арендной или иной платы за сдачу во временное владение и пользование имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;

-средств, получаемых от передачи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, при совершении гражданско-правовых сделок (под залог или в доверительное управление);

-средств, перечисляемых кредитными организациями в виде процентов по остаткам бюджетных средств на счетах;

-проценты за использование бюджетных средств, предоставленными другим бюджетам, иностранным государствам или юридическим лицам на основе срочности, возвратности, платности;

-денежные средства, поступившие от возврата кредитов, а так же от продажи имущества, переданного в качестве обеспечения обязательств по ним;

-прибыль унитарных предприятий, за вычетом уплаченных налогов;

-прибыль по долям в уставных капиталах или дивидендов по акциям хозяйственных товариществ и обществ, собственником которых являются Российская Федерация, субъекты и муниципальные образования;

-иные доходы от использования государственного или муниципального имущества.

2. Доходы от реализации, а так же другого возмездного отчуждения государственного или муниципального имущества, в том числе:

-доходы от реализации уставного капитала организаций, собственником которых являются Российская Федерация, субъекты и муниципальные образования;

-доходы от реализации долевых ценных бумаг (акций), собственником которых являются Российская Федерация, субъекты и муниципальные образования;

-средства от реализации недвижимости и нематериальных активов, собственником которых являются Российская Федерация, субъекты и муниципальные образования;

-средства от продажи государственных запасов и резервов;

-иные поступления.

3. Средства от предоставления платных услуг, реализуемых органами государственной власти и органами местного самоуправления или находящимися в их ведении, бюджетными учреждениями.

4. Доходы в виде штрафов и других видов компенсаций, полученных при возмещении вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям.

5. Средства межбюджетных трансфертов.

6. Другие неналоговые доходы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 52; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.189.102 (0.065 с.)