Они встречаются в памятниках ранних болгар на волге, в южной сибири и в забайкалье, появляясь там не ранее IX В. И продолжая существовать во II тысячелетии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Они встречаются в памятниках ранних болгар на волге, в южной сибири и в забайкалье, появляясь там не ранее IX В. И продолжая существовать во II тысячелетии.



Раздел II (7 экз.). Витые (табл. 16, рис. 41- 15, 21). Стержни звеньев удил витые. Техника перевитости, к сожалению, трудноопределима. Возможно, это результат плетения двух прутьев, как зафиксировано находкой из ДА II-8 (рис. 41- 22), или имитация перевитости — лжевитые. Имеются некоторые особенности настоящих удил: кольца на концах звеньев расположены под углом 90° к кольцам в месте их соединения. Все экземпляры, отнесённые нами к этому разделу, соединённо-кольчатые. Это позволяет предположить, что их стержни были изготовлены в результате сгиба и перевитости одного прута.

Отдел А. Однокольчатые (рис. 41- 22).

Тип 9а — круглые. Встречены в погребении ДА II-8 в Туве. Стержни свиты из железного «жгута» диаметром 0,5 см. Эти удила сопровождают эсовидные псалии. Аналогии такому типу удил найдены, но с кольчатыми псалиями и из кургана с сожжением X-XII вв. Аймырлыг 2-III-2 (Овчинникова, 1976).

Отдел Б. Двукольчатые (рис. 41- 18, 19, 21).

Тип 9 — перпендикулярно-кольчатые (рис. 41- 18, 19, 21). Два экземпляра из погребения на Алтае. В одном из них (Курай) зафиксированы железные петли, вдетые во внутренние неподвижные кольца, в диаметре превышающие внешние. В последние входят подвижные кольца, которые по диаметру больше, чем основные концевые (рис. 41- 21). В другом экземпляре (Туяхта) во внутренние кольца вставлены стержневые эсовидные псалии (рис. 41- 19), а во внешние — кольца для повода. Аналогичные им обнаружены и в погребении в Туве, совершенном по обряду трупосожжения (Аймырлыг 2-III-2)..

Тип 10 — восьмёркообразные (рис. 41- 20). Концы их звеньев заключены двумя кольцами с перегибом в виде восьмёрки. Особенно широкое распространение этот тип удил получает в период IX-XI вв. в погребениях, совершённых по обряду трупосожжения: Шанчик, курганы 5, 12, 19; Кокэль 7; Бай-Тайга 59, к. 3; Аймырлыг 2, гр. III, курганы 15, 35 и др. Но они отличаются от описанных выше (раздел В) соединением стержней — соединённо-крюковые. Это является свидетельством того, что удила настоящего типа появились ранее IX в., хотя могли продолжать существование и позднее.

Отдел В. Крюковые (рис. 41- 13, 17).

Тип 11 — большекрючные (рис. 41- 17). В концевые крюкообразные кольца вставлены железные подвижные кольца, значительно превышающие диаметр основных колец. По описанию к этому же типу, вероятно, можно отнести удила из погребения Капчалы II-13 и 8, отнесённые нами к следующему разделу.

Раздел III (13 экз.). Неопределимые (табл. 16). В связи с плохой сохранностью, а также с утерей некоторых экземпляров удил или ввиду того,, что удила не дошли до нас по каким-либо другим причинам, сведения о ряде удил сохранились неполностью. Однако учёт их по описанию, на наш взгляд, необходим. В общее число данного типа удил входит 8 целых пар, 4 фрагмента звеньев удил.

 

Итак, в погребениях тюрков-тугю Саяно-Алтая выявлено 125 экземпляров удил: в их числе 99 целых и 26 отдельных звеньев. Изучение показало, что для памятников, сооружённых по обряду захоронения человека с конём, характерны железные двусоставные удила с некоторыми вариациями. Такие удила в Саяно-Алтае известны с пазырыкского времени (Степи Евразии..., с. 37). На протяжении VI-X вв., как принято считать, встречается уже более развитая форма удил, которая менялась довольно быстро от соединённокольчатых к комбинированным однокрюковым, соединённым с однокольчатыми (переходная форма), и к соединеннокрюковым. Принципы

(93/94)

оформления в технике изготовления — гладкие и витые — сохранились также с древних времён, ещё со скифского периода (Смирнов, 1969, рис. 35). В погребениях тюрков-тугю, по нашим наблюдениям, они бытовали с временными перерывами или преобладанием того или другого разряда до XI в., после чего, как отмечено при исследовании более поздних памятников, витые удила становятся редкостью, а гладкие вновь, после некоторого перерыва в IX-X вв., получают преимущество в употреблении (Кызласов И.Л., 1977).

 

В результате анализа, в соответствии с аналогиями, можно отметить, что к наиболее ранним комплексам — VI-VIII вв. — можно отнести преобладание однокольчатых удил, хотя не исключается их существование и в более позднее время, но это единичные экземпляры. Несколько позже, в VIII-IX вв., получают распространение двукольчатые удила, их наибольшее употребление достигается в IX-X вв. К этому же периоду относится появление крюковых удил.

 

Настоящие выводы, полученные с привлечением нового материала, не противоречат, а наоборот, подтверждают систему развития удил, ранее построенную исследователями (Гаврилова, 1965, с. 81-83 и др.).

 

Псалии служили для крепления ремней оголовья, препятствуя выпадению удил. В процессе их изучения принята схема классификации, предложенная И.Л. Кызласовым (1977, с. 5), хотя допускаются изменения. Сохраняются первые две ступени: по материалу — группы и по форме — разряды, последующие же отличаются, так как основные направления вертикальных и кольчатых псалиев следует разграничить. Для вертикальных характерны свои классификационные единицы: раздел — по способу крепления псалия к удилам; отдел — по контуру псалия; тип — по форме нижнего завершения; подтип — по форме верхнего завершения. Для кольчатых псалиев в силу их малочисленности вводим сразу отдел — по принципу соединения псалий и тип — по форме прута, из которого он изготовлен: витой или гладкий.

 

Группа железные.

Разряд I (87 экз.). Вертикально-стержневые. Псалии имеют форму вертикального стержня-упора, крепящегося по внешнему краю удил. Как правило, такие псалии состоят из двух частей: собственно псалия, упора для удил и петель для крепления к нему нащёчного ремня узды. Последняя служит и для крепления псалия в удилах, мешая его возможности вертикального перемещения. По способу крепления этой петли к телу псалия выделяются разделы.

Раздел I. Скобчатые (табл. 17, рис. 42- 1-13). Петля имеет вид простой скобы, концы которой входят в два отверстия в середине псалия и крепятся с обратной стороны его. Исследователи именуют их сборными, или вставными, псалиями. Имея такую петлю, они отличаются по форме стержня.

Отдел А. Эсовидные (рис. 42- 1-6). По форме завершения стержней выделены типы.

Тип 1 — «сапожковые» (рис. 42- 1-2). Завершение стержня имеет вид сапожка с оттянутым вниз носком. Противоположный конец стержня имеет различные формы

(94/95)

завершения. Подтип «а» — с объёмным петлевидным завершением (табл. 17, рис. 42- 1). Встречены и витые псалии (табл. 17). Подтип «б» — с простым завершением (табл. 17, рис. 42- 2).

Тип 2 — мысовидные (табл. 17, рис. 42- 5, 6). Настоящий тип псалиев очень близок к типу 1б, отличаясь отсутствием «каблука», но «мысик» сохраняется. Все экземпляры обнаружены в погребениях Тувы. Другой конец стержня отличается по форме: подобен типу 1, составляя подтипы «а» и «б» с количественным преобладанием последнего — 17 экз.

Аналогии вышеописанным двум типам псалиев встречены в памятниках салтово-маяцкой (2-я пол. VIII — нач. IX в.), караякуповской (VIII-X вв.) культур. Известны они и в IX-X вв. у кимаков и карлуков, а также в Забайкалье (Степи Евразии..., с. 132, рис. [26]- 20; с. 148, рис. [36]- 12; с. 171, рис. [55]- 79 и др.).

Тип 3 — кеглевидные (рис. 42- 4). Подтип «а» — с плоским кеглевидным завершением. С противоположной стороны завершение прямое и имеет в сечении квадрат. Настоящая пара псалиев с Алтая (Узунтал) встречается в одном погребении с другой парой удил у второго коня. Псалии имеют другую форму и обозначены будут нами как тип 4. Подтип «б» — с объёмным кеглевидным завершением. Другой конец вытянутый и представлен слегка зауженным завершением. Этот экземпляр также встречен с другой парой удил и псалиев (тип 11; рис. 42- 7, 15).

Тип 4. Стержни псалиев с простыми отогнутыми завершениями, едва зауженные к концу (табл. 17). Настоящий тип удил встречается довольно широко, он известен в памятниках Северного Кавказа в VIII-IX вв., на Урале в VIII-X вв. (Степи Евразии..., с. 171, рис. [55]- 76; с. 178, рис. [62]- 126).

Тип 5 — неопределимые. Это детали псалиев или просто упоминаемые экземпляры, не сохранившиеся в коллекциях (табл. 17). Очевидно одно, что данные фрагменты относятся к разряду скобчатых и отделу эсовидных. Но ввиду плохой сохранности завершения их невозможно подключить в выделенные выше типы, поэтому они составили настоящий тип.

Отдел Б. Прямые.

Тип 6 — ровные (рис. 42- 8). Настоящие псалии имеют вид ровных вертикальных стержней со скобой. Они не характерны для Саяно-Алтая и явно привнесены с запада, продолжая существовать здесь до XI в. (Степи Евразии..., с. 116, рис. [13]- 13; с. 167, рис. [52]- 91; с. 168, рис. [53]- 43 и др.).

Тип 7 — подтреугольные. Данная пара тоже составляет исключение. Форма псалиев не совсем обычна. По сохранившимся частям и реконструкции (Кызласов Л.Р., 1979, с. 133, рис. 92- 10) можно предположить, что псалии были укороченные, с утолщением к скобе. Скоба также была вставлена в отверстия, а не составляла монолита со стержнем (коллекции ГЭ 4576 № 33А). Как уже отмечали ранее, эти псалии встречены в паре с другими — тип 4. Аналогии таким псалиям можно найти в памятниках кочевников Восточной Европы в более позднее время. Правда, они отличаются от вышеописанных тем, что у них щиток вместо скобы.

Тип 8 — с отогнутым в сторону верхним концом (рис. 42- 9, 13). Загнутый верхний конец у большинства экземпляров имеет кеглевидное завершение, противоположный конец, как правило, в сечении плоский, но различен по форме. Подтип «а» — нижний конец лопаточкообразный, расширен к завершению стержня (рис. 42- 9). Подтип «б» — нижний конец вытянутой листовидной формы, сужается к завершению (рис. 42- 10, 12). Почти все экземпляры настоящего типа встречены в погребениях Тувы. Исключение составляет пара из погребения Капчалы II-19 (Хакасия). Согласно рисунку Левашевой (1952, с. 127, рис. Б[ д.б.: 5 ]- 42), представляется, что псалии можно отнести к этому типу. Несколько отличается и псалий из Алтая (Узунтал VI-1). Верхний конец имеет не кеглевидное завершение, а более оттянутое в сторону с зауженным концом, чем напоминает роговые «кудыргинские» псалии. Причём настоящий тип псалий находится в паре одних удил с псалиями типа 11 (табл. 17, рис. 42- 12, 13).

Что касается аналогии псалиям типа 8, то можно отметить, что форма эта известна и встречается далеко на западе ещё в V-VII вв. (Воронов, Шенкао, 1982, с. 135, рис. 6- 1, 20, 30).

(95/96)

Тип 9 представлен экземпляром псалиев из погребения 3 Тепсей III. Возможно, это вариант двудырчатых псалиев, но, на наш взгляд, более близки ему аналогии предшествующего типа. Подобная форма у псалиев из могильника Капчалы II (Степи Евразии.., с. 145, рис. [33]- 9).

Раздел II (21 экз.). Цельные со щитком и двумя отверстиями в нем (табл. 17, рис. 42- 14-19). Имея тоже вертикальный стержень, псалии настоящего раздела представлены экземплярами, у которых обе части, собственно псалии — стержень и петли выкованы из одного куска железа. В данном варианте петля имеет вид щитка, в котором находятся два отверстия. Внутреннее служило для соединения псалий с удилами, внешнее — для крепления наконечника нащёчного ремня. Соединение данного типа псалий производилось в результате закрепления удил в псалии. Формы щитка-петли почти не отличались и представляли собой вытянутую прямоугольную пластину с двумя отверстиями. Форма же самого стержня различна.

Отдел А. Эсовидные.

Тип 10 — сапожковые (МТ 57-XXVI; рис. 42- 14). Видимо, «щиток» для псалий с «сапожковым» завершением не характерен. Подобный вариант известен в Забайкалье в IX-X вв. (Степи Евразии..., с. 147, рис. [35]- 23).

Тип 11 — стержни псалий с простыми отогнутыми в разные стороны завершениями, иногда зауженные к концу (рис. 42- 16). Форма завершений с обоих концов стержня псалия одинакова. Сам стержень идентичен псалиям типа 4, Псалии типа 11 являются преобладающими в данном отделе. Известны они на довольно широкой территории. Подобные псалии распространены от Волги до Забайкалья.

Тип 12 — с плоским листовидным завершением (рис. 42- 17). С другого конца стержня форма завершения просто прямая.

Отдел Б. Прямые.

Тип 13 — с замкнутым верхним концом (рис. 42- 18, 19). Настоящий тип псалий своеобразен: ровный стержень в верхнем окончании почти под прямым углом загибается и завершается шарообразным окончанием. Отличается по оформлению и петля-щиток. Щиток удлинённой формы, в котором одно отверстие, куда вставлялись удила, внутреннее, а с внешней стороны было «припаяно» кольцо, перпендикулярное к телу щитка. Настоящая пара псалиев встречена в одном погребении с парой роговых псалий (тип 18). Форма этих псалиев похожа на псалии типа 8. Для памятников Саяно-Алтайского нагорья они не характерны. Судя по аналогиям, они встречаются на западе в памятниках V в. н.э. в Австрии, а у нас — в Крыму (Степи Евразии..., с. 106, рис. [3]- 3).

Разряд 2. Кольчатые (табл. 17). Представлены большими (диаметр от 6 до 8 см) подвижными кольцами, пропущенными в круглые петли — окончания звеньев удил. Система их соединения не всегда одинакова и порой трудноопределима.

Отдел А. Несомкнутые. Пара из алтайского погребения Курай VI-1 состоит из колец диаметром 7 см, которые вставлялись в неподвижные кольца звеньев удил, и концы прута псалия сваривались. Место спайки фиксируется на кольце.

Тип 14 — витые (рис. 43- 13). Прут, из которого сделана настоящая пара псалий, витой. На наш взгляд, скорее всего это имитация витого жгута, т.е. просто нарезки. Такие псалии довольно широко известны на Урале (Голдина, 1970, табл. 30, рис. 6). Известно, что настоящие псалии А.А. Гаврилова отнесла к раннему типу VII-VIII вв., считая их сомкнутыми кольцами (Гаврилова, 1965, с. 81, 84). На наш взгляд, это ошибочно.

Отдел Б. Цельные. Кольчатые псалии насаживались на конец звена удил, который загибался за стержень псалия, и звенья удил завершались крюковыми неподвижными кольцами с пропущенными в них большими кольцами — псалиями.

Тип 15 — гладкие (рис. 43- 14-16). Все экземпляры настоящих псалий изготовлены из гладкого прута.

Кольчатые псалии довольно редко встречаются в учитываемых нами погребениях. Обнаружены они в памятниках Горного Алтая и Хакасии, где продолжают бытовать до XIV в. (Степи Евразии..., с. 246, рис. [73]- 4; с. 249, рис. [74]-63, 67). В Туве такие псалии получают распространение в более поздний период — в X-XIII вв. и в погребениях, совер-

(96/97)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 105; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.196.59 (0.019 с.)