Отдел 7. Орнамент с изображением раскрытого цветка лотоса (?). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Отдел 7. Орнамент с изображением раскрытого цветка лотоса (?).



Тип 8 (рис. 33- 13; раскопки А.М. Мандельштама в 1973 г.) — с бортиком и шишкой-петлёй в центре. Данный диск отличается от остальных миниатюрностью и по размерам приближается к хуннским зеркалам. Диаметр его 5,2 см; место находки Аймырлыг 1-XIII-1.

 

Кроме целых зеркал, в погребениях с конём встречены обломки, которые незначительны по размерам и трудно определимы по типам. Так, в погребении могильника Наинте-Сумэ обнаружен орнаментированный фрагмент зеркала (рис. 33- 10). Находку другого фрагмента из погребения Монгун-Тайга 58-VIII можно только зафиксировать как существующую, так как фрагмент утрачен. Пожалуй, к отделу 7 можно отнести обломок орнаментированного зеркала с фигурным краем и невысоким бортиком (рис. 33- 12) из погребения Саглы-Бажи I (Грач А.Д., 1968а). Интересен по назначению обломок из цветного сплава из Узунтал VIII (рис. 33- 9). Возможно, такой обломок, имеющий петельку для подвешивания, мог использоваться в качестве амулета.

 

Вообще обломки зеркал, на наш взгляд, являются свидетельством того, что зеркала считались большой ценностью в быту. Поэтому их не выбрасывали, а использовали довольно продолжительное время, отчего края изломов сильно сглаживались. Принято считать, что зеркала из белого металла имеют китайское происхождение. Известно, что тюрки получали их из Китая в виде дани и торгового обмена (Евтюхова, Киселёв, 1941, с. 34). Но тюркские мастера и сами изготавливали зеркала, используя китайскую символику, правда, делали их из тёмных сплавов и более грубой отливки (ДА II-6).

 

Относительно хронологических периодов, к которым относят зеркала, можно отметить следующее: появление зеркал в погребениях было довольно широко распространено ещё в хуннскую эпоху, порой на этих же могильниках. Однако размеры их были почти вдвое меньше. Не утратили эту традицию и тюрки. В погребениях с конём, как правило, встречаются зеркала в комплексах погребального инвентаря VIII-IX вв. И чаще всего совместно с гребнями (табл. 12). Обломки зеркал являются, на наш взгляд, свидетельством совершения такого ритуала в более поздний период, когда господство уйгуров сменилось древнехакасским владычеством, т.е. в IX-X вв. И обычай класть

(64/65)

в погребения поломанные вещи, в том числе и зеркала, получил отражение у тугю, оставшихся на этой территории.

 

Гребни (табл. 12, рис. 33). Встреченные в погребениях с конем гребни — односторонние деревянные и костяные. По форме их можно разделить на два типа.

 

Тип 1 (рис. 33- 1-5) — удлинённые по горизонтали. Именно такой формы они, как правило, встречаются вместе с зеркалами. Сторона таких гребней имеет довольно частые зубцы.

 

Тип 2 (рис. 33- 6-8) — удлинённые по вертикали, узкие. Все гребни этого типа костяные. Сторона их имеет довольно редкие, по сравнению с типом 1, зубцы.

 

Кость являлась довольно популярным материалом для изготовления не только гребней, но и других предметов обихода. Древнетюркские мастера уделяли большое внимание резьбе по кости. Об этом свидетельствуют встреченные в погребениях с конём ряд костяных предметов, назначение которых порой трудно определить. Иногда это навершия посохов (рис. 34- 5), ручки напильников (рис. 34), приспособления для развязывания узлов (рис. 34- 2, 10, 11), рукояти плетей (рис. 34- 8, 11, 15), игольницы (рис. 34- 9, 12, 13) и другие детали прочих предметов обихода (рис. 34). Орнаменты, которыми были украшены костяные предметы из тюркских погребений с конём, чрезвычайно интересны, но это область специального изучения. В результате проведенных нами исследований отметим лишь то, что орнаментальные узоры, выполненные древними тюрками Саяно-Алтайского нагорья, весьма разнообразны. В орнаментации наряду со сравнительно простыми мотивами (круг с точкой в центре, зигзаг, эсовидный узор, плетёнка) используются более сложные растительные узоры: розетки, мотив вьющейся лозы, цветочный орнамент. В элементах украшений можно проследить развитие художественных традиций ранних кочевников, отражение культовых представлений древних тюрков, а также влияние традиций тибетской культуры. Ряд мотивов в тюркском искусстве был связан также с согдийским влиянием, поскольку известно, что согдийцы играли важную роль в каганате.

Вооружение

 

«Оружие и военные доспехи тюрков состояли из лат, рогового лука, копья, меча или сабли. Луком, подобно всем кочевникам того времени, они владели в совершенстве, но, по-видимому, почти всегда доводили бой до рукопашной схватки, видя в ней возможность проявить личную храбрость». Эти сведения Грум-Гржимайло (1926, с. 150) подтверждаются и археологическими данными. Лук и стрелы были самым распространённым оружием, о чём свидетельствуют массовые находки при раскопках наконечников стрел. Копья и кин-

(65/66)

жалы встречаются очень редко. Несмотря на упоминание о том, что тюрки любили рукопашный бой, сабель найдено очень немного. Объясняется это тем, что меч или сабля как дорогое и редкое оружие передавалось по наследству, и, вероятно, не каждый рядовой воин имел его.

 

Предметы вооружения являются одним из основных источников материальной культуры, и они не только уточняют дату захоронений той или иной группы погребённых, но и помогают в освещении вопросов их социальной принадлежности. Вооружению средневековых кочевников Южной Сибири и Центральной Азии за последние годы посвящено достаточно публикаций и монографических исследований *. [ сноска: * См. напр.: Военное дело древних племён Сибири и Центральной Азии. Новосибирск, 1981.; Худяков Ю.С. Вооружение средневековых кочевников Южной Сибири и Центральной Азии. Новосибирск, 1986; Военное дело древнего населения Северной Азии. Новосибирск, 1987.] И тем не менее наши материалы позволяют уточнить и дополнить имеющиеся представления о вооружении тюрков-тугю на протяжении VI-X вв. Вооружение, которое сопровождало их в загробный мир, представлено как наступательным, так и оборонительным.

 

Наступательное вооружение. Набор этот у тюрков-тугю был весьма скромным. Самым распространённым оружием являлись лук и стрелы. Они были важнейшим оружием всех кочевых народов. Полный саадачный набор клали в могилу к умершему. Эта традиция зародилась давно, известна она еще со скифских времен. Позже саадак являлся традиционным подарком китайских императоров гунским шаньюям (Руденко, 1962, с. 63). Особое значение ему придавалось в средние века, в эпоху расцвета южносибирских государств, когда в своём развитии лук и стрелы достигли ещё большего совершенства. Популярность такого оружия обусловлена прежде всего рядом его преимуществ: эффективностью, универсальностью, дешевизной и удобством в применении.

 

Лук (табл. 13, рис. 35). Древнетюркские луки по размерам были близки к арабским и древнерусским — 150-160 см длиной (Медведев, 1966, с. 15), но они имели свою местную основу для развития. В Саяно-Алтае сложные луки были известны в хуннское время, о чём свидетельствуют как археологические (Гаврилова, 1965, с. 87; Хазанов, 1966, с. 35 и др.), так и письменные данные: «Модэ... начал упражнять своих людей в конном стрелянии из лука» (Бичурин, 1950, с. 47).

 

В большинстве случаев археологическими исследованиями не удаётся определить точные размеры лука, ибо его деревянная основа истлевает, а сохранившиеся костяные накладки, которые укрепляли лук, смещаются. Но, судя по размерам самих накладок на лук и хорошо сохранившемуся кокэльскому луку (Вайнштейн, 1966, с. 324),

(66/67)

можно заключить, что луки древнетюркских воинов не превышали полутора метров. Вероятно, таких же размеров лук, фрагмент которого найден в тюркском кургане могильника Даг-Аразы (сооружение II-1). Длина его со спущенной тетивой 148 см (Овчинникова, 1981, с. 133).

 

Устройство и процесс изготовления луков, встречающихся в средневековых захоронениях Саяно-Алтая, типичны для народов Азии и Восточной Европы. По аналогии с древнерусскими луками, деревянная основа изготавливалась из двух разных пород дерева. Деревянные концы лука усиливались парными, приклеивавшимися костяными накладками с вырезами для тетивы (Кызласов Л.Р., 1969а, с. 47). В середине находились центральные накладки, склеенные с основой лука. Плечи, или так называемые «рога», лука обклеивались сухожилиями, которые значительно усиливали его мощность. Луки «...соединены клеем из костей сказочного зверя Цилиня...» (Liu Mau-Tsai, § 39, 130, 340). Действительно, мастера пользовались либо подобно славянам в Древней Руси, рыбьим клеем (Медведев, 1966, с. 12), либо, как это наблюдалось у современных тувинцев в XIX в., клеем, сваренным из рогов и копыт марала (Потапов, 1969, с. 99). Для прочного склеивания накладки на тюркские луки с внутренней, а также с внешней стороны на 3-4 см от концов покрыты штриховой нарезкой.

 

Все известные нам накладки на луки из тюркских погребений человека с конём в Саяно-Алтае (более 150 экз.) классифицируются по месту их крепления на два отдела: срединные и концевые. Далее, с учётом формы, — на разделы. По форме завершения концов накладок они заключены в типы. Затем для срединных боковых накладок, имеющих центральную срединную накладку, выделены варианты, которые у концевых различаются по длине.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 79; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.59.84 (0.011 с.)