Синдромы психических заболеваний встречающиеся преимущественно в детском возрасте. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Синдромы психических заболеваний встречающиеся преимущественно в детском возрасте.



СИНДРОМ НЕВРОПАТИИ

Синдром невропатии, или «врожденной детской нервности», является наиболее распространенным синдромом психических заболеваний в раннем возрасте (от 0 до 3 лет). Он склады­вается из разнообразных симптомов нервно-психических на­рушений, свойственных своеобразной форме аномальной нервно-психической конституции, которую Е. Kraepelin (1927) обозначил как «конституциональная нервность», или невропатия.

Центральное место в структуре синдрома занимают резко повышенная возбудимость и выраженная неустойчивость ве­гетативных функций, которые сочетаются с общей гипересте­зией, повышенной психомоторной и аффективной возбудимо­стью и быстрой истощаемостью, а также с более или менее выраженными чертами тормозимости в поведении (в виде боязливости, пугливости, страха перед всем новым). Прояв­ления невропатии наиболее типичн ы в первые 2 года ж изни, однако, претерпевая возрастную эволюцию, они в той или иной степени могут...наблюдаться. в дошкольном и младшем школьном возрасте, а у некоторых, детей вплоть до пубертат­ного возраста (Т. П." Симеон, 1961; О. Ф. Ижболдина, 1940).

В грудном и раннем детском возрасте в симптоматике невропатии на первый план выступают разнообразные со-матовегетативные расстройства и нарушения сна.'Среди со-матовегетативных расстройств преобладают нарушения функ­ции органов-пищеварения: частые срыгивания, рвота, запоры, нередко сменяющиеся поносами. Кроме того, характерны на­рушения аппетита в виде его снижения и особой избиратель­ности, расстройства питания. Отмечаются и другие вегета тивные нарушения, как, например, субфебрилитет, не связан­ный с соматическими заболеваниями, вазомоторные рас­стройства (бледность и мраморность кожи, цианоз носогуб-ного треугольника, неустойчивость пульса, дыхательна» аритмия, так называемое беспокойство зрачков и др.).

Нарушения сна проявляются чаще всего в виде недоста­точной его глубины и в извращении формулы (сонливость днем и частые пробуждения и беспокойство в ночное время). Постоянно встречаются повышенная чувствительность к раз­личным экстеро-, проприо- и интероцептивным раздражите­лям в виде появления или усиления двигательного беспокой­ства, аффективного возбуждения, плаксивости под влиянием обычных тактильных, слуховых и зрительных раздражителей, изменений положения тела, небольшого изменения состава получаемой пищи и т. д. Сюда же относится резкая реакция на «чувство дискомфорта», связанного с голодом, жаждой, мокрыми пеленками, изменением температуры и влажности воздуха в помещении и т. п.

Наряду с нарушенной вегетативной регуляцией и общей гиперестезией имеет место патология некоторых инстинктив­ных проявлений, прежде всего болезненно повышенный ин­стинкт самосохранения. Выражением этого можно считать боязнь и плохую переносимость всего нового. Последняя проявляется в усилении сомато-вегетативных расстройств, отказах от еды, падении веса, усилении капризности и плак­сивости при любой перемене обстановки, изменении режима, условий ухода, помещении в детское учреждение. Болезненно повышенный инстинкт самосохранения ведет у детей к боязни незнакомых людей, новых игрушек. Часто встречаются по­вышенная склонность к аллергическим реакциям, инфекцион­ным и простудным заболеваниям.

У детей дошкольного возраста интенсивность соматовеге-тативных расстройств постепенно ослабевает, однако дли­тельно сохраняются пониженный аппетит вплоть до анорек-сии, избирательность в еде, замедленное пережевывание пи­щи («жевательная лень»). Часто отмечаются запоры, неред­ко затрудненное засыпание, поверхностный сон с устрашаю­щими сновидениями. Вместе с тем более заметными стано­вятся психические нарушения: повышенная аффективная возбудимость в сочетании с истощаемостью, большая впечат­лительность, склонность к страхам, боязнь нового. В зависи­мости от преобладания черт тормозимости или аффективной возбудимости в поведении в этом возрасте могут быть вы­делены два клинических варианта (Г. Е. Сухарева, 1955): при одно м (астеническом) дети робки, застенчивы, тормози­мы, повышенно впечатлительны, легко истощаются; при дру­гом (возбудамом)—аффективно возбудимы, раздражительны, двигательно расторможены.

ГИПЕРДИНАМИЧЕСКИЙ СИНДРОМ

Гипердинамический синдром, который обозначается также как гипермоторный, гиперкинетический, синдром гиперкине­тического поведения, гиперактивности, а в советской литера­туре — как синдром двигательной расторможенности, стал • предметом систематического изучения лишь в конце 50-х го­дов XX века. Одно из первых описаний синдрома принадле­жит американским психиатрам М. Laufer и Е. Denhoff (1957). Этот синдром относится к числу распространенных форм психических расстройств в детском возрасте. По дан­ным R. Denson, J. Nanson, M. McWatters (1975), он встреча­ется у 5—10% школьников начальных классов, причем у мальчиков вдвое чаще, чем у девочек.

Основными проявлениями синдрома считаются общее дви­гательное беспокойство, неусидчивость, обилие лишних дви­жений, недостаточная целенаправленность и часто импульсив­ность поступков, нарушение концентрации активного внима­ния (R. Lepoutre, 1975; М. Schachter, 1975). Наряду с этим у многих детей наблюдаются агрессивность, негативизм, раз­дражительность, врывчатость, склонность к колебаниям на­строения (Н. Stutte, 1960; Н. R. Huessy a. A. L. Wright, 1970). Постоянно отмечаются нарушения школьной адаптации. Час­то встречаются трудности усвоения навыка письма и нару­шения пространственного синтеза. Нередки расстройства за­сыпания.

Синдром встречается в возрастном диапазоне от l,5 До 15 лет, однако наиболее интенсивно проявляется в конце до­школьного и начале школьного возраста. Поведение детей при этом характеризуется стремлением к постоянным движе­ниям, крайней неусидчивостью. Дети беспрерывно бегают, прыгают, то ненадолго садятся, то вскакивают, трогают и хватают предметы, попадающие в поле зрения, задают много вопросов, часто не слушая ответов на них. Их внимание мо-

жет оыть привлечено лишь на короткое время, что крайне затрудняет проведение воспитательной работы с ними в до­школьных учреждениях, а также их школьное обучение. В связи с повышенной двигательной активностью и общей возбудимостью дети легко вступают в конфликты со сверст­никами и часто нарушают режим детских учреждений. Пер­вые проявления гипердинамического синдрома в виде общего моторного беспокойства встречаются в раннем и преддо-школьном возрасте, однако полной выраженности симптома­тика достигает к концу дошкольного возраста (6—7 лет). В возрасте, старше 9—10 лет проявления синдрома, в первую очередь двигательная расторможенность, постепенно сглажи­ваются, полностью исчезая в возрасте старше 14—15 лет.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 63; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.98.71 (0.005 с.)