Синдромы односторонних сверхценных интересов и увлечений 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Синдромы односторонних сверхценных интересов и увлечений



Общим для этих синдромов, которые встречаются преиму­щественно в подростковом и юношеском возрасте, является наличие связанных с болезненно усиленными влечениями аф­фективно заряженных сверхценных интересов и увлечений, которые имеют односторонний, нередко абстрактный харак­тер. В зависимости от характера преобладающей сверхцен­ной деятельности могут быть выделены две основные группы таких синдромов.

В первой группе преобладает сверхценная идеаторная, интеллектуальная деятельность познавательного характера: подростки усиленно размышляют о «смысле жизни и пред­назначении человека», о «сознательных существах и внезем­ных цивилизациях во Вселенной», о «мировом сознании», пишут трактаты о «вневременной морали», занимаются «раз­работкой дополнений к теории относительности Эйнштейна»,' созданием «общей концепции воспитания» или «конструкции вечного двигателя» и т. п. Подобным сверхценным интере­сам и увлечениям уделяется большая часть времени, часто в ущерб учебе и досугу. Подростки забывают о еде, нередко мало спят, часами роясь в различных энциклопедиях, спра­вочниках, специальной или научно-популярной литературе, исписывая толстые тетради многочисленными цитатами. При этом в большинстве случаев они не ощущают утомления, на­против, испытывают большое внутреннее удовлетворение. Все это говорит о важной роли болезненно повышенных влечений в происхождении описываемых сверхценных интересов и ув­лечений.

Интеллектуальная деятельность в одних случаях имеет характер непродуктивного «вращения в замкнутом круге од­них и тех же идей», бесплодного «болезненного мудрствова­ния» (по Г. Е. Сухаревой, 1959), тогда как в других случаях она может быть достаточно продуктивной, в известной мере способствуя обогащению интеллектуальных сторон личности (Л. Б. Дубницкий, 1977).

Среди подростков со сверхценными интересами и увлече­ниями, относимыми к первой группе, одна часть отличается тем, что сверхценная деятельность у них в основном не вы­ходит за пределы интеллектуальной сферы. Им свойствен уход в мир внутренних переживаний, они могут часами в одиночестве предаваться раздумьям и размышлениям по занимающим их проблемам, однако не проявляют стремления к реализации своих мыслей и «проектов», скупо делятся с окружающими своими идеями, не пытаются их активно от­стаивать. В отличие от таких подростков, которые условно могут быть названы «пассивными», в другой, «активной», подгруппе сверхценные интеллектуальные интересы и увле­чения сопровождаются более или менее выраженным стрем­лением сообщить окружающим свои идеи, убедить их в пра­вильности своих мыслей, доказать свою правоту, осуществить теми или иными способами свои убеждения, нередко — на­править в соответствующие инстанции, например, научно-ис­следовательские институты, министерства и ведомства, раз­личные «проекты» и «планы реформ».

При обоих вариантах сверхценных интеллектуальных ин­тересов и увлечений: пассивном и активном, в высказывани­ях и письменном творчестве подростков отдельные положе­ния, почерпнутые из учебников, научной и научно-популярной литературы, переплетаются с собственными наивными выво­дами. Характерен контраст между сложностью увлекающих подростка проблем, с одной стороны, и детской ограничен­ностью запаса сведений, наивной упрощенностью подходов к их решению и практических «рекомендаций» -=- с другой. Опи­санные сверхценные интеллектуальные интересы и увлечения у подростков и в юношеском возрасте традиционно обозна­чаются в психиатрической литературе не совсем удачным термином «метафизическая (или философическая) интокси­кация», который был предложен в 1924 г. немецким психиат­ром Th. Ziehen. Неудачность этого термина, на которую ука­зывает ряд авторов (Р. А. Наджаров, 1964; Л. Б. Дубницкий, 1977), заключается прежде всего в том, что он не отражает психопатологической сущности обозначаемых им расстройств, кроме того, он не полностью отвечает содержанию этих рас­стройств, которые далеко не исчерпываются вопросами фило­софского характера. Более удачным, хотя также неполным, является предлагаемый Р. А. Наджаровым (1964) термин «странные увлечения». Приводим наблюдение, которое ил­люстрирует проявление «активного» варианта односторонних сверхценных интеллектуальных интересов и увлечений.

А., 13'/г лет, с детства отличавшийся замкнутостью, склонностью к играм в одиночестве, не 'имевший друзей, в возрасте 11 лет обнаружил повышенный интерес к зоологии, целыми днями читал книги о жизни зверей, птиц, насекомых, учебники зоологии, проводил специальные на­блюдения за поведением собаки и кошки, которые жили в их доме, за­писывал результаты этих наблюдений. В возрасте 12 лет, услышав передачу об охране животных, начал размышлять над этой проблемой. Пришел к выводу, что «охрана животных — дело всех людей на Земле»; «если постоянно не заниматься охраной животных, может по­гибнуть все живое на Земле, в том числе и человечество». Активно высказывался дома и в школе о необходимости запрета всякой охоты и рыбной ловли. Спустя полгода стал отказываться от мясной и рыбной пищи, категорически заявив, что «не будет содействовать уничтожению животных». Требовал от родителей, чтобы они не упоминали о мясе и рыбе в его присутствии, тщательно закрывал дверь в свою комнату, когда на кухне готовили что-либо мясное, чтобы не проникал запах мяса. В школе отказывался смотреть на коллекции насекомых, говоря, что вид мертвых насекомых причиняет ему боль. Следил за тем, чтобы родители случайно не раздавили каких-нибудь насекомых при ходьбе, требовал, чтобы они осторожно ходили, смотрели под ноги. Не разрешал матери выгонять мух из комнаты, спасал насекомых, упавших в бочку с водой, накрывал полиэтиленовой пленкой ванну, чтобы не утонуло какое-нибудь насекомое, с этой же целью накрывал бумагой стаканы с молоком. Раздражался и начинал говорить грубости, если родители отказывались выполнять его требования. Питался в основном кашами, картофелем. В связи с избирательностью в еде значительно похудел, тем не менее наотрез отказывался есть мясные и рыбные блюда. В школе поведение оставалось правильным, был активным членом биологического кружка, успевал по всем предметам на 4 и о. Кроме учебников, читал только книги по биологии и о жизни животных. Обдумывал, каким обра­зом можно будет со временем заменить мясную и рыбную пищу расти­тельной пищей, приготовленной из водорослей.

В данном наблюдении сверхценные интересы и увлечения интеллектуального, познавательного плана стали исходным моментом для формирования особой «теоретической кон­цепции» или даже своеобразного «мировоззрения» па осно­вании общеизвестного положения. С другой стороны, обра­щает на себя внимание активная деятельность по реализа­ции сверхценных идей. Особая охваченность этими идеями, выраженное болезненное изменение поведения в семье, при­обретающего временами нелепый характер, позволяет гово­рить о том, что сверхценные идеи обнаруживают в данном случае тенденцию к переходу в «сверхценный бред», а со­стояние в целом приближается к паранойяльному. Участие выраженного аффективного компонента, ох'ваченность сверх­ценной деятельностью, почти целиком занимающей подрост­ка, свидетельствует о важной роли болезненно усиленных влечений в происхождении сверхцеиных интересов и увлече­ний. Приведенное наблюдение наглядно показывает неадек­ватность термина «метафизическая (философическая) инток­сикация» содержанию интересов у данного подростка.

Вторую группу синдромов сверхценных интересов и увле­чений составляют те формы, при которых ведущее положение в структуре синдрома принадлежит аффективно заряженно­му стремлению к той или иной конкретной деятельности, опирающемуся на болезненно усиленное влечение. Интеллек­туальный, идеаторный компонент при этом представлен сла­бо, недостаточно разработан. Сверхценные интересы и увле­чения такого типа изучены мало и описываются в единичных работах (Р. А. Наджаров, 1964; Л. Б. Дубницкий, 1977). По­следний из упомянутых авторов обозначает этот тип сверх­ценных интересов и увлечений как «вариант метафизической интоксикации с преобладанием компонента влечений». Ввидутого что отчетливый компонент влечений имеется при всех вариантах расстройств, относимых к данной группе, более обоснованно обозначать данную группу синдромов как «синд­ромы односторонних сверхценных интересов и увлечений в форме конкретной деятельности».

К этой группе можно отнести усиленные занятия мало распространенным и практически не используемым в повсе­дневной жизни иностранным языком, чрезмерное увлечение каким-либо видом физических упражнений с целью достиже­ния определенного физического совершенства (например, один из наблюдавшихся нами подростков ежедневно подолгу держал гирю в 2 кг поочередно в каждой руке для «укрепле­ния связочного аппарата рук»). Сюда же относятся так на­зываемое «запойное чтение» (М. Ш. Вроно, 1971), упорный.отказ от мясной пищи в связи с тем, что «только вегетариан­ская диета дает ясность ума и физическую выносливость», некоторые необычные виды коллекционирования (например, коллекционирование косточек от различных плодов, испраж­нений разных животных, гвоздей разной формы и размеров и т. п.), составление каталогов (названий улиц, маршрутов разных видов транспорта, терминов из определенных обла­стей знания или искусства) и многие другие увлечения. К данной группе расстройств более подходит обозначение односторонние, сверхценные увлечения, чем сверхценные ин­тересы. В этих случаях вполне приложим также термин Р. А, Наджарова (1964) «странные увлечения», Приведенные примеры сверхценных интересов и увлечений, особенно более конкретных как по содержанию, так и по отношению к ним подростков, весьма близки к сверхценному патологическому фантазированию и некоторым видам сверхценной игровой деятельности в детском возрасте.

Односторонние сверхценные интересы и увлечения, в осо­бенности те, которые обозначаются термином «метафизиче­ская (или философическая) интоксикация», известны сравни­тельно давно. Первое описание их принадлежит русскому психиатру П. А. Бутковскому, который в своем руководстве по душевным болезням, изданном в 1834 г., выделил две фор­мы этих расстройств: «сумасбродство», для которого харак­терна склонность больных к пассивным размышлениям над различными трудно разрешимыми проблемами, и «суемуд­рие», которое проявляется в виде особой охваченности пред­метом размышлений и активного стремления «раскрыть тай­ны природы», «познать сверхъестественные явления».

 

 

Лекция №9 Поведенческие синдромы, связанные с физиологическими и физическими факторами. Расстройства пищевого поведения. Расстройства сна неорганической природы (F50 – F51.9)

Основные вопросы. Расстройства приема пищи: нервная анорексия, нервная булимия. Эпидемиология. Клинико-динамические характеристики, этапы развития заболеваний. Медикаментозная и психотерапевтическая коррекция. Профилактика. Дифференциальная диагностика с невротической булимией и невротической анорексией.

Расстройства сна неорганической природы: бессонница неорганической природы, гиперсомния, расстройства режима сна-бодрствования, снохождение, сноговорение, ужасы во время сна, кошмары.

                                    Содержание темы:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 170; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.95.244 (0.006 с.)