Синдром дисморфомании-дисморфофобии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Синдром дисморфомании-дисморфофобии.



Этот синдром обычно характеризуется триадой, состоящей из: 1. идей физического недостатка («ноги такие уродливые», «нос, как у Буратино»); 2. бреда отношения («все смотрят и смеются», люди на улице пальцем показывают); 3. пониженного настроения, иногда вплоть до тяжелой депрессии с мыслями о самоубийстве. Сама идея физического недостатка чаще всего является бредом паранойяльного типа (когда мысли об уродстве касаются совершенно правильной части тела), реже – сверхценной идеей (в этом случае небольшой дефект, например, несколько искривленные ноги, воспринимаются как «потрясающее уродство»). Больным с идеями физического недостатка чрезвычайно свойственно стремление к «исправлению, коррекции» тем или иным путем своего мнимого или резко переоцениваемого физического недостатка. Особенно активно они посещают хирургов, добиваясь не показанной им пластической операции.

У детей редко возникает бред, особенно стойкий и систематизированный.
Такой бред наблюдается лишь с 10-11 лет. У дошкольников при инфекци-
онных состояниях может появиться яркий, образный, отрывочный бред. Обыч-
но он рудиментарен и нестоек, напоминает детские страхи. Лишь на 1-2 дня
на фоне тревоги возникают яркие образные переживания, галлюцинации, ил-
люзии или психосенсорные расстройства с отрывочным бредовым толкова-
нием. Однако еще в течение недели может сохраняться страх остаться одному, некритическое отношение к перенесенному. Другой разновидностью яв-
ляются приступообразные бредовые страхи.

У младших школьников часто появляется бред враждебного отношения
одноклассников. Больные боятся ходить в школу, так как считают, что там
над ними насмехаются, издеваются, могут ударить, искалечить, убить. Руди-
ментом параноидного бреда в этом возрасте является чувство присутствия
постороннего.

В пубертатном возрасте часто развивается дисморфомаиический синдром,
состоящий из уверенности в уродливом строении своего тела, бредовых идей
отношения
окружающих к мнимому недостатку, симптома его маскировки
(например, все время прикрывать рукой «уродливый» нос) и зеркала (по-
долгу рассматривать себя в зеркале или, наоборот, избегать зеркал и бояться
их). При шизофрении эти идеи, чаще касающиеся лица («дегенеративный
лоб», «глупые глаза», «уродливый нос», «лошадиная челюсть»), нередко пе-
реходят в бред физического воздействия, яко"6ы испортившего организм. Как
вариант дисморфомании у подростков возникает бред дурного запаха. Чаще
у мальчиков появляется убеждение об истечении запаха из заднего прохода,
из подмышек, от половых органов. При шизофрении эта разновидность транс-
формируется в нигилистический бред («внутри все сгнило»), часто с трак-
товкой воздействий извне.

Для подростков характерен также бред чужих родителей, при котором
истинными родителями они считают других, часто известных и знаменитых
людей. Нередко это сопровождается бредом жестокого обращения. У подро-
стков с дисгармоничным течением пубертатного периода, ускоренным половым
созреванием характерен бред переделки половой принадлежности или возраста.

 

 

Лекция №4 Расстройства памяти, внимания и интеллекта. Особенности у детей. Умственная отсталость (F7).

Основные вопросы. Нарушения запоминания и воспроизведения: гипермнезия, гипомнезия, амнезия (антероградная, ретроградная, фиксационная, прогрессирую­щая), парамнезии (конфабуляции, псевдореминисценции, криптомнезии), Корсаковский синдром. Понятие интеллекта, его основные компоненты (предпосылки интеллекта, багаже знаний, собственно интеллект)- Интел­лектуальный индекс (IQ), методики его определения. Олигофрения как не­доразвитие интеллекта. Отечественная классификация олигофрении (идиотия, имбецильность, дебильность) и степени умственной отсталости с позиции МКБ-10 (легкая, умеренная, тяжелая, глубокая умственная отсталость). Динамика олигофрении. Слабоумие (деменция) как обрат­ное развитие (снижение) интеллекта. Клинические варианты деменции: органическая (тотальная и лакунарная), эпилептическая (концентричес­кая). Понятие "шизофренического слабоумия", его отличие от деменции при органических заболеваниях.

Внимание, определение понятия, связь внимания и со­знания. Истощаемость внимания. Способность переключения внимания, отвлекаемость, патологическая прикованность (фиксация) внимания. Диагностическое значение нарушений внимания, памяти и интеллек­та, особенности при различных психических заболеваниях и в различные возрастные периоды. Социальное положение и возможности адаптации лиц с недоразвитием интеллекта.

 

Содержание темы:

Память – такой вид психической деятельности, при помощи которого отражается прошлый опыт. Память – «входные ворота интеллекта» - является необходимым условием для более сложного вида психической деятельности – мышления. Различают кратковременную и длительную, механическую и смысловую память.

Память состоит из следующих основных компонентов: рецепция – восприятие нового, ретенция – способность удерживать эту новую информацию, репродукция – способность воспроизводить полученную информацию.

Интеллект – относительно устойчивая структура умственных способностей индивида (способность к рациональному познанию, мышление, ориентировка, критические способности, умение адаптироваться в новой ситуации и т.д.)

 

НАРУШЕНИЯ ПАМЯТИ

1. Амнезии - состояние, характеризующееся выраженными расстройствами памяти, а также глубокой степенью изменений личности.

  • Ретроградная амнезия – потеря памяти на события, предшествующие расстройству сознания или болезненному психическому состоянию. Может охватывать разный отрезок времени.
  • Антероградная амнезия – потеря памяти на события, происшедшие непосредственно после окончания состояния расстроенного сознания или болезненного психического состояния. Продолжительность по времени так же может быть различной.
  • Фиксационная амнезия - для нее характерны расстройства запоминания, амнестическая дезориентировка (больные не находят дом, квартиру, свою комнату). Боль­ные не узнают знакомых, дальних родственников, а в дальнейшем и тех, с кем живут вместе многие годы, нередко принимая их за давно умерших родных. Затем расстраивается память и на события прошлого. Больные забывают возраст, имена ближайших родственников, в том числе и детей; нередко дочь воспринимается больным как сестра, муж — как отец и т.д.
  • Прогрессирующая амнезия - наиболее типичный вид расстройства памяти. Его характеризуют закономерно последовательный распад памяти — от утраты приобретенных в последнее время новых знаний к утрате старого опыта, накопленных в прошлом знаний. Если вначале из памяти выпадает материал последних дней, месяцев, то в дальнейшем — уже последних лет, десятилетий. Воспоминания, приобретенные в раннем воз­расте, а также наиболее организованные и автоматизированные знания сохраняются достаточно долго.

У детей и подростков амнезии встречаются довольно часто и могут быть
как функциональными, так и органической природы.

Амнезии органического генеза возникают в результате инфекционного или
травматического поражения головного мозга. Наблюдаются они при орга-
ническом психосиндроме, олигофрении, деменции. При тяжелых поражени-
ях у детей нарушается и фиксация информации, и ее хранение, и репродук-
ция. Ж. М. Шарко [Charcot J. M., 1892] отмечал, что у больных с органи-
ческой амнезией утраченная информация не восстанавливается при введении
их в гипнотическое состояние. При функциональной амнезии это, как пра-
вило, возможно.

Функциональные амнезии возникают при невротических, реактивных
состояниях, чаще имеют астеническую или истерическую основу. Органичес-
ких повреждающих факторов, способных привести к амнезии, обнаружить
у таких больных не удается.

Истерические амнезии, как правило, обусловлены внутренним сопротив-
лением больных воспроизведению неприятных для них фактов, событий и
пр. Таким образом, истерические амнезии носят кататимный (греч.
katathymeo — падать духом, унывать) характер. При этом затруднена лишь
репродукция определенных лиц и событий. К. Юнг [Jung С, 1920] назы-
вал такую амнезию аутогипнотической, то есть самовнушенной, связанной
с вытеснением. В качестве иллюстрации приведем отрывок из истории бо-
лезни наблюдавшегося нами пациента.

Пример. Алексей Ш., 18 лет, студент колледжа. К моменту обращения за
консультацией в течение года был влюблен в сверстницу Лену, стал с ней
близок, подал заявление в ЗАГС на оформление брака. Родители это при-
ветствовали. 5 дней тому назад был в гостях у Лены. Когда она вышла из комнаты,
стал целоваться с ее подругой. Внезапно возвратившаяся невеста выгнала
их, заявив, что разрывает с Алексеем отношения. Был очень раздосадован.
Дома плакал, ничего не объясняя родителям, потом заснул и проспал до ве-
чера следующего дня. Проснувшись, ощущал «пустоту в душе», на вопросы
матери о невесте отвечал, что никогда не был влюблен и не знает никакой
Лены. На четвертый день мать привела Лену к себе домой. Войдя в комнату
и увидев ее, спросил: «Кто это?». Когда Лена заплакала и бросилась к нему
на шею, разрыдался и все вспомнил.

 

2. Парамнезии: обманы памяти: воспоминания о событиях, в действительности не происходивших, — псевдореминисценции - или смещенных во времени — конфабуляции (в настоящее время существует тенденция объединять конфабуляции и псевдореминисценции под общим термином "конфабуляции"). При расстройствах памяти возникают, как правило, конфабуляции обыден­ного содержания, которые как бы "замещают" пробелы памяти и опреде­ляются как "замещающие конфабуляции". В тех случаях, когда содержание конфабуляции отражает события, имевшие место в действительности и относящиеся к прошлому, чаще всего к молодым годам больного, говорят об экмнезиях.

Возможно возникновение наплыва конфабуляции, сопровождающихся дезориентировкой в окружающей обстановке, ложными узнаваниями, бес­связностью мышления, — конфабуляторной спутанности.

Коифабуляции у детей и подростков встречаются реже, чем у взрослых. У детей они отличаются сказочным, фантастическим характером, у подростков содержат эротические мотивы. Чаще такие конфабуляции наблюдаются при шизофрении.

В качестве парамнезий могут развиваться и криптомнезии — искажения памяти: события, о которых больной читал или слышал от окружающих, соотносятся больными к своей собственной личности; больной полагает, что они происходили или происходят в его жизни.

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ РАССТРОЙСТВА

1. Слабоумие. К этой патологии относятся синдромы со стойким, малооб­ратимым обеднением психической деятельности: ослабление познаватель­ных процессов, обеднение чувств, изменения поведения. Усвоение новой информации практически невозможно, использование прошлого опыта крайне затруднено. Нарастание слабоумия сопровождается существенным изменением характера позитивных психопатологических расстройств. Если имеют место галлюцинации, то они бледнеют и возникают эпизодически; бредовые концепции распадаются на отдельные фрагменты и перестают определять состояние и поведение больного.

· Деменция - состояние, развивающееся вслед­ствие прогредиентных психических заболеваний. Это синдром, характери­зующийся изменением высших корковых функций, включая память, мыш­ление и суждения, ориентировку, понимание, счет, способность к обучению, использование речи. Традиционно слабоумие подразделяют на парциальное (дисмнестическое) и тотальное.

Основная особенность парциального слабоумия — неравномерность пси­хических, в      том числе и мнестических нарушений. Сохраняется "ядро" личности, т.е. остаются неизмененными особенности психического склада личности, личностные установки, навыки поведения при затруднении и замедленности психических процессов, речи и моторики. Характерны бес­помощность, слезливость, приобретающая характер аффективного недержа­ния. Наблюдается нерезко выраженное снижение критики,

Тотальное (диффузное, глобарное) слабоумие — один из наиболее глубо­ких видов негативных расстройств, проявляющийся резким снижением кри­тики, эйфорией, дисмнестическими расстройствами, нивелировкой индиви­дуальных, характерологических черт личности. Поведение больных часто бывает неадекватным окружающей ситуации: осмысление, оценка, анализ происходящего невозможны. Больные склонны к легкомысленным, нередко нелепым поступкам, плоскому юмору.

- органическая деменция – слабоумие, вызванное главным образом сосудистым заболеванием головного мозга, сифилитическими и старческими психозами, травмами головного мозга. Так же делят на тотальное и парциальное.

- шизофреническая деменция – характеризуется интеллектуальной бездеятельностью, безынициативностью, в то время как предпосылки к умственной деятельности еще длительное время могут сохраняться. Именно поэтому интеллект таких больных сравнивают со шкафом, полным книг, которыми никто не пользуется, или с музыкальным инструментом, закрытым на ключ и никогда не открываемым.

- эпилептическая деменция – выражается не только в значительном снижении памяти, но и в своеобразном изменении мышления, когда человек начинает терять способность различать главное и второстепенное, ему все кажется важным, все мелочи – значительными. Мышление становится вязким, непродуктивным, патологически обстоятельным, больной никак не может выразить свою мысль. Характерно также сужение круга интересов, концентрация внимания исключительно на своем состоянии (концентрическое слабоумие).

· Олигофрения. Врожденное слабоумие характеризуется недоразвитием психической дея­тельности с признаками умственной отсталости, что проявляется отсутстви­ем способности к абстрактному мышлению, бедностью представлений и фантазий, ограниченным запасом знаний и недостаточной выраженностью использования их, низким качеством памяти, бедностью эмоций, запаса слов, недоразвитием речи. Олигофрения — врожденное или рано приобретенное слабоумие, выражающееся в недоразвитии интеллекта и психики в целом. Олигофрения — не прогредиентный процесс, а следствие перенесенной болезни. Степень умственной недостаточности оценивается количественно с помощью интеллектуального коэффициента по стандартным психологическим тестам. Олигофрения нередко сопровождаются пороками физического развития.

   Причинами олигофрении могут служить: 1) наследственные факторы, в том числе патология генеративных клеток родителей (к этой группе олигофрении относятся болезнь Дауна, истинная микроцефалия, энзимопатические формы); 2) внутриутробное поражение зародыша и плода (гормональные нарушения, краснуха и другие вирусные инфекции, врожденный сифилис, токсоплазмоз); 3) вредные факторы перинатального периода и первых 3 лет жизни (асфиксия плода и новорожденного, родовая травма, иммунологическая несовместимость крови матери и плода — конфликт по резус-фактору, травмы головы в раннем детстве, детские инфекции, врожденная гидроцефалия).

   Идиотия — наиболее глубокая степень олигофрении, характеризующаяся почти полным отсутствием речи и мышления. Идиотам недоступна осмысленная деятельность. Эмоциональная жизнь исчерпывается примитивными реакциями удовольствия и неудовольствия. У одних преобладают злобно-гневливые вспышки, у других — вялость и безразличие ко всему окружающему. Идиоты произносят лишь отдельные звуки и слова, часто не понимают речи окружающих, не отличают родственников от посторонних. Они не владеют элементарными навыками самообслуживания, не могут самостоятельно есть, иногда даже не пережевывают пищу, неопрятны, нуждаются в постоянном уходе и надзоре.

    Имбецильность — средняя по тяжести степень олигофрении. Имбецилы понимают речь окружающих, сами могут произносить короткие фразы. Некоторые имбецилы способны производить элементарные счетные операции, усваивать простейшие трудовые навыки и навыки самообслуживания. Эмоции имбецилов более дифференцированы, они привязаны к родным, адекватно реагируют на похвалу или порицание. Мышление имбецилов примитивно, они лишены инициативы, инертны, внушаемы, легко теряются при изменении обстановки, нуждаются в постоянном надзоре и уходе.

     Дебильность — самая легкая степень слабоумия. Дебилы обычно оканчивают вспомогательную школу, способны вести самостоятельную жизнь. У них преобладает конкретно-описательный тип мышления, в то время как способность к абстрагированию почти отсутствует. Некоторым дебилам при задержке общего психического развития и малой продуктивности мышления свойственна частичная одаренность (отличная механическая или зрительная память, способность производить в уме сложные арифметические операции и др.). Среди дебилов различают эретичных (возбудимых), вялых апатичных, злобно-упрямых, мстительных и торпидных (заторможенных).

    Трудности в диагностике олигофрении могут возникнуть при необходимости отграничения от рано начавшейся шизофрении. В отличие от олигофренов у больных шизофренией задержка развития носит парциальный, диссоциированный характер; наряду с этим в клинической картине обнаруживается ряд свойственных эндогенному процессу проявлений — аутизм, патологическое фантазирование, кататонические симптомы. Олигофрению дифференцируют также от деменции—приобретенного слабоумия, при котором, как правило, выявляются элементы имевшихся знаний, большее разнообразие эмоциональных проявлений, относительно богатая лексика, сохранившаяся склонность к абстрактным построениям.

    Специфическая терапия проводится при некоторых видах олигофрении с установленной этиологией (врожденный сифилис, токсоплазмоз и др.); при олигофрениях, связанных с нарушениями метаболизма (фенилкетонурия и др.), назначают диетотерапию; при эндокринопатиях (кретинизм, микседема) — гормональное лечение. Для стимуляции психической деятельности используют пирацетам, аминалон (гаммалон), а также другие психоактивирующие средства и витамины группы В. Лекарственные средства назначают также для коррекции аффективной лабильности и подавления извращенных влечений (неулептил, феназепам, сонапакс). Большое значение для компенсации олигофренического дефекта имеют лечебно-воспитательные мероприятия, трудовое обучение и профессиональное приспособление.

 

ОСНОВНЫЕ СИНДРОМЫ НАРУШЕНИЯ ПАМЯТИ И ИНТЕЛЛЕКТА

 

1. Синдром Корсакова - психопатологический симптомокомплекс, в котором ведущее место занимают расстройства памяти на текущие события. Наблюдается при органических поражениях мозга, вызванных интоксикациями, травмами, инфекциями, алкогольным полиневритическим психозом (корсаковский психоз), опухолями, инсультами. Больные не запоминают обстановки, окружающих лиц, не ориентируются в месте и времени, не помнят, с кем они только что разговаривали, чем занимались, но могут рассказывать о своем участии в событиях, которые якобы только что происходили и которых на самом деле не было (конфабуляции). Внешне поведение больных упорядоченное. Отмечаются лишь малоподвижность, отсутствие инициативы. Настроение чаще безразличное, иногда сниженное, со слабостью, повышенной утомляемостью, раздражительностью; в ряде случаев — благодушно-приподнятое (эйфория). При грубом расстройстве запоминания сохраняются память на события, происходившие до болезни, на профессиональные знания, прежний опыт. Мышление как бы обусловлено только внешними впечатлениями. Отсутствует внутренняя активность, направленность на достижение определенной цели.

        Тем не менее, больные сохраняют способность разумно рассуждать, делать верные умозаключения, если не требуется опоры на воспоминания о текущих событиях.

  1. Органический (психоорганический) синдром.

     Данный синдром состоит из триады Вальтер-Бюеля, включающей в себя: 1. Эмоциональную лабильность, эмоциональное недержание; 2. расстройство памяти; 3. снижение интеллекта. Больные становятся беспомощными, с трудом ориентируются (прежде всего нарушается ориентировка во времени, так как постоянно приходится запоминать новые числа), сложно адаптируются к новой ситуации, плохо ее понимают. У них ослабляется воля, снижается работоспособность, они легко переходят от слез к улыбке и наоборот. Нередки варианты психопатоподобного поведения органического генеза.

    Выделяют следующие варианты психоорганического синдрома: астенический, эксплозивный, эйфорический, апатический.

    Психоорганический синдром может возникать при самых различных заболеваниях: при непосредственном поражении головного мозга (опухоли, интракраниальные инфекции, травмы, сосудистая патология атеросклеротического, сифилитического и иного происхождения); при соматогениях (как следствие заболевания печени, почек, легких и т.п.); при алкоголизме, наркоманиях, токсикоманиях, отравлении теми или иными токсическими веществами; при заболеваниях, протекающих с атрофическими процессами в головном мозге (болезнь Альцгеймера, болезнь Пика и др.). Сопровождается самыми различными неврологическими расстройствами.

  Психоорганический синдром, как правило, необратим, хотя и может дать некоторое обратное развитие при применении соответствующей терапии, в том числе ноотропными средствами.

 

Лекция №5 Аффективные расстройства настроения.

Основные вопросы. Понятие сильных положительных и отрицательных эмоций как признаков психической продукции, оскудение эмоций как не­гативная симптоматика (дефект). Гипертимия, эйфория, гипотимия, дисфория (эксплозивность), страх, тревога и растерянность, аффект недоумения, эмоциональная лабиль­ность и эмоциональная ригидность, слабодушие, апатия, эмоциональная неадекватность, амбивалентность и амбитендентность Физиологичес­кий и патологический аффекты. Депрессивный синдром. Синдромы эмоциональных расстройств (депрессия, мания, дисфория). Динамика депрессий, суточные колебания настроения, Различные клинические фор­мы депрессий (тоскливая, тревожная, агитированная). Понятие витальной (предсердечной) тоски. Расстройства мышления, воли, влечений, движений и сна при де­прессии. Соматические (вегетативные) нарушения при депрессии, поня­тие маскированной (ларвированной, соматизированной) депрессии. Суицидальные тенденции, правила ухода и надзора за больными с депрессивным синдромом и суицидальным поведением. Ма­ниакальный синдром. Клинические варианты мании. Понятие о типичной и атипичной мании. Апато-абулический синдром. Дисфорический синдром, определение, структура, нозологическая принадлежность при различных психических расстройствах. Социально опасное поведение при нарушениях аффективно-волевой сферы.

Диагностическое значение аффективно-волевых расстройств, особенности при различных психических заболеваниях и в различные возрастные периоды.

                                 Содержание темы:

Эмоции – реакции в виде субъективно окрашенных переживаний индивида, отражающих значимость для него воздействующего раздражителя или результата собственного действия (удовольствие, неудовольствие).

Отношение человека к происходящим событиям и удовлетворению своих потребностей выражается в чувствах (эмоциях).

  • Эпикритические эмоции – корковые, присущие только человеку эмоции, филогенетически более молодые (эстетические, этические, нравственные).
  • Протопатические эмоции – подкорковые, таламические, элементарные (удовлетворение чувства голода, жажды, полового чувства).

 

 

  • Положительные эмоции – эмоции, которые возникают при удовлетворении потребностей - это переживание радости, воодушевления, удовлетворения.
  • Отрицательные эмоции – при них переживается затруднение в достижении цели, огорчение, тревога, раздражение, гнев.

 

 

  • Стенические эмоции – эмоции, направленные на активную деятельность, борьбу, способствующие мобилизации сил для достижения цели.
  • Астенические эмоции – эмоции, обусловливающие пониженную активность, неуверенность, сомнения. Бездеятельность.

 

 

  • Аффект – кратковременное сильное душевное волнение, которое сопровождается не только эмоциональной реакцией, но и возбуждением всей психической деятельности.

- физиологический аффект – аффект, не сопровождающийся помрачением сознания, автоматизмами, амнезией.

- астенический аффект – быстро истощающийся аффект, сопровождающийся угнетенным настроением, снижением психической активности, самочувствия и жизненного тонуса.

- стенический аффект – характеризуется повышенным самочувствием, психической активностью, ощущением собственной силы.

- патологический аффект – кратковременное психическое расстройство, возникающее в ответ на интенсивную, внезапную психическую травму и выражающееся в концентрации сознания на травмирующих переживаниях с последующим аффективным разрядом, за которым следует общая расслабленность, безразличие и часто глубокий сон.

 

  • Настроение – более или менее продолжительное эмоциональное состояние.

 

СИМПТОМЫ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ

1. Нарушение эмоционального реагирования: эмоциональные реакции могут быть неадекватными по силе и степени выраженности, длительности и значимости вызвавшей их ситуации.

- Эксплозивность – повышенная эмоциональная возбудимость, склонность к бурным проявлениям аффекта, неадекватная по силе реакция. Реакция гнева с агрессией может вспыхнуть по незначительному поводу.

- Эмоциональное застревание – состояние, при котором возникшая аффективная реакция фиксируется на длительное время и оказывает влияние на мысли и поведение. Пережитая обида «застревает» надолго у злопамятного человека.

- Амбивалентность – возникновение одновременно противоположных чувств по отношению к одному и тому же человеку.

- Чувство «потери чувств» - утрата способности реагировать на происходящие события, мучительное бесчувствие, например при психогенном «эмоциональном параличе».

2. Симптомы расстройств настроения:

- гипертимия – повышенное, веселое, радостное настроение, сопровождающееся приливом бодрости, хорошим физическим самочувствием, легкостью в решение всех вопросов, переоценкой собственных возможностей.

- гипотимия – сниженное настроение, переживание подавленности, тоскливости, безысходности. Внимание фиксировано только на отрицательных событиях.

- эйфория – благодушное, беспечное, беззаботное настроение, переживание полного удовлетворения своим состоянием, недостаточная оценка происходящих событий.

- дисфория – злобное, тоскливое настроение с переживанием недовольства собой и окружающими. Часто сопровождается выраженными аффективными реакциями гневливости, ярости с агрессией, отчаяния с суицидальными тенденциями.

- тревога – переживание внутреннего беспокойства, ожидание неприятности, беды, катастрофы. Чувство тревоги может сопровождаться двигательным беспокойством, вегетативными реакциями.

- эмоциональная слабость – лабильность, неустойчивость настроения, изменение его под влиянием незначительных событий.

- болезненное психическое бесчувствие – больные мучительно переживают утрату всех человеческих чувств – любви к близким, сострадания, горя, тоски.

- апатия – расстройство эмоционально-волевой сферы, проявляющееся безразличием к себе, окружающим лицам и событиям, отсутствием желаний, побуждений и полной бездеятельностью.

- эмоциональная монотонность – эмоциональная холодность. У больного наблюдается ровное, холодное отношение ко всем событиям, независимо от их эмоциональной значимости.

      - эмоциональное огрубение – оно проявляется в утрате наиболее тонких дифференцированных эмоциональных реакций: исчезает деликатность, сопереживание, появляется расторможенность, назойливость, бесцеремонность.

      - эмоциональная тупость – расстройство, характеризующееся слабостью эмоциональных реакций и контактов, оскудением чувств, эмоциональной холодностью, переходящее в полное равнодушие и безучастность.

3. Изменения мимики: нарушение настроения и эмоционального реагирования могут сопровождаться изменениями мимики и выразительных движений, которые могут быть неадекватными по силе и выраженности эмоциональному состоянию или не соответствовать переживаемым эмоциям.

      - гипермимия – расстройство, сопровождающееся живой, быстро меняющейся мимикой, отражающее картину быстро появляющихся и быстро исчезающих аффектов. Проявление мимических реакций часто утрировано, чрезмерно бурно и ярко. Выразительные действия усилены, ускорены, быстро меняются.

      - амимия – однообразная, застывшая мимика.

      - гипомимия - ослабление, обеднение мимики.

      - парамимия – неадекватность мимики и выразительных действий ситуации.

 

СИНДРОМЫ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ РАССТРОЙСТВ

Эти синдромы являются выражением следующего, более глубокого уровня расстройства психической деятельности. При аффективных синдромах наступает изменение работы головного мозга на диэнцефальном уровне, регулирующего биотонус организма, настроение и темп психических процессов.

Аффективные (эмоциональные) синдромы — психопатологические состояния в форме стойких изменений настроения, чаще всего проявляющихся его снижением (депрессия) или повышением (мания) и апатоабулическим синдромом.

Депрессия и мания — наиболее распространенные психические расстройства. По частоте они занимают в клинике большой психиатрии первое место и очень часты при пограничных психических заболеваниях. Аффективные синдромы постоянно встречаются в дебютах психических болезней, могут оставаться преобладающим нарушением на всем их протяжении, а при усложнениях заболевания — длительно сосуществовать с различными другими, более тяжелыми психопатологическими рас­стройствами. При обратном развитии картины болезни депрессия и мания часто исчезают последними.

 

Депрессивный синдром

(син.: депрессия, меланхолия) характеризуется триадой основных признаков:

1.  Беспричинно сниженным, подавленным настроением с чувством тоски

2. Психомоторной заторможенностью.

3.  Замедленным темпом мышления.

4. Соматическими и вегетативными, расстройствами.

Угнетенное, подавленное настроение у больных сочетается с утратой интереса к окружающему. Они испытывают тяжесть «на душе», в области груди, шеи, в голове, чувство тоски или душевной боли, которую они переживают как более мучительную, чем боль физическую. Депрессивный тоскливый аффект (при достаточной его выраженности) захватывает поле сознания, всецело определяя мышление и поведение больных, которые утрачивают интерес к окружающему, во всем видят плохое для себя предзнаменование, источник неудачи и страданий, весь мир воспринимают в мрачном свете. Они склонны во всем винить себя, полны чувства бесперспективности и не видят выхода из создавшегося положения.

Внешний вид больных соответствует их тяжелому душевному состоянию: поза согбенная, голова опущена, выражение лица скорбное, взор потухший. В таком состоянии больные не способны радоваться даже очень хорошим важным для них событиям, т. е. недоступны противоположным аффектам. Они выглядят явно старше своего возраста.

Двигательная заторможенность обычно достаточно выражена. Больные малоподвижны, большую часть времени лежат или сидят в характерной согбенной позе. В одних случаях двигательная заторможенность выражена нерезко, в других — резко, достигая предельной степени в виде депрессивного «ступора», время от времени прерываемого взрывом двигательного возбуждения — меланхолическим раптусом. Двигательная заторможенность, как, впрочем, и вся депрессивная симптоматика, будучи ярко выраженной в утренние часы, к вечеру заметно ослабевает. Больные жалуются, что памяти не стало, нет сил и желания что-либо делать, «все валится из рук», «разучилась работать» и т. п., что является следствием распада как сложных, так даже и простых навыков, двигательных условных рефлексов.

Бросается в глаза выраженное замедление мышления, протекания ассоциативных процессов. Больные молчаливы, говорят мало, тихим голосом, на вопросы отвечают с большой задержкой, чаще одним коротким словом, иногда лишь кивком головы. Характерны идеи самообвинения, больные погружены в мир печальных переживаний, собственной «порочности», «никчемности» и бесперспективности; жалуются, что в голове мало мыслей, «одна мысль» и т. п.

Пониженная самооценка нередко достигает степени бредоподобных идей самоуничижения и самообвинения, когда больные определяют себя как серых, бесталанных, бездарных людей; приписывают себе разнообразные пороки, оговаривают в мнимых «преступлениях», называют преступником, привлекая для обоснования этого мелкие промахи и ошибки прошлого.

Часто у больных возникает ипохондрический бред на фоне тоскливого или тревожно-тоскливого настроения. Больные утверждают, что страдают неизлечимой болезнью (сифилисом, раком) и жалуются на слабость и бессилие. Иногда больные заявляют об изменении, истончении и атрофии их внутренних органов: пищевод истончился, желудок не переваривает пищу, кишечник «остановился», т. образом постепенно развивается бред  Котара.

Для эндогенной депрессии характерны:

- суточные колебания настроения (тоскливое настроение утром и улучшение состояние к вечеру).

- Нарушения сна (ранние пробуждения, в 4-5 часов утра, иногда пациенты утверждают, что ночью не спали ни минуты – «отсутствие чувства сна»).

- Соматовегетативные нарушения. 

Аппетит резко снижен или полностью отсутствует. Масса тела больных уменьшается, кожа бледная, цвет лица землистый, слизистые оболочки сухие. Угнетены также половые и другие инстинктивные побуждения. У мужчин отсутствует либидо, у женщин развивается аменорея. Как отражение остроты состояния наблюдается периферическая симпатикотония. Описывается характерная триада Протопопова: тахикардия, расширение зрачка, и запор. Обращает на себя внешний вид больного. Кожные покровы сухие, бледные, шелушащиеся. Снижение секреторной функции желез выражается в отсутствие слез. Нередко отмечается выпадение волос и ломкость ногтей. Снижение тургора кожи выражается в том, что углубляются морщины и больные выглядят старше своих лет. Повышается артериальное давление. Часты сенестопатии. Особенно в пожилом возрасте.

Суицидные мысли — наиболее опасный симптом депрессивных состояний. Ему обычно предшествует более легкое расстройство этого рода — мысли о нежелании жить, когда больной конкретных планов покончить с собой еще не имеет, но не сожалел бы, если бы ему пришлось расстаться с жизнью по независящим от него обстоятельствам. Это как бы пассивный этап суицидных мыслей. Суицидные мысли встречаются при депрессиях часто, но значительно реже реализуются ввиду двигательной заторможенности и пассивности больных. Этот не всегда высказываемый, но часто переживаемый симптом является абсолютным показанием для госпитализации больных. Это проявление депрессии обычно ярко коррелирует со степенью тоски и подавленности и тесно связано с другими признаками угнетения инстинктивной деятельности и, по сути, является частным проявлением угнетения самозащитного инстинкта, но ввиду его большого клинического значения



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 63; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.233.43 (0.083 с.)