II.Качественные нарушения - искажение и извращение формирования суждений и умозаключений. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

II.Качественные нарушения - искажение и извращение формирования суждений и умозаключений.



Выделяют следующие виды качественного нарушения мышления:

1. Атактическое мышление, включает в себя:

а) Резонерство - определяется как многословное пустое /пустословное/ рассуждательство, мышление, которое не привносит ничего нового, эти рассуждения на малозначащие темы.

Каждое отдельно взятое cyждение имеет свой смысл, но сужения сравниваются и сопоставляются по иным, искаженным логическим связям ("паралогическим"), поэтому и нет итога, результата мышления или вывод непонятен, напр., больной заявляет: "Я сегодня обедать не буду, так как обед желтого цвета - это цвет измены, поэтому его есть нельзя".

Помимо паралогических построений для резонерства характерно использование высоко абстрактных понятий для выражения и обозначения конкретных явлений /вербализмы/, напр. вместо слова "дети" больной употребил выражение - "человеческие существа на ранних этапах своего онтогенетического развития". Фраза «дети кушают», построенная с использованием вербализмов, превратится в длинную ересь, а при нарушении логических связей между суждениями превратиться в бесплодное мудрствование, т.е. многословное высказывание, лишенное содержания и смысла.

Резонерство характерно для больных шизофренией и ряда, других заболеваний.

б) атактическое или разорванное по смыслу мышление встречается у больных шизофренией и характеризуется сохранением грамматического строя суждений или отсутствии или "непонятности" /"своеобразии"/ смыслового содержания, например: "надо запачкать машину шумом".

Нарушения процесса мышления данной группы обусловлены качественно иными связями между понятиями и представлениями вследствие изменения /смещения/понятийного аппарата, т.е. в обычные слова больной вкладывает иной, только ему понятный смысл, напр.: "прошу выписать меня причиной износившейся болезни".

Больные используют неологизмы, т.е. слова, отсутствующие в данном языке, напр.: "тетрадь на иностранном языке лепетируется для единицы", или "времество", «пространственность» и т.п.

И хотя в отдельных случаях некоторые высказывания могут быть понятны окружающим, в целом речь больных носит вычурный характер и по существу перестает быть адекватным средством общения («была ранняя марковность, потом шоковость и микстурность я сегодня все утро поломытничала»).

Изменение содержания понятий /слов/ достигает степени символизмов –«лецитируется для единицы» (т.е. только для него - больного).

В этой группе больных речь утрачивает коммуникативные функции - напр. "я проснулся оттого, что трудно жить стало", или «никто не накопил опыт манекена мертвеца», что соответствует представлению об "атактической несвязности" мышления.

в) " Шизофазия " - форма речевых нарушений на фоне ясного сознания /в отличие от аментивного, бессвязного мышления/ появляющаяся в бессмысленном "нанизывании" отдельных слов, наименований, терминов, не имеющих "грамматической согласованности и ло­гической последовательности.

Эти речевые расстройства могут быть крайним выражением атактического мышления, либо встречаются при органических поражениях мозга наряду с афатическими нарушениями.

Например "Не лежачий...стоячий разыщи да ждать когда время пройдет-ходьба-ходьбой.да кое-какие интересы есть конечно...

 

2. Бессвязное мышление включает в себя:

а) Аментивное мышление - характеризуется утратой или значительным ослаблением способности к формированию суждений.

Данная форма нарушения мышления обусловлена разрушением способности к синтезу в процессе мышления /утрата ассоциативных сочетаний/ как на уровне восприятие и представлений, так и на уровне логического / мышления. Мышление носит "регистрационный характер, т.е. больной может назвать (обозначить) отдельные предметы и их признаки, но неспособен сформировать простейшие суждения.

Речь таких больных носит бессвязный характер, т.е. представляет собой набор слов и обрывки фраз, не связанных ни по смыслу, ни по форме, т.к. нарушаются даже грамматические конструкции, напр.: "Дом и сад...да... конечно..а зачем?..тюрьма и Петя...я ничего не знаю,...крест, страдание.. Белый халат, продавец двое.. и т.п." Данный вид нарушений мышления характерен для глубокого нарушения сознания - аменции, когда больные грубо дезориентированы в месте, времени и собственной личности, возникающие вследствие тяжелых инфекционных, соматических заболеваний, в послеоперационном периоде и т.д.

б) Астеническое мышление - более легкая форма бессвязного мышления. Для него характерна утрата "ведущего представления", когда больные в состоянии формулировать отдельные суждения, но не способны к более тонкой аналитико-синтетической деятельности, т.е. к построению умозаключений. Для таких больных характерна аморфность высказываний, затруднение в точности и конкретности передачи своих мыслей /напр. предъявление жалоб/. Они многословны, непоследовательны, при отсутствии ускорения мышления наблюдаются ассоциации по смежности, поверхностному сходству, они часто отвлекаются, "запутываются" и умолкают. Эти нарушения характерны для выраженных астенических состояний различного генеза (невротических, соматогенных).

3. Обстоятельное, «вязкое», детализированное мышление, свойственно больным эпилепсией, органическими заболеваниями головного мозга. Оно характеризуется многословием с обилием деталей, второстепенных подробностей, уточнений, дополнений, застреванием на мелочах, ненужных пояснений, которые уводят в сторону от основной мысли /"лабиринтное мышление"/. Больной  не способен постоянно удерживать центральную тему мысли, основное направление ответа на вопрос, часто не может самостоятельно вернуться к теме беседы вследствие обилия побочных ассоциаций. Поэтому обстоятельное мышление при значительной степени выраженности непродуктивно. 

4. Персеверация мышления – патологическое застревание, задержка на одних и тех же представлениях, что клинически выражается в повторении (иногда очень длительном) одних и тех же фраз или слов. Чаще всего такие больные могут правильно ответить только на первый вопрос врача, а затем уже однообразно повторяют тот же ответ или части его.

5. Вербигерация – речевая стереотипия – бессмысленное, нередко ритмическое повторение одних и тех же слов, реже – фраз или их обрывков.

6. Паралогическое мышление – характеризуется отсутствием в мышлении логической связи; выводы, которые делает больной в таких случаях, не только не закономерны, но часто совершенно нелепы: «Я заболел шизофренией, потому что в детстве мало ел манной каши» или «Я хочу спать, а потому научите меня музыке».

Для исследования особенностей мышления используется клинический метод- изучение особенностей речевого поведения в комплексе психи­ческих нарушений данного больного, экспериментально-психологические методы, направленные на оценку уровня логического мышления и особенностей ассоциативной деятельности, психолингвистические методики, выявляющие особенности синтаксических отношений.

ПАТОЛОГИЯ ПРОДУКЦИИ МЫШЛЕНИЯ

 

К основным видам патологии продукции мышления (патологическим идеям) относят: навязчивые состояния, сверхценные и бредовые идеи. Каждый из этих видов патологических идей свидетельствует о различном характере изменения деятельности мозга и имеет свои особенности по содержанию, отношению к ним заболевшего и другим характеристикам. Патология продукции мышления одновременно отражает и изменения самого процесса мышления, но как симптом болезни на первый план выступают патологические идеи.

НАВЯЗЧИВЫЕ СОСТОЯНИЯ – непроизвольно возникающие в сознании мысли, образы, представления, воспоминания с критическим к ним отношением и как правило безуспешными попытками бороться с ними. Человек осознает ненужность, в отдельных случаях нелепость возникающих помимо его воли мыслей, но не может от них избавиться. Более того, попытки борьбы с ними, желание их подавить каким-либо образом   нередко приводят к их усилению.

У детей навязчивыми являются не столько мысли, сколько страхи. Чем
старше ребенок, тем больше у него выражен этап сомнений, борьбы и после-
дующей критики. Это хорошо видно при сравнении страха темноты у детей
и подростков.

К рудиментарным навязчивым идеям дошкольного возраста относятся
назойливые бессмысленные вопросы, не имеющие познавательной цели. При
этом дети, как правило, не дожидаются ответов и не слушают их, стереотип-
но повторяя один и тот же вопрос. Такие навязчивости возникают в продро-
мальном периоде шизофрении или при атонической форме шизофрении.

Насильственные идеи элементарны, возникают неожиданно, неодолимо
и более нелепы по содержанию. Их нелепость осознается, но требуется боль-
шое усилие, чтобы не подчиниться этой мысли, а часто остановить действие
не удается. Эти состояния возникают у лиц, перенесших травмы или энце-
фалиты. Такие дети с трудом удерживаются, особенно когда им читают но-
тации родители или воспитатели, чтобы не рассмеяться, не выругаться, не
показать язык или не отвернуться. У более старших детей (10-15 лет) появ-
ляются еще более грубые мысли и желания самоагрессии, самоистязания (бро-ситься вниз с балкона, моста; схватить за нос, за волосы, ударить ногой, но-
жом и т. п.), а также хульпые мысли (неприлично выругаться). Появление
подобных мыслей и желаний мучительно для больного, так как это противо-
речит инстинкту самосохранения и нравственным установкам, поэтому такие
состояния нередко обозначают как контрастные мысли.

У младших детей родственны насильственным так называемые атема-
тические игры.
Предаваясь им, дети часами играют с предметами, не имею-
щими игрового назначения (веревочками, бутылками и т. п.), крайне увле-
чены этим и не обращают внимания на окружающее, но раздражаются, если
их пытаются отвлечь.

 

 

 

СВЕРХЦЕННЫЕ ИДЕИ - это эмоционально окрашенные суждения или умозаключения, возникающие в связи или на основе реальных событий или явлений. Из-за аффективной насыщенности они приобретают в сознании человека господствующее положение и становятся важнейшим или основным мотивом его деятельности. То есть человек всячески старается воплотить их в действие. Сверхценные идеи часто приводят к неадекватной оценке тех или иных фактов действительности и поведению, носящему патологический характер. Для этого вида патологических идей характерно отсутствие критики (в этом их основное отличие от обсессий).

От бредовых идей сверхценные - отличаются, прежде всего, реальной (а нередко, и психологически понятной) основой для их возникновения. На начальных этапах своего развития эти идеи не несут чего-то патологического и по существу остаются в пределах психического здоровья. Однако по мере их развития и усиления эмоционального напряжения сверхценные идеи могут стать основой для возникновения бредовых идей.

Среди различного рода сверхценных идей по их содержанию можно выделить: идеи ревности, изобретательства, своеобразно понятой идеи справедливости, при которой борьба с той или иной «несправедливостью» превращается в основную цель жизни и борьба за эту «справедливость» превращает человека в «разносчика судебных процессов» (кверулянта). При наличии дисморфоманических идей убеждение человека в наличии того или иного физического дефекта, приобретая доминирующий, сверхценный характер, может обусловить патологическое, а нередко и опасное для жизни поведение. Так, убеждение девушки в недостатках фигуры, прежде всего, в излишней полноте, может привести к практическому отказу от пищи и, соответственно, к алиментарной дистрофии вплоть до кахексии.

Сверхценные идеи часто возникают у личностей отличающихся особым складом характера.   Однако возможно их возникновение и на начальных этапах других психических расстройств (в частности, при органических поражениях головного мозга типа сосудистых, посттравматических заболеваний).

Состояние, при котором суждения, возникающие вследствие реальных об­стоятельств и на основе действительных фактов, приобретают в сознании больного доминирующее, не соответствующее их истинному значению место. Сверхценные идеи сопровождаются выраженным аффективным на­пряжением. Примером сверхценных образований может быть открытие или изобретение, которому автор придает неоправданно большое значение. Он настаивает на немедленном внедрении его в практику не только в предпо­лагаемой сфере непосредственного применения, но и в смежных областях.

В основе формирования сверхценных идеи может быть и реальная, подчас незначительная ситуация (чаще в виде производственного конфлик­та), в которой обычно фигурирует "виновник". Эта ситуация, даже несмотря на ее разрешение, постепенно всплывает и начинает доминировать в созна­нии больного; он бесконечно ее анализирует, требует новых объяснений от "виновника" и вступает на путь борьбы за "справедливость".

Сверхценные идеи отличаются от бреда толкования (интерпретативно­го) тем, что в основе их лежат реальные факты и события, в то время как для интерпретативного бреда с момента его возникновения характерны ошибочные, паралогические умозаключения. Сверхценные идеи с течением времени при благоприятных условиях блекнут и исчезают, в то время как бредовые идеи имеют тенденцию к дальнейшему развитию.

Как сверхценные образования у детей описывают:

а) односторонние увлечения препубертатного и пубертатного периодов.
Так, мы наблюдали мальчика, который многие годы интересовался только
географическими картами. У детей младшего возраста это часто проявля-
ется стереотипными назойливыми вопросами типа: «Почему люди умира-
ют?» и т. п.;

б) пубертатному возрасту свойственна также односторонняя озабоченность:
моноидеи некрасивого телосложения (.дисморфомания) или необходимости
ограничения в еде {психическая анорексия). При этом они направлены,
в основном, на себя. Если же эти идеи начинают распространяться на окру-
жающих («смеются», «презирают»), то они чаще приобретают бредовый ха-
рактер, резко меняют поведение больного,'и тогда следует думать уже не
о психопатии, а о шизофрении.

Бредоподобные фантазии характеризуются тем, что ребенок представля-
ет себя одушевленным или неодушевленным предметом и долго ведет себя
соответствующим образом с игнорированием реальной ситуации.

Выделяют три, встречающихся у детей, синдрома патологического образ-
ного фантазирования:

агрессивно-садистическое фантазирование, тесно связанное с пато-
логией полового влечения, чаще встречающееся у мальчиков. Содержание
таких фантазий наполнено сценами катастроф, войн, пыток обидчиков и т. п.;

фантастические оговоры и самооговоры сексуального содержания
чаще встречаются у девочек. Они рассказывают о якобы имеющих место из-
насилованиях, мнимых любовных победах и т. п.;

фантазии героического превосходства также чаще встречаются
у мальчиков. В рассказах о себе, обычно детективного содержания, больные
стараются выставить себя в выгодном с их точки зрения свете: сильными,
нередко жестокими и коварными, «крутыми», нередко рассказывают о сво-
их мнимых связях с криминальным миром воров и наркоманов, иногда даже хвастаются совершенными убийствами. Разновидности синдрома патологи-
ческого фантазирования встречаются в структуре психопатических свойств
личности или начальных проявлений параноидной шизофрении.

В отличие от первичных, быстро меняющихся, тесно связанных с реаль-
ностью фантазий здорового ребенка, патологические фантазии стойки, стерео-
типны, нередко оторваны от реальности, причудливы но содержанию и часто
определяют патологическое поведение больного. При нормальных фантази-
ях дети сознают, что они «воображают», «мечтают», «играют», «выдумыва-
ют» и могут переключиться от фантазий к реальности. Такого критического
отношения лишены патологические (аутистические) фантазии.

Бредоподобные фантазии наиболее характерны для подростков с черта-
ми пстероидной психопатии, которые хотят предстать перед сверстниками
в роли героев, незаурядной личности, для чего преувеличивают факты, сочи-
няют небылицы и сами им верят. Эти идеи, как и сверхценные, возникают
на основе реальных событий, иногда носят ипохондрический характер, но они
обычно нестойки, исчезают, когда сверстники теряют к ним интерес или ра-
зоблачают преувеличение.

Так, мальчик 13 лет лежал в больнице по поводу пиелонефрита. Выписку
несколько задержали из-за плохого анализа крови, который довольно долго
показывал повышенную СОЭ. После выписки из стационара скрывал, что
у него было почечное заболевания, сказал, что была «плохая кровь», «навер-
ное, рак крови». Одноклассники, особенно девочки, жалели его, просили учи-
телей не ставить ему плохих отметок.

Если же бредоподобные фантазии держатся стойко и имеют тенденцию
к развитию, то следует думать о развитии шизофрении со сверхценными или
бредовыми идеями.

 

 

БРЕДОВЫЕ ИДЕИ (бред) всегда формируются на болезненной основе и представляют собой совокупность ложных умозаключений, полностью овладевающих сознанием больного, неподдающихся коррекции при разубеждении и разъяснении.

Бред всегда является признаком тяжелого психического расстройства, выступая в качестве одного из основных его признаков (симптомов болезни). От бреда следует отличать ошибки суждений и заблуждения психически здоровых.

По фабуле, т.е. по основному содержанию бредовой концепции ( системе патологических умозаключений) в соответствии с классификацией немецкого психиатра В. Гризингера выделяют три вида бреда: преследования (персекуторный), депрессивный и величия. Каждый из этих видов бреда включает множество различных клинических вариантов.

1) Бред персекуторный:

· собственно преследования,

· отравления,

· материального ущерба,

· ревности,

· воздействия,

· отношения,

· колдовства (порчи),

· овладения.

Последние три понятия (естественно, и некоторые другие их варианты, что связано с конкретными этнокультуральными особенностями больного) составляют так называемые архаические формы бреда, содержание которых непосредственно вытекает из бытующих в обществе представлений.

Бредовые идеи преследования особенно на стадии их возникновения часто сопровождаются тревогой, страхом, нередко выступают, как определяющий фактор поведения больного, что может обуславливать его опасность для окружающих и могут требовать неотложную госпитализацию в недобровольном порядке. Опасность усиливается, когда причиняемое, по мнению больного, «зло» находит конкретного носителя из ближайшего окружения.

2) Депрессивный бред может встречаться в следующих клинических вариантах:

· самообвинения,

· самоуничижения,

· греховности,

· злого могущества,

· ипохондрический,

· дисморфоманический,

· нигилистический.

     Каждый из этих вариантов может иметь свои особенности и фабулу. Однако все они существуют на фоне сниженного настроения. Диагностическую значимость здесь имеет установление последовательности появления психопатологических феноменов: что является первичным – бредовые идей соответствующего содержания или депрессивное настроение.

Депрессивные идеи могут определять поведение больных и, соответственно, приводить к общественной опасности больного (в первую очередь для самого себя, т.к. возможны покушения на самоубийство).

Наиболее интенсивный и сложный по содержанию депрессивный бред возникает при затяжных тревожных депрессиях. В этих случаях часто развивается бред Котара. Бред Котара характеризуется фантастическими идеями отрицания или громадности. При наличии идей отрицания больной сообщает об отсутствии у него моральных, интеллектуальных, физических качеств (нет чувств, совести, сострадания, знаний, способности чувствовать). При наличии соматопсихической деперсонализации часто больные жалуются на отсутствие желудка, кишечника, легких, сердца и. т. д. Могут говорить не об отсутствии, а о деструкции внутренних органов (высох мозг, атрофировался кишечник). Идеи отрицания физического «Я» называют нигилистическим бредом. Отрицание может распространяться на различные понятия внешнего мира (мир мертв, планета остыла, нет звезд, веков).

Часто при бреде Котара больные обвиняют себя во всевозможных свершившихся или грядущих мировых катаклизмах (бред отрицательного могущества) или высказывают идеи о вечных мучениях и невозможности умереть (бред мучительного бессмертия).

3) Бредовые идеи величия всегда отмечаются на фоне повышенной самооценки больного и включают следующие клинические варианты:

· бред изобретательства,

· реформаторства,

· высокого происхождения,

· богатства.

 Сюда же относятся и, так называемый любовный бред (любовного очарования) и нелепый, протекающий, как правило, на фоне выраженного слабоумия, мегаломанический бред величия. При этом высказывания больного о своих необыкновенных способностях, положении или деятельности приобретают грандиозный размах, а их неадекватность бросается в глаза любому человеку («я управляю земным шаром и всеми Богами вселенной»). Идеи величия чаще всего характерны для более поздних стадий психического заболевания или для тяжелых, быстро прогрессирующих и приводящих к слабоумию органических поражений головного мозга.

По степени завершенности системы бредовых умозаключений (патологической системы доказательств) бред принято разделять на  систематизированный и несистематизированный (отрывочный).

Для систематизированного бреда характерна обширная система доказательств, «подтверждающих» лежащую в основе патологических идей фабулу. Все приводимые больным факты взаимосвязаны и имеют однозначную трактовку. При наличии выраженной систематизации бреда следует предполагать более длительный, хронический характер психического расстройства. Для острых состояний чаще характерен несистематизированный бред. Этот же бред может отмечаться и при быстро прогрессирующих органических поражениях головного мозга, когда вместе с распадом психики (формированием слабоумия) распадается и ранее стройная система бредовых построений.

Бред принято также разделять на так называемый первичный и вторичный. При первичном бреде бредовые построения больного в первую очередь определяются расстройством сферы мышления, приводящим к неадекватной интерпретации реально существующих явлений (отсюда другое название этого бреда - интерпретативный).

Вторичный бред возникает на основе имеющихся нарушений других сфер психической деятельности при наличии других психопатологических феноменов (галлюцинаций, аффективных нарушений, расстройств памяти и проч.).

По механизмам возникновения могут быть выделены следующие виды бреда: кататимный, голотимный, индуцированный, резидуальный, конфабуляторный.

Кататимный бред строится на основе эмоционально окрашенного комплекса доминирующих (в отдельных случаях, сверхценных)  идей и представлений.

В основе голотимного бреда (по Е.Блейлеру) лежат изменения в эмоциональной сфере, содержание бредовых идей соответствует здесь измененному настроению (бред любовного очарования при повышении настроения в маниакальном состоянии и как контраст - бред самообвинения при депрессии).

При индуцированном бреде происходит своеобразное заражение, передача имеющегося у первично заболевшего лица (индуктора) бредовых переживаний лицу, ранее не обнаруживающему признаков психического расстройства.

В отдельных случаях содержание бредовых идей у близко общающихся (а чаще проживающих совместно) людей может иметь далеко идущее сходство, несмотря на то, что каждый из них страдает самостоятельным психическим расстройством различного генеза. Подобный бред (самого различного содержания) принято называть конформным, вкладывая в это понятие только совпадение основной фабулы бредовых построений при возможности определенного расхождения конкретных высказываний каждого из заболевших.

Резидуальный бред (по Нейссеру) возникает после перенесенного состояния нарушенного сознания и строится на основе связанных с этим расстройств памяти (типа «островковых воспоминаний») при отсутствии какой- либо связи с реально происходящими после исчезновения острого состояния реальных явлений действительности.

При конфабуляторном бреде содержание бредовых построений определяется ложными воспоминаниями, носящими, как правило, фантастический характер.

Бред может быть также охарактеризован с точки зрения стадий его развития: бредовое настроение - переживание окружающего мира с чувством его измененности и своеобразного ожидания предстоящих грандиозных событий типа надвигающейся беды;

бредовое восприятие - начинающееся бредовое истолкование отдельных явлений окружающего мира наряду с усилением тревоги;

бредовое толкование - бредовое объяснение воспринимаемых явлений действительности;

кристаллизация бреда - завершение построения различной степени сложности и «логической» последовательности системы бредовых умозаключений;

обратное развитие бреда - появление критики к отдельным бредовым построениям или бредовой системе в целом.

ОСНОВНЫЕ БРЕДОВЫЕ СИНДРОМЫ:

ПАРАНОЙЯЛЬНЫЙ СИНДРОМ

Это вид психического расстройства, проявляющегося систематизированным интерпретативным бредом.

Паранойяльный интерпретативный бред, или бред толкования, имеет в своей основе нарушение абстрактного познания действительности. Система бреда строится на цепи доказательств, имеющих субъективную логику, а факты, приводимые больными в доказательство своей бредовой системы, трактуются крайне односторонне; факты, находящиеся в противоречии с излагаемой концепцией, игнорируются.

Возникновению бреда предшествует состояние так называемого бредо­вого настроения с неопределенной тревогой, напряженным чувством надви­гающейся угрозы, настороженным восприятием происходящего вокруг. По­явление бреда сопровождается субъективным ощущением облегчения, чув­ством, что ситуация стала понятной, а неопределенные ожидания, смутное предположение оформились в четкую систему. Возможно иное, постепенное развитие паранойяльного синдрома через этапы сверхценных образований и сверхценного бреда. В этих случаях сверхценная концепция, возникающая у больного в качестве первого при­знака болезни, сопровождается развитием интерпретативного бреда, нередко недостаточно систематизированного, но тесно связанного по фабуле с со­держанием сверхценных образований. Иногда паранойяльный бред развивается внезапно, остро, по типу "озарения", "внезапной мысли".

Паранойяльный бред крайне разнообразен по содержанию: бред рев­ности, при котором отдельные подозрения и индифферентные факты свя­зываются в систему доказательств измены партнера; любовный бред с убеж­денностью в чувствах со стороны какого-либо лица, нередко занимающего высокое положение; бред преследования, выражающийся в твердом убеж­дении, что то или иное лицо или группа лиц следят за больным и преследуют его с определенной целью; ипохондрический бред, проявляющийся убеж­денностью больных в том, что они страдают неизлечимым заболеванием, и приводят систему доказательств этого. Нередко наблюдаются бред рефор­маторства, бред дисморфофобии и т.д.

В одних случаях паранойяльный бред ограничен содержанием ревности или преследования или реформаторства {монотематический бред), в других бред разного содержания возникает у одного и того же больного последо­вательно или, что бывает значительно реже, почти одновременно {полите­матический бред).

Степень систематизации бреда имеет важное прогностическое значение: высокая степень обычно свидетельствует о достаточной стабилизации со­стояния, в то время как отсутствие взаимосвязи между отдельными фабула­ми бреда в картине паранойяльного синдрома говорит о нестойкости син­дрома и возможности трансформации его в другие, более тяжелые и слож­ные состояния.

Больные с паранойяльным бредом обычно отличаются высокой актив­ностью: одни борются с преследователями, являясь "преследуемыми пре­следователями", или, напротив, мигрируют, спасаясь от преследователей; другие следят за партнером по браку с целью обнаружения мнимого сопер­ника, третьи добиваются всестороннего медицинского обследования, чтобы подтвердить диагноз, и т.д. Таким больным свойственна обстоятельность мышления, ограничивающаяся пределами бредового содержания или рас­пространяющаяся на мышление в целом.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 69; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.9.164 (0.068 с.)