Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Оценочные и методические материалы (методическое обеспечение программы)Стр 1 из 7Следующая ⇒
Содержание
1. Новые требования к нормативно-правовой документации педагога дополнительного
2 1. Новые требования к нормативно-правовой документации педагога дополнительного образования.
Предлагаемые методические рекомендации составлены с учетом требований и рекомендаций современных нормативных документов в области образования в Российской Федерации для оказания помощи педагогам дополнительного образования ГБУ ДО ЦДЮТТИТ в правильном составлении дополнительных общеобразовательных программ.
Согласно Распоряжения Правительства РФ от 29.05.2015 №996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» одной из основных задач образования является повышение эффективности воспитательной деятельности. Одной из приоритетных задач государственной политики в области воспитания является формирование внутренней позиции личности по отношению к окружающей социальной действительности и снижение уровня антиобщественных проявлений, утверждение в детской среде позитивных моделей поведения как нормы.
В соответствии со статьей 75 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» «дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности».
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 8.09.2015 года № 613-н утвержден профессиональный стандарт педагога дополнительного образования, где прописаны трудовые функции педагога дополнительного образования.
В соответствии с профессиональным стандартом нормативно-правовыми документами педагога дополнительного образования являются:
· дополнительная общеобразовательная программа; · рабочая программа;
· план воспитательной работы (входит в рабочую программу); · индивидуальный план работы педагога.
Дополнительная общеобразовательная программа является нормативным документом,содержащим максимально полную информацию о предлагаемом детям дополнительном образовании по определенному виду деятельности, имеющим конкретные образовательные цели и диагностируемые образовательные результаты.
Согласно статьи 2, пункта 9 главы Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в программу должны входить (кроме известных компонентов):
· учебный план; · календарный учебный график, · рабочая программа, · оценочные и методические материалы. Дополнительная общеобразовательная программа включает в себя следующие компоненты:
Титульный лист Пояснительная записка Календарный учебный график 4. Учебный план Содержание изучаемого курса (программы) Оценочные и методические материалы (методическое обеспечение программы) Материально-техническое обеспечение программы Кадровое обеспечение программы Список литературы 10. Рабочая программа
3 Титульный лист
Пример оформления титульного листа:
Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования Центр детско-юношеского технического творчества и информационных технологий Пушкинского района Санкт-Петербурга
«РАЗРАБОТАНО»
Педагогическим советом
«УТВЕРЖДАЮ»
директор ГБУ ДО Центр детско-юношеского
технического творчества и информационных
технологий
_______________Ковалев Д.С.
Приказ №
от
Года
«ПРИНЯТО»
Педагогическим советом ГБУ ДО Центр детско-
юношеского технического творчества и информационных технологий
Протокол №1 от ________20__ года
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«ТТТТТТТТТТТТТТТ»
Возраст обучающихся: Н - М лет Срок реализации:____________
Автор-составитель: Иванов Иван Иванович,
педагог дополнительного образования:
Санкт-Петербург 20__
4 3. Пояснительная записка
Пояснительная записка состоит из подразделов:
· перечень нормативных документов, в соответствии с которыми составлена программа; · направленность программы; · новизна; · актуальность; · педагогическая целесообразность; · цель программы;
· задачи программы (образовательные, развивающие, воспитательные) · ожидаемые результаты; · отличительные особенности программы; · срок реализации программы; · условия реализации программы; · формы организации занятий.
Пример начала пояснительной записки ( рекомендуется вставить без изменений):
Дополнительная общеобразовательная программа «………» разработана согласно
требованиям следующих нормативных документов:
· Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.
· Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р).
· СанПин к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41)
· Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 № 1008).
· Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года
(утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р)
Данная программа имеет (техническую, социально-педагогическую, художественную, физкультурно-спортивную, туристско-краеведческую) направленность. (выбрать) Программа направлена на (выбрать)
· формирование и развитие творческих способностей обучающихся
· удовлетворение индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном (художественно-эстетическом, …..) развитии
· развитие и поддержку детей, проявивших интерес и определенные способности к техническому творчеству, художественному творчеству, иностранным языкам, техническому моделированию……..)
5 Новизна программы (если присутствует!!!).
Новизна дополнительной общеобразовательной программы предполагает:
· новое решение проблем дополнительного образования;
· новые методики преподавания;
· новые педагогические технологии в проведении занятий;
· нововведения в формах диагностики и подведения итогов реализации программы и
т.д.
Описание новизны программы возможно через обоснование изменения количества часов на изучение программы (разделов, тем); новых подходов к структурированию содержания программы (модульный подход, выделение индивидуальных образовательных маршрутов, уровней усвоения содержания для разных категорий обучающихся; дополнения содержания программы в сравнении с имеющимся; специфики использования педагогических технологий (например, проектной, исследовательской, кейс-технологии и пр.). Важно связать вносимые изменения или проектируемые характеристики с личностным заказом обучающихся и их родителей.
Новизна указывается в случае, если она действительно имеется.
Актуальность программы
При определении актуальности программы важно выделить нормативные правовые документы (государственные и ведомственные), регламентирующие образовательный процесс по разрабатываемой программе. Показать, каким образом данная программа соотносится с тенденциями развития дополнительного образования, в том числе регионального уровня, какое место занимает в системе образовательной деятельности учреждения.
Другим аспектом обоснования актуальности программы должен стать учет конкретногосоциального заказа потребителей услуг ДОД. Следует обратиться к анализу потребностей конкретной категории детей и родителей в реализации данной программы и сопроводить обоснование соответствия программы запросу потребителей данными проведенных исследований и опросов.
Первая часть формулировки актуальности (рекомендуется вставить без изменений):
Данная дополнительная общеобразовательная программа программа соотносится с тенденциями развития дополнительного образования и согласно Концепции развития дополнительного образования способствует: (далее выбрать)
· созданию необходимых условий для личностного развития обучающихся, позитивной социализации и профессионального самоопределения;
· удовлетворению индивидуальных потребностей обучающихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом, научно-техническим творчеством;
· формирование и развитие творческих способностей учащихся, выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся;
· обеспечение духовно-нравственного, гражданского, патриотического, трудового воспитания учащихся;
· формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья учащихся.
6 Приемлемые примеры (другой аспект):
1.Актуальность программы заключается в том, что на современном этапе развития общества она отвечает запросам детей и родителей: формирует социально значимые знания, умения и навыки оказывает комплексное обучающее, развивающее, воспитательное и здоровьесберегающее воздействие, способствует формированию эстетических и нравственных качеств личности, приобщает детей к творчеству.
2. Актуальность программы определяется:
- потребностью общества в специалистах, владеющих профессиональными навыками и умением пользоваться различными электроприборами, электроинструментом, грамотным чтением электрических, электромонтажных и кабельных схем при соединении источников и потребителей электроэнергии;
- определением и выбором учащимися (ещё на стадии школьного обучения) дальнейшего профессионального развития, обучения и освоения конкретных специальностей;
- более лёгкой адаптацией «во взрослой» жизни.
Примеры формулировки развивающих и воспитательных задач согласно Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (можно выбрать)
· формировать у детей высокий уровень духовно-нравственного развития, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России;
· формировать внутреннюю позицию личности по отношению к окружающей социальной действительности;
· познакомить с лучшими образцами мировой и отечественной культуры;
· содействовать популяризации в информационном пространстве традиционных российских культурных, в том числе эстетических, нравственных и семейных ценностей и норм поведения;
· воспитывать в детях умения совершать правильный выбор в условиях возможного негативного воздействия информационных ресурсов;
· формировать приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов;
· формировать у детей чувство патриотизма, чувство гордости за свою Родину, готовности к защите интересов Отечества, ответственности за будущее России;
· способствовать развитию культуры межнационального общения;
9 · воспитывать уважительное отношение к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;
· способствовать развитию в детской среде ответственности, принципов коллективизма и социальной солидарности;
· формировать стабильную систему нравственных и смысловых установок личности, позволяющих противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, коррупции, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;
· способствовать развитию поисковой и краеведческой деятельности, детского познавательного туризма;
· развить у детей нравственные чувства (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);
· формировать выраженную в поведении нравственную позицию, в том числе способности к сознательному выбору добра;
· содействовать формированию у детей позитивных жизненных ориентиров и планов; эффективно использовать уникальное российское культурное наследие, в том числе литературное, музыкальное, художественное, театральное и кинематографическое;
· воспитывать уважение к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации;
· содействовать повышению привлекательности науки, научно-технического творчества для подрастающего поколения;
· формировать у подрастающего поколения ответственное отношение к своему здоровью и потребности в здоровом образе жизни;
· формировать в детской и семейной среде системы мотивации к активному и здоровому образу жизни, занятиям физической культурой и спортом, развить культуру здорового питания;
· способствовать развитию культуры безопасной жизнедеятельности, профилактики наркотической и алкогольной зависимости, табакокурения и других вредных привычек;
· воспитывать у детей уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям;
· формировать у детей умения и навыки самообслуживания, потребность трудиться, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности, включая обучение и выполнение домашних обязанностей;
· развить навыки совместной работы, умения работать самостоятельно, мобилизуя необходимые ресурсы, правильно оценивая смысл и последствия своих действий;
· содействовать профессиональному самоопределению, приобщению детей к социально значимой деятельности для осмысленного выбора профессии;
· развить у детей и их родителей экологическую культуру, бережное отношение к родной земле, природным богатствам России и мира;
· воспитывать чувство ответственности за состояние природных ресурсов, умений и
навыков разумного природопользования, нетерпимого отношения к действиям,
приносящим вред экологии.
10 Ожидаемые результаты
Ожидаемые результаты должны быть соотнесены с формулировкой задач и прописываться так же для каждого года обучения.
В ожидаемых результатах необходимо сформулировать
· требования к знаниям и умениям, которые обучающийся должен приобрести в процессе занятий по программе, т.е. что он должен знать и уметь (см. образовательные задачи)
· компетенции, которые будут сформированы и развиты, метапредметные результаты, которые приобретет обучающийся в процессе обучения по программе (см. развивающие задачи)
· личностные качества и результаты, сформированные и приобретаемые в процессе обучения по программе (см. воспитательные задачи)
Например: (согласно примеру задач выше)
К концу первого года обучения обучающиеся будут знать:
· технологии приготовления различных блюд;
· основы рационального и здорового питания и способы обработки продуктов; лечебные свойства некоторых продуктов, организацию труда при приготовлении пищи
· правила этикета поведения за столом, приема гостей
· и т.д.
будут уметь:
· работать с инструментами и приборами при обработке различных продуктов
· и т.д.
У обучающихся будут развиты (сформированы):
· навыки (компетенции) в области кулинарии
· эстетическое восприятие и творческое воображение, творческая активность через индивидуальное раскрытие кулинарных способностей
· навыки работы в группе, культура общения
· и.т.д. Отличительные особенности
Отличительные особенности данной дополнительной общеобразовательной программыуказываются, если конкретная программа чем-то отличается от уже существующих. Автору — составителю модифицированной образовательной программы следует указать предшествующие аналогичные программы, взятые за основу при разработке.
Педагог, модифицирующий какую-либо аналогичную программу, может указать на внесенные им в нее изменения. Это может быть:
· дополненные темы, разделы;
· применяемые на занятиях новые формы и методы;
· самостоятельно разрабатываемые диагностические, дидактические материалы и т.п.
· изменение режима занятий, сроков реализации программы
· и т.д.
В этом случае необходимо обосновать вносимые изменения, объяснив их целесообразность.
Обязательно включить в отличительные особенности (вставить):
Отличительная особенность данной дополнительной общеобразовательной программы заключается в том, что она составлена в соответствии с современными нормативными правовыми актами и государственными программными документами по дополнительному образованию, требованиями новых методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеобразовательных программ и с учетом задач, сформулированных Федеральными государственными образовательными стандартами нового поколения.
Срок реализации программы
Желательно дать обоснование продолжительности реализации программы в соответствии сцелями, задачами и возрастными и личностными особенностями детей, на которых она рассчитана.
Условия реализации дополнительной общеобразовательной программы
· возраст детей, участвующих в освоении данной дополнительной общеобразовательной программы;
· условия набора детей в коллектив: принимаются все желающие или существует отбор на
основании прослушивания, тестирования, просмотра работ, наличия базовых знаний в области и т. д.
· условия формирования групп: одновозрастные, разновозрастные; допускается ли дополнительный набор обучающихся на второй, третий и т.д. годы обучения на основании результатов тестирования, прослушивания, собеседования и т.д.
12 Формы организации занятий
К возможным формам организации деятельности детей на занятии относятся:
групповые, индивидуально-групповые, по звеньям, индивидуальные, коллективные, дистанционное обучение и др.
В практике работы педагог дополнительного образования использует различные формы занятий: акция,аукцион,встреча,выставка,гостиная,диспут,защита проектов,игра,концерт,конкурс, конференция, круглый стол, лабораторное занятие, лекция, мастер-класс, олимпиада, поход, праздник, презентация, семинар, соревнование, спектакль, творческая мастерская, творческий отчет, тренинг, турнир, фестиваль, чемпионат, экзамен, экскурсия, экспедиция, ярмарка и др.
13
Календарный учебный график
Может быть представлен в табличной или текстовой форме. Составляется для каждого года обучения.
Вставить без изменений:
Режим организации занятий по данной дополнительной общеобразовательной программе определяется календарным учебном графиком и соответствует нормам, утвержденным «СанПин к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» № 41 от 04.07.2014 (СанПин 2.4.43172 -14, пункт 8.3, приложение №3)
Пример текстовой формы:
Начало занятий первого года обучения – 10 сентября.
Начало занятий второго и последующих годов обучения – 1 сентября.
Окончание занятий первого года обучения – 31 мая.
Окончание занятий второго и последующих годов обучения – 31 мая Всего учебных недель (продолжительность учебного года) – 36 недель. Количество учебных дней: 1 – ый год обучения – 36 дней, 2 – ой год обучения – 72 дня.
Объем учебных часов: 1 – ый год обучения – 72 часа,, 2 – ой год обучения – 144 часа.
Режим работы: 1 – ый год обучения – 1 раз в неделю по 2 часа, 2 – ой год обучения – 2 раза в неделю по 2 часа.
Пример табличной формы:
Начало учебного года – 2 сентября
Окончание учебного года – 31 мая
14 5. Учебный план
Учебный план
Количество часов |
Формы | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
п/п | темы | аттестации/контроля | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Всего | Теория | Практика | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Первый год обучения
Второй год обучения
Учебный план не надо превращать в поурочное планирование.
| В учебный план не включаются: | |
· часы на проведение родительских собраний; | ||
| ||
· «резерв» (как это встречается в школьных учебных программах). | ||
| ||
Итоговое количество часов в год зависит от количества часов занятий в неделю. В системе дополнительного образования принята следующая формула расчета годового количества часов: количество часов в неделю умножается на 4 недели (месячная норма) и умножается на 9 месяцев (годовая норма).
Пример расчета годового количества часов
Количество часов в неделю | Количество часов в год |
1 | 36 |
2 | 72 |
3 | 108 |
4 | 144 |
6 | 216 |
8 | 288 |
9 | 324 |
10 | 360 |
12 (для комплексных программ) | 432 |
15
6. Содержание программы
Теория
Технология холодного батика. Характерные особенности. Техника безопасности работы с резервирующим составом. Роспись декоративного панно на тему «Геометрический орнамент». Знакомство с характеристикой цветов, которые входят в цветовое решение орнамента. Ахроматические и хроматические цвета. Ознакомление с различными геометрическими и растительными орнаментами и их характерными признаками.
Практика
Выполнить роспись в технике холодного батика на тему: «Геометрический орнамент» с
учетом линейности и замкнутости контура цветовых участков.
16
7. Оценочные и методические материалы
Оценочные материалы включают различные диагностические материалы (карты. тесты и т.д.), разработанные критерии оценки.
Желательно приложить к программе имеющийся диагностический материал.
Возможно использовать обобщенную таблицу
Например:
Оценочные материалы
№ | Тема (раздел) | Диагностический материал | Форма фиксации результатов | ||||||||
Вводное занятие | Входящий | тест | (проверка | Таблица | №№ | (результаты | |||||
умений, знаний) | освоения | дополнительной | |||||||||
общеобразовательной | |||||||||||
программы) | |||||||||||
1 | Тема №№ | Тест, | карточки, | анкета- | Таблица | №№ | (результаты | ||||
викторина и т.п. (название). | освоения | дополнительной | |||||||||
Приложение 1 | общеобразовательной | ||||||||||
программы) | |||||||||||
или | |||||||||||
|
|
| |||||||||
№ | Диагностический | Цель контроля | Форма фиксации результатов | ||||||||
материал | |||||||||||
Тест, карточка, анкета | Входящий | тест | (проверка | Таблица | №№ | (результаты | |||||
и | т.п. | (название) | умений, знаний..) | освоения | дополнительной | ||||||
Приложение 1 | общеобразовательной | ||||||||||
программы) | |||||||||||
Тест, карточка, анкета | Промежуточный | контроль | Таблица | №№ | (результаты | ||||||
и | т.п. | (название) | (проверка знаний (каких?), | освоения | дополнительной | ||||||
Приложение 2 | умений (каких?) | общеобразовательной | |||||||||
программы) | |||||||||||
Разрабатывая диагностические материалы следует учесть, что в процессе прохождения программы педагог проводит входящий, текущий, промежуточный контроль. Итоговый контроль проводится в конце последнего года обучения.
17
Методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной программы (Учебно-методический комплекс)
Методическое обеспечение (сопровождение) программы представляет собой пакет методической продукции, используемой в процессе обучения.
Вариант №1
· обеспечение программы методическими видами продукции (разработки игр, бесед, походов, экскурсий, конкурсов, конференций и т.д.);
· рекомендации по проведению лабораторных и практических работ, по постановке экспериментов или опытов и т. д.;
· дидактический и лекционный материалы, методики по исследовательской работе, тематика опытнической или исследовательской работы и т.д.
Вариант № 2
Описание:
· форм занятий, планируемых по каждой теме или разделу (игра, беседа, поход, экскурсия, конкурс, конференция и т.д.);
· приемов и методов организации учебно-воспитательного процесса, дидактический материал, техническое оснащение занятий;
Методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной программы может быть представлено в виде таблицы:
№ | Раздел или тема | Формы | Приемы и методы | Дидакти- | Техническое |
п/п | программы | занятий | организации | ческий | оснащение |
образовательного | материал | занятия | |||
процесса (в рамках | |||||
занятия) | |||||
Напомним, что к дидактическим материалам относятся:
· наглядные пособия,
· таблицы, схемы, плакаты,
· картины, фотографии,
· дидактические карточки,
· видеозаписи, презентации
· аудиозаписи, фонотека
· электронные образовательные ресурсы (ЭОР)
· другие материалы, необходимые для проведения занятий.
При перечислении методов и педагогических приемов и технологий педагогу необходимо дать краткий комментарий, описание своих действий при использовании данных методов и педагогических приемов и технологий.
18
Например:
Основными видами деятельности являются:
· информационно-рецептивная;
Информационно-рецептивная деятельность обучающихся предусматривает освоение учебной информации через рассказ педагога, беседу, самостоятельную работу с литературой.
· репродуктивная;
Репродуктивная деятельность обучающихся направлена на овладение ими умениями и навыками через выполнение образцов изделий, небольших сувениров, и выполнения работы по заданному технологическому описанию. Эта деятельность способствует развитию усидчивости, аккуратности и сенсомоторики обучающихся.
· творческая.
Творческая деятельность предполагает самостоятельную или почти самостоятельную художественную работу обучающихся.
| Поделиться: |
Читайте также:
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 255; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!
infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.46.36 (0.302 с.)