Занятие 2. Радость. Что такое мимика? 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Занятие 2. Радость. Что такое мимика?



 

Разминка

Ведущий объясняет детям, что занятия психологией обыч­но начинаются с психологической «зарядки». Это необходимо, чтобы все участники могли настроиться должным образом, так же, как настраивают свои инструменты музы­канты в оркестре или как разогревают свои мышцы спорт­смены перед тренировкой. Разминка позволяет сосредо­точиться друг на друге, отвлечься от груза повседневности, переключиться на новый вид работы, отличающийся от школьных занятий.

«Зайчик испугался — зайчик рассмеялся» По сигналу ведущего участники игры быстро меняют изоб­ражаемое эмоциональное состояние (чередование напря­жения и расслабления).

«Раз, два, три, за мной повтори»

Ведущий принимает какую-либо позу, ребята должны при­нять точно такую же. Все застывают в этой позе, а один из учеников назначается «экспертом»: он определяет тех, кто повторил позу неверно, причем учитываются и выражение лица, и положение пальцев, поворот головы и т.п. «Эксперт» вносит необходимые поправки.

«Закончи предложение»

Завязывается беседа, в ходе которой дети вспоминают эпи­зоды жизни, связанные с радостью. Далее им предлагает­ся завершить предложения:

«Для ребенка радость — это...»

«Для ученика радость - это...»

«Для мамы радость это...»

 

Основное содержание занятия

«Зоопарк»

Дети получают карточки с изображениями животных (зай­ца, волка, медведя и др.). Нужно постараться «перевоп­лотиться» в них и поочередно показать, как мог бы радо­ваться медведь, волк и т.д. Затем нужно обсудить с актерами, как им удавалось изобразить радость, а зрите­лям — понять, что изображалась именно радость, а не ка­кие-либо другие чувства. В ходе беседы вводится поня­тие мимики как средства выражения чувств.

«Рисунок радости»

Учащиеся представляют себя художниками, иллюстрирую­щими детские книги, и выполняют рисунок на тему «Радость».

Комментарий для ведущего

У некоторых участников может вызвать затруднение последнее задание. В нашей практике были случаи, когда дети отказывались выполнять рисунок или хотели изоб­разить «злую радость». Первым приходилось помогать, переформулируя задание: «Нарисуй то, что ты любишь делать». Вторым же мы позволяли изображать то, что им хочется со словами: «Это твоя радость, и ты имеешь право чувствовать и рисовать ее как хочешь».

 

Занятие 3. Радость. Как ее доставить другому человеку?

 

Разминка

«Отгадай, где я иду»

Ведущий имитирует ходьбу по различным поверхностям (грязи, льду, снегу и т.д.). Дети повторяют эти движения, а затем отгадывают, по какой поверхности осуществлялось движение в каждом случае.

«Превратись в животное»

Участники игры вслед за ведущим по очереди «превра­щаются» в какое-нибудь животное, а остальные отгадыва­ют, какое именно животное изображается в каждом слу­чае, показывая карточки с рисунками животных. Кричалка «Я очень хороший!»

Детям предлагают повторить слово вслед за ведущим сна­чала шепотом, затем громко и, наконец, очень громко. Таким образом ведущий и дети прошептывают, проговаривают, прокрикивают слово «Я», затем слово «очень», и наконец, «хороший». Упражнение повторяется несколько раз.

 

Основное содержание занятия

«Как доставить радость другому человеку?»

В ходе беседы на ату тему дети должны высказать как мож­но больше предположений о том, как можно обрадовать другого: попытаться рассмешить, погладить его, сказать ему добрые слова... Много ли способов удастся набрать всем вместе?

«Собираем добрые слова»

Дети вспоминают добрые слова или хорошие качества че­ловека и называют их, перебрасывая друг другу мячик. Слова не должны повторяться! «Скажи мишке добрые слова»

Ведущий «приглашает» на занятие игрушечного мишку. Ре­бята по очереди называют его добрыми словами. Затем каж­дый из них по очереди выходит к доске с мишкой в руках, «превращаясь» в пего. Остальные участники обращаются к водящему в роли мишки, называя его добрыми словами. Таким образом, каждый ребенок, побывав в роли мишки, по­лучает свою порцию «словесных поглаживаний».

Комментарий для ведущего

Последнее задание этого занятия является основным. На нем впервые проводится работа с запретами на по­хвалу, поскольку это задание вызывает трудности у многих детей, оно выполняется опосредованно, с исполь­зованием игрушки. Ведущему нужно быть готовым к тому, что одним ребятам будет сложно придумывать «добрые слова», другим принимать «словесные погла­живания».

 

Занятие 4. Жесты

Разминка

«Отгадай, где я иду»

Повторите упражнение, выполненное на прошлом занятии (см. занятие 3), но теперь изобразите ходьбу по другим поверхностям, скажем, по горячему песку, по ворохам осен­них листьев, по лужам, по колючей траве босиком...

 

Основное содержание занятия

«Радость можно выразить жестом»

Предложите детям показать радость, но лишь одним спо­собом: только глазами, только губами, одной рукой, двумя руками (при этом лицо прикрывается листом бумаги). Побеседуйте о том, что чувство можно выразить по-разно­му, в том числе при помощи рук. Введите понятие «жест».

«Передай сообщение»

Дети по очереди превращаются в учительницу, которая дол­жна без слов, одними жестами передать классу то или иное сообщение: «Сидите тихо», «Не балуйтесь», «Молодец», «Встаньте смирно», «Садитесь», «Иди к доске» и т.п.

«Пойми меня!»

Дети разделяются на пары. В каждой паре один ребенок должен при помощи жестов объяснить задание второму. Задания раздает ведущий. Они могут быть любыми, но обя­зательно доступными для детского понимания и связанными с конкретными и знакомыми детям действиями, на­пример: «принести тетрадь», «вытереть доску», «спять пальто» и т.н.

Побеждает та пара, которая смогла быстрее других дос­тигнуть взаимопонимания и выполнить задание за самое короткое время. (Предметами при объяснении задания пользоваться нельзя.)

Работа со сказкой

 

«Когда молочные зубы сменились постоянными»

(автор — Е. Фатеева)

 

В одной тихой речке жил маленький крокодиленок. У него был красивый длинный хвост и много острых зубов. Когда его зеленая кожа стала твердой, а молочные зубы сменились постоянными, он пошел в школу. Крокодиленок очень гордился этим, но скоро перестал радоваться, потому что его дела в школе шли плохо. Он никак не мог научиться нырять и притворять­ся замшелым бревном, хотя все остальные крокодилы в клас­се уже научились этому.

Учительница большая темно-зеленая крокодилица — хвалила всех, кроме крокодиленка, а иногда ругала его и ста­вила ему «двойки». Все крокодилы в классе дразнили его, на­зывали глупым, с ним никто не играл.

Мама очень огорчалась и спрашивала: «В кого ты такой у меня уродился?!» Папа-крокодил грозился отлупить кроко­диленка ремнем и всегда ставил в пример себя. «Я, — гово­рил он, в твои годы нырял лучше всех в классе, а бревном притворялся так, что на меня даже бабочки садились. Л ты что же?».

Что мог ответить крокодиленок? Он и сам видел, что ни на что не способен. Он не слушал объяснений учительницы, потому что был уверен: все равно он ничего не поймет.

II вот однажды в классе появился новый ученик его ро­дители переехали из другой речки. Как ни странно, этот но­венький подружился с крокодиленком. «Почему ты дружишь со мной? спрашивал он нового друга. Ведь я такой пло­хой, что со мной даже никто не играет!». А тот отвечал, что не все так плохо, надо просто стараться учиться лучше. Он даже объяснил, как это можно сделать.

С тех пор крокодиленок начал привыкать вставать каж­дое утро пораньше и повторять все уроки, которые делал вче­ра. Домашнее задание он теперь выполнял очень тщательно, не ленясь, на уроках внимательно слушал учительницу и ста­рался побольше запоминать.

Вскоре он стал хорошим учеником, научился лучше всех нырять и притворяться бревном. Учительница теперь часто хвалила крокодиленка, а одноклассники стали принимать его в свои игры. Его друг радовался за него: «Я же говорил, что ты сможешь!»

Теперь крокодиленок уже не думал, что он плохой, а чет­верть окончил на пятерки. Мама и папа устроили в честь это­го пир, куда пригласили всех его приятелей. Крокодиленок был счастлив. Он говорил: «Я хорошо учусь, я хороший». И все радовались вместе с ним.

Вопросы для обсуждения

— Что огорчало крокодиленка в начале сказки?

— Каким он себя считал и почему?

Как ему удалось начать учиться лучше? Как вы понимаете слова «он нашел в себе силы учить­ся лучше»? Какие силы можно найти в себе?

— Были ли у вас похожие ситуации?

Комментарий для ведущего

На этом занятии начинается работа с терапевти­ческой метафорой. Перед прочтением сказки ведуще­му следует раздать ребятам альбомы и сказать, что во время прослушивания дети могут при желании де­лать рисунки. Рисовать можно все что угодно, но на тему сказки. Когда ведущий заканчивает чтение, дети, как правило, продолжают рисовать. Лучше всего об­суждать услышанное именно в это время, поскольку дети еще находятся «внутри сказки». Вопросы же­лательно подготовить заранее с учетом специфики класса. Обсуждение сказок наиболее трудная, но очень важная часть занятия, так как дети получают опыт анализа своих проблем, возможность рассказать о сво­их тревогах. И очень важно, чтобы любые чувства ре­бенка были приняты как имеющие право на существо­вание.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 331; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.253.221 (0.013 с.)