Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Лекция 13. Архитектура стран западной европы xVI-XVIII веков. Классицизм
Основные исторические процессы рассматриваемого периода На всем протяжении XVIII в. во взаимодействии и в полемике с барокко развивается классицизм, который становится общеевропейским стилем в XVIII - начале XIX в. В середине XVIII века, во всех странах Европы, и особенно сильно во Франции и Англии, отмечается усиление элементов капитализма в экономике и укрепление буржуазии в политической жизни государств. Идейной основой класса буржуазии являлась философия просвещения, а в области искусства велись поиски нового стиля, который должен был отразить его цели и идеалы. Буржуазия, создавая свою культуру, стремилась опереться на прошлое, использовать культуру минувших эпох. Формы античного искусства больше всего соответствовали буржуазным представлениям о новом создаваемом стиле; в основу последнего была положена античность. Древнее искусство и древняя архитектура стали предметом изучения, заимствования, подражания. Происходил второй "круг" изучения и освоения античного наследия: первый был связан с эпохой Возрождения - временем первого пробуждения буржуазного самосознания, периодом борьбы со средневековыми представлениями о мире, когда гуманистическая интеллигенция обратилась к античной культуре. Для создания нового классицистического стиля имели большое значение многие философские труды этого времени. Подробнее… Возникновение классицизма связано с Италией, которая явилась центром идейно-теоретических изысканий в области становления в архитектуре и в искусстве новых принципов. Именно в Италии и главным образом в Риме были сосредоточены основные памятники античности, которые на протяжении веков не переставали оказывать воздействие на архитекторов. Однако становление классицизма в Италии происходило не столько под воздействием непосредственно античных памятников, сколько под влиянием позднего Возрождения и основных его представителей, особенно Андреа Палладио. Процессы, происходившие во французской культуре, и в частности архитектуре, были общими с теми, которые протекали в Италии. Отмечается всеобщее увлечение античностью. Рококо вытесняется классицизмом. Великая буржуазная революция (1789-1794 гг.), уничтожившая феодальный режим во Франции, потрясла основы феодализма во всей Европе. Активная экономическая политика революции была направлена на различные стороны хозяйственной жизни страны, в том числе и на преобразование строительной деятельности.
Новую фазу в развитии классицистической архитектуры, соответствовавшую новым политическим и идеологическим задачам, представляет собой архитектура Франции времен Наполеона - начала XIX века, так называемый стиль империи - ампир Архитектура должна была прославлять и возвеличивать захватническую политику Наполеона. В создании нового стиля источником вдохновения зодчих того времени была архитектура древнеримской империи, величественные, триумфально-приподнятые формы которой как нельзя лучше отвечали запросам данного периода. Зодчество Германии второй половины XVIII века так же развивалось в направлении классицизма, хотя в некоторых сооружениях этого времени всё еще ощущаются реминисценции барокко. В области архитектурной теории Германия наряду с Францией занимала в XVIII веке руководящее положение среди европейских стран. Англия во второй половине XVIII века в отличие от прочих европейских стран, переживала расцвет экономический и культурный. Она стала крупнейшей колониальной державой, занимавшей монопольное положение в Европе в ряде важнейших отраслей промышленности и в области внешней торговли. Англия стала ведущей страной и в отношении культуры. В английской архитектуре трудно провести грань между барокко и классицизмом. Ранее отмечалось (см. лекцию №12), что архитектура Англии второй половины XVII и первой половины XVIII века в целом носила классицистический характер, и барокко в ней выражено было слабо. К концу XVIII в. классицизм пришел к каноническому набору форм и правил. На страже этих правил стояла Школа изящных искусств - парижская художественная академия. Постепенно форма классицизма превратилась в штамп, закоснелый классицизм стали называть академизмом. Классицизм второй половины XVIII века в области интерьера и связанного с ним прикладного искусства иногда называют стилем Людовика XVI. Строительные приёмы и конструкции
Этот период характеризуется возникновением и развитием инженерно-строительной науки. Так, в XVIII в. во Франции складывается профессия инженера-строителя, специалиста, имеющего научно-теоретическую подготовку. Подробнее… Крупнейшим центром научно-технического образования стала созданная в 1794 г. Политехническая школа в Париже. Выпускники этой школы - это совершенно новый тип специалиста - инженера-строителя, имеющего возможность в своей практической деятельности систематически применять точные математические методы для определения размеров конструкций и их элементов. Появилась и специальная научно-техническая литература: пособия, инструкции, содержащие правила строительства, размеры конструктивных элементов и т. п. Первым примером совместной работы архитектора и инженера над одним проектом является проект Хлебного рынка в Париже. В связи с усилением государственной регламентации художественной жизни в 1671 г. во Франции возникла первая Академия архитектуры - Королевская академия архитектуры, которая оказала большое влияние на развитие архитектуры в этот период. Задача Академии заключалась в выработке эстетических норм и критериев архитектуры классицизма, которыми должны были руководствоваться зодчие. Во Франции строительство и контроль над ним сосредотачиваются в руках государства. На строительство затрачиваются огромные средства. Государственные учреждения контролируют строительство не только в Париже, но и в провинциях. Изменилась и форма составления архитектурно-строительных проектов, значительную часть которых занимала теперь пояснительная записка, включающая не только инженерные, но и экономические расчеты. Таким образом, облегчились методы производства работ, повышалось качество работ. В практику строительства внедрялись новые материалы. Заметный прогресс произошел в развитии конструктивных форм. К концу XVIII в. начинают использовать металл для балок и решетчатых конструкций, строятся мосты с конструкциями из чугуна, а затем из ковкого железа. Подробнее… Новые конструктивные достижения расширяли возможности архитектуры, однако их влияние на композицию не выходило за рамки традиционных форм, изменявшихся в соответствии с характерными особенностями стиля. Здания и архитектурные комплексы Во Франции классицизм превращается в целостную стилевую систему. Самым значительным памятником французского классицизма XVII в. является резиденция короля - грандиозный по масштабам ансамбль Версаля, созданный вблизи Парижа по приказу Людовика XIV - "короля-солнца". К созданию грандиозного комплекса привело стремление соединить привлекательные стороны городской жизни и жизни на лоне природы. Комплекс включает в себя Королевский дворец, огромный парк и примыкающий к дворцу город. Ансамбль Версаля - вершина архитектурной деятельности времени Людовика XIV. Одно из самых замечательных помещений дворца - Зеркальная галерея длиной 73 м, построенная Монсаром на 2-м этаже. Подробнее… Ось дворца служит главным дисциплинирующим фактором преобразования ландшафта. Символизируя безграничную волю царствующего владельца страны, она подчиняет себе элементы геометризованной природы, чередующиеся в строгом порядке с архитектурными элементами паркового назначения: лестницами, бассейнами, фонтанами, разнообразными малыми архитектурными формами. Подстриженные в форме пирамид кусты и деревья подчёркивали линейную глубину и искусственность созданного ландшафта.
В возведении Версаля участвовали лучшие инженеры и техники, тысячи рабочих и ремесленников. Подробнее… Вслед за парижским Версалем многие европейские короли и вельможи помельче стали строить собственные "версальчики", вкладывая в строительство огромные средства.. В то же время городские кварталы, населенные ремесленной беднотой, оставались в полном забвении. Такая картина была типичной не только для Франции, но и для всех прочих государств Европы того времени. Идея "преобразованной природы" соответствовала новому образу жизни монарха и знати. Она привела и к новым градостроительным замыслам, к решительному преобразованию города на основе принципов регулярности и введения в него элементов ландшафта. Следствием было распространение принципов и приёмов, выработанных в планировке Версаля на работы по реконструкции городов и, прежде всего Парижа. Андре Ленотру - творцу садово-паркового ансамбля Версаля - принадлежит идея урегулирования планировки центрального района Парижа. Ось Лувр - Тюильри, совпадающая с направлением дороги в Версаль, определила значение знаменитого "парижского диаметра", ставшего впоследствии главнейшей магистралью столицы. На этой оси были разбиты сад Тюильри и часть проспекта - аллеи Елисейских полей; во второй половине XVIII в. была создана площадь Согласия, объединившая Тюильри с проспектом Елисейских полей. В первой половине XIX в. монументальная арка Звезды, поставленная в конце Елисейских полей в центре круглой площади, завершила формирование ансамбля, протяженность которого около 3 км. Площадь Согласия в Париже - наиболее значительная работа Жака Анж Габриэля - "первого архитектора короля". Площадь была спланирована как место установки прижизненного памятника Людовику XV. Подробнее… В стилистическом отношении особо примечателен построенный Габриэлем в 1770-х годах павильон версальского парка - Малый Трианон. Квадратное в плане небольшое сооружение содержит ряд комнат, отделанных в стиле классицизма (стиль Людовика XVI). Крупнейшим произведением архитектуры классицизма явилась спроектированная Жаком Жерменом Суффло церковь св. Женевьевы в Париже (Пантеон), Подробнее…
В XIX веке строительство эпохи Наполеона не отличалось размахом: войны отвлекали все средства. Большинство сооружений представляли собой триумфальные памятники, помимо этого реконструировались некоторые старые здания и отделывались дворцовые интерьеры. Представителем ампира в зодчестве Франции был Пьер Фонтен - придворный архитектор Наполеона. Хотя этот мастер и построил ряд сооружений, в основном он был декоратором, и большая часть его деятельности связана с оформлением интерьеров и работами для художественной промышленности. Он составлял эскизы для внутренних отделок, мебели, художественных изделий из металлов, художественных тканей, ваз, широко привлекая римские, помпейские декоративные мотивы. В Германии самым значительным немецким мастером углубленно изучавшим античную архитектуру был Карл Фридрих Шинкель,. Как теоретик Шинкель призывал следовать формам античного зодчества, придерживаясь в то же время рационалистических принципов при проектировании зданий. Воззрения Шинкеля оказали сильное воздействие на современную ему архитектуру. В 1788 - 1791 годах Берлин обогатился известными Бранденбургскими воротами, возведенными Карлом Ланггансом. Это типичное произведение немецкой классицистической архитектуры конца XVIII века. Архитектура их в значительной мере ретроспективна, она основана на использовании композиции конкретного памятника античности - Пропилеи Афинского акрополя. Бранденбургские ворота явились первым произведением немецкого строгого классицизма, оказавшего воздействие на последующее развитие берлинской архитектуры. Наиболее строгим по своим теоретическим воззрениям зодчим-классицистом Англии первой половины XVIII века был Вильям Кент, требовавший от архитектурного произведения простоты внешнего и внутреннего облика и отвергавший всякую усложненность формы. Кент являлся последовательным палладианцем. Крупнейшее его произведение - замок Холькхэм (1730-е гг.) является вместе с тем и самым крупным произведением палладианского классицизма в английской архитектуре. Подробнее… Вильям Кент явился основоположником английского ландшафтного парка; планировка и распределение групп деревьев, лужаек, водоёмов - все подражало естественным формам природы, в отличие от искусственной системы французского регулярного парка. Особенности и достижения архитектуры классицизма 1. Отличительными чертами классицизма являлись - огромный пространственный размах построек; - последовательное применение классической ордерной системы; - преобладание горизонтальных членений над вертикальными; - цельность объёмной композиции и внутреннего пространства здания. 2. В сооружениях классицизма стены трактуются как гладкие поверхности, ограничивающие четкие, симметрично расположенные объемы. Более сдержанным становится архитектурный декор, снижается стоимость строительства по сравнению со зданиями, построенными в стиле барокко. Архитектура Отечества
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 322; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.37.68 (0.013 с.) |