Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Лекция 19. Архитектура российской империи второй половины XVIII - начала XIX века. Классицизм
Основные исторические процессы рассматриваемого периода Русский классицизм - одна из вершин в развитии русского национального зодчества и одна из самых ярких страниц мировой архитектуры и градостроительства. Архитектура русского классицизма в XVIII - XIX вв. прошла три этапа - раннюю стадию, период строгого стиля и поздний период. Подробнее… Вторая половина XVIII в. - время утверждения России, как могущественной мировой державы. Победоносная семилетняя война с Пруссией, успешные войны с Турцией и Швецией показывают всему миру непобедимость русской армии и русского флота. Тесная связь с Европой, установленная в петровское время, уже не прерывается. Россия стала одним из ведущих государств в мировом хозяйстве и мировой культуре. В это время развивается и крепнет русская промышленность, быстро растет население городов. Крепнет новая социальная сила - купечество, начинает складываться "третье сословие". Вместе с тем усиливается эксплуатация труда крепостных. Растёт волна крестьянских восстаний, которые выливаются в грозную крестьянскую войну под руководством Пугачёва, ставящую под угрозу незыблемость крепостнической монархии. Эта сложная социальная обстановка выдвигает перед дворянством, как господствующим классом, новые политические и идеологические задачи. В передовых кругах русского общества зреет протест против, роскоши и излишеств придворных кругов, против диких форм крепостничества - главного препятствия на пути развития России. На основе "просветительных" идей выдвигается идеал "разумно построенного" дворянского государства. Отвлеченная схема идеализированного государства строится на принципах рационалистической философии с её тяготением к разумности и ясности, порядку и простоте. Всеми этими качествами, по представлениям того времени, обладала античность. Обращение к античности, связанное с появлением и развитием буржуазных отношений, было определенным этапом в развитии большинства стран Европы, но античное наследие каждый народ использовал по-своему, исходя из своих задач, условий исторического развития и национального склада. Отечественная война 1812 года, усилив патриотические чувства, способствовала дальнейшему развитию русского искусства и архитектуры. В обстановке подъёма национального самосознания в период отечественной войны и обострения классовой борьбы в послевоенное время зрело мировоззрение декабристов - дворянских революционеров, выступающих против крепостничества и самодержавия.
Разгром царизмом декабристов на Сенатской площади 14 декабря 1825 г. и жесточайшая реакция резко ослабили чувства патриотизма и стремление к идеализации действительности, что привело, в частности, к пересмотру художественных концепций в искусстве и архитектуре. 40-е гг. XIX столетия - начало общего художественного упадка русской архитектуры, связанного с развитием капитализма в России. Строительные приёмы и конструкции Вторая половина 1760-х и 1770-е годы - период раннего классицизма. В это время пробуждается интерес к пропорциям и средствам ордерной архитектуры, но вместе с тем сохраняется в значительной мере привычка к декоративным, чисто пластическим мотивам и приёмам стиля барокко. Новые прогрессивные устремления русского дворянства определили в архитектуре пересмотр прежних художественных принципов и обращение к освоению художественных приёмов античной архитектуры. В распространении принципов нового направления в архитектуре и в создании кадров архитекторов значительную роль сыграли учебные центры, существовавший в эти годы в России,- Академия художеств в Петербурге, Партикулярная академия Баженова и основанная в 1775 г. школа при Каменном приказе в Москве. Высокий подъём русской научной мысли, отличающий это время, сказывается в области строительной техники. Появляются выдающиеся русские изобретатели, среди которых выделяется Кулибин. Его смелые инженерные замыслы (например, в 1776 г. проект деревянного арочного однопролётного моста через Неву с длиной арки в 298 м) нашли отражение в разработанных в эти годы конструкциях, распространившихся и в строительной практике. Во второй половине XVIII в. получает большой размах строительство каменных и кирпичных зданий. Увеличивается количество частных и казённых кирпичных заводов. Продолжается широкое применение отделочных материалов. Особенное развитие в декоративной обработке зданий получают в это время искусственный мрамор, стекло, гипс. В строительстве монументальных зданий распространяются купольные каменные и кирпичные перекрытия большого диаметра (в здании Сената 24,7 м, в Голицынской больнице 17,5 м и др.). За последние три четверти столетия в мировой строительной практике не было куполов столь значительных пролетов. Пролет купола церкви св. Женевьевы (Пантеон) в Париже (1764 - 1791 гг.) на 4 м меньше купола Сената.
В архитектурном строительстве находят широкое использование железо и чугун для решёток, балконов и оград, а также для опор, перекрытий, различного рода связей и перемычек, что позволяет делать более тонкими стены и увеличивать расстояния между колоннами. Получают развитие деревянные конструкции из вертикально поставленных стоек (Останкинский дворец и др.), что дает большую свободу архитекторам, позволяя возводить стены неограниченной длины и криволинейные в плане. Следует отметить также распространение для больших пролётов деревянных перекрытий, подвешенных к стропилам. В дворцах и общественных сооружениях начинают применяться деревянные подшивные своды с распалубками. Необходимость стропил для конструкций с подвесными сводами обусловила новые остроумные системы деревянных стропил с большими пролетами (Университет - 30 м, Петровский дворец - 17 м и др.). По-новому разрешается проблема архитектурной организации города. В проектах генеральных планов и в последующей застройке были выражены основные архитектурные установки в области градостроения, отвечавшие передовым устремлениям эпохи. Проект, прежде всего, должен был удовлетворять требованиям регулярности, т. е. принципам единообразия, согласованности и порядка. Архитектура второй половины XVIII в. развивалась, в основном, по двум руслам. С одной стороны, шло строительство городов, вызванное ростом городского населения в связи с развитием капиталистических отношений, подъёмом экономической жизни страны, с другой стороны, развивалось усадебное строительство дворянства, освобожденного указом о "вольности дворянства" от обязательной государственной службы. В больших городах и, в первую очередь, в Петербурге и Москве, сооружаются правительственные и общественные здания, строятся учебные заведения, больницы, богадельни, театры, торговые ряды, пожарные депо и т. п.; в Москве начинается строительство водопровода; воздвигаются мосты; в Петербурге строятся набережные. Вырастает значение рядовой жилой застройки по "образцовым" проектам. В тесной связи с усадебным и пригородно-дворцовым строительством стоят планировка и строительство парков. На смену регулярным, геометрически распланированным садам и паркам, приходят отвечающие новым устремлениям к "простоте и естественности" так называемые пейзажные сады с павильонами, беседками, скрытыми за группами деревьев на поворотах дорожек, у берегов прудов и извилистых речек. Эти приёмы разрабатываются в усадебных садах и в таких крупных парках, как Павловский под Петербургом и Царицынский под Москвой. Ведущими мастерами, в творчестве которых происходило становление нового направления русской архитектуры, были Кокоринов, Деламот, Ринальди, А. Квасов, К. Бланк и в своем раннем творчестве Баженов и Казаков.
В XIX русская архитектура прошла веке в основных чертах путь, параллельный развитию зарубежной, западной архитектуры. Первая треть XIX столетия была временем наивысшего расцвета классической школы в русской архитектуре. Характерную черту монументальных зданий первой трети XIX в. составляет их большая протяжённость по фронту главного фасада, рассчитанная на парадную застройку больших отрезков улиц и целых площадей города; соответственно этому - более крупный, градостроительный масштаб архитектуры этих зданий, композиция которых определялась общим строем архитектурного ансамбля городской улицы или площади. Новым в приёмах архитектурной композиции этого времени было: свободное использование формы колоннады, портика, арки и их сочетаний в качестве ритмически повторяющихся элементов построения более сложного архитектурного целого; чередование этих элементов с большими участками гладкой стены; расчленение протяженного здания на ряд архитектурных объёмов, широкая творческая переработка классических ордерных форм в сторону большей простоты архитектурного убранства, а также использование форм греко-дорического ордера, что отвечало общей художественной задаче создания "героического" облика архитектуры. Новым было также применение типичной для этого времени единообразной двухцветной, преимущественно бело-желтой окраски фасадов, подчеркивающей в архитектуре этого времени цельность больших ансамблевых композиций, создание новых форм синтеза архитектуры и монументальной скульптуры как, например, использование тематической монументальной скульптуры для венчания зданий (Адмиралтейство, Биржа, Главный штаб), её применение в виде сплошных протяженных фризов (Адмиралтейство), отдельных скульптурных фигур на глади стен, венков, медальонов и т. п., оттеняющих идейно-художественный смысл сооружений; новая триумфальная и героическая тематика декоративной скульптуры. С 1830-х годов в русской архитектуре, так же как и в западноевропейской, классицизм начинает вытесняться ретроспективными подражаниями историческим архитектурным стилям. Архитекторы преследовали цель - обновить и обогатить арсенал своих средств, но источниками этого обновления они избрали отошедшие в прошлое декоративные формы. Подробнее… Здания и архитектурные комплексы
Для ранней стадии классицизма характерно архитектурное решение здания Академии художеств (1765 - 1772 гг., арх. Деламот, А. Ф. Кокоринов). Подробнее… С работами по устройству гранитной набережной Невы и строительством мостов через Лебяжью канавку и Фонтанку связано и сооружение знаменитой ограды Летнего сада со стороны Невы (1773 - 1786 гг.). Подробнее… Следует отметить наличие в архитектуре русского классицизма особой московской школы, выдвинувшей во второй половине XVIII ряд крупнейших мастеров архитектуры. Наряду с развитием в Москве жилого строительства здесь, как и в Петербурге, начали возводить крупные общественные здания. К 1760 - 1780-м годам относятся главные произведения замечательного зодчего В. Баженова, и, прежде всего его прославленный проект Большого Кремлевского дворца, не имеющий аналогий в мировой архитектуре и градостроительстве. Подробнее… Школу В. Баженова, мастера, сформировавшегося в период раннего классицизма, но уже проложившего путь к строгому классицизму 80-х и 90-х годов, продолжал развивать московский зодчий М. Казаков. В многочисленных произведениях архитектора многое восходит к приёмам, утвержденным В. Баженовым, но в целом, его творчество отличается большой строгостью. Крупнейшим сооружением М. Казакова явилось здание Сената в Московском Кремле, имеющее сдержанный, монументальный внешний облик. Подробнее… В. Баженов и М. Казаков сделали многое для становления своеобразного течения в русской архитектуре, именуемого псевдоготикой XVIII века. По существу то, что называется псевдоготикой, было своеобразным стилистическим явлением, романтической струей в архитектуре, порожденной особенностями развития русской национальной культуры и находившейся в неразрывной связи с допетровской архитектурой XVII века, со свойственной русскому зодчеству живописностью, тягой к своеобразному, яркому и необычному. Памятники псевдоготики находятся за пределами городов, обычно они включались в парковые комплексы. Подробнее… Строгий классицизм конца XVIII века (80-е и 90-е годы) дал интересные решения в архитектуре Петербурга. Характерные признаки этого периода развития стиля могут быть выявлены на произведениях И. Старова. В построенных им зданиях основным является компактность композиций. Произведения другого выдающегося мастера этого периода - Д. Кваренги отличаются также необычайной лаконичностью решений, перенесением главного акцента на ордера, превосходными пропорциями. Д, Кваренги внёс в русское зодчество, которое он сумел оценить и полюбить, высшие достижения западной, итальянской архитектуры и свою горячую приверженность приёмам А. Палладио. Параллельно с Д. Кваренги в последних двух десятилетиях XVIII века в России работал шотландец Ч. Камерон. Свои архитектурные композиции Ч. Камерон строил на основе античных тем, присоединяя к ним мотивы итальянского Ренессанса. По сравнению с другими мастерами этого периода, его архитектурные решения более декоративны.
Завершающий период в развитие стиля русского классицизма связан с первой третью XIX века. До Отечественной войны 1812 года, явившейся важным этапом в истории России, в частности в её культуре, работали архитекторы А. Воронихин, А. Захаров, Т. де Томон; вместе с ними в монументальном убранстве зданий участвовали первоклассные художники-скульпторы - Ф. Щедрин, И. Прокофьев, С. Пименов и другие. Выдающимся, замечательным талантливым русским зодчим был А. Воронихин. Центральное его произведение - Казанский собор (1801 - 1811 гг.), сооружение монументальное и величественное, органически вошедшее в ансамбль главной магистрали Петербурга - Невского проспекта. Широко распахнутые дугообразные в плане колоннады, объединенные центральным портиком с фронтоном, стройный легкий купол, венчающий сооружение,- все это исполнено в прекрасных пропорциях и наделено совершенно отработанными деталями. А. Захаров, современник А. Воронихина, вошел в историю русского монументального искусства прежде всего как автор перестройки всемирно известного уникального здания Главного Адмиралтейства (1806 - 1823). Подробнее… Тома де Томоном, приехавшим в Россию в 1799 году, был создан один из крупнейших архитектурных комплексов Петербурга - ансамбль Стрелки Васильевского острова с монументальным зданием Биржи (1805 - 1810), двумя ростральными колоннами и полукруглой площадью, ограниченной гранитной набережной со спуском к Неве. Основное и решающее в индивидуальном стиле Т. де Томона - начало монументальности и мужественной суровости, при наличии безошибочного чувства пропорций. По окончании Отечественной войны строительство ведется как в Петербурге, так и в Москве, нуждавшейся в восстановлении после разрушительного пожара 1812 года. Ряд градостроительно-архитектурных работ огромного масштаба осуществляет ведущий мастер этого времени Карл Росси. Под руководством К. Росси сложился творческий коллектив, состоявший из помощников архитектора, инженеров-строителей, живописцев-декораторов, скульпторов, мраморщиков, мебельщиков, паркетчиков, позолотчиков и других мастеров. Это облегчило К. Росси создание больших и ярких архитектурных сооружений, начиная с общей планировки, объемных форм и вплоть до мельчайших деталей убранства интерьера и художественного оформления. Созданный К. Росси комплекс Михайловского дворца (1819 - 1826 гг.) включает основное здание, фланкирующие его служебные корпуса и большую площадь. Одновременно архитектор спланировал весь прилегающий район города - от Невского проспекта и до Невы. Возник развитый ансамбль, обогативший центр столицы. Одновременно с Михайловским дворцом в 1820-х годах К. Росси завершает оформление Дворцовой площади. Два симметрично расположенных дугообразных в плане корпуса Главного штаба и Министерств соединяются Триумфальной аркой, увенчанной квадригой работы скульпторов С. Пименова и В. Демут-Малиновского. Вследствие верно рассчитанного пространственного эффекта и выверенных пропорций сооружение производит огромное впечатление. Своим величественным обликом здание Главного штаба отразило героизм русского народа в войне 1812 года. Черты триумфальной приподнятости, особой мажорности архитектуры - характернейшая особенность стиля позднего русского классицизма. Эти признаки нашли свое отражение и в созданном К. Росси ансамбле Александрийского театра (1827 - 1832 гг.). Сам театр являлся лучшим в Европе того времени по композиционному решению и декоративной отделке. Подробнее… В архитектуре 30-х - 40-х гг. особое место занимает строительство грандиозного Исаакиевского собора в Петербурге (арх. О. Монферран, 1817 - 1857 гг.). Это произведение было последним, задуманным и осуществленным в духе высоких художественных традиций русской архитектуры первой трети столетия. Подробнее… В первой половине XIX века большой вклад в русское градостроительство, архитектуру и монументальное искусство был сделан московскими зодчими и художниками, восстанавливавшими Москву после пожара 1812 года, прежде всего - О. Бове, Д. Жилярди и А. Григорьевым. Эти архитекторы проявили исключительное понимание общих вопросов градостроительного порядка, особое чувство ансамбля, умение заглянуть в будущее и представить себе дальнейшее развитие центра столичного города. Художественно-стилистические средства, используемые О. Бове, Д. Жилярди и А. Григорьевым, в значительной мере являются общими: классицистическая система организации композиции с выделением главного объёма, которому подчинены боковые флигеля, ордерный портик в центре с фронтоном и другие. Для московских зодчих характерна особая пластичность архитектурных форм, относящаяся не только к внешнему, но и внутреннему облику зданий. Архитектурный облик Петербурга и Москвы первой трети XIX столетия свидетельствует о высоком единстве стиля в русской классической архитектуре этого времени. Вместе с тем в архитектуре обеих столиц отчетливо проявились черты художественного своеобразия, характерные для каждой из них. Подробнее… В 40-х гг. XIX столетия в русской архитектуре появляются новые качества, предопределённые зарождением капитализма в недрах феодальной формации. Особенности и достижения архитектуры русского классицизма 1. Подъём русского государства после реформ Петра I вызвал широкий размах строительства, в котором русские зодчие второй половины XVIII в. решали крупнейшие градостроительные и ансамблевые задачи, поставленные развитием государства. В этом строительстве, не имевшем себе равного в других странах того периода, русские зодчие, создавали выдающиеся монументальные произведения и ансамбли, осуществляя в них наиболее прогрессивные приёмы и методы архитектуры своей эпохи. Русские зодчие, отвечая на конкретные задачи окружавшей их действительности, подняли русскую архитектуру на ведущее место в мировом развитии архитектуры второй половины XVIII в., достигнув в своих произведениях высот классического искусства. Значение русской архитектуры второй половины XVIII в - первой трети XIX в. настолько велико, что это заставляет говорить о русской классической школе в мировой архитектуре второй половины XVIII - начала XIX вв. 2. Русская архитектура второй половины XVIII в. в лучших своих произведениях (особенно в творчестве таких гениальных зодчих, как Баженов, Казаков, Старов) не может быть полностью охарактеризована общепринятым стилистическим понятием классицизма, так как её содержание шире рамок, определяемых его эстетикой. Причины этого лежат в особенностях исторического и социально-экономического процесса развития России. 3. Ведущий характер русской архитектуры этого времени в мировом зодчестве и большие возможности строительства обусловили приток в Россию талантливых архитекторов из других стран. Такие крупнейшие мастера, как Деламот, Ринальди, Камерон, Кваренги и др., не могли найти у себя на родине таких прекрасных условий для применения своих способностей, какие они нашли в России. Даже в передовой для того времени Франции зодчие в конце XVIII в., при крайне ограниченном строительстве, занимались преимущественно академическим проектированием. 4. Новый подход к проблемам градостроительства - одно из главных достижений русской архитектуры XVIII в. В это время было разработано свыше четырёхсот проектов планировки городов. По широте и масштабу эти работы не имели ничего равного себе в архитектуре Западной Европы того времени и намного опередили отдельные разрозненные попытки в этом направлении, предпринятые там лишь в середине и во второй половине XIX столетия. Однако при этом не следует забывать об исторической и социальной ограниченности градостроительства этого времени, проявившейся в том, что множество проектов городов осталось на бумаге, а в осуществленных городах ансамблевая застройка затрагивала лишь их центры, заселенные привилегированными классами. 5. Одной из особенностей развития русской архитектуры второй половины XVIII в. было его многообразие, которое проявилось в различии художественных оттенков, характеризующих местные архитектурные направления в Москве, Петербурге и провинциальных городах. Архитектурные приёмы зодчих Москвы и Петербурга находили применение в большом строительстве провинциальных городов того времени. Эти приёмы использовались местными архитекторами применительно к условиям сложившихся архитектурных ансамблей городов и служили основой формирования местных архитектурных школ. Архитекторы провинции, во многих случаях самородки-крепостные, творчески развивали приёмы народного искусства, обогащая этим общее течение русской классической архитектуры и влияя, в свою очередь, на её развитие в обеих столицах. Яркими примерами этого служат замечательные архитектурные памятники и ансамбли таких городов, как Тверь, Ярославль, Кострома, Калуга, Екатеринослав (Днепропетровск) и др., а также многочисленные ансамбли загородных усадеб.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 114; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.27.178 (0.022 с.) |