Здания и архитектурные комплексы. В 20-х годах в молодой советской республике на основании ленинского плана гоэлро был 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Здания и архитектурные комплексы. В 20-х годах в молодой советской республике на основании ленинского плана гоэлро был



В 20-х годах в молодой советской республике на основании ленинского плана ГОЭЛРО был построен ряд крупных электростанций. Первенцем явился Волховстрой. Геометризированные, но выразительные формы Волховской гидроэлектростанции (арх. О. Мунц и В. Покровский) послужили образцом для других аналогичных сооружений.

Представляет большой архитектурный интерес Днепровская гидроэлектростанция им. В. И. Ленина, (арх. В. Веснин и др.). Мощная плотина Днепрогэса вошла в сознание советских людей как олицетворение великих побед социализма.

В архитектуре период 20-х - начала 30-х годов характеризуется интенсивными поисками путей, отвечающих новому социальному строю и его идеологии. В первой половине 20-х годов, когда практическое строительство ещё имело весьма ограниченные масштабы, особенно широко разрабатывались в проектах различные типы зданий и новые архитектурные формы. Внимание архитекторов привлекали такие новаторские объекты, как дворцы труда, рабочие клубы, дома-коммуны и др., в самом названии которых сказывались характерные для эпохи идейные и социальные устремления.

Многочисленные конкурсы на проектирование крупных общественных зданий явились стимулом формирования творческих принципов конструктивистов, лидером которых был А. Веснин.

Большое значение для становления нового стиля имели конкурсные проекты братьев Весниных Дворец Труда в Москве (1923 г.), здание газеты "Ленинградская правда" (1924 г.) и др. Подробнее…

Одной из вершин поисков новой выразительности архитектуры на основе использования новейшей техники были проекты И. Леонидова конца 20-х - начала 30-х годов. Подробнее…

Поиски новых типов коллективного жилья привели также к строительству в Москве, и других городах домов-коммун, в которых жилые блоки с коридорной системой сочетаются с развитым блоком общественного обслуживания (столовая, клуб и т. п.). В области массового жилища широкое внедрение получил секционный тип дома с секциями из четырёх или двух квартир на каждом этаже.

Приверженцы "рационализма" организационно объединились в 1923 г. в "Ассоциацию новых архитекторов" (АСНОВА), лидером и теоретиком которой был Н. Ладовский, а известным архитектором-практиком - К. Мельников.

Творчество К. Мельникова - это поиск эмоционально ярких форм, но в их создании, как правило, участвуют и смелые по замыслу конструкции. Павильон СССР на Международной выставке декоративных искусств в Париже (1925 г.), построенный из дерева и стекла, сочетал острую экспрессию форм с подчеркнуто выявленной конструкцией. Подробнее…

В советских городах в 20-х - начале 30-х годов были созданы выдающиеся мемориальные комплексы. Ещё в первые послереволюционные годы архитекторы вместе с художниками активно участвовали в осуществлении предложенного В. И. Лениным в 1918 г. плана монументальной пропаганды. В эти же годы было создано одно из крупнейших произведений монументального искусства - памятник Жертвам революции в Петрограде (1917 - 1919 гг., арх. Л. Руднев), преобразивший ансамбль Марсова поля.

Самым выдающимся достижением было возведение в Москве Мавзолея В. И. Ленина, арх. А. Щусев. Подробнее…

В 30-е годы второй и третьей пятилеток громадный размах приобрели градостроительные работы. Подробнее…

Поверхностный "конструктивный стиль" массового строительства, взявший от конструктивизма лишь "очищенную" от декора простоту форм, во многом способствовал дискредитации этого направления. Особенно сложной для конструктивистов оказалась задача создания подчеркнуто монументальных образов крупных общественных зданий, которые в ряде случаев стали трактоваться как своеобразные памятники эпохи.

Важным событием в архитектурной жизни страны было проведение конкурсов на проект Дворца Советов в Москве в начале 30-х годов. Подробнее…

Дворец Советов не был построен, работы приостановила начавшаяся Великая Отечественная война, но проведенный конкурс сыграл важную роль в истории советской архитектуры. Совет строительства постановил, что в ходе дальнейших поисков следует исходить как из традиций классической архитектуры, так и из достижений современной строительной техники. Советом также дана была установка - преодолеть наблюдавшуюся в большинстве проектов приземистость "смелой высотной композицией". В результате архитекторы перешли к поискам внешне парадных, эффектных, декоративных решений с построением объёмов по вертикали, что лишь композиционно и конструктивно усложняло архитектуру. На первый план в советской архитектуре выдвигается принцип освоения архитектурного наследия, и проектировщики все чаще стали обращаться к книжным и альбомным воспроизведениям памятников классического зодчества. Подробнее…

В 1930-х годах в ряде городов возникают художественно выразительные здания крупных размеров правительственного и общественно-административного назначения.

Одним из лучших и стилистически характерных сооружений 1930-х годов в Москве является здание Военной академии им. М. В. Фрунзе (арх. Л. Руднев и В. Мунц), отличающееся лаконичностью и смелостью композиции.

Киев обогатился большим монументальным сооружением - зданием Совета Министров УССР (арх. И. Фомин).

В столице Армении по проектам А. Таманяна были построены Дом правительства и театр им. Спендиарова, совмещающий в себе собственно оперно-балетный театр и зал Филармонии. Подробнее…

Большим архитектурным и техническим достижением было строительство Московского метрополитена. В 1935 году вступила в строй его первая очередь.

Некоторые станции могут служить примером оригинального решения композиции подземного зала, органически связанной с избранной конструктивной схемой. На станции "Кропоткинская", например, плоское сводчатое перекрытие подземного зала поддерживается изящными, расширяющимися кверху колоннами, в верхних частях которых скрыты лампы, заливающие потоками света поверхность потолка. Зал кажется просторным и светлым.

Крупным достижением советской архитектуры явился павильон СССР на Международной выставке 1937 года в Париже (арх. Б. Иофан, скульптор В. Мухина). Подробнее…

Активное развитие советской архитектуры было прервано началом Великой Отечественной войны (1941 - 1945 гг.).

Разрушения военного времени были колоссальны: тяжело пострадало 1710 городов и более 70 000 сел и деревень. Тем не менее, восстановление было осуществлено в очень короткий срок - в основном за одну послевоенную пятилетку.

После победоносного завершения Великой Отечественной войны в результате восстановительного строительства залечили свои раны и стали ещё красивее, благоустроеннее Ленинград, Киев, Воронеж, Ростов-на-Дону, Смоленск, Калинин, Псков, Новгород и многие другие города. Волгоград, Минск, Севастополь фактически были выстроены почти заново - от центра и до окраин.

Патриотический подъём и пафос победы в Великой Отечественной войне находили своё отражение в архитектурных формах - величественных, жизнерадостных, монументальных. Украшательская тенденция особенно ярко проявилась при строительстве семи высотных зданий в Москве (конец 40-х - первая половина 50-х годов).

Наиболее грандиозное и представительное из них - Главный корпус Московского государственного университета им. Ломоносова (архитекторы Л. Руднев, С. Чернышев, П. Абросимов, А. Хряков, инж. В. Насонов, 1949 - 1953 гг.). Подробнее…

В развитии жилища послевоенных лет произошли сдвиги в сторону большего внедрения в практику методов типового проектирования и индустриальных методов строительства. Принцип серийного типового проектирования сначала распространился на малоэтажное строительство, поскольку оно было наиболее массовым в первые послевоенные годы. С 1947 - 1948 гг. начинается внедрение типовых секций в строительство четырёх-пяти этажных домов и выше. Качество типовых секций для массового многоэтажного строительства по сравнению с довоенным временем значительно повысилось. Однако их недостатком были излишнее разнообразие и взаимная несогласованность, что препятствовало стандартизации деталей и конструкций. Подробнее…

Возникла необходимость существенной перестройки. Постановление партии и правительства от 4 ноября 1955 года "Об устранении излишеств в проектировании и строительстве" сыграло особую роль в переходе к максимальной типизации проектов, жесткому стандарту и унификации параметров зданий и конструктивных изделий.

Перевод всей архитектурно-строительной деятельности на промышленные рельсы связывался с решительными изменениями методов проектирования и строительства. Предусматривались создание более 300 заводов железобетонных изделий и постепенный переход на строительство домостроительных комбинатов, обеспечивающих промышленный выпуск домов с максимальной готовностью их элементов. Подробнее…

К началу 70-х годов была выполнена грандиозная программа массового строительства по стране. Были построены сотни миллионов квадратных метров жилой площади, острая нужда населения в жилище в значительной мере была удовлетворена.

В этот период становится актуальной задача улучшения архитектурно-художественного качества застройки, поскольку новые жилые массивы различных городов СССР отличаясь безликостью и унылой невыразительностью. Подробнее…

Принятые меры дали необходимые результаты; уже в начале 70-х годов было завершено много новых районов, отличающихся высоким комфортом и улучшенными архитектурно-художественными качествами. Подробнее…

В архитектуре общественных зданий получили широкое применение большепролетные тонкостенные конструкции из железобетона. Подробнее…

Крупнейшие общественные здания и ансамбли должны были с наибольшей силой и глубиной воплотить новые социальные и художественные идеи. Чаще всего эти объекты строились в центрах городов, нередко в ансамбле с историческими постройками. При проектировании Дворца съездов в Москве, место для которого было отведено в Кремле (арх. М. Посохин, А. Мндоянц и др.; 1961 г.), зодчие стремились создать величественный образ и вместе с тем не нарушить единство сложившегося ансамбля. Подробнее…

Комплексная реконструкция центров городов и создание крупных ансамблей были одной из важнейших задач советского градостроительства конца XX в. В связи с развитием городов проекты общегородских центров предусматривали систему крупных ансамблей площадей, улиц, парковых комплексов и других городских элементов, объединенных в целостную пространственную композицию.

Большое значение в формировании облика Москвы и некоторых других городов (Ленинград, Киев и др.) имели здания и сооружения, возведенные в связи с проведением в 1980 г. в СССР XXII летних Олимпийских игр. Были построены заново и реконструированы разнообразные спортивные сооружения, гостиничные комплексы и другие постройки, обеспечивающие как само проведение игр, так и обслуживание многочисленных гостей, прибывших на Олимпиаду-80. Все объекты строились с учётом их полного функционирования в системе обслуживания городов и после проведения Олимпиады. Подробнее…

Современная архитектура ведёт активный поиск новых форм и идет по пути новаторства. Однако, создавая новые оригинальные сооружения, зодчие не должны пренебрегать возможностью творчески использовать прогрессивные начала, прогрессивные традиции строительства прошлых эпох и многообразный опыт советской архитектуры.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 58; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.85.33 (0.007 с.)