Принципы повышения эффективности инвестиционной политики и соблюдение национальных интересов России 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Принципы повышения эффективности инвестиционной политики и соблюдение национальных интересов России



Основными принципами повышения эффективности инвестиционной политики на сегодняшний день (с учетом соблюдения национальных интересов России) являются:

· снижение реальных процентных ставок кредитования до уровня, соответствующего эффективности инвестиций в реальный сектор экономики на основе обеспечения сбалансированного бюджета и дальнейшего снижения инфляции;

· проведение налоговой реформы, предполагающей рассмотрение инвестиционных возможностей субъектов рынка на основе упорядочения, упрощения и структурной перестройки существующей налоговой системы, а также совершенствования амортизационной политики;

· осуществление процесса реформирования предприятий с целью повышения их инвестиционной привлекательности;

· формирование организационно-правовых предпосылок снижения инвестиционных рисков с целью стимулирования сбережений населения, прямых инвестиций внутренних и внешних инвесторов;

· повышение эффективности использования бюджетных инвестиционных ресурсов на основе их конкурсного размещения, смешанного государственно-коммерческого финансирования приоритетных инвестиционных проектов, представления государственных гарантий по частным инвестициям и усиление государственного контроля за целевым использованием бюджетных средств.

Принципы разработки инвестиционной политики с учетом национальных интересов России должны содержать следующие элементы: нацеленность на достижение стратегических планов государства и его финансовую устойчивость, оптимизация структуры источников инвестиционных ресурсов, правильный выбор методов финансирования, формирование оптимальной структуры инвестиционного портфеля.

 

11. Оценка современного состояния экономической безопасности РФ (региона, города)

К основным показателям экономической безопасности РФ относятся уровень ВВП, ВНП, финансовая безопасность, структура экономики страны и внешней торговли, уровень жизни населения и другие.

По данным мониторинга за IV кв. 2019 г., ВВП РФ вырос на 1,8% по сравнению с тем же периодом 2018 г. Выросли и инвестиции на 4,2%, что обеспечено в основном за счет деятельности столицы страны и ведущих нефтегазодобывающих регионов. К концу 2019 г. наблюдалась стабилизация одного из важнейших макроэкономических показателей - инфляции; она составила менее 4%.

Есть и отрицательные результаты. Рост промышленности замедлился до 1,2% по отношению к такому же периоду 2018 г., а в обрабатывающих отраслях почти приостановился (0,4%). Оборот розничной торговли медленно рос со II кв. 2019 г., однако сокращались реальные доходы населения из-за увеличения потребительского кредитования.

Уровень безработицы по методологии МОТ в сентябре-ноябре 2019 г. оставался низким (5%) и даже сократился по сравнению с тем же периодом 2018 г. (5,3%). Также выросли доходы консолидированных бюджетов регионов за II и III кв. 2019 г. (на 8,8% по сравнению с тем же периодом 2018 г.). Расходы консолидированных бюджетов регионов в январе-октябре 2019 г. увеличились на 6,6%, что также лучше динамики за предыдущий год. Сократили свои расходы только 16 регионов.

В целом можно говорить об оптимистических прогнозах, несмотря на то, что по некоторым показателям российская экономика находится в опасной зоне. Но все же улучшение лишь некоторых показателей не может повлиять на весь результат. Сегодня уровень экономической безопасности в России не в самом лучшем состоянии. Существуют многочисленные угрозы, с которыми правительству необходимо бороться. Далее целесообразно выделить такие угрозы для экономической безопасности Российской Федерации.

Современные угрозы экономической безопасности России разумно разделить на две группы. Первая группа включает в себя угрозы, по которым уже разработаны меры по их нейтрализации, а вторая - угрозы и проблемы, которые еще не полностью проявили свое негативное воздействие на экономику Российской Федерации3.

Далее выделим наиболее значимые угрозы, приведенные в Стратегии экономической безопасности РФ и входящие в первую группу:

- сохранение сырьевой направленности российской экономики;

- отсутствие внедрения современных инновационных технологий и продукции в машиностроительных отраслях;

- развитие теневой экономики, которое связано с излишним администрированием, несовершенством законодательной базы и т.д.

Ко второй группе угроз, которые проявились еще не в полной мере, относятся:

- приватизация важных субъектов хозяйственной деятельности;

- сокращение участия государства в экономике страны;

- ограничение финансового обеспечения базовых отраслей экономики;

- сохранение существующей шкалы НДФЛ и возможность недовольства в обществе из-за его расслоения.

Также можно выделить иные угрозы, например, угрозы энергетической безопасности, продовольственной безопасности, информационной, военной безопасности и др., которые требуют особых подходов к их нейтрализации. Все эти угрозы содержат внутренние экономические и внешние аспекты. Некоторые страны, даже лидеры по ВВП, обеспечивают указанные формы безопасности в различной степени. Россия, например, имея сильную энергетическую безопасность, снабжает себя продовольствием лишь на 60%.

Также к наиболее существенным внешним угрозам относится увеличение количества санкций со стороны стран Европы и США. Продолжительное санкционное давление, которое началось в 2014 г., оказывает нашей стране огромный ущерб. Анализируя масштаб и содержание санкций, которые ввели ЕС по отношению к России, можно сделать неоспоримый вывод: именно Евросоюз в первую очередь ударил по отраслям, развитие которых является стратегически важным для России и приносит нашей стране наибольший доход. Второй по максимальному негативному экономическому эффекту для России оказалась группа санкций в отрасли ВПК. Приостановка отдельных проектов и поставок из-за рубежа вынудили Россию увеличить расходы на создание отечественных аналогов техники двойного военного и гражданского назначения.

Важно отметить, что сильное влияние на безопасность в сфере экономики оказывает именно качество жизни. Например, социальный статус, образование, профессия, уровень дохода человека - все это характеризует качество жизни. Именно поэтому следует вести борьбу с бедностью наряду с усилением социальной защищенности населения. Высокий уровень экономической безопасности обеспечивает такое состояние экономики и институтов ее управления, в котором она способна противостоять и успешно решать любые внешние и внутренние угрозы, создавать условия для устойчивого развития ее социальных институтов.

 

12. Пороговые значения экономической безопасности и методы их определения

Пороговые значения экономической безопасности - это количественные индикаторы или параметры, характеризующие допустимый уровень безопасности развития, за пределами которого наступают опасности, сопровождаемые потерей контроля со стороны государств в какой-либо сфере.

С помощью пороговых значений индикаторов характеризуются предельные значения качественного состояния и количественная определенность использования разнообразных объектов и функционирование сфер деятельности.

Методологические основы определения предельных значений экономической безопасности:

- при выборе пороговых значений экономической безопасности необходимо исходить из того, что уровень предельных величин зависит от конкретно-исторических условий развития. Например, уровень жизни, вполне достойный для периода 30-40-летней давности, становится неприемлемым в современных условиях;

- проблемы национальной безопасности резко обостряются в периоды кризисов и структурных преобразований. Соответственно меняются предельно допустимые показатели и параметры социальных, экономических, культурных и других сфер жизнедеятельности государства;

- критерии и параметры национальной безопасности являются подвижными. Они определяются уровнем развития производительных сил, природно-географическим положением, нравственно-духовным состоянием общества и т. д. Отсюда следует, что унифицированные показатели далеко не всегда объективно отражают уровень развития данного общества. Предельные значения развития, вполне приемлемые для развития одной страны, являются весьма низкими, не отвечающими условиям жизнедеятельности другой;

- при определении пороговых значений необходимо, согласно теории социальной устойчивости, оценивать социально-экономическую ситуацию не по отдельно взятому показателю, а по их совокупности, так как из-за критического отклонения одного-двух параметров от предельно допустимых величин далеко не всегда правильно оценивается сложившее положением в целом.

Основные параметры, отвечающие требованиям экономической безопасности:

- способность экономики функционировать в режиме расширенного воспроизводства. Это означает, что в стране должны быть достаточно развиты отрасли и производства, имеющие жизненно важное значение для функционирования государства как в обычных, так и в экстремальных условиях, способные обеспечить процесс воспроизводства независимо от внешнего воздействия;

- Россия не должна допускать критической зависимости от импорта важнейших видов продукции, производство которых на необходимом уровне может быть организовано в стране. Вместе с тем необходимо развивать свою экономику с учетом внешнеэкономического содружества, международной кооперации производства;

- важнейшим требованием экономической безопасности Российской Федерации является сохранение государственного контроля над стратегическими ресурсами, недопущение их вывоза в размерах, могущих причинить ущерб национальным интересам страны;

- сохранение приемлемого уровня жизни населения. Нельзя допустить выхода показателей уровня бедности, имущественной дифференциации населения и безработицы за границы, максимально допустимые с позиции социально-политической стабильности общества. Квалифицированный и добросовестный труд должен обеспечивать достойный уровень жизни;

- устойчивость финансовой системы. Она определяется уровнем дефицита бюджета, стабильностью цен, нормализацией финансовых потоков, устойчивостью банковской системы и национальной валюты, степенью защищенности интересов вкладчиков, золотовалютного запаса, развитием российского финансового рынка и рынка ценных бумаг, а также снижением внешнего и внутреннего долга и дефицита платежного баланса, обеспечением финансовых условий для активизации инвестиционной деятельности;

- рациональная структура внешней торговли. Она предполагает обеспечение доступа отечественных товаров перерабатывающей промышленности на внешний рынок, максимально допустимого уровня удовлетворения внутренних потребностей за счет импорта (с учетом региональных особенностей), создание приоритета экономических отношений со странами ближнего зарубежья. Сбалансированная внешнеэкономическая политика предполагает как удовлетворение потребностей внутреннего рынка, так и защиту отечественных производителей с использованием принятых в международной практике защитных мер;

- поддержание научного потенциала страны и сохранение ведущих отечественных научных школ, способных обеспечить независимость России на стратегически важных направлениях научно-технического прогресса;

- сохранение единого экономического пространства и широких межрегиональных экономических отношений. Она направлена на соблюдение общегосударственных интересов, исключающих развитие сепаратистских тенденций, и функционирование единого общероссийского рынка или интегрированной системы региональных рынков с учетом их производственной специализации;

- создание экономических и правовых условий, исключающих криминализацию общества в целом и всех сфер хозяйственной и финансовой деятельности в отдельности, захват криминальными структурами производственных и финансовых институтов, их проникновение в различные структуры власти;

- определение и обеспечение необходимого государственного регулирования экономических процессов, способного гарантировать нормальное функционирование рыночной экономики как в обычных, так и в экстремальных условиях.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 190; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.109.151 (0.011 с.)