Таможенные методы и средства обеспечения экономической безопасности государства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Таможенные методы и средства обеспечения экономической безопасности государства



Для обеспечения экономической безопасности и защиты экономических интересов государства таможенные органы применяют определенные средства и методы, которые объединены понятием «таможенное администрирование» и входят в состав таможенной политики России.

Таможенное администрирование внешнеэкономической деятельности (ВЭД) - это такое функционирование организационной системы таможенного управления, которое, по сути, становится инструментом защитной деятельности ряда национальных государственных структур, гарантирующих экономическую, социальную, экологическую и технологическую безопасность страны.

Таможенное администрирование ВЭД содержит экономические средства и методы регулирования внешнеторговых отношений, в том числе тарифное и нетарифное регулирование, а также правовые средства и методы, включающие правовое регулирование и правоохранительную деятельность таможни.

Правовое регулирование ВЭД - это система мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями для поддержания внешнеэкономического равновесия, стимулирования прогрессивных сдвигов в структуре экспорта и импорта, поощрения притока иностранного капитала.

Тарифные меры регулирования ВЭД - это меры, увеличивающие импортную или экспортную цену товаров при пересечении ими границы таможенной территории.

Используя такие меры, государство воздействует на экономические интересы субъектов внешнеторговой деятельности и, следовательно, на их поведение, вместе с тем сохраняя за ними полную оперативную самостоятельность.

Таможенные пошлины - это платежи, взимаемые государством с провозимых через национальную границу товаров по ставкам, предусмотренным таможенным тарифом. В России применяются следующие виды ставок пошлин: адвалорные (взимаются в процентах от таможенной стоимости), специфические (в евро за единицу товара) и комбинированные. К тарифным мерам также относят дополнительные импортные пошлины и так называемые особые виды пошлин (антидемпинговые, компенсационные и специальные, в том числе временные).

С учетом того, что таможенный тариф выполняет прежде всего бюджетообразующую функцию, подходы по формированию таможенно-тарифной политики ориентированы на фискальные меры. При такой оценке таможенного тарифа он имеет следующие недостатки:

1) абсолютный размер ставок пошлин не учитывает платежеспособность населения;

2) при завышенных ставках пошлин не учитываются реалии, связанные с возможностью «ухода» от причитающихся платежей. Высокий уровень ввозной таможенной пошлины приводит в отдельных случаях к росту нарушений таможенных правил («серый» и «черный» импорт).

Нетарифные меры внешнеэкономического регулирования - это комплекс мер экономического, административного, технического характера (за исключением таможенного тарифа), затрудняющих свободную торговлю между государствами.

К нетарифным ограничениям экономического характера относятся:

- антидемпинговые меры;

- различные виды налогообложения: налог на добавленную стоимость с импортера, налог с оборота, акцизные сборы, специальные импортные налоги и сборы и др.;

- меры валютного и финансового характера.

К нетарифным ограничениям административного характера относятся:

- запрещение импорта (эмбарго: открытые, завуалированные);

- квотирование (количественные ограничения): индивидуальные, тарифные, сезонные, глобальные квоты;

- лицензирование: автоматическое, неавтоматическое;

- добровольные ограничения экспорта.

К нетарифным ограничениям технического характера относятся:

- национальные стандарты, системы сертификации продукции;

- требования, устанавливаемые санитарно-ветеринарными и здравоохранительными органами;

- требования экологического характера;

- требования к упаковке и маркировке товаров. Технические инструменты регулирования внешнеэкономической деятельности играют важную роль в торгово-политическом механизме. При сокращении тарифов технические барьеры в торговле становятся определяющими проблемами доступа продукции на рынки сбыта. Среди таких проблем различия в регулирующих требованиях отдельных стран оказывают наибольшее воздействие на результаты торговли. В отдельных случаях регулирующие требования могут фактически воспрепятствовать положительным результатам, достигнутым в процессе либерализации торговли.

Совершенствование таможенно-тарифных и особенно нетарифных инструментов регулирования ВЭД будет способствовать повышению экономической безопасности России, защите отечественных потребителей и товаропроизводителей и повышению конкурентоспособности отечественных товаров.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 882; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.32.230 (0.004 с.)