Сравнительный анализ стратегий экономической безопасности России (1996 и 2017 гг. ). Особенности стратегии эб (2017-2030 гг. ) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сравнительный анализ стратегий экономической безопасности России (1996 и 2017 гг. ). Особенности стратегии эб (2017-2030 гг. )



Внешнеэкономические аспекты продовольственной безопасности

Продовольственная безопасность России включает в себя систему защиты от влияния мировых лидеров, контролирующих продовольственные ресурсы и испытывающие соблазн использовать свое положение на рынке продовольствия для достижения собственных политических и экономических целей.

Критериями продовольственной безопасности являются производство 75-80 % общего объема основных видов продовольствия за счет отечественных товаропроизводителей; создание продовольственных запасов на уровне 20 % от общего объема потребления. Россия давно переступила порог продовольственной безопасности. Импорт продовольствия в нашу страну достиг запредельных объемов и превысил 21 млрд долл. и занимает 47,8 % общего объема продовольственных товаров.

Россия занимает одно из первых мест по импорту продовольствия в мире. По официальным данным импорт всего мяса составляет 2,7 млн т. Так же нелегально в страну ввозится 300 тыс. т. Усиление импортной зависимости создает несомненную угрозу национальной безопасности. Иностранные фирмы завоевали наш внутренний рынок. В огромных объемах к нам завозится некачественная и генетически модифицированная продукция. Ежегодно бракуется каждая четвертая тонна импортного мяса, десятая тонна рыбы и рыбопродуктов, более половины плодов и ягод.

В условиях мирового кризиса, «войны санкций» и ограничения доступа к финансовым ресурсам импортозамещение практически во всех отраслях народного хозяйства России не имеет альтернативы. Эта стратегия носит скорее вынужденный, чем плановый характер с научно проработанной основой. Процесс импортозамещения в российском сельскохозяйственном производстве идет неоднозначно, сопровождается сложностями, связанными с имеющимися технологическим и техническим отставаниями, ограничениями импорта технологий и финансовых ресурсов.

Анализ процесса импортозамещения показывает, что первые экспертные оценки его возможностей и сроков реализации оказались излишне оптимистичными. Создание и развитие собственного сельскохозяйственного производства тормозится ввиду целого ряда причин, в числе которых недостаток финансовых ресурсов, длительные сроки реализации проектов и другие.

Вместе с тем, в настоящее время формируется тенденция роста собственного производства, несмотря на имеющиеся недоработки. По ряду продовольственных позиций (зерно, мясо птицы, картофель, свинина, яйцо) Россия вышла на уровень самодостаточности. Растут объемы экспортных поставок мяса птицы, свинины. В условиях экономической нестабильности финансовая поддержка сельского хозяйства со стороны государства остается объемной. Девальвация рубля не оказала существенного влияния на развитие собственного сельскохозяйственного производства, что вполне объяснимо отсутствием притока инвестиций, а рост цен на продовольствие стал ключевым признаком импортозамещения.

Можно сделать вывод, что новые тенденции развития сельскохозяйственной отрасли и агроэкономики формируют новые требования к системе оценки продовольственной безопасности как составляющей экономической безопасности. Необходимо учитывать все факторы, влияющие на основные блоки оценки продовольственной безопасности, а именно: экономическая и физическая доступность продуктов питания, рацион питания, качество продовольствия.

Сравнительный анализ стратегий экономической безопасности России (1996 и 2017 гг.). Особенности Стратегии ЭБ (2017-2030 гг.)

Новая Стратегия экономической безопасности (2017-2030 гг.) пришла на смену Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основные положения) 1996 года (далее - Государственная стратегия экономической безопасности РФ).

Следует отметить, что в Государственной стратегии экономической безопасности РФ вообще нет специального раздела, посвященного данному вопросу. Четко определялось понятие - Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации как составная часть национальной безопасности Российской Федерации в целом, ориентированная на реализацию осуществляемых в Российской Федерации экономических преобразований в ближайшие три - пять лет. Ко всему, уточнялось, что Государственная стратегия развивает и конкретизирует соответствующие положения разрабатываемой концепции национальной безопасности Российской Федерации с учетом национальных интересов в области экономики. Делалась попытка наполнить конкретным содержанием и такую характеристику, как внутренние и внешние угрозы экономической безопасности.

В Стратегии экономической безопасности РФ не просто используются, а расшифровываются такие понятия, как «экономическая безопасность», «экономический суверенитет Российской Федерации», «национальные интересы Российской Федерации в экономической сфере», «угроза экономической безопасности», «вызовы экономической безопасности», «риск в области экономической безопасности», «обеспечение экономической безопасности». В частности, ряд положений - экономическая безопасность, национальные интересы в экономической сфере, угроза экономической безопасности, обеспечение экономической безопасности сформулированы в духе Стратегии национальной безопасности РФ.

В Государственной стратегии экономической безопасности РФ были выделены 4 группы угроз: «увеличение имущественной дифференциации населения и повышение уровня бедности, что ведет к нарушению социального мира и общественного согласия; деформированность структуры российской экономики; возрастание неравномерности социально-экономического развития регионов; криминализация общества и хозяйственной деятельности».

В новой Стратегии перечислены 25 основных вызовов и угроз, причем, без деления их на внутренние и внешние. Элементарный подсчет позволяет утверждать, что внешних вызовов и угроз определено 11. Среди них факторы различного уровня, начиная от перечисления инструментов глобальной конкуренции, использования дискриминационных санкций в базовых секторах экономики РФ, усиления колебаний конъюнктуры мировых товарных и финансовых рынков до развития «зеленых технологий». По формальному признаку внутренним вызова и угрозам уделяется больше внимания, но по сути в данном вопросе Стратегия экономической безопасности все-таки, в основном, нацелена на первостепенность внешней составляющей.

Во-первых, сам II раздел начинается именно с общей характеристики международной экономической ситуации и международных экономических отношений, которые все больше подвержены воздействию обстоятельств, являющихся угрозой экономической безопасности.

Во-вторых, акцентируется внимание на проблеме разрушения однополярного мира, но подчеркивается, что переход к многополярности встречает сопротивление со стороны ряда государств, использующих для своей победы в достижении политических целей сугубо экономических мер.

В-третьих, в Стратегии экономической безопасности РФ впервые обращено внимание на военно-политические угрозы экономической безопасности страны.

Что касается внутренних угроз, то, к сожалению, можно сделать вывод, что, как и двадцать лет назад, часть из них по-прежнему не потеряла своей актуальности, так как приводятся в Стратегии экономической безопасности РФ: усиление имущественного расслоения населения; неравномерность социально-экономического развития регионов РФ; сохранение криминализации хозяйственной деятельности и коррупции в экономической сфере.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 1052; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.192.3 (0.007 с.)