Быть повторено. Стремление вдохнуть жизнь в художественные принципы прошлого может в лучшем случае вызвать художественные произведения, подобные мертворожденному ребенку» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Быть повторено. Стремление вдохнуть жизнь в художественные принципы прошлого может в лучшем случае вызвать художественные произведения, подобные мертворожденному ребенку»



 

Символика цвета в теории

Необычайная восприимчивость к цвету и точная зрительная память не оставляли художника в течение всей жизни и служили источником его творческого вдохновения. Богатейший опыт Кандинского по изучению цветовой формы лег в основу двух глубоких теоретических исследований: «О духовном в искусстве» (1911) и «Точка и линия на плоскости» (1926).

 

По его словам, «в борьбе с белым холстом» краски рождаются так же, «как миры и люди», краски «есть внутреннее содержание живописи». Кандинский был уверен: чем больше утрачивалась предметность, тем больше значения приобретала «звучность» цветовых решений, обладающая «сверхчеловеческой силой»

 

Кандинский считал, что, когда зритель разглядывает палитру картины, он испытывает на себе «чисто физическое и психологическое воздействие цвета». Ведь цвет имеет эмоциональную окраску и обращается к чувствам человека, а не к его логике; 80% цвета и света «поглощаются» нервной системой человека и лишь 20% – зрением.

Художник верил, что при более высоком духовном уровне развития человека элементарное воздействие цвета переходит в глубокое впечатление от него. Цвет вызывает целую цепь психических переживаний, появляется его «внутреннее звучание». Так, красный цвет может вызвать такую же вибрацию, как и огонь, но он может усилиться до «болезненной мучительной степени, потому что схож с текущей кровью»

 

Тенденция к сопоставлению изобразительных средств с музыкой была особенно характерна для периода жизни Кандинского в Баухаузе, где проводились коллоквиумы на эту тему, эксперименты с цветом и тоном прямо на сцене. По теории Кандинского, внутреннее звучание охристых цветов похоже на звук духовых инструментов, а различные оттенки красного цвета сравнимы со звуками разных струнных. И только ахроматические цвета (белый и черный) не звучат, а соответствуют паузам в музыке.

 

Кандинский оценивает разные линии с точки зрения их «цветовых качеств». Например, горизонтальные и вертикальные («немые») линии художник сопоставлял с черным и белым цветами, подчеркивая, что в обоих случаях их «звучание» сведено к минимуму – к молчанию или еле слышному шепоту, к покою. Более того, черный цвет является общепринятым символом смерти, а белый цвет – символом рождения. Горизонталь «лежит», а вертикаль «стоит, перемещается и, наконец, восходит ввысь». Эти линии противопоставлены как «несущее–растущее», «пассив– актив» (условно «женское–мужское»)

 

Кандинский утверждал, что цвет обладает духовно-выразительной ценностью, что позволяет передавать цветом высокие эмоциональные переживания, не прибегая к изображению реальных предметов. Выражая свой духовный опыт, художник приглашает зрителя раствориться в магии цвета, позволить себе плавать в волнах ощущений.

 

                                   Билеты 4 курса

 

1. Кандинский и «абстрактный экспрессионизм».

Путь Кандинского к абстракции – через символизм и экспрессионизм (пренебрег кубистическим методом). Экспрессионизм – переизбыток эмоций у художника (крик в искусстве)

 

Абстрактное искусство:

1)      Беспредметность

2)      Абстракционизм

3)      Нонфигуративность

Абстракционизм появляется в 1910 году. Основоположники: Кандинский (абстрактный экспрессионизм - 1910 г.), Малевич (супрематизм - 1915 г.), Мондриан (неопластицизм - 1917 г.).

Кандинский. Абстрактный экспрессионизм – субъективность (индивидуализм, человеческое начало). Ассоциативный психологический метод (новый тип восприятия, созданный Кандинским). Субъективных вещей больше чем объективных. В этом сложность нашего мира. Путь к постижению: Идеализация (обобщение в плане красоты, сам идеал абстрактен)  стилизация (обобщение до той степени, пока не появится знак. Пытается прийти к первоформам: минимум средств. Приходит к точке и линии. Первоформа самая экономичная форма отображения действительности.

Метод авангардного искусства: 1. Художник выделяет средства искусства (пятно, линия) 2. Ему открывается их бессознательно-знаковый характер 3. Художник строит из этих знаков новую изобразительную систему, воздействие которых на зрителя находится под контролем художника. Таким образом, художник манипулирует зрителем на бессознательном уровне.

Кандинский – художник, закрывающий классическое искусство. Художник-романтик, его метод идет от пейзажа. Степени развития абстрактного экспрессионизма Кандинского:

I.   Импрессии – внешний импульс от внешнего мира («На лодке», 1910 г.). В какой-то степени еще пейзаж. Выражение впечатлений от природы

II.  Импровизации – внутренний импульс (впечатление от пейзажа, но уже не пейзаж («Импровизация»). Выражение впечатлений от «внутренней природы», души

III. Композиции абсолютно беспредметное. Пик сознательных творческих амбиций. Абстракция – наивысшее воплощение

 

2. В.Кандинский и его теоретические работы «О духовном в искусстве» и «Точка и линия на плоскости».

«О духовном в искусстве» (1911).

· Между средствами искусства и их воздействием – связь («Цвет – клавиш, глаз – молоточек, душа – многострунный рояль. Художник – рука, которая посредством того или иного клавиша целесообразно приводит в вибрацию человеческую душу».)

· Трехтактовый метод раннего авангарда: 1) художник выделяет средства искусства; 2) ему открывается их бессознательно-знаковый характер (действие формы и цвета) 3) строит из этих знаков новую систему, чье воздействие на зрителя уже находится под полным контролем художника

· «Художник скоро будет гордиться тем, что сможет объяснить свои произведения, анализируя их конструкцию». Если художник утверждает, что ео действия намеренны, то он не может быть обвинен в неудаче. Так он приобретает неограниченную власть над зрителем.

 

«Точка и линия на плоскости»

Книга состоит из двух частей: автобиографической повести «Ступени» и теоретического исследования «Точка и линия на плоскости». В «Ступенях» автор описывает свой творческий путь, методичный подъем на вершины мастерства и просветления. Благодаря этой повести можно проследить последовательность поисков художника: увлечение то одной техникой, то другой, смягчение юношеского максимализма, и появления зрелого и трезвого подхода к творчеству.

Теоретическое материал «Точка и линия на плоскости» представляет собой глубинное исследование основ художественного языка. Настолько глубинное, что иногда создается впечатление что читаешь философский трактат. Точка исследуется со всех сторон: геометрия, движение, форма, фактура, природа, точка в живописи, в архитектуре, в музыке, в танце! Линия подвергается такому же доскональному анализу: цвет, температура, характер, ломаная, кривая, комплексные линии. И, наконец, все это объединяется на плоскости.

 


 

Вопрос №7

Творчество Малевича

Его основные этапы и произведения:

 

I. В Москву переехал в 1907 году в 29 лет. Недоучившийся художник, пробовавший себя в натурализме, импрессионизме и символизме. На выставке «Ослиный хвост» в 1912 году выступал со своим вариантом примитивизма – большими гуашами, выдающими как впечатления от Гончаровой, Сезанна и Матисса. Персонажи (Купальщик, 1911) – с огромными ступнями (обе левые) и красными безносыми лицами, написаны яркими красками. Вводит живопись в самоотрицание: «уродство тела и других форм – оттого, что творческая воля не согласна с этими формами и ведет борьбу с художником за свой выход из вещи».

1912-нач.1913 – под влиянием «заумного языка» Крученых (признание автономности языка от своего предмета) – «заумный реализм»: пишет крестьянские сюжеты языком глухонемых, состоящих только из согласных – блестящих цилиндрических форм «Крестьянки в церкви», 1911) Бессознательное берется под контроль геометрии. Мотив лица без черт («Лицо крестьянской девушки»). Беспредметность у Малевича – снятие лица: новые подсознательные знаки призваны стереть старые и, прежде всего, лицо, очаг сознания. (Первая крестьянская серия)

 

II. 1913-1914 – «алогизмы» (на обороте одного из холстов). Исследование механизма построения картины как текста, расчленение ее на «слоги» и «буквы». Механизмы расчленения – пила и стрела («Усовершенствованный портрет Ивана Клюна, 1913, ГРМ, «Англичане в Москве», 1914, Амсетрдам). Заявляет об убийстве непосредственности. Сведение фигуративного искусства к коллажу знаков.

III. 1915 г. – Черный квадрат на выставке 0,10. В его создании ключевую роль сыграли лето и осень 1913 года, когда Малевич, Крученых и Матюшин на даче последнего вместе работали ад оперой «Победа над солнцем» (Крученых – текст, Матюшин – музыка, Малевич – декорации и костюмы). Обсуждения, в ходе которых решено уничтожить мир «трехмерного протстранства». В пьесе Крученых «будетлянские силачи» запирают солнце в бетонный дом, после чего открывается новы порядок – «десятая страна», гле невозможно понимание, уничтожены противоположности, запрещены часы. К этой стране отсылает название выставки 0,10. Черный квадрат и есть ноль, точка завершения прежнего опыта. Десять – результат выхода за нуль, переход в новый десяток. Черный силуэт квадрата на белом фоне – некая картина картин. Скорее, это все картины, наложенные одна на другую; крематорий мировой живописи: сжечь все произведения живописи и выставить их в виде пепла. Отрицание всего в мире, но в то же время – акт предельного синтеза всего.

Супрематизм (превосходный) – геометрические фигуры, которые парят в белом космическом пространстве. Находятся одновременно и в статике, и в движении.. 3 этапа:

§ Черный

§ Цветной. Начинает включать цветные элементы, работает над цветом (изучает воздействие цвета на человека, их взаимодействие между собой. Каждая фигура – квадрат, только в разных проекция. Квадрат включает в себя все.

§ Белый (1917-1919). Бесцветная живопись, белое на белом. Уходит черное пространство, остается один свет. Провозглашает смерть живописи

1920 – кисть бессильна перед теорией. Оставляет живопись. Получает приглашение от Шагала преподавать в витебской художественно- промышленной школе.

 

Супрематизм Малевича и русское искусство 1910-1920х гг.

Французский кубизм внес большой вклад в облик русского искусства 1910-1920х: от него оттолкнулись почти все русские живописцы этого времени. Часть из них училась в Париже и усвоила кубизм как стиль. Художников авангарда кубизм привел к осознанию того, что природа живописи состоит в сломе трехмерности, в разделении ее на плоскости. По словам Малевича, в кубизме «выяснилась живопись».

Чаще художник учился кубизму не в мастерской, где бы мог воспринять кубизм как процесс, а уже оп готовым вещам, находившимся в частных собраниях иди по репродукциям в журналах. Он имел дело с результатом, а метод вынужден был искать свой => русское искусство смогло совершить самый радикальый посткубистический прыжок.

В 1913-1915 годах в России предложено два варианта посткубизма: один состоял в объемной, пространственной инсценировке кубистической картины (Татлин). Другой акцентировал коллаж, смысловое, а не пластическое комбинирование частей (Малевич).

1910 г. – выставка 0,10 – впервые показан Черный квадрат, висящий в углу на традиционном месте иконы. Тогда же – угловые конррельефы Татлина. Тогда же Малевич обнародовал слово «супрематизм», название нового течения. В ответ у входа Татлина была табличка «Комната профессионалов живописи» (были в ссоре с Малевичем, на одной выставке выставлялись в разных залах).

Супрематиизм – от лат. слова «высшее». Т.о. стремление создать феномен, который стол вне каких бы то ни было сравнений вообще. Изменил статус художника. Этому предшествовала эволюция Малевича.

1915 г. – Черный квадрат на выставке 0,10. В его создании ключевую роль сыграли лето и осень 1913 года, когда Малевич, Крученых и Матюшин на даче последнего вместе работали ад оперой «Победа над солнцем» (Крученых – текст, Матюшин – музыка, Малевич – декорации и костюмы). Обсуждения, в ходе которых решено уничтожить мир «трехмерного протстранства». В пьесе Крученых «будетлянские силачи» запирают солнце в бетонный дом, после чего открывается новы порядок – «десятая страна», гле невозможно понимание, уничтожены противоположности, запрещены часы. К этой стране отсылает название выставки 0,10. Черный квадрат и есть ноль, точка завершения прежнего опыта. Десять – результат выхода за нуль, переход в новый десяток. Черный силуэт квадрата на белом фоне – некая картина картин. Скорее, это все картины, наложенные одна на другую; крематорий мировой живописи: сжечь все произведения живописи и выставить их в виде пепла. Отрицание всего в мире, но в то же время – акт предельного синтеза всего.

Супрематизм (превосходный) – геометрические фигуры, которые парят в белом космическом пространстве. Находятся одновременно и в статике, и в движении.. 3 этапа:

Ø Черный

Ø Цветной. Начинает включать цветные элементы, работает над цветом (изучает воздействие цвета на человека, их взаимодействие между собой. Каждая фигура – квадрат, только в разных проекция. Квадрат включает в себя все.

Ø Белый (1917-1919). Бесцветная живопись, белое на белом. Уходит черное пространство, остается один свет. Провозглашает смерть живописи

o 1920 – кисть бессильна перед теорией. Оставляет живопись. Получает приглашение от Шагала преподавать в витебской художественно- промышленной школе.

Конец 1915 г. – «Супремус», кружок последователей Малевича из числа участников «Последней футуристической живописи 0,10» (Ольга Розанова, Иван Клон, Иван Пуни, Любовь Попова и др.)

 

Вопрос№8



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 93; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.129.100 (0.018 с.)