В. Кандинский как художник и теоретик абстрактного искусства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В. Кандинский как художник и теоретик абстрактного искусства



Кандинский появился на свет 4 декабря 1866 года. Первым увлечением Кандинского была музыка. В возрасте 20 лет он поступает в Московский университет, чтобы изучать право и экономику, и в студенческие годы впервые соприкасается с древнерусским искусством. Кандинский не раз говорил,что знакомство с иконой повлияло на все его дальнейшее творчество.Еще один источник влияния- русский фольклор, с которым он познакомился во время этнографических изысканий, проводившихся в северных губерниях России в 1889 году. Тогда же он изучает работы старых мастеров в Москве и Санкт-Петербурге и впервые посещает Париж. В 1893-м Кандинский заканчивает курс права в Московском университете и получает диплом юриста.

В 1895-м, в возрасте 29 лет, Кандинский посещает выставку французских импрессионистов, и это решает его судьбу. Он оставляет карьеру адвоката и 96-м году отправляется в Мюнхен учиться живописи. Спустя несколько лет, в 1900 году, он получает диплом Академии художеств в Мюнхене. Обучение в Академии художеств было под руководством Франца фон Штука. В возрасте 34 лет Кандинский почувствовал, что пришло время подытожить накопленный опыт в области живописи и сформулировать интуитивные выводы о возможностях живописи.

В 1902-1906 годах Кандинский видит в Париже Сезанна и фовистов. В этот период художник сам становится фовистов, но по возвращении в Мюнхен начинает прислушиваться к своим собственным побуждениям, результатом чего становится полное освобождение от влияний, которые до этого доминировали в его творчестве. В своей книге «О духовном в искусстве» Кандинский говорит о Матиссе как об «одном из величайших новейших французских художников», а о Пикассо как о «другом великом парижанине», который «никогда не поддается соблазну красоты». Матисс- краска, Пиассо-форма- два великих указателя на великую цель»

Усиление абстрактного начала в пейзажах Кандинского и его фигурных композициях не вело прямиком к беспредметности, подобно тому как освобождение цвета не избавляло художника от описательности. Черты беспредметности раньше появились в графических набросках, а не в законченных живописных композициях. «Эти пересекающиеся линии- некоторые из них тонкие и четкие, другие- мягко размытые- словно выстреливают по листу бумаги поодиночке или спутанным клубком, как следы неожиданных разрядов энергии, намекающие только на движение или напряжение, но не на форму». Это можно было бы расценить просто как непроизвольные наброски, но есть доказательства того, что все кажущиеся случайными мазки или пятна были тщательно выписаны, повторены и усовершенствованы, что было рассчитанным и намеренным отступлением от формы.

Эпохальный трактат «О духовном в искусстве», написанный в 1910 году (публикация в 1912), явился первой попыткой обоснования беспредметного искусства. Оригинальность этого трактата и содержащееся в нем пророческое предвидение должны оцениваться по достоинству. Пророчество это стало первым откровением новой художественной эры.

 

Чтобы понять теорию Кандинского, важно вначале рассмотреть его концепцию произведения искусства. В статье, которая была опубликована в журнале Der Sturm в 1913 году, он дает определение:

Произведение искусства состоит из двух элементов: внутреннего и внешнего. Внутреннее- это эмоции в душе художника, и эти эмоции способны вызвать сходные чувства у зрителя.

 Связанная с телом душа испытывает воздействие через органы чувств. Эмоции вызываются и возбуждаются тем, что человек чувствует. Таким образом, чувство- это мост, то есть физическая связь между нематериальным(эмоции художника) и материальным(произведение искусства). В равной степени чувство - это мост между материальным(произведение искусства)и нематериальным(эмоции зрителя) Последовательность такова: эмоция(художника)->чувство->произведение искусства->чувств->эмоция(зрителя). Обе эмоции будут похожи и равноценными в той степени, в какой произведение искусства оказалось удачным. В этом смысле картина ничем не отличается от песни; обе- средство общения. Внутренний элемент, то есть эмоция, должен существовать, в противном случае произведение искусства- фальшивка. Внутренний элемент определяет форму произведения искусства.

Это определение «произведения искусства», вероятно, основывается на сравнении, более или менее бессознательном, живописи и скульптуры с музыкой, которая была для Кандинского первым искусством. В тексте трактата «О духовном искусстве»много ссылок на музыку, включая модных в то время Дебюсси и Шёнберга.

На основе этого определения произведения искусства Кандинский приступает к доказательству того, что форма и цвет внутри себя создают элементы языка, способного выражать эмоции; форма и цвет, подобно музыкальному звуку, воздействуют непосредственно на душу. Единственное, что необходимо,- это найти такое сочетание формы и цвета, чтобы их конфигурация адекватно выражала внутреннюю эмоцию и адекватно доносила ее до зрителя. Придавать форме и цвету «материальную наружность», то есть реальные черты объектов - дело несущественное. Сама форма является выражением внутреннего значения, и интенсивность этого выражения зависит от гармоничного сочетания цветов. Красота- успешное достижение соответствия между внутренней необходимостью и экспрессивным значением.

 

В 1921 году Вальтер Гропиус пригласил Кандинского принять участие в создании Баухауса (школы дизайна), на что тот согласился, и результатом его педагогических экспериментов стало появление на свет второго важного трактата «Точка и линия на плоскости»

· «Всякое произведение искусства есть дитя своего времени, часто оно и мать наших чувств.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 86; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.207.129 (0.007 с.)