Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Джамбибум - 2008 «жавароначки»
Как вы понимаете, рассуждать о текстах подобных песен - бессмысленней некуда. По крайней мере, в контексте данных текстов. Ну, пели прабабки да прадедки. Повод был. А то и без повода. Они много чего пели. Можно было бы, уверен, хоть этно-Ленинград, хоть этно-ГрОб забабахать. Но то, что пели прабабки, их праправнукам как-то неблизко. Поэтому текст порой воспринимается, как иностранный. А чаще - вообще никак.
Следовательно - несколько слов про инструментальное «аздабленьне» "никака".
Фундамент Джамбимбум - не нов и многими опробован на надежность. Не только в РеБе. Но и тут те же ОСИ(и Киса) вовсю подобным приемом пользовались. Только активнее и успешнее. Бас (хорош!) и перкуссия создают повторяющийся монотонный ритмический рисунок, на который наворачиваются вокальные извращения и они же солирующих инструментов. О первых пусть рассуждают преподаватели народного и джазового вокала. Их у нас хватает, дай Бог им здоровья. Мне не нравится. Считаю, что наши бабки, которых пытаются копировать наши девки, - не весь народ. Точнее, народ, да не тот. Пели-то не бабки, а бабки, которые тогда были в девках. Этно - достояние молодых! Хе-хе. Копировать престарелое отсутствие слуха и неумение интонировать - фу! А вот что касается вторых… Монотонность вдруг (с какого перепугу?) взрывается джазовой импровизацией флейты, которая порой берет в помощь акустическую гитару и пытается "дать" то ли Бабкиной Надежды, то ли Золотого кольца в нос. Потом вдруг, с еще большего перепугу, возникает регги-ритм! "Як прыйшоу, як прыйшоу казёл пад аконца: ци прадуць, ци прадуць дзеуки валаконца? А усе дзевачки прадуць. Адна Манька не прадзе. Аддадзим мы яе за казла, за казла". Знаете, вызывает восторг! Несмотря на то, что подобный прием (неудачно, по-моему) использовала российская Яга, например. Слышите скрежет и скрип? Это в гробу скрежещет остатками зубов и вертится юлой Боб Марли. Как я ржал! Чуть не полюбил Джамбимбум. Но ответить за "Казла" группа не смогла. Пришел "Саколик". Жалобно завыли девки. Привычно затумкали бонги. И очарование сорвавшейся башни ушло. А когда зазвучала "Навина", удостоверяющая: джамбимбумцы - не в курсе, что до них это уже восемь раз написали и спели (например, Ариэль: "Я на камушке сижу, да всё колышки тешу"), стало вовсе грустно.
Кроме того, если ОСИМИРА (вот, попались на язык!) отличаются умом и сообразительностью, используют как солирующие инструменты всё, что под руку попадет - до электробритвы и ершика для мытья посуды, то Джа(мбимбум) умом и сообразительностью не отличаются. Скупы на музыку, как тот рыцарь. Что становится очевидным уже к середине альбома. Если не раньше.
Чего это я, спросите? Да, послышалось мне: "Юра, устань рана / Учашыся / Абуй у боты!" Вот, встал. И обуваю. В лапти.
Анекдот-интерлюдия. Изрядно подвыпивший посетитель ресторации изучает счет: - Красная икра - 40 долларов. Балык - 20 доларов. Коньяк - 70 долларов. Салат из крабов и каракатиц - 30 долларов. Получилось - 50 долларов. Седло барашка - 35 долларов. Перепела - 25 долларов... Доходит до конца длинного списка, поднимает осоловелые глаза на рядом стоящего кельнера и спрашивает: - Фицциант! А что это за "получилось" на 50 долларов? Кельнер: - Ну, значит, не получилось!
А у NHS? У NHS получилось! Что?
NHS - 2008 «700» Сначала было ржание. Знаете, с какой песни начинается альбом NHS? "Каза"! Первое ощущение: те же джамбимбумские девки поют под перестук тех же бонгов. Только флейтист сменил инструмент на два - кларнет и сакс. А басист вышел оправиться и покурить. Да так и не вернулся. Составить ему компанию неоднократно отправлялись перкуссия и кларнет. Приходилось саксофонисту брать повышенные соцобязательства и отдуваться "за музыку" по полной. Палитра от этого, понимаете, стала совсем скупой. Скупее, чем у вышео(б)писанных.
Вспомнилось. Когда в первый раз ОСИМИРА дорвались до фестиваля в Польше: - Тут все - гвЯзды. А нам - до пЯзды! - и получили приз зрителей и приз жюри. Зрители прониклись не ожиданным ими рокенролльным драйвом. А жюри - матерые, сточившие зубы, поедая собаку, посыпанную пудом соли, знатоки фольклора из разных стран - чем прониклось? Тем, что ТАК этно никто не играет! При желании то же можно сказать про NHS.
Если в начале было ржание, в середине было внимание. В пении - ничего, вроде, особенного. Так поют многие. Не в том смысле, что голоса - говно или петь не умеют. И первые есть, и со вторым - порядок. Больший, чем у Джамбимбум. Те - будто студенты, которым дали задание на тему "Как я провел лето в этнографической деревне". Эти - будто преподаватели тех студентов? Нннууууу Скорее, аспиранты. И возможно, другого заведения. Например, средне-технической джазовой школы им. И.Абалян. Лысый смайлик. Компот: тема - та же. Только этнографические деревни, как "Я" у Кролика в "Вини-Пухе", бывают разные. Это к тому, что саксофон порой плачет откровенно по-еврейски. Хотя поют не на идиш и не на иврите:
Семсот Молодых сватоу Кроме родных братоу Впрочем, столько лет жить бок о бок, так и еврей по-белорусски запоет. Если в средине было внимание, к концу пришло очарование. А может и понимание? Поют-то не по-"старакабецки", а лихо! И саксофон с перкуссией творят таааакое. Ах, что творят! Понятно, что не из той оперы. Но - будто в моём любимом бостонском Morphine покойного Марка Зандмена заменили на вокальную группу потомственных, но молодых ведьм. А у тех крыша если держится, так на честном пионерском. И - приход коллективного кругового заклинания - заключительная пшекоязычная "До Ани"… нууууууууу Где там родина NHS? Вот там и родился блюз.
А я уж было подумал: что ни возьму (кроме Нейро Дюбеля) - все прах. Да тлен. Неееееет. Есть женщины (и мужчины) в белорусских селеньях. Как не порадоваться. Последнее не отменяет моей уверенности, что этно - экспортная музыка. Не потому что не наша. Наша. Но там - интерес к ней, если хорошая, логично больше, чем здесь. Это что-то вроде "пророка в своем отечестве": плавали, знаем!
Хотел еще посомневаться: буду ли слушать NHS? Стоит ли? Если следить за ними буду непременно? ЧАСТЬ 6. - Василий Иванович, а ты за кого, за чеченов или за ингушей? - Я - за Россию! - А за какую - "Единую", "Справедливую" или "Другую"? - А Путин в какой? - В "Единой", он ее и возглавляет. - Значит, и я за неё!
й) Продолжим про этно? В кулуарах не утихают споры вокруг Белоногой (намек - послушай и передай другому). Так, Татьяна поет, что, наконец, нашла "шчырага, добрага" - Иисуса. А затем отмечает: у меня - семья. Надо ли понимать так, что ее семья - няшчырая й нядобрая? ь) Опять про этно. Над моими метафизическими восторгами вокруг NHS посмеялись. Оказалось, много таких, кому наши исполнители всякого народного еще менее интересны, чем мне. Кое-кто настаивает, что слушал бы такую музыку лишь под соответствующую белорусскую кухню. Мол, эти песни имели очевидное прикладное значение. Сейчас же связь между действом, которое они сопровождали, и собственно сопровождением утеряна. Все равно, что писсуар Дюшана, экспонируемый в музее. Сменив контекст, он сделался произведением искусства. Но желание пользоваться им по прямому назначению - гораздо сильнее желания созерцать его в выставочном зале. Так и с этно. Могучее древо из священной рощи друидов? волхвов? сакральный акт - вне контекста, оторванное от корешков и перенесенное в стерильность концертных площадок, оно скукоживается до размеров побега - жанра. Кому интересен жанр легкого поведения? Да, "аспиранты" из НХС пытаются копать глубоко (инструментов у них все равно не хватает. Хоть бы контрабас). Но сознаюсь своим ребятам: я - из другого жанра. Альбом "700" в мой топ не попадает. Есть другие народные песни - барды, рокенролл, рэп.
Однако продолжим о хорошем. И даже о главном.
НРМ - 2007 "06" Некогда в одном минском самиздатовском журнале была статья (не Пукста ли?) А в ней - замечательный кусок: для того чтобы была контркультура, должна присутствовать культура. Чтобы процветал андеграунд, необходим граунд - пол, почва. А в Беларуси... К месту попалась на глаза цитата из знаменитого польского Ежи Леца: "Один говорит: мы на волне. Второй говорит: мы на дне. Оба правы - когда такое мелководье". Но сейчас не об этом. А о преломлении этой сентенции применительно к белорусскому рокенроллу. Да будет сказано. Для него и почва, и культура - группа Незалежная Рэспублика Мроя. Не будь Мрои (а также Бонды и Ворошкевича лично), белорусскоязычный да и белорусский рок в целом были бы абсолютно другими. Да, были бы, были! Но когда б начали петь по-белорусски? Причем Мроя не просто запела и тем дала отмашку другим: "Можно!" Она сделала мову стержнем собственного бытия. Это уже другой уровень. Это тянет на Александрийский маяк. Или Колосса Родосского? Мроя - фундамент, на котором - кому симпатичное, кому не очень - зиждится здание тутэйшага рокенролла. Группу можно любить. Можно не любить. Можно, наверное, даже ненавидеть. Но главное, Лявон Вольский и иже с ним сделали так, что любить и ненавидеть ЕСТЬ КОГО. Хочешь - пиши-играй, как Лявон; хочешь - вопреки, поперек и наоборот. Хорошо. Легко. Приятно. Поскольку есть краеугольный камень, точка опоры. Верти себе землю престарелого короля Рокенролла как заблагорассудится!
Лявон вообще бронзовый с ног до головы. Эта бронзовость сказывается. Не может не сказываться. Но, хоть круть, хоть верть, Вольский сотоварищи - классика. Их в школах и универах будут проходить. Или уже проходят? Так что нового они могли б уже не писать и не выпускать. Ну, Лев Толстой перестает быть Львом Толстым, оттого что "Война и мир" лучше или хуже "Анны Карениной"? То-то. Однако песни пишутся, альбомы выходят. Стало быть, выходит и отношение к ним. Мысли рождаются и даже ворочаются.
Я не очень люблю "проекты". То есть достаточно естественно, когда у Лявона с Питом Павловым - одна группа, а у Пита без Лявона - другая. У нас не редкость, когда на четверых человек - пять групп. Но когда от группы (НРМ, скажем) отпочковывается проект (Крамбамбуля, допустим) - это не слишком естественно. Если автор один. Понимаю, причины-следствия. Дебет-кредит. Но попеняю на некривое зеркало западных групп 60-70-х: могли уживаться в рамках группы Doors и радиоформатные песенки на две-три минуты, вроде "People Are Strange", и затяжные прыжки - "Riders On The Storm", "The End". Или у Love - и нехитрые куплет-припевы, и размазня на десять с хвостом минут. И не приходило в голову участникам "дверей" организовать для длинных одну группу, а для коротких другую, скажем, Whisky Bar. Тогда трепетно относились к "групповщине". Сегодня - к автору, личности. Коллектив может быть. Может не быть. А может быть, но как бы не быть! Написал-записал в одиночку, а потом пригласил нужных поиграть на сцене... Одиночки естественнее. С ними проще. Группа - явление из раньшего времени, не быстро, но вымирающее. Хотя в ней всегда остается возможность, что кто-то подставит под тяжку ношку плечо.
Не сомневаюсь: композиции НРМ и Крамбамбули могли б уживаться в рамках одной группы. И следить за поворотами в судьбе НРМбамбули было бы гораздо интереснее. Но регресс-прогресс сдвинутой набекрень тюбетейкой не остановишь. Поскольку НРМ да Крамбамбуля - не группы, проекты, с присущими каждому фишками в музыке и текстах, в стилистике в целом, то и ожидать, что новый альбом тебя удивит до невозможности, не приходится. Или вы ждете, что НРМ вас ошеломит? Неееет. Главное удивление - сам факт его несгибаемого бытования в пространстве и времени, а также вне их.
"Голас народу - яскравы и годны" - начинает Вольский. И сразу - претензия. Яскравы и годны, как напильником по стеклу, самого Вольского прописан так, что раз от разу материшься в попытке разобрать слова. А это же Лявон: есть, что разбирать!
Мы у чорным сьписе и мы ужо дауно там Пераписаць нас не хопиць паперы Нас мильёны, нас да халеры
Краина-руина няхлюдна стаиць на каленях И нехта дрыжыць каб спакойна дажыць А нехта згаджаецца моучки служыць Для гэтага трэба забыцца на рэштки сумленьня
Што за музыка у эфиры У фармаце "шоу маст дай" Гэй, Айчына, што з табою
Слушаешь - и перед глазами встает не Лявон (в компании Каси Камоцкай и кухля пива - вон, на стенке висит), а киношные бородатые партизаны. Только что ленточка на папахе не красная, а красная на белом. Или не менее бородатые латиноамериканские герильерос. ЛяВон тут - все равно, что ЧеГе там. Тот считал, что в силу латиноамериканского темперамента на объективные предпосылки революции можно положить, воспользоваться субьективными. Поджечь фитиль, а дальше оно само. - Э, мы до сих пор поезда под откос пускаем! - Э! Война закончилась 64 года назад! Закончилась? Нет, война не закончена, пока последний солдат не похоронен. А Вольский вот он, живехонек. Иногда хочется слегка встряхнуть бородатого: "Кто сказал, что надо бросить песни на войне?! После боя сердце просит музыки вдвойне!" Но это уже - для Крамбамбули.
Приврал. Альбом "06" - серьезен, но без патологии. Хотя, конечно, со сдвинутыми "в мохнатую гусеницу" бровями. Чему способствует и музыкальная составляющая.
Как спел во время оно Лявон - "Я рок-музыкант старых традыцый. Гэта не прызваньне, гэта пазицыя!" - так и продолжает в том же духе. Основа - хард-рок назаретовского, эйсидисишного да блэксаббатовского розлива (дотошные отыщут и прочую блюойстеркультю). Вы другого ждали? Долбежкой это не назовешь. Поскольку есть в НРМ музыкант не из весеннего, из осеннего призыва - Пит Павлов. Поэтому мелькает и другое. Например, пронзительные "баллады" - "Менск и Минск", "Тольки для цябе". Последняя - заботливо обернутая в почти нилоянговскую гитару из "Мертвяка" - неуловимо перекликается с маузеровской "Калыханкай". Порой черно-серо-белый мир НРМ даже прочерчивают трассирующие пульки регги или "лацинки". "Сталинград" - чем не гимн? Чувствую, как поднимаю задницу, чтобы встать под "лунаючыя белчырвонабелыя сьцяги". Которые мне симпатичнее китайско-мусульманских. Но вскоре - еще гимн - "Белчырвонабелая падводная лодка". И я... возвращаю задницу на место. НРМ и прочие "коммандос" - в этой лодке, и с нее "никуды не падзецца". Я - в другой лоханке. Как там - "мы - на дне, мы - на волне"? Правда эластична!
Еще у Лявона - "Мы жывем адначасова у двух гарадах" - Менск и Минск. Я, похоже, в Минске. В другом городе. Даже в другой стране. Не уверен, что она - более реальна, чем страна Вольского. Однако. В стране Лявона меня не считают белорусом. Я даже не нацмен, а - "понаехали тут!" Потому что говорю на русском, родном для меня языке. Ладно, меня можно съехать на историческую родину. А других? Нас же тоже "да халеры"! Странно: судить о том, каков человек, по языку, на котором он говорит? Занятно: в Бельгии столица говорит по-французски, провинция по-фламандски, а деловая переписка почему-то вовсе на немецком. Любопытно: немец, иранец или вьетнамец, которые переселятся сюда и начнут говорить по-белорусски, будут белорусами? Или надо будет совершить для этого двенадцать подвижков? Не считаю, что независимое белорусское государство может быть исключительно национальным. Национализм не интересен мне с советских времен. Не о нем писали мне классики - Ефремов да Стругацкие, Кастанеда да Борхес, Кортасар да Миллер, даже Короткевич (фе! Фаулза читай! - прим. корректора).
Курьезно, но красная линия альбома НРМ напомнила мне... Летова! Он как-то рассказывал: мол, я пел "Вижу, поднимается с колен моя Родина! Вижу, как из пепла восстает моя Родина!" А она ни хрена не поднимается! Но тем более клево это петь!
НРМ не смог бы спеть: "Бачу, як з кален устае мая Радзима! Бачу, як з попелу паустае мая Айчына"? Смог бы. Да и поет: Усё роуна мы пераможам Бо иначай быць проста ня можа
Может, может быть иначе. Не победят. Очевидно. Даже в необозримом будущем. Тому есть множество причин. Поиски врага под кроватью - комплекс. Русофобия - комплекс. Попытки относиться к истории, холодной и неромантичной штуке, романтично - любить, не любить, ненавидеть - комплекс. "В Англии нет антисемитизма: англичане не считают себя хуже евреев!" (М. Тэтчер) Ущербность не имеет ничего общего с годнасьцю-гордостью. Это гнилой фундамент. Я не желаю им победы. Страна, во главе которой "консервативные христиане", - не лучше, не либеральнее, не демократичнее этой - страны победившего самого себя и агонизирующего социализма.
Не один раз слышал: "Мы не будзем гуляць у дэмакратыю!" Попытки признать большинство быдлом и быстренько затащить его силой в ведомый лишь Элите рай были всегда. Само собой, хочется увидеть торжество твоих идей и идеалов при жизни. Может даже, это и правда, про быдло. Но коммунисты и антикоммунисты - два яйца одной мошонки (только что вторые плохо проштудировали Ленина и поэтому не знают, как надо брать власть). Тебе в итоге все равно достается (из штанин) и суется под нос знамо, что. Видел, как белорусскоязычные исполнители, поначалу бывшие в одном подполе с русско- и прочеязычными, когда предоставилась возможность, с удовольствием заняли весь возможный эфир, не оставив ни щелочки. На прочих им было плевать: их дело - правое, а остальные все - левые.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 112; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.163.58 (0.046 с.) |