Коррекционная и развивающая работа. Слово редактора -пора готовиться к приему детей в детский сад 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Коррекционная и развивающая работа. Слово редактора -пора готовиться к приему детей в детский сад



Слово редактора

  • -Пора готовиться к приему детей в детский сад

Номер одним взглядом

  • -Коротко о самом интересном

Календарь

  • -Главное в июле

РЕГЛАМЕНТ РАБОТЫ

  • -Модель психолого-педагогического сопровождения детей раннего дошкольного возраста
  • -Психологическая помощь детям в группах кратковременного пребывания

КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ

  • -О чем говорить на собрании родителям, дети которых впервые идут в детский сад
  • -Дети ломают игрушки и рвут книжки. Что рекомендовать родителям и педагогам

КОРРЕКЦИОННАЯ И РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА

  • -Как прививать морально-нравственные ценности детям через сказки
  • -Уроки гуманизма для дошкольников по сказке Г.Х. Андерсена «Гадкий утенок»

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА

  • -Диагностика индивидуальных особенностей личности ребенка. Тест «Рисунок человека»
  • -Тесты, которые помогут определить уровень самооценки у детей 5–7 лет

Слово редактора

Пора готовиться к приему детей в детский сад

Пока все дети объедаются клубникой на даче у бабушки или лепят куличики на берегу моря, малыши трех лет готовятся к своему первому дню в ДОО. Родители ведут их на медосмотр и задают риторический вопрос: «Ты же хочешь пойти в детский сад?» На этом этапе трехлеткам нужна ваша помощь и психолого-педагогическое сопровождение.

Пригласите родителей малышей на собрание, чтобы рассказать им, как они могут помочь ребенку адаптироваться, и раздать информационные буклеты.

Помощь при адаптации нужна и детям, которые начинают посещать группу кратковременного пребывания. Узнайте, как организовали эту работу в ГКП педагоги-психологи города Чебоксары.

Ответственный редактор журнала tkorobkina@mcfr.ru

Редакционная коллегия

Ирина Бурлакова – заведующая кафедрой дошкольной педагогики и психологии факультета психологии образования МГППУ, к. психол. н. Елена Николаева – профессор кафедры психологии и психофизиологии ребенка ГОУ ВПО РГПУ им. А. И. Герцена, д. б. н.
Александр Венгер – профессор кафедры психологии Международного университета «Дубна», д. психол. н. Евгения Романова – директор Института психологии, социологии и социальных отношений МГППУ, д. психол. н., профессор
Алла Виноградова – главный редактор журнала «Здоровье школьника» Ирина Тараданова – заместитель руководителя Департамента общего образования Минобрнауки
Марина Зиновьева – доцент кафедры возрастной психологии ОАНО ВО МПСУ, к. психол. н. Ольга Хухлаева – профессор факультета социальной психологии МГППУ, д. п. н., к. психол. н.
Иван Кириллов – заместительдиректора по научной работе Института изучения детства, семьи и воспитания РАО, доцент кафедры дошкольной педагогики и психологии МГППУ, к. психол. н. Елена Чепракова – руководитель службы психолого-педагогического сопровождения ГБОУ школа № 1748 «Вертикаль», Москва, к. психол. н.
Елена Комарова – начальник управления дошкольного образования Минобрнауки Челябинской области  

 

Номер одним взглядом

Коротко о самом интересном

Анна Архипова: Подскажите родителям, как они могут помочь своим детям адаптироваться к детскому саду

2


теста помогут определить уровень самооценки у детей пяти – семи лет

Главное в номере Психолого-педагогическое сопровождение детей раннего дошкольного возраста При приеме детей в детский сад необходимо организовать психолого-педагогическое сопровождение как самих малышей, так и родителей, воспитателей. Организуйте свою работу в три этапа, как это предлагает сделать педагог-психолог Анна Архипова. Провести диагностику уровня адаптации каждого ребенка помогут шаблоны документов: анкета для родителей «Готовность ребенка к детскому саду», анкета «Оценка характера адаптации ребенка к новым условиям», адаптационный лист ребенка.

10


занятий в программе по социализации детей раннего дошкольного возраста

РЕГЛАМЕНТ РАБОТЫ Психологическая помощь детям, которые ходят в ГКП В статье – опыт организации работы групп кратковременного пребывания в детском саду города Чебоксары. КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ Дети ломают игрушки и рвут книжки. Что рекомендовать Расскажите родителям и педагогам, что они могут сделать, чтобы дети в группе стали бережнее относиться к игрушкам и вещам.
КОРРЕКЦИОННАЯ И РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА Как привить нравственные ценности детям через сказки Прививайте детям морально-нравственные ценности через сказки. Какие сказки включить в программу, читайте в статье. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА Как провести диагностику ребенка по рисунку человека Предлагаем инструкцию и ключ к тесту «Рисунок человека». С его помощью вы сможете определить особенности личности ребенка.

 

Календарь

Главное в июле

Анкета для родителей

 
 


СКАЧАТЬ
Анкету для родителей
Ключ к анкете

 

Анкета для оценки адаптации

Адаптационный лист

   
 


СКАЧАТЬ
Анкету для оценки адаптации
Ключ к анкете


СКАЧАТЬ
Адаптационный лист

Главное в статье СкрытьПрограмма групповых игровых сеансов
по социализации детей раннего дошкольного возраста

КАК СМОТРЕТЬ программу
Листайте страницы, кликая на стрелочки сбоку.

КАК СКАЧАТЬ
На странице 5 есть кнопка . Кликните на нее и скачайте программу

<span xmlns:xs="http://www.w3.org/2001/XMLSchema" xmlns:fn="http://www.w3.org/2005/xpath-functions" xmlns:local="tempuri.org" xmlns:tf="tempuri2.org" style="display:none"></span>

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените эту статью,
выбрав один из пяти смайликов внизу страницы
(сервис доступен на сайте e.psihologsad.ru)

 

РЕГЛАМЕНТ РАБОТЫ

Психологическая помощь детям в группах кратковременного пребывания

Ирина Никитина
заведующий МБДОУ «Детский сад № 201», г. Чебоксары,

Ирина Дергунова
старший воспитатель МБДОУ «Детский сад № 201», г. Чебоксары

Рекомендации родителям

Учите ребенка контролировать свои чувства, проговаривать эмоции. Ему важно понимать, что он чувствует, и выражать свои эмоции безопасным способом. Это поможет осознать переживания дошкольнику, а значит, лучше их контролировать.

Неудовлетворенность игрушкой

Дошкольник, возможно, по каким-то причинам не может прямо сказать родителям, что ему не нравится игрушка, а другую родители не покупают. Самый действенный выход – сломать ее. Тогда есть вероятность, что родители купят новые игрушки, которые понравятся.

Рекомендации родителям

Обратите внимание, есть ли у вас в семье психологическая свобода, когда ребенок может сказать, что игрушка ему не понравилась. Если это эмоционально наказуемо, например, чувством вины, стыдом, злостью или обидой – тогда ему приходится нести ответственность за ваши чувства, эмоции и отношение к нему. Позвольте ребенку иметь свои притязания, даже если они не совпадают с вашими.

Недостаток внимания

Если ребенок хочет привлечь внимание родителя или педагога поломкой какой-либо вещи, то он сделает это, даже если его осудят за поступок. Возможно, дошкольник нуждается в общении, сочувствии, принятии и поддержке. И просто не знает другого способа, как это выразить.

Рекомендации родителям и воспитателям

Сформируйте у ребенка представление о способах, как начать общение. Например, расскажите, что он может сказать: «Давай поиграем», «Мне немного грустно, поговорите со мной», «Помогите, пожалуйста, справиться с этим заданием». Обращайте свое внимание на ребенка по своей инициативе, а не только когда ему надо выдумывать способы вас позвать.

Игровые фантазии

Во время игры «понарошку» обычная кукла может превратиться в настоящего пациента, который потерял руку или ногу. В другой игре ребенок может инициировать автомобильную аварию, где ему будет важно внести реальную поломку двери и помять капот.

Рекомендации родителям

Подберите для таких ролевых игр недорогие игрушки. Не меняйте сразу сломанную игрушку на новую. Предложите ребенку совместно ее починить.

Особенности темперамента

Активные, легко раздражаемые дети с трудом сдерживают свои эмоции, когда у них что-то не получается. Они способны рассердиться и что-то разбить или разорвать.

Рекомендации родителям

Позвольте ребенку увидеть результат своих горячих эмоций. Предложите альтернативные способы вымещения своих чувств. Например, иметь под рукой специальную бумагу, которую можно порвать в случае неудачи и сильной злости на препятствие. Предложите ребенку обращаться за помощью к взрослому, когда у него что-то не получается. Станьте примером для ребенка по контролю и управлению своими чувствами. Воспринимайте яркие реакции ребенка-холерика спокойно, тогда и он быстрее успокоится.

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените эту статью,
выбрав один из пяти смайликов внизу страницы
(сервис доступен на сайте e.psihologsad.ru)

 

КОРРЕКЦИОННАЯ И РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА

Как прививать морально-нравственные ценности детям через сказки

Лариса Семенященко
учитель русского языка и литературы, педагог-психолог, г. Москва

Предлагаем программу развития морально-нравственных ценностей у дошкольников «Воспитание сказкой». В статье – тематический план занятий и бланки для диагностики результатов.

Форма сказки привычна и близка дошкольникам. Морально-нравственные ценности они усваивают через сказку быстрее, чем через наставления взрослых. Произведения художественной литературы развивают у детей рефлексию, корректируют неадекватное поведение, создают предпосылки для продуктивного взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Подберите сказки для занятий

Для того чтобы привить морально-нравственные ценности дошкольникам, подберите те художественные произведения, которые влияют на эмоционально-волевую сферу дошкольников. Сюжеты сказок должны учить добру, этическим нормам, искренности в отношениях, любви к прекрасному и возвышенному.

Вы можете сделать подборку произведений самостоятельно или воспользоваться готовым тематическим планом на три месяца. В данный план включены известные сказки В.А. Осеевой, Г.Х. Андерсена,
В.П. Катаева, Г.М. Цыферова, а также русская народная сказка «Царевна-лягушка». По одной сказке дети занимаются от двух до четырех занятий.

Тематический план занятий по программе «Воспитание сказкой»

Тема занятия Содержание Количество занятий
Знакомство Сказка В.А. Осеевой «Волшебное слово» 1

«Уроки гуманизма»

Сказка Г.Х. Андерсена «Дюймовочка» 4
Сказка Г.Х. Андерсена «Гадкий утенок» 3
Самодельные книжки по сказкам Г.Х. Андерсена 1
«Уроки дружбы» Сказка В.П. Катаева «Цветик-семицветик» 2
«Последствия непослушания» Русская народная сказка «Царевна-лягушка» 2
«Прекрасное рядом» Сказка Г.М. Цыферова «Паровозик из Ромашково» 2

Всего занятий

15

Организуйте развивающие занятия
для дошкольников

Совет
Если у вас есть дети, которые по каким-то причинам плохо усваивают информацию в группе, проведите для них индивидуальные занятия по программе

Разделите детей на небольшие подгруппы до восьми человек. Запланируйте одно занятие в неделю продолжительностью 45 минут. Для занятий используйте помещение площадью не менее 30 кв. м. Разделите пространство на две зоны: для дидактических игр с наличием столов и для двигательных упражнений.

На занятиях зачитывайте отрывки из сказок и задавайте наводящие вопросы, чтобы вовлечь в беседу. Между беседами запланируйте игры на взаимодействие, игры-драматизации по произведениям или динамические паузы. Также разбавить обсуждение поможет продуктивный вид деятельности: лепка, рисование, коллаж; викторины и конкурсы по сюжету сказок.

Во время обсуждения сюжета сказки не торопитесь делать выводы за детей. Гораздо полезнее для ребенка косвенное воздействие: он сам делает выводы, определяет возможные модели поведения и методы решения проблемных ситуаций.

На занятии каждый ребенок имеет право высказать свое мнение, отношение к той или иной ситуации. Отрицательная оценка детского мнения взрослым на занятиях не допускается.

В конце каждого занятия просите детей прочитать вместе с родителями сказку, которую вы будете обсуждать на следующей неделе. Проговорите данное задание и с родителями, когда они придут забирать ребенка из детского сада. Рекомендации по совместному чтению смогут помочь наладить детско-родительские отношения.

Предлагаем сценарии трех занятий из программы развития морально-нравственных ценностей у дошкольников «Воспитание сказкой». Проведите их с подгруппой детей, чтобы сформировать у них интерес к слушанию и обыгрыванию сказок.

ДЛЯ КОГО, ЗАЧЕМ И КАК

Участники: дети 5–7 лет (подгруппа до 8 человек).
Цель: оптимизировать взаимодействие между педагогами детского сада и родителями.
Задачи: сформировать у детей стойкий интерес к слушанию, чтению, размышлению и обыгрыванию сказок, сформировать представление об окружающем мире, обогатить словарь, развить наглядно-образное мышление, создать условия для улучшения детско-родительских отношений путем возвращения практики совместного чтения.
Материалы и оборудование: листы бумаги А4, цветные карандаши, диск со звуками природы, зонт, колечки на пальчики детям.
Продолжительность занятия: 45 минут.

Вводная часть

Ритуал входа в сказку

Педагог-психолог:

У каждого из вас есть свои секреты. Они не всегда простые. Сегодня секреты будут волшебные, они обладают тайной секретной силой. Кто такой «секрет» в руке подержит, тот и в сказку легко войдет и обратно вернется живым и невредимым. Осталось только закрыть глаза, поднести кулачок с «секретиком» к сердцу и повернуться вокруг себя три раза. Вот мы и в сказке.

Основная часть

Беседа

Педагог-психолог:

Биография Ганса Христиана Андерсена сходна с сюжетом сказки «Гадкий утенок». В детстве самого Ганса тоже называли гадким утенком. Да-да, тогда у маленького Андерсена был длинный нос. А его уши походили на маленькие крылышки. Мать, правда, не огорчалась: подумаешь – некрасивый, был бы ум в голове. А маленький Андерсен часто плакал, а потом от обиды вдруг начал мечтать.

Взрослый Ганс написал удивительные сказки. Там говорили птицы, смеялись деревья, танцевали цветы, а некрасивые люди могли по праздникам каждый раз менять носы и уши!

Чтение отрывка из сказки

Прочтите детям отрывок из сказки «Гадкий утенок».

<…> Хорошо было за городом! Стояло лето. Золотилась рожь, зеленел овес, сено было сметано в стога; по зеленому лугу расхаживал длинноногий аист и болтал по-египетски – этому языку он выучился у матери. За полями и лугами тянулись большие леса, а в лесах были глубокие озера. Да, хорошо было за городом! Прямо на солнышке лежала старая усадьба, окруженная глубокими канавами с водой; от стен дома до самой воды рос лопух, да такой большой, что маленькие ребятишки могли стоять под самыми крупными листьями во весь рост. В чаще лопуха было глухо и дико, как в самом густом лесу, и вот там-то сидела на яйцах утка. <…>

Динамическая пауза

Проведите с детьми музыкальную разминку «Передай настроение». Включите музыку. Попросите детей встать в круг и передать свое настроение мимикой соседу справа.

Заключительная часть

Ритуал выхода из сказки

Дети передают друг другу клубок ниток. Тот, кто держит клубок, говорит, какое у него настроение, что он чувствует. Затем передает клубок дальше.

Домашнее задание

Попросите детей прочитать дома сказку «Гадкий утенок» Г. Х. Андерсена вместе с родителями.

Вводная часть

Ритуал входа в сказку

Педагог-психолог:

Чтобы оказаться в сказке, нам надо надеть на правый мизинец волшебный перстень и пожелать очутиться в сказке. Закройте глаза и произнесите: «Хочу оказаться в сказке!» – затем повернитесь три раза вокруг себя и откройте глаза.

Основная часть

Чтение отрывка из сказки

<…> – Ну-ну, шевелите лапками! – сказала она утятам. – Крякните и поклонитесь вон той старой утке! Она здесь знатнее всех. Она испанской породы и потому такая жирная. Видите, у нее на лапке красный лоскут. Как красиво! Это высшее отличие, какого только может удостоиться утка. Это значит, что ее не хотят потерять, – по этому лоскуту ее узнают и люди и животные. Ну, живо! Да не держите лапки вовнутрь! Благовоспитанный утенок должен выворачивать лапки наружу, как отец и мать. Вот так! Смотрите! Теперь наклоните голову и скажите: «Кряк!» Так они и сделали. Но другие утки оглядели их и сказали громко:

– Ну вот, еще целая орава! Как будто нас мало было? А один-то какой безобразный! Уж его-то мы не потерпим!

И сейчас же одна утка подлетела и клюнула его в затылок.

– Оставьте его! – сказала утка-мать. – Ведь он вам ничего не сделал!

– Положим, но он такой большой и странный! – ответила чужая утка. – Ему надо задать хорошенько.

– Славные у тебя детки! – сказала старая утка с красным лоскутом на лапе. – Все славные, вот только один… Этот не удался! Хорошо бы его переделать!

– Это никак невозможно, ваша милость! – ответила утка-мать. – Он некрасив, но у него доброе сердце. А плавает он не хуже, смею даже сказать – лучше других. Я думаю, со временем он выровняется и станет поменьше. Он слишком долго пролежал в яйце, оттого и не совсем удался. И она почесала у него в затылке и огладила перышки.

– К тому же он селезень, а селезню красота не так уж нужна. Я думаю, он окрепнет и пробьет себе дорогу.

– Остальные утята очень, очень милы! – сказала старая утка. – Ну, будьте как дома, а найдете угриную головку, можете принести ее мне. Вот утята и устроились как дома. Только бедного утенка, который вылупился позже всех и был такой безобразный, клевали, толкали и дразнили решительно все – и утки и куры.

– Больно велик! – говорили они. А индейский петух, который родился со шпорами на ногах и потому воображал себя императором, надулся и, словно корабль на всех парусах, подлетел к утенку, поглядел на него и сердито залопотал; гребешок у него так и налился кровью.

Бедный утенок просто не знал, что ему делать, куда деваться. И надо же ему было уродиться таким безобразным, что весь птичий двор смеется над ним! Так прошел первый день, а потом пошло еще хуже. Все гнали бедного утенка, даже братья и сестры сердито говорили ему:

– Хоть бы кошка утащила тебя, несносный урод!

А мать прибавляла:

– Глаза бы на тебя не глядели!

Утки щипали его, куры клевали, а девушка, которая давала птицам корм, толкала ногою. <…>

Ритуал выхода из сказки

Дети передают друг другу клубок ниток. Тот, кто держит клубок, говорит, какое у него настроение, что он чувствует. Затем передает клубок дальше.

Вводная часть

Ритуал входа в сказку

Педагог-психолог:

Волшебную силу, необходимую для путешествия в сказку, нам дадут колокольчики. Расслабьтесь, закройте глаза и слушайте перезвон. Чем внимательнее вы будете слушать, тем большую силу получите.

Основная часть

Чтение отрывка из сказки

Прочтите детям отрывок из сказки «Гадкий утенок»

<…> И вдруг из чащи тростника выплыли три чудных белых лебедя. Они плыли так легко и плавно, точно скользили по воде. Утенок узнал прекрасных птиц, и его охватила какая-то непонятная грусть.

– Полечу-ка к ним, к этим величавым птицам. Они, наверное, заклюют меня насмерть за то, что я, такой безобразный, осмелился приблизиться к ним. Но пусть! Лучше погибнуть от их ударов, чем сносить щипки уток и кур, пинки птичницы да терпеть холод и голод зимою!

И он опустился на воду и поплыл навстречу прекрасным лебедям, которые, завидя его, тоже поплыли к нему.

– Убейте меня! – сказал бедняжка и низко опустил голову, ожидая смерти, но что же увидел он в чистой, как зеркало, воде? Свое собственное отражение.

Но он был уже не гадким темно-серым утенком, а лебедем. Не беда появиться на свет в утином гнезде, если ты вылупился из лебединого яйца!

Теперь он был рад, что перенес столько горя и бед, – он мог лучше оценить свое счастье и окружавшее его великолепие. А большие лебеди плавали вокруг и гладили его клювами.

В сад прибежали маленькие дети. Они стали бросать лебедям хлебные крошки и зерна, а самый младший закричал:

– Новый прилетел!

И все остальные подхватили:

– Новый, новый!

Дети хлопали в ладоши и плясали от радости, а потом побежали за отцом и матерью и опять стали бросать в воду крошки хлеба и пирожного. Все говорили:

– Новый лебедь лучше всех! Он такой красивый и молодой!

И старые лебеди склонили перед ним голову. А он совсем смутился и спрятал голову под крыло, сам не зная зачем.

Он был очень счастлив, но нисколько не возгордился – доброе сердце не знает гордости; ему вспоминалось то время, когда все смеялись над ним и гнали его. А теперь все говорят, что он самый прекрасный среди прекрасных птиц. Сирень склоняла к нему в воду свои душистые ветви, солнышко светило так тепло, так ярко…

И вот крылья его зашумели, стройная шея выпрямилась, а из груди вырвался ликующий крик:

– Нет, о таком счастье я и не мечтал, когда был еще гадким утенком! <…>

Творческая работа «Лепка»

Раздайте дошкольникам пластилин и предложите слепить фигурку лебедя.

Динамическая пауза

Проведите с детьми игру «Летает – не летает». Дети становятся в круг, вы называете слова. Если предмет, который вы назвали, может летать, дети машут руками, если – нет, топают ногами.

Заключительная часть

Ритуал выхода из сказки

Дети передают друг другу клубок ниток. Тот, кто держит клубок, говорит, какое у него настроение, что он чувствует. Затем передает клубок дальше.

Домашнее задание

Попросите детей прочитать дома сказки Г. Цыферова.

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените эту статью,
выбрав один из пяти смайликов внизу страницы
(сервис доступен на сайте e.psihologsad.ru)

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА

Диагностика индивидуальных особенностей личности ребенка. Тест «Рисунок человека»

Используйте детский рисунок, чтобы определить индивидуальные особенности дошкольника. В статье – как проводить диагностику по методике и интерпретировать результаты.

«Рисунок человека» – проективная методика, которая отражает представления ребенка о себе и его отношение к окружающему миру. Методика поможет оценить уровень развития ребенка, определить его коммуникативные способности, выявить наличие агрессивности и патологий.

Как провести диагностику

Для диагностики вам понадобятся простые карандаши средней твердости (М и 2М), листы формата А4, жесткий ластик на случай, если ребенку необходима коррекция рисунка. Благодаря такому ластику все стертые линии будут различимы, что пригодится при интерпретации результатов.

На индивидуальном занятии предложите дошкольнику нарисовать человека. Если возникнут уточняющие вопросы, например «Какого человека рисовать?», отвечайте уклончиво: «Любого, которого тебе захочется. Главное, чтобы было понятно, что это человек».

Если рисунок не подходит под требования, попросите взять другой лист бумаги и нарисовать человека еще раз: в полный рост, с головой, туловищем, руками и ногами. Инструкцию повторяйте до тех пор, пока ребенок не нарисует фигуру человека.

Во время диагностики фиксируйте все реплики ребенка, отмечайте особенности поведения и такие манипуляции, как стирание и дополнение. Наблюдайте, как ребенок относится к заданию, выражает ли сопротивление, задает ли дополнительные вопросы. Запишите, просит ли он, чтобы вы дали дальнейшие указания, и какие эмоции проявляет, выполняя задания.

Когда ребенок закончит рисовать, переходите к беседе по рисунку. Попросите дошкольника сочинить рассказ по изображению. Помогайте ему вопросами: «Кого ты нарисовал?», «Где он живет, чем занимается?», «Сколько ему лет?», «Есть ли у него друзья и как они проводят время?», «Какое у него сейчас настроение?», «Что вокруг него?», «В каких ситуациях он расстраивается, злится и радуется?», «Он тебе нравится?», «Что больше всего хочет этот человек?», «Если бы он был настоящий, на кого бы он был похож?».

Как анализировать рисунок

Справка
Тест «Рисунок человека» разработал К. Маховер в 1946 году на основе теста Ф. Гудинаф

Интерпретировать рисунок помогут бланк для тестирования и символические значения фигуры человека. Во время диагностики опирайтесь на целостный личностный анализ. Не делайте поспешных заключений. Переживания ребенка могут сменяться в зависимости от ситуации. Не ставьте диагноз на основе единичного знака. Обращайте внимание на контекст беседы, на позитивные и негативные аспекты.

Учитывайте особенности возраста дошкольника – например, пятилетние дети часто используют двойные контуры при прорисовывании конечностей. К шести годам дети уже осознанно рисуют конечности тела обычными линиями. В пять лет ребенок может проигнорировать такие детали, как волосы, брови, ногти, ресницы. Дополнять деталями образ человека дети начинают ближе к шести годам, причем девочки делают это чаще мальчиков.

Бланк к тесту

Кликните на картинку, чтобы увидеть ее в полном размере

 

Тест «Рисунок человека»

   


СКАЧАТЬ
Тест «Рисунок человека»
Ключ к обработке результатов теста «Рисунок человека»

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените эту статью,
выбрав один из пяти смайликов внизу страницы
(сервис доступен на сайте e.psihologsad.ru)

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА

Тесты, которые помогут определить уровень самооценки у детей 5–7 лет

Предлагаем две методики, с помощью которых вы определите самооценку у старших дошкольников. Проведите диагностику, чтобы понять, есть ли в группе дети с низкой самооценкой. Внесите в план на следующий год коррекционные занятия.

В старшем дошкольном возрасте ребенок уже способен оценить себя и определить, как к нему относятся взрослые и ровесники. От уровня самооценки детей на данном этапе развития будет зависеть ваша дальнейшая работа с самими дошкольниками, а также с педагогами и родителями.

Тест «Лесенка»

Важно
Неадекватно завышенная самооценка свойственна детям младшего и среднего дошкольного возраста: они не видят своих ошибок, не могут правильно оценить себя, свои поступки и действия

Нарисуйте лестницу из семи ступеней. Вырежьте из бумаги фигурку мальчика или девочки, в зависимости от пола тестируемого ребенка. Дайте дошкольнику листок с нарисованной лестницей, поместите фигурку посередине и объясните значение ступенек. Проследите, правильно ли он понял объяснение. В случае необходимости повторите. После этого задайте вопросы и запишите ответы.

Инструкция. Посмотри на лесенку. Видишь, тут стоит мальчик. На ступеньку выше ставят хороших детей, чем выше – тем лучше ребенок, а на самой верхней ступеньке – самые хорошие ребята. На ступеньку ниже ставят не очень хороших детей, еще ниже еще хуже, а на самой нижней ступеньке – самые плохие ребята. Фигурка мальчика – это ты. На какую ступеньку ты сам себя поставишь? А на какую ступеньку тебя поставят мама, папа, воспитательница?

Анализ результатов. Зафиксируйте, на какую ступеньку ребенок поставил свою фигурку. Норма для дошкольника – отнести себя к «очень хорошим» или «самым хорошим» детям.

Положение на любой из нижних ступенек говорит об отрицательном отношении к себе, неуверенности в собственных силах. Такое отношение ребенка к себе может быть связано с холодным отношением к нему его родителей.

Самооценку занижает и суровое авторитарное воспитание в семье, при котором обесценивается сам ребенок. Дошкольник приходит к выводу, что его любят только тогда, когда он хорошо себя ведет. Дети не могут быть хорошими постоянно и соответствовать всем притязаниям взрослых, поэтому начинают сомневаться в себе, в своих силах и в любви родителей к ним. Не уверены в себе и в родительской любви дети, которыми вообще не занимаются дома.

При неадекватно завышенной самооценке ребенок, не раздумывая, ставит себя на самую высокую ступеньку. При этом он считает, что мама оценивает его также. Аргументирует ребенок свой выбор мнением взрослого: «Я хороший. Хороший и больше никакой, это мама так сказала». Неадекватно завышенная самооценка свойственна детям младшего и среднего дошкольного возраста: они не видят своих ошибок, не могут правильно оценить себя, свои поступки и действия.

При завышенной самооценке после некоторых раздумий и колебаний ребенок ставит себя на самую высокую ступеньку. Он называет свои недостатки и промахи, но объясняет их внешними причинами, которые от него не зависят. Ребенок считает, что оценка взрослых в некоторых случаях может быть несколько ниже его собственной: «Я, конечно, хороший, но иногда ленюсь. Мама говорит, что я неаккуратный».

Если у ребенка адекватная самооценка, то он может долго обдумывать задание. Затем он поставит себя на вторую или третью ступеньку. Свои действия он объясняет, ссылаясь на реальные ситуации и достижения. Такой ребенок считает, что оценка взрослого такая же, как у него, либо несколько ниже.

Ребенок с заниженной самооценкой ставит себя на нижние ступеньки. Свой выбор он не объясняет либо при объяснении ссылается на мнение взрослого: «Мама так сказала».

Если ребенок ставит себя на среднюю ступеньку, это может говорить о том, что он либо не понял задание, либо не хочет его выполнять. Дети с заниженной самооценкой из-за высокой тревожности и неуверенности в себе часто отказываются выполнять задание, на все вопросы отвечают: «Не знаю». Дети с задержкой развития не понимают и не принимают это задание, действуют наобум.

Методика «Какой я?»

Справка
Разработал и внедрил методику «Какой я?» академик, доктор психологических наук
Р.С. Немов

Спросите у ребенка, как он сам себя воспринимает и оценивает по десяти положительным качествам личности: хороший, добрый, умный, аккуратный, послушный, внимательный, вежливый, способный, трудолюбивый, честный. Впишите его оценки в таблицу и переведите их в баллы. Уровень самооценки определяется по общей сумме баллов, набранной ребенком по всем качествам личности.

Бланк к методике «Какой я?»

Оценки по вербальной шкале

Да (1 балл) Нет (0 баллов) Иногда (0,5 балла) Не знаю (0,5 балла) Хороший         Добрый         Умный         Аккуратный         Послушный         Внимательный         Вежливый         Умелый (способный)         Трудолюбивый         Честный        

Общее количество баллов

Анализ результатов. Если ребенок набрал десять баллов, то у него очень высокий уровень самооценки. При восьми или девяти баллах можно говорить о высоком уровне. Средний уровень определяют по количеству баллов от четырех до семи. Низкую самооценку зафиксируйте у детей, которые набрали два или три балла. Если ребенок набрал всего один балл или совсем их не набрал, это говорит об очень низкой самооценке у данного ребенка.

Норма для ребенка дошкольного возраста – высокая самооценка. Ответы на некоторые вопросы (например, послушный, честный) могут свидетельствовать об адекватности самооценки. Например, если кроме ответа «да» на все вопросы ребенок утверждает, что он «послушный всегда», «честный всегда», можно предположить, что он не достаточно критичен к себе.

Предложите родителям оценить эти же десять положительных качеств личности своего ребенка. Сравните ответы дошкольника по данной шкале с ответами родителей. Так вы сможете проверить адекватность его самооценки.

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените эту статью,
выбрав один из пяти смайликов внизу страницы
(сервис доступен на сайте e.psihologsad.ru)

 

<iframe src="//www.googletagmanager.com/ns.html?id=GTM-KGVTGW" height="0" style="display:none;visibility:hidden"></iframe>

Конец формы

 

Слово редактора

Номер одним взглядом

Календарь

РЕГЛАМЕНТ РАБОТЫ



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 184; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.128.129 (0.146 с.)