Б. Обследование мимической мускулатуры 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Б. Обследование мимической мускулатуры



 

Цель исследования: Исследование объема и качества движения мышц лба

Класс

а) закрой правый глаз

б) закрой левый глаз

в) подними брови

г) наморщи нос

д) надуй левую щеку, надуй правую щеку

е) втяни левую щеку, надуй правую щеку

 

 

Оценка:

1 балл — правильное выполнение движения с точным соответствием всех характеристик предъявленному;

0,5 балла — замедленное и напряженное выполнение, саливация;

0,25 балла — выполнение с ошибками — длительный по­иск позы, неполный объем движения, отклонения в конфигу­рации, синкинезии, гиперкинезы, саливация, движение выполняется с напряжением, не в полном объеме;

0 баллов — невыполнение движения.

 

V. Обследование фонетической стороны речи

 

Цель исследования: направлено на изучение состояние компонентов фонетики: звукопроизношения и просодики.

 

    1. Обследование произношения звуков

 

При выявлении нарушений произношения следует обратить внимание как на произношение согласных звуков, так и на особенности произношения гласных. Произношение одного и того же звука в речи ребенка часто является неодинаковым. Это зависит от структуры произносимого слова, от места данного звука в слове (начало, середина, конец), от соседних звуков. Поэтому в одних случаях ребенок пропускает звук, в других – заменяет, в третьих – произносит искаженно.

Проверяются следующие группы звуков:

- гласные – а, о, у, э, и, ы;

- свистящие, щипящие, аффрикаты – с, сь, з. зь, ц, ш, ж, щ, ч;

- соноры – р, рь, л, ль, м, мь, н, нь;

- глухие и звонкие парные – п-б, т-д, к-г, ф-в (в твердом и мягком звучании);

- йотированные гласные.

На основе полученных данных определяется характер нарушения произношения:

а) отсутствие звуков (рама - ама)

б) искажение звуков (с - межзубный)

в) замена звуков (ж – заменяется межзубным с; звук ч – заменяется ть)

г) смешение звуков (ребенок умеет говорить оба звука, но в речи смешивает их: часы-тясы).

 

Оценка:

Произношение звуков каждой группы оценивается отдельно по следующему принципу:

3 балла — безукоризненное произношение всех звуков группы в любых речевых ситуациях;

1,5 балла — один или несколько звуков группы изолиро­ванно и отраженно правильно произносятся, но иногда под­вергаются заменам или искажениям в самостоятельной речи, т. е. недостаточно автоматизированы;

1 балл — в любой позиции искажается или заменяется только один звук группы, например, как это часто бывает, страдает только твердый р, в то время как мягкий р ' произно­сится правильно;

0 баллов — искажениям или заменам во всех речевых ситуациях- подвергаются все или несколько звуков группы (например, дефектно произносятся все свистящие звуки либо страдают твердые звуки с, з, ц, а мягкие с' и з ' сохранны).

 

 

Состояние просодики

 

Объект исследования

Характер выполнения

Голос

Тихий, крикливый, сиплый, немодулированный, назализованный, затухающий, звонкий, модулированный, слабый

Темп речи

Быстрый, ускоренный, замедленный, медленный, спокойный, умеренный, равномерный

Мелодико-интонационная окраска

Выразительная, маловыразительная, монотонная

Дыхание

Прерывистое, верхнее, нижнедиафрагмальное, грудное, шумное, смешанное, ритмичное, поверхностное, спокойное; выдох продолжительный, плавный, укороченный, слабый, сильный, короткий

 

VI. Обследование слоговой структуры слова

 

Цель исследования: выявления владения проговаривания слов со сложной слоговой структурой

 

Класс

Инструкция: повторяй слова, предложения

- тротуар, градусник, фотоаппарат, экскаватор, регулировщик

- У фотографа фотоаппарат со вспышкой.

 

Класс

инструкция: повторяй за мной предложения

  • Регулировщик руководит движением на перекрёстке.

 

Оценка:

1 балл — правильное и точное воспроизведение в темпе предъявления;

0,5 балла — замедленное послоговое воспроизведение;

0,25 балла — искажение звуко-слоговой структуры слова (пропуски и перестановки звуков и слогов внутри слова):

- сокращение слогов (элизия) «молоток - моток»;

- упрощение, опускание слогов «стул - тул»;

- уподобление слогов (антиципации) «табуретка - татуетка»;

- добавление звуков, слогов (итерация) «комната - комонамата»;

- перестановка звуков и слогов «дерево — деверо»

- соединение частей двух слов (контаминация) «холодильница» - холодильник и хлебница

0 баллов — повторить не удаётся.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 60; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.236.174 (0.005 с.)