Раздел 5 Экскурсионная методика 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 5 Экскурсионная методика



5.1.Вводное занятие.

Теория: Основные понятия в области экскурсоведения. Экскурсия, ее сущность. Признаки экскурсии: продолжительность, наличие экскурсовода, группы, объектов и т.д. Функции экскурсии: информационная, образовательная, воспитательная и т.д. Экскурсионная методика - совокупность способов и приемов проведения работы. Основные понятия: экскурсовод, экскурсионный маршрут, учебная, пробная экскурсии и т.п.

Практика: Тестирование. Тесты «Виды экскурсий»».

Методические приемы показа и рассказа

Теория: Характеристика основных приемов показа с конкретными примерами. Прием предварительного осмотра, прием панорамного показа, прием зрительной реконструкции, прием зрительного монтажа, прием локализации событий, прием абстрагирования, прием зрительного сравнения, прием интеграции, прием зрительной аналогии, прием переключения внимания, методический прием движения, показ мемориальной доски. Основные приемы рассказа: прием экскурсионной справки, прием описания, прием характеристики, прием объяснения, прием комментирования, прием цитирования, прием вопросов-ответов, прием ссылки на очевидцев, прием заданий, прием новизны материала, прием словесного (литературного) монтажа, прием соучастия, прием персонификации, прием проблемной ситуации, прием отступления

Практика: Экскурсионный тренинг (показ и рассказ) на экспозиции музея.

Методическая разработка экскурсии.

Теория: рекомендации по созданию методической разработки. Основные ступени подготовки новой экскурсии: предварительная работа, непосредственная разработка самой экскурсии, заключительный этап.

Основные этапы подготовки новой экскурсии. Определение цели и задач экскурсии. Выбор темы. Отбор литературы и составление библиографии. Определение других источников экскурсионного материала.

       Отбор и изучение экскурсионных объектов. Потенциальные экскурсионные объекты: памятные места, архитектурные сооружения, природные объекты, экспозиции музеев, памятники археологии, памятники искусства. Классификация экскурсионных объектов по содержанию, по функциональному назначению, по степени сохранности. Критерии выбора экскурсионных объектов для экскурсии: познавательность объекта, сохранность объекта, местонахождение объекта, временное ограничение показа объекта.

Составление маршрута экскурсии. Основные варианты построения маршрутов: хронологический, тематический и тематико-хронологический.

Объезд (обход) маршрута. Подготовка контрольного текста экскурсии. Комплектование «портфеля экскурсовода». Определение методических приемов проведе­ния экскурсии. Определение техники ведения экскурсии. Составление методической разработки. Составление индивидуального текста. Рассказ и индивидуальный текст. Техника использования индивидуального текста. Логические переходы: формальные переходы и логические переходы, связанные с темой экскурсии. Прием (сдача) экскурсии. Утверждение экскурсии.

Практика: Написание методической разработки экскурсии по музею.

Разработка текста обзорной и тематической экскурсии

Теория: рекомендации по написанию текста обзорной и тематической экскурсии. Требования к тексту: краткость, четкость формулировок, необходимое количество фактического материала, наличие информации по теме, полное раскрытие темы, литературный язык.

Практика: Написание текста. Представление и обсуждение текста.

Освоение текста тематической экскурсии по школьному музею.

Теория: приемы освоения текста.

Практика: отработка навыков освоения текста.

Представление экскурсии

Теория: Мастерство экскурсовода. Мастерство экскурсовода

Слагаемые мастерства: общая культура, кругозор, эрудиция, знание темы и т.д.

Виды мастерства в экскурсионной работе: педагогическое, лекторское, экскурсоводческое. Экскурсоводческое мастерство как единство трех экскурсионных компонентов: экскурсовод, экскурсант, объект.

Средства повышения экскурсоводческого мастерства: улучшение организации методической работы, повышение уровня профессионального мастерства, отработка техники проведения экскурсии и т.д.

Культура речи, ее характеристика. Виды речи - внешняя и внутренняя. Стиль языка, техника речи, дикция, богатство словарного запаса, образность языка экскурсовода. Стиль изложения. Темп и ритм речиэкскурсовода. Культура речи: устная и письменная, языковая, психологическая, коммуникативная. Формирование и развитие мастерства владения речью.

 

Практика: Итоговое занятие. Экскурсионный тренинг.

 

Календарно-тематическое планирование
на 2020-2021 учебный год

Программа: «Музееведение и экскурсионная методика»

Год обучения: 1

Группа(ы): 102

Педагог дополнительного образования: Еникеева Ю.З.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 63; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.61.142 (0.005 с.)