Схема анализа урока литературного чтения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Схема анализа урока литературного чтения



1. Насколько глубоко разбирается будущий учитель в особенностях изучаемого на уроке текста: в природе данного литературного материала (научно-познавательный текст или художественное произведение) в его жанровой специфике, в особенностях композиции, в языковой организации текста. В какой мере специфика данного текста соответствует избранным на уроке приёмам первоначального чтения, системе вопросов учителя, видам пересказов и творческих заданий, характеру подготовительной работы.

2. Как организуется на уроке многочтение: стимулирование интереса к перечитыванию текста, выборочное чтение, выразительное чтение отдельных отрывков и всего текста, чтение по ролям, самостоятельное чтение. Насколько каждый из этих видов чтения мотивирован самой логикой анализа данного текста.

3. Продумана ли система вопросов и заданий при анализе художественного текста: в какой мере эти вопросы помогают детям понять фактическое содержание произведения, вскрыть подтекст, понять идейный смысл, оценить художественные достоинства.

4. В какой мере на уроке анализируется читательский опыт обучающихся, используются наблюдения детей за окружающей действительностью, природой родного края; как расширяются и углубляются знания детей, уточняются их представления по темам предусмотренным программой и учебными книгами по чтению.

5. Умеет ли будущий учитель работать с иллюстрациями учебника; владеет ли методикой работы с иллюстрацией на этапе подготовки к восприятию текста, в процессе анализа литературного материала, при обобщении знаний учащихся; как использует иллюстрации для формирования навыков чтения, для развития творческого воображения и речи детей.

6. Эффективно ли используются на уроке различные виды наглядности.

7. В какой мере удалось на уроке реализовать обучающие, развивающие и воспитательные цели.

8. Наличие, объём, характер домашних заданий и их целесообразность.

9. Выводы и предложения.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
К ПОЭТАПНОМУ АНАЛИЗУ УРОКА

Чтобы при разборе дать квалифицированный, глубокий и обстоятельный анализ его, нужно, присутствуя на уроке, прежде всего отметить наиболее существенные стороны, учебного процесса на каждом этапе урока. В связи с этим и замечания лучше всего фиксировать по этапам урока. Это позволит провести стройный, четкий, целенаправленный, обучающий разбор урока.

Начало урока. Урок, как известно, начинается с организационного момента, когда в классе создается необходимая обстановка. Затем учитель (студент-практикант) объявляет тему, формулирует цель и ставит задачи урока: что будет изучаться на уроке? С какой целью? Чему должны учащиеся научиться? Где будут применены полученные на уроке знания, умения и навыки?

Связь нового материала с изученным ранее. Программа по любому учебному предмету требует, чтобы на уроке изучались не разрозненные факты и явления, а основы данной науки. Для этого нужно рассматривать изучаемый материал не как нечто изолированное, а как часть системы. На уроке нужно проследить, как реализуется принцип преемственности обучении, как новая тема связывается с тем, что учащиеся уже изучали.

Объяснение нового материала. Как из самого термина материал должен быть на уроке не просто изложен, а именно объяснен.

Поэтому, анализируя урок, следует установить, действительно ли учебный материал объяснен, умеет ли при этом студент-практикант пробуждать, направлять и сравнивать мышление учащихся, мобилизовать их на самостоятельный поиск решения задачи или проблемы, формулировки или правила, помог ли учитель (студент-практикант) разобраться в существе дела, поняли ли дети новый материал, благодаря чему это достигнуто (четкое объяснение новых терминов, использование наглядных пособий и технических средств, использование удачных приемов, доступность объяснения и т.д.).

Если учащиеся не поняли материал, то надо установить, почему именно, в чем ошибка студента-практиканта, как эту ошибку установить.

Проверка усвоения материала. Бывает, что студент-практикант, изложив материал, не выясняет, как поняли его учащиеся. Присутствуя на уроке, нужно обращать внимание на эту сторону дела. Если же усвоение материала проверяется, то как именно, каким методом, проводится пересказ наложенного, ставятся контрольные вопросы, заставляющие мыслить, устанавливая связь, аналогии с усвоенным раньше и т.д.

Закрепление материала. Важною частью большинства уроков являются упражнения. Здесь следует иметь в виду следующее: как организована работа? Каковы содержание и характер заданий, степень их трудности? Каков удельный вес самостоятельности учащихся при выполнении заданий? Достигнута ли цель упражнений - сформированы ли у учащихся предусмотренные программой навыки? На все эти вопросы нужно также дать ответ при анализе урока, поэтому методист, присутствуя на нем, должен сделать у себя соответствующие записи.

Нужно также обратить внимание на то, в какой последовательности предлагаются на уроке упражнения. В принципе она должна быть такой: сначала учитель дает детям упражнение на распознавание изучаемых факторов, затем эти факты они объясняют, после этого подчеркивают нужные буквы, дописывают слова и т.д., затем подбирают и записывают свои примеры, и, наконец, выполняют на данном материале творческую работу.

Так, при закреплении во 2 классе непроизносимых последовательность может быть такой:

Первый этап - упражнение в распознавании непроизносимыми согласными;

Второй этап - упражнения в объяснении написаний;

Третий этап - упражнение на вставку пропущенных букв;

Четвертый этап - подбор и запись учащимися своих примеров;

Пятый этап - творческая работа над словами с непроизносимыми согласными (например, сочинение с использованием опорных слов - праздник, радостный, счастливый, и. др.).

Домашнее задание.
Домашняя работа - это продолжение той работы, которую учащиеся выполняли в классе. Присутствуя на уроке отмечать следующее: соответствует ли характер домашнего задания той работе, которая выполнялась в классе? Какова степень трудности задания? Разнообразны ли виды упражнений, включаемых в домашнее задание? Дается ли образец их выполнения? Поняли ли учащиеся, что и как нужно сделать?

Важно, чтобы домашнее задание носило разнообразный характер, чтобы в нем была предусмотрена не только работа над изученным на данном уроке, но и повторение старого.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 363; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.140.108 (0.006 с.)