К проведению уроков русского языка 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

К проведению уроков русского языка



К проведению уроков русского языка

И литературного чтения

На педагогической практике

«Пробные уроки»

Макеевка 2016


Методические рекомендации к проведению уроков русского языка на педагогической практике «Пробные уроки».
Составитель: Матвиенко В.Н. – Макеевка, 2016. – 57 с.

 

 

Рецензенты:

Ненашева Л.А. – заместитель директора по научно-
                          методической работе
Ткаченко Г.Н. – преподаватель русского языка

 

Рекомендовано методическим советом
ГПОУ «Макеевский педагогический
колледж» (протокол № 2 от 08.09.2016г.)

 

 

Вступление

Педагогическая практика – важное звено в профессиональной подготовке будущего учителя.

На педагогической практике определяется уровень теоретической подготовки по методике обучения русскому языку.

В результате изучения дисциплины студенты должны:

¾ знать содержание и методические особенности учебного материала для младших школьников;

¾ знать основные методы и приемы обучения младших школьников грамоте, чтению, грамматике, правописанию и приёмы развития речи;

¾ уметь разрабатывать и проводить уроки различных типов;

¾ уметь подбирать наглядный материал и целесообразно его использовать на уроке;

¾ уметь объективно оценивать уровень знаний, умений и навыков младших школьников.

Студент должен владеть культурой речи: иметь навык свободного выражения своей мысли устно и письменно, владеть языковой нормой, каллиграфией, выразительным чтением.

Студенты должны уметь понимать возрастные особенности младших школьников, владеть педагогической наблюдательностью и тактом, организаторскими способностями. Всё это должно учитываться при анализе уроков студентов-практикантов.

Обязанности практиканта:

¾ подчиняться правилам внутреннего распорядка школы, распоряжениям администрации школы, руководителя практики;

¾ следить за строгим соблюдением правил техники безопасности, жизни и здоровья детей;

¾ своевременно выполнять все виды работ, предусмотренные программой педагогической практики;

¾ заниматься самовоспитанием и самообразованием, совершенствовать умения педагогического мастерства, соблюдать нормы педагогической этики, развивать культуру общения и речи, соблюдать требования, предъявляемые к внешнему виду учителя;

¾ своевременно и аккуратно вести педагогический дневник и предоставлять всю требуемую отчётность по практике групповому руководителю;

¾ при подготовке и проведении пробного урока студент должен дважды проконсультироваться у учителя класса, методиста, получить у них подписи, которые означают, что студент допущен к проведению урока или занятия;

¾ на рабочее место студент-практикант обязан появляться не менее чем за 15 минут до начала урока;

¾ по окончании урока студент обязан участвовать в анализе своего урока и уроков других студентов, проведённых в этот день, и делать необходимые записи в дневнике педагогической практики.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОКУ

1. Четкая целевая установка.

2. Единство образовательных и воспитательных целей.

3. Разнообразие построения урока, богатство способов его проведения.

4. Тщательный подбор учебного материала всего урока и отдельных его звеньев: фактов, задач, упражнений.

5. Организационная четкость урока.

Каждый урок - звено в цепи уроков.

Как готовиться к уроку

Памятка № 1

1. Тема урока определяется практикантом за неделю до его проведения.

2. Практикант обязан самостоятельно подобрать методическую, педагогическую и другую необходимую литературу.

3. Совместно с учителем и преподавателем педколледжа практикант разрабатывает конспект. Конспект должен быть предельно подробен, эстетично оформлен, грамотен.

4. Конспект подписывается учителем и утверждается преподавателем колледжа.

5. Практикант не имеет права появляться на уроке без конспекта.

6. Практикант обязан подготовить к уроку необходимую наглядность, дидактический материал, аудио- и технические средства.

7. Содержанием урока практикант должен владеть свободно.

Памятка № 2

1. Узнайте заранее тему своего урока, точно определите материал учебника к этому уроку, его место в системе уроков по теме.

2. Изучите методическую литературу по теме урока.

3. Посетите 1-2 урока, предшествующие вашему, наблюдайте и фиксируйте ход урока, работу обучающихся, методику и организационную работу учителя: вопросы, задания, действия учителя и учеников, ответы, отношение детей к работе, к учителю, к друг другу, выполнение задач урока, трудности, возникающие в самостоятельной работе. Продумайте взаимосвязи проводимого вами урока с предыдущим и последующим.

4. Определите цели урока, его структуру и основные этапы.

5. Подумайте о путях реализации дидактических принципов.

6. Разработайте содержание урока. Отберите материал и определите методы и приёмы обучения на каждом этапе урока. Сформулируйте вопросы и задания для обучающихся.

7. Продумайте организационную структуру и распределите учебное время на все этапы урока.

8. Предусмотрите чередование различных видов работы детей, сложного и несложного материала, правильные соотношения между работой под руководством учителя и самостоятельной работой обучающихся.

9. Используйте по возможности приёмы дифференциации учебной работы, а также элементы проблемного обучения.

10. Включите, если нужно, упражнения занимательного характера, дидактические игры, физкультминутки.

11. Распределите учебное время на отдельные этапы урока в соответствии с целями и содержанием работы.

12. Подготовьте дидактический и наглядный материал к уроку, ТСО, продумайте место и методику его использования, оформление записей учеников в тетрадях, а также записей на доске.

13. Оформите развёрнутый план-конспект урока.

Памятка №3

I. Чтобы не упустить «важные и существительные детали при проведении урока, полезно продумать» каждый шаг в его подготовке.

Шаг первый: определить место урока в теме, а темы в годовом курсе, выделить общую цель урока.

Шаг второй: отобрать три вида книг, относящихся к теме урока: научные, научно-популярные, методические; Познакомится с их содержанием.

Шаг третий: просмотреть учебную программу, перечитать объяснительную записку, выяснить, что требуется от учителя в программе к данному уроку.

Шаг четвертый: восстановить в памяти материал учебника, отобрать опорные знания, умения и навыки.

Шаг пятый: конкретизировать цель урока, выделить ведущие задачи, сформулировать цель и зафиксировать ее в плане урока.

Шаг шестой: выделить главную идею урока. Определить, что должен понять, запомнить ученик на уроке, знать и уметь после урока.

Шаг седьмой: обозначить, какой ученный материал сообщить ученикам, в каком объеме, какими пропорциями, какие интересные факты, подтверждающие ведущие идеи, узнают на уроке школьники.

Шаг восьмой: отобрать содержание урока в соответствии с его целью, обдумать методы ведения урока, выбрать наиболее эффективные способы сообщения знаний, формирования умений и навыков.

Шаг девятый: записать ход урока в план урока и представить его как целостное явление, как процесс, приводящий к задуманному уроку.

Примерная структура каждого типа урока

СХЕМА САМОАНАЛИЗА УРОКА

1. Какова характеристика реальных учебных возможностей, обучающихся? Какие особенности обучающихся были учтены при планировании данного урока?

2. Каково место данного урока в теме, разделе, курсе? Как он связан с предыдущим, на что в них опирается? Как этот урок «работает» на последующие уроки, темы, разделы? В чём специфика этого урока? Каков его тип?

3. Какие задачи решались на уроке: образовательные, воспитательные, развивающие? Была ли обеспечена их комплексность, взаимосвязь? Какие задачи были главными, стержневыми? Как учтены в задачах особенности класса, отдельных групп школьников?

4. Почему выбранная структура урока была рациональна для решения этих задач? Рационально ли выделено место в уроке для опроса, изучения нового материала, закрепления, домашнего задания и т. д.? Рационально ли было распределено время, отведённое на все этапы урока? Логичны ли «связки» между всеми этапами урока?

5. На каких понятиях, идеях, положениях фактах делался главный акцент на уроке и почему? Выбрано ли главное, существенное?

6. Какое сочетание методов обучения избрано для раскрытия нового материала? Дать обоснование выбора методов обучения.

7. Какое сочетание форм обучения было избрано для раскрытия нового материала и почему? Необходим ли был дифференцированный подход к обучающимся? Как он осуществлялся и почему именно так?

8. Как организован контроль усвоения знаний, умений и навыков? В каких формах и какими методами осуществлялся? Почему?

9. Как использовался на уроках учебный кабинет, какие средства обучения. Почему?

10. За счёт чего обеспечивалась высокая работоспособность школьников в течение всего урока?

11. За счёт чего на уроке поддерживалась хорошая психологическая атмосфера, общение? Как было реализовано воспитательное влияние личности учителя?

12. Как и за счёт чего обеспечивалось на уроке и в домашней работе школьников рациональное использование времени, предупреждение перегрузки школьников?

13. Запасные методические «ходы» на случай непредвиденной ситуации.

14. Удалось ли полностью реализовать все поставленные задачи? Если не удалось, то какие и почему? Как учитель планирует восполнение нереализованного?

Примерная схема анализа урока

Число, класс, предмет, учитель.

Тема урока.

Цель урока.

1. Общая оценка урока.

2. Тип и структура урока


Тип урока, целесообразность избранного типа урока с точки зрения дидактической цели, особенностей учебного предмета. Место данного урока в системе урока отведенный на изучение данной темы.
Структура урока. Соответствие структуры урока его типу. Целесообразность соотношения между отдельными элементами урока. Распределение времени на уроке.

3. Методы, приемы и способы обучения на уроке.
Соответствие методических приемов особенностям содержания, типу, цели урока и возрасту уч-ся. Педагогическая эффективность применения на уроке методов обучения.

Активизация познавательной деятельности уч-ся на уроке. Создание проблемной ситуации. Постановка познавательных задач. Виды и место самостоятельной работы на уроке, подготовленность уч-ся, руководящая роль учителя в процессе самостоятельной работы уч-ся. Использование наглядных пособий и технических средств обучения на уроке. Какое место на уроке имело повторение ранее изучаемого материала. Дифференциация знаний уч-ся на уроке в зависимости от их индивидуальных способностей и подготовки. Оценка уч-ся. Подготовка к выполнению домашнего задания. Объем его.

4. Другие стороны урока. Оснащенность, чистота, порядок в классе. Готовность уч-ся к уроку, подготовка наглядных пособий, технической аппаратуры, доски. Точно ли по звонку начался и кончился урок. Педагогический такт учителя. Его внешний вид. Внимание. Дисциплина уч-ся. Наличие интереса уч-ся к изучаемому на уроке.

5. Результат урока. Качество знаний учащихся. Общие выводы и предположения. Достижения цели. Выполнение плана урока. Качество знаний, умений и навыков уч-ся как главный критерий хорошего урока. Воспитательное значение урока, наиболее ценное в проведении урока. Недостатки. Рекомендации учителю.

ПРИЛОЖЕНИЕ

ХОД УРОКА

II.   Минутка чистописания

1) Послушайте стихотворение.

(Слайд 2)

 

В доме добрыми делами занята,

Тихо по квартире ходит доброта.

Добрый день и добрый час,

Добрый вечер, ночь добра,

Было доброе вчера.

И откуда, спросишь ты,

В доме столько доброты.

         Л. Николаенко

-Прочитайте слова, подчеркнутые красным.

-Назовите первый звук слов «доброта», «добрый».

-Прочитайте слова, подчеркнутые зеленым.

-Назовите первый звук слов «делами», «день».

-Какие звуки назвали? [д], [д, ‘].

- Какой буквой они обозначаются? (Д д)

(Слайд 3)

 

-Какие буквы мы пропишем?

(Слайд 4)

 

 

-Я тетрадь свою открою

И наклонно положу.

Я, друзья, от вас не скрою-

Ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь.

За работу я возьмусь.

-Записали число, классная работа.

-Прописали буквы Д д.

2) Это интересно!

А вы знаете: давным-давно в древнерусском языке эта буква называлась «добро».

(Слайд 5)

 

 

Вот эта буква. Очень красивое название.

3) Орфографическая минутка

- Запишите предложение.

 (Слайд 6)

 

 

В доме добрыми д..лами занята,

Тихо по квартире ходит д..брота.

- Прочитайте предложение. Назовите первое слово с пропущенной буквой. Какую букву напишем? Почему?

-Произнесите слово доброта. Послушаем, как звучит это слово.

- Назовите гласные звуки.

- Какую букву напишем. Почему?

-Дети, вы всегда должны помнить:

Гласные и согласные

Бывают такие опасные!

Звук очень ясно слышится,

А буква другая пишется.

- Записали предложение.

-Выполнить фонетический разбор слова доброта.

-Разбор слова по составу.

ФИЗМИНУТКА

-Понравилась песня? Вы заметили, что на уроке часто звучит слово доброта?

2) -Дети, что такое доброта?

-Какой характер у этого слова? Какое это слово? (Доброе, светлое, солнечное, радостное, приятное, красивое…)

(Слайд 11)

 

-А что вы представляете, когда слышите слово доброта? (Улыбка мамы, волшебный цветок, цветущий сад, пшеничное поле…)

(Слайд 12)

 

 

 

Слайд 13)

 

 

Почему так печальны глаза?

Много войн на планете Земля!

Много зла на планете Земля!

Потому что ушла доброта?

-Нет, доброта еще не ушла! Вы тоже можете помочь удержать ее. Просто впусти ее в свое сердце. Поделись своей добротой. Помогай маме, бабушке. Поздоровайся с соседями, поделись конфетой с другом. И мир станет лучше! Давайте помечтаем! Вам добрая фея подарила волшебную палочку. Как бы вы изменили нашу планету? Какой бы вы ее хотели видеть?

Игра «Найди пару».

На доске записаны звуки для двух команд.

[ б ] [ к ] [ б ] [ к ]
[ в ] [ м ] [ в ] [ т ]
[ г ] [ ф ] [ г ] [ ф ]
[ д ] [ с ] [ д ] [ с ]
[ ж ] [ ш ] [ ж ] [ ш ]
[ з ] [п] [з] [п]

  [н] («ловушка»)

  [ ч ] («ловушка»)


- Побеждает команда, которая быстро и без ошибок найдет все пары.

Диктант

- Учитель произносит звуки, а ученики записывают их и пару, например: [б] - [п] и т.д.

3. Работа с учебником (упражнение 67, 68 на с.33).

Физпауза

Написали слова вы все по порядку,

Теперь приглашаю я вас на зарядку.

Мелкие шажки –раз, два, три.

Легкие прыжки – раз, два, три.

Вот и вся зарядка – раз, два, три.

Мягкая посадка – раз, два, три.

1. Работа над заданием «Пишется не всегда так, как слышится».

- Нарисуйте [пруд] и [плот].

                          

          

 

 

 

Дети могут нарисовать прут и пруд, плот и плод.

- Почему прозвучали только два слова, а рисунка получилось четыре?

- А если бы слова были записаны, сколько было бы рисунков?

- Что же происходит со звуками в конце слов в русском языке?

  1. Работа с учебником (упражнение 69 на с.33)

Тарас

В этом домике жил

сторош.

На поляне рос могучий

дуп.

Ночью ударил сильный

мороз.

На земле после дождя

много луж.

Оксана

В этом домике жил

сторож.

На поляне рос могучий

дуб.

Ночью ударил сильный

морос.

На земле после дождя

много луш.

- Почему ошиблись дети?

- Что вы им посоветуете?

  1. Игра «Найди букву» (вставь пропущенные буквы).

Слова записаны на доске:

Де…

Зу…

Еле…

Гра…

Бага…

  1. Работа с учебником (упражнение 70, 71 на с.33 – 34).

V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

- Что нового вы узнали о парных согласных в русском языке?

- Как не ошибиться в написании согласного в конце слова?

- Для чего нужно это знать?

- Что вам больше всего понравилось на уроке?

- Придумайте три слова на изученную орфограмму.

Беседа.

-Зачем нужны имена прилагательные?

-На какие вопросы они отвечают?

-С какими словами они связаны в речи?

V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

-Что нового вы узнали на уроке?

- Что такое имя прилагательное?

- На какие вопросы оно отвечает?

- Какова роль имен прилагательных в речи?

 

 

КОНСПЕКТ УРОКА ЧТЕНИЯ

Тема. Василий Бочарников «Заячьи игры»

Цель:

¾ познакомить детей с рассказом В. Бочарникова «Заячьи игры»;

¾ учить высказывать свое отношение к живой природе (животным);

¾ совершенствовать навыки выразительного чтения;

¾ развивать критическое мышление, память, воображение, внимание, фантазию, навыки устной связной речи;

¾ воспитывать любовь к животным, ответственность за них, умение сопереживать, сочувствовать.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: сюжетная картинка «Зимний лес», картинки с изображением лесных зверей, таблица для словарной работы, таблица со скороговоркой.

 

ХОД УРОКА

Вступительное слово учителя

Мы знаем друг друга почти месяц. И сегодня я открою вам небольшой секрет о себе. Я очень люблю путешествия и прогулки.

Я люблю прогулки весной, когда на деревьях только – только появляется нежный, светло зеленый пух листочков.

Люблю бродить по улицам летом, когда ярко светит солнышко, поют птицы, а небо высокое, голубое – голубое.

Очень люблю осенние прогулки, но шуршащему разноцветному ковру палых листьев.

Зимой же каждая прогулка превращается в небольшое путешествие в сказку – волшебные снежинки, которые кружатся в тайне, деревья величественные и немножко грустные… А сегодня я собралась на прогулку в зимний лее. Пойдете со мной?

Итак, представим. Вот мы уже на лесной опушке. Ласково пригревает солнышко, а мы идём по зимнему лесу. Вокруг нас спящие деревья, красавицы - ели, высокие сугробы снега. И вдруг навстречу вышла, лиса. Да какая нарядная - рыжая пушистая шубка, белый шарфик, рыжая шапочка. Просто красавица! Знаете, что она мне сказала? Обижена на белочку - ведь даже эта попрыгунья к зиме сменила шубку с рыжей на серую. И лисичке хочется обновку, да только никто такую шубку лисе не подарит.

Ну что ж. идем дальше. Кого ещё мы могли бы встретить в зимнем лесу? И что вы можете рассказать о лесных жителях? Я знаю, что среди нас есть всезнайки. Итак, мы слушаем вас.

2. Выступление всезнаек (рассказы детей о волке, медведе, еже, зайце; чтение стихов)

Волк

Ух! Холодает! Есть хочу!

Когда же солнышко пригреет?

Погреться сильно я хочу!

- Да, волкам сейчас холодно. Они рыщут по лесам, ищут пищу, злые и голодные. Но мне их вес равно жалко.

Медведь

В берлоге сладко-сладко сплю.

И сны весенние смотрю.

Пусть мне во сне приснится мёд.

Проснусь, когда весна придёт.

Ежик

Я тоже буду спать, как Мишка,

Я поохотился за лето –

Грибы искал, мышей: ловил,

Мне надо отдохнуть немножко,

Устал я, выбился из сил.

- Да, запасливые ежи тоже ложатся спать, а просыпаюсь только весной.

- Следующего зверя мы узнаем по загадке.

Заяц

Это что за зверь лесной

Встал, как столбик под сосной.

Стоит среди травы

Уши больше головы?

-А как зайчик подготовился к зиме?

-Думаю, что лиса и зайцу позавидует, ведь ни у кого нет такой белой, пушистой и теплой шубки.

-Нам бы такая шубка очень пригодилась, ведь в зимнем лесу холодно, ветер дует, снег начинает падать. Давайте немного погреемся, чтобы, не замерзнуть.

 

 

З. Работа со скороговоркой

Белый снег, белый мел

Белый заяц тоже бел.

Словарная работа

-Согрелись? Даже жарко стало. Вот солнце вышло, правда оно сейчас не греет, но хорошее настроение нам принесет.

- Как это слово произносится? А, как пишется? Давайте посмотрим.

-Сколько звуков в этом слове? Сколько букв? А как же будем писать слово «солнце»? Какой звук мы потеряли при произношении? [Л].

- Этот звук непроизносимый. Как назвать, солнце ласково? (Солнышко).

-А теперь мы этот звук услышали и напишем букву «л».

-Да. тепла от солнышка нет; пора нам уж и домой возвращаться, к горячему чаю, к теплому очагу. Представьте себе устроились мы удобно в теплом и мягком кресле, укутали ноги теплым пледом, теперь можно и книгу почитать. Вы любите читать вслух, когда вас слушают? А когда человека слушать приятно?

Физкультминутка

-Но долго сидеть тоже вредно, поэтому сейчас немного разомнемся.

Скок - поскок.

В барабан он громко бьет,

В чехарду играть зовёт.

Зайцу холодно сидеть.

Нужно лапочки погреть.

Лапки вверх, лапки вниз.

На носочки поднимись,

Лапки ставим на бочок.

На носочках скок-скок-скок.

А затем вприсядку.

Чтоб не мерзли лапки.

6. Работа с текстом.
Первичное чтение. Проверка первичного восприятия.

¾ Мы сейчас познакомимся с очень интересным рассказом. Этот рассказ поможет вам сохранить ваше настроение. Я знаю, что вы любите всякие тайны, загадки. Попробуйте отгадать, о чем этот рассказ. Вам помогут ключевые слова.

Беседа по содержанию.

1. Чего же ждут зимой больше всего?

2. Прочтите предложение, в котором, передается чувство радости от встречи с солнцем.

3. Где же нашли следы? Найдите и прочитайте.

4. Сколько же было зайцев? Как об этом написано и тексте

5. Что произошло? Прочтите.

Инсценирование

- А теперь сыграем эту пьесу, сценарий мы уже написали. Попробуем, как в настоящем театре, сыграть это так чтобы нам поверили.

Итог урока

- Вам понравилось?

- Теперь мы знаем, как нужно красиво и выразительно читать. Итак, еще раз слушаем историю, которая однажды произошла в лесу. (чтение рассказа)

- А вы наблюдаете за животными, птицами?

- Расскажите какую-нибудь интересную историю о них. (Рассказ детей)

- Подошла к концу наша прогулка. Чего у нас только не было? И по лесу гуляли, и с лесными жителями встретились. Что же еще происходило на нашем уроке?

- Ой, а кто спрятался? Зайцы. И они нас тоже слушали. Им было очень интересно. За вашу хорошую работу на уроке они принесли витамины – морковку. (раздаются морковки)

- Урок окончен. До свидания!

Методы и приемы:

  1. «Предвидение по ключевым словам»;
  2. Саидеровская схема систематизации вопросов («Руководимое, чтение»).
  3. «Свободное письмо» («Поделись мыслями», «Лучшая идея дня»).

Литература:

  1. С.В.Кутявина, Методическое пособие для учителей, - М.: 2012
  2. Л.Е. Стрельцова Литература и фантазия, -М.: «Просвещение», 1992
  3. Панина Т.С., Вавилова Л.Н. Современные способы активизации обучения, - М.: Издательский центр «Академия», 2007.

Приложение к уроку:

  1. Сюжетная картинка «Зимний лес».
  2. Скороговорка.
  3. Ключевые слова.
  4. Словарная работа.

Приложение № 1

 

Приложение № 2

Приложение № 3

ЗИМНИЙ ЛЕС
ОБРЫВ
СЛЕДЫ
СМЕЛЬЧАКИ
ЗАЙЦЫ

 

 

Приложение № 4

 

ОБРЫ ́ В крутой склон
СМЕЛЬЧА ́ К очень храбрый, смелый человек

 

КОНСПЕКТ УРОКА ЧТЕНИЯ

Тема. Время года. Зима. Осень.

Цель:

¾ способствовать развитию у детей эстетического восприятия, познавательного интереса;

¾ прививать любовь к прекрасному – музыке, поэзии;

¾ совершенствовать технику, выразительность чтения;

¾ воспитывать любовь к природе.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: рисунки детей на темы: «Зима», «Осень», репродукции картин, открытки с зимними пейзажами; аудиозапись пьесы П.И. Чайковского из цикла «Времена года» («Октябрь. Осенняя песня») 

 

ХОД УРОКА

Е. Трутнева

Беседа

- Кто же эти художники?

- В какие краски выкрасила Весна природу?

- Сколько красок у Лета?

- О каких временах года мы еще не говорили?

Работа над загадкой

Несу я урожаи,

Поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю,

Деревья раздеваю,

Но не касаюсь сосен

И елочек. Я … (осень)

- Почему вы решили, что отгадкой является слово осень?

Беседа

- Что вы можете рассказать об осени?

- Назовите осенние месяцы.

- Чем вам памятен сентябрь?

Физкультминутка «Листики».

Работа над загадкой

Дел у меня не мало –

Я белым одеялом

Всю землю укрываю,

В лед реки убираю,

Белю поля, дома.

Зовут меня…(зима).

- Почему о зиме говорят, что она год заканчивает и год начинает?

- Чем зима отличается от других времен года?

Физкультминутка

Работа в группах

Каждое время года характерно своими играми. Подберите игры, в которые можно играть зимой, летом, весной, осенью.

V. ИТОГИ УРОКА

- О каких временах года говорили сегодня?

- Чем вам нравится осень? А зима?

 

 

к проведению уроков русского языка

И литературного чтения

На педагогической практике

«Пробные уроки»

Макеевка 2016


Методические рекомендации к проведению уроков русского языка на педагогической практике «Пробные уроки».
Составитель: Матвиенко В.Н. – Макеевка, 2016. – 57 с.

 

 

Рецензенты:

Ненашева Л.А. – заместитель директора по научно-
                          методической работе
Ткаченко Г.Н. – преподаватель русского языка

 

Рекомендовано методическим советом
ГПОУ «Макеевский педагогический
колледж» (протокол № 2 от 08.09.2016г.)

 

 

Вступление

Педагогическая практика – важное звено в профессиональной подготовке будущего учителя.

На педагогической практике определяется уровень теоретической подготовки по методике обучения русскому языку.

В результате изучения дисциплины студенты должны:

¾ знать содержание и методические особенности учебного материала для младших школьников;

¾ знать основные методы и приемы обучения младших школьников грамоте, чтению, грамматике, правописанию и приёмы развития речи;

¾ уметь разрабатывать и проводить уроки различных типов;

¾ уметь подбирать наглядный материал и целесообразно его использовать на уроке;

¾ уметь объективно оценивать уровень знаний, умений и навыков младших школьников.

Студент должен владеть культурой речи: иметь навык свободного выражения своей мысли устно и письменно, владеть языковой нормой, каллиграфией, выразительным чтением.

Студенты должны уметь понимать возрастные особенности младших школьников, владеть педагогической наблюдательностью и тактом, организаторскими способностями. Всё это должно учитываться при анализе уроков студентов-практикантов.

Обязанности практиканта:

¾ подчиняться правилам внутреннего распорядка школы, распоряжениям администрации школы, руководителя практики;

¾ следить за строгим соблюдением правил техники безопасности, жизни и здоровья детей;

¾ своевременно выполнять все виды работ, предусмотренные программой педагогической практики;

¾ заниматься самовоспитанием и самообразованием, совершенствовать умения педагогического мастерства, соблюдать нормы педагогической этики, развивать культуру общения и речи, соблюдать требования, предъявляемые к внешнему виду учителя;

¾ своевременно и аккуратно вести педагогический дневник и предоставлять всю требуемую отчётность по практике групповому руководителю;

¾ при подготовке и проведении пробного урока студент должен дважды проконсультироваться у учителя класса, методиста, получить у них подписи, которые означают, что студент допущен к проведению урока или занятия;

¾ на рабочее место студент-практикант обязан появляться не менее чем за 15 минут до начала урока;

¾ по окончании урока студент обязан участвовать в анализе своего урока и уроков других студентов, проведённых в этот день, и делать необходимые записи в дневнике педагогической практики.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОКУ

1. Четкая целевая установка.

2. Единство образовательных и воспитательных целей.

3. Разнообразие построения урока, богатство способов его проведения.

4. Тщательный подбор учебного материала всего урока и отдельных его звеньев: фактов, задач, упражнений.

5. Организационная четкость урока.

Каждый урок - звено в цепи уроков.

Как готовиться к уроку

Памятка № 1

1. Тема урока определяется практикантом за неделю до его проведения.

2. Практикант обязан самостоятельно подобрать методическую, педагогическую и другую необходимую литературу.

3. Совместно с учителем и преподавателем педколледжа практикант разрабатывает конспект. Конспект должен быть предельно подробен, эстетично оформлен, грамотен.

4. Конспект подписывается учителем и утверждается преподавателем колледжа.

5. Практикант не имеет права появляться на уроке без конспекта.

6. Практикант обязан подготовить к уроку необходимую наглядность, дидактический материал, аудио- и технические средства.

7. Содержанием урока практикант должен владеть свободно.

Памятка № 2

1. Узнайте заранее тему своего урока, точно определите материал учебника к этому уроку, его место в системе уроков по теме.

2. Изучите методическую литературу по теме урока.

3. Посетите 1-2 урока, предшествующие вашему, наблюдайте и фиксируйте ход урока, работу обучающихся, методику и организационную работу учителя: вопросы, задания, действия учителя и учеников, ответы, отношение детей к работе, к учителю, к друг другу, выполнение задач урока, трудности, возникающие в самостоятельной работе. Продумайте взаимосвязи проводимого вами урока с предыдущим и последующим.

4. Определите цели урока, его структуру и основные этапы.

5. Подумайте о путях реализации дидактических принципов.

6. Разработайте содержание урока. Отберите материал и определите методы и приёмы обучения на каждом этапе урока. Сформулируйте вопросы и задания для обучающихся.

7. Продумайте организационную структуру и распределите учебное время на все этапы урока.

8. Предусмотрите чередование различных видов работы детей, сложного и несложного материала, правильные соотношения между работой под руководством учителя и самостоятельной работой обучающихся.

9. Используйте по возможности приёмы дифференциации учебной работы, а также элементы проблемного обучения.

10. Включите, если нужно, упражнения занимательного характера, дидактические игры, физкультминутки.

11. Распределите учебное время на отдельные этапы урока в соответствии с целями и содержанием работы.

12. Подготовьте дидактический и наглядный материал к уроку, ТСО, продумайте место и методику его использования, оформление записей учеников в тетрадях, а также записей на доске.

13. Оформите развёрнутый план-конспект урока.

Памятка №3

I. Чтобы не упустить «важные и существительные детали при проведении урока, полезно продумать» каждый шаг в его подготовке.

Шаг первый: определить место урока в теме, а темы в годовом курсе, выделить общую цель урока.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 127; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.104.238 (0.279 с.)