Организация питания в стационаре. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организация питания в стационаре.



ОРГАНИЗАЦИЯ ПИТАНИЯ В СТАЦИОНАРЕ.

КОРМЛЕНИЕ ТЯЖЕЛОБОЛЬНЫХ ПАЦИЕНТОВ.

ВЕДЕНИЕ ДОКУМЕНТАЦИИ

Учебно-практическое пособие

для самостоятельной работы студентов

 

 


Курган 2017

Игнатенко, О.Н. Организация питания в стационаре. Кормление тяжелобольных пациентов. Ведение документации: учеб.-практическое пособие для самостоятельной работы студентов / О.Н. Игнатенко, Р.Э. Мезенцева; - Курган: ГБПОУ «Курганский базовый медицинский колледж», 2017.- 47 с.

 

 

Авторы-составители: Мезенцева Роза Эриховна - преподаватель профессионального цикла ГБПОУ «Курганский базовый медицинский колледж».  
  Игнатенко Олеся Николаевна – преподаватель профессионального цикла ГБПОУ «Курганский базовый медицинский колледж»
   
Рецензенты: Кривко Елена Александровна – главная сестра ГБУ «Курганская больница №2»
   

.н., заведующий I гинекологическим отделением МУ

Данное учебно – практическое пособие « Организация питания в стационаре. Кормление тяжелобольных пациентов. Ведение документации» по профессиональному модулю «Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными (Решение проблем пациента посредством сестринского ухода)» для студентов специальностей 31.02.01 Лечебное дело, 31.02.02 Акушерское дело, 34.02.01 Сестринское дело

Разработано в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта (ФГОС) к минимуму уровня подготовки выпускников. Учебно-практическое пособие включает лекционный материал, практические обучающие задания и контрольно-измерительные материалы. Материалы пособия могут быть использованы при подготовке студентов медицинских колледжей по профессиональному модулю «Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными (Решение проблем пациента посредством сестринского ухода)».

 

© Мезенцева Р.Э., Игнатенко О.Н., 2017.

©ГБПОУ «Курганский базовый медицинский колледж», 2017.

СОДЕРЖАНИЕ

   
Пояснительная записка   5
Квалификационные требования   6
Лекция. Основные принципы лечебного питания. Ведение документации.   7
Организация питания пациентов в стационаре   11
Понятие и основные принципы лечебного питания. Диетотерапия. Характеристика основных лечебных столов. Стандартные диеты     12
Практическое занятие №1. Питание и кормление пациента 15  
Контроль санитарного состояния тумбочек и холодильников, сроки хранения пищевых продуктов     15
Контроль за посещением пациентов и передачей продуктов   15
Составление порционного требования 16
Технология выполнения простой медицинской услуги   16
Кормление тяжелобольного пациента из ложки и поильника   16
Практическое занятие № 2. Виды искусственного питания   18
Питание пациента через назогастральный зонд   18
Питание через гастростому   21
Уход за гастростомой   22
Парентеральное питание 23
Критерии оценки выполнения практических заданий   26
Задания для самоподготовки и контроля   27
План ответа на ситуационные задачи   31
Критерии оценки решения ситуационной задачи по специальности   32
Контрольные тестовые задания 33
Ответы 39
Контрольные практические задания   40
Критерии оценок   41
Список используемых источников   42
Приложение 1. Приказ «О мерах по совершенствованию лечебного питания в лечебно-профилактических учреждениях Российской Федерации» МЗ РФ №330 от 05.08.2003г. (фрагмент)   43
Приложение 2. Пример бесед с пациентами и родственниками. Пример беседы с пациентом о назначенной врачом диете №10   44         
Приложение 3. Пример беседы с пациентом о назначенной врачом диете № 15        45
Приложение 4. Пример беседы с родственниками пациента об искусственном питании        46

 

Пояснительная записка

 

Учебно-практическое пособие для самостоятельной работы студентов «Организация питания в стационаре. Кормление тяжелобольных пациентов. Ведение документации» разработано в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта (ФГОС) к минимуму уровня подготовки выпускников по следующим специальностям СПО: «Лечебное дело», «Сестринское дело», «Акушерское дело» с целью подготовки медицинского работника, владеющего определенной системой умений и знаний, необходимых для предупреждения заболеваний и укрепления здоровья человека в дальнейшей профессиональной деятельности.

Данная тема включена в Раздел 5. «Оказание медицинских услуг в пределах своих полномочий. Оформление документации» междисциплинарного курса «Технология оказания медицинских услуг» профессионального модуля «Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными (Решение проблем пациента посредством сестринского ухода)».

В учебное пособие вошел обновленный теоретический материал по организации питания пациентов в стационаре, даны основные понятия и принципы лечебного питания, характеристика лечебных столов, стандартные диеты и отражена сестринская помощь при кормлении тяжелобольных пациентов. В практическом занятии представлен обучающий материал в соответствие с требованиями ФГОС к умениям студента.

Контрольно-измерительные материалы представлены заданиями разного уровня сложности: тестовые задания, ситуационные задачи. К технологиям и ситуационным задачам прилагаются план ответа и критерии оценки, что позволит студентам осуществить само – и взаимоконтроль.

Комплексный подход к лечению предусматривает, помимо назначения соответствующих медикаментозных средств, использование немедикаментозных факторов - различных физиотерапевтических процедур, лечебной гимнастики, необходимого пациенту режима, а также правильно подобранной адекватной диетотерапии.

Известно, что для обеспечения нормального хода основных жизненных процессов необходимо поступление в организм не только определённого количества пищевых веществ и энергии, но и полное соответствие химической структуры пищи состоянию физиологических систем организма, ответственных за её усвоение.

Количественные и качественные пропорции пищевых продуктов в диете определяются согласно теории сбалансированного питания с учётом возраста, пола, профессии, уровня энергозатрат, индивидуальных привычек, национальных особенностей питания и других показателей. Составленный на основании современных научных требований диетический рацион является неотъемлемой и очень существенной частью общего плана лечебных мероприятий при всех без исключения заболеваний, так как лечебное питание является тем обязательным фоном, без которого всё другое, даже самое активное, лечение не может быть достаточно эффективным.

Продолженное после лечения в больнице диетическое питание в домашних условиях является важнейшим фактором предупреждения очередных обострений болезни и прогрессирования её. 

Практическое занятие№1

Цель: соблюдение санитарно – противоэпидемического режима, профилактика внутрибольничных инфекций, пищевых отравлений; в тумбочках разрешается хранить мыло, зубную пасту, зубную щётку в футляре, расчёску в футляре или в целлофановом пакете, журналы, газеты; конфеты, варенье, печенье хранят на другой полке тумбочки; фрукты и скоропортящиеся продукты в холодильнике; кисломолочные продукты хранят в холодильнике не более 2 суток; нельзя хранить в холодильнике консервированные мясные, рыбные продукты.

Работа с посетителями.

Техника выполнения:

Для сведения посетителей вывешивают список продуктов, запрещённых и разрешённых к передаче в соответствии с диетой, указывают количество этих продуктов. Продукты необходимо передавать в прозрачном целлофановом пакете.

В часы передачи продуктов и посещений медицинский персонал «Стола справок» и лечебных отделений должен наблюдать за поведением посетителей и проводить с ними разъяснительные беседы о правилах поведения и передачи продуктов.

Посетители не должны садиться на кровать к пациенту, а также громко разговаривать, смеяться, сообщать неприятные новости. Медицинская сестра, соблюдая вежливость в обращении с посетителями, обязана следить, чтобы они не утомляли пациента разговорами.

Составление порционного требования, выписывание единого порционного требования

 

Приготовить: бланки палатных порционников, ручку; бланк единого порционника; сведения палатной медсестры из медицинской карты стационарного больного; сведения из пищеблока о наличии продуктового запаса.

Алгоритм действий:

1. В бланке палатного порционника палатная медсестра отмечает номер палаты, Ф.И.О. пациента, диету, назначенную врачом.

2. Палатная медсестра передаёт палатный порционник старшей медсестре отделения, которая выписывает единый порционник на всё отделение, где указывает только количество тех или других диет.

3. Старшая медсестра может по назначению врача выписать дополнительное питание в виде молока, творога, кефира и др.

4. Старшая медсестра сдаёт единый порционник, подписанный заведующим отделением, на пищеблок диетсестре или диетврачу не позднее 12 часов дня.

5. Старшая медсестра возвращает палатный порционник палатной медсестре для контроля за питанием пациента.

6. Ежедневно после обхода врача постовая медсестра составляет палатный порционник.

7. Порционник выписывается сегодня на завтра, а в пятницу на субботу, воскресенье и понедельник.

Требование по безопасности труда при выполнении услуги

Специалист, имеющий диплом установленного образца об окончании среднего профессионального медицинского образовательного учреждения по специальностям: «лечебное дело», «акушерское дело», «сестринское дело». Имеются навыки выполнения данной простой медицинской услуги.

Лечение заболеваний

Цель: накормить пациента, не способного принимать пищу самостоятельно.

Оснащение: столик для кормления или тумбочка, салфетка (полотенце, столовый прибор с пищей, стакан с водой, трубка для питья, поильник, емкости для отходов класса «Б» и дезинфекция перчаток и предметов ухода.

I. Подготовка к процедуре:

II. Выполнение процедуры:

Кормить медленно. Называть каждое блюдо, предлагаемое пациенту. Наполнить ложку на 2/3 твердой (мягкой) пищей. Коснуться ложкой нижней губы, чтобы пациент открыл рот. Прикоснуться ложкой к языку и извлечь пустую ложку. Дать время прожевать и проглотить пищу. Предлагать питье после нескольких ложек твердой (мягкой) пищи.

III. Окончание процедуры:

1. Убрать после еды посуду и остатки пищи в соответствии с требованиями по инфекционной безопасности.

Вымыть и осушить руки.

Практическое занятие №2

Виды искусственного питания

Требование по безопасности труда при выполнении услуги

Специалист имеющий диплом установленного образца об окончании среднего профессионального медицинского образовательного учреждения по специальностям: «лечебное дело», «акушерское дело», сестринское дело».

Имеются навыки выполнения данной простой медицинской услуги.

До и после проведения процедуры провести гигиеническую обработку рук.

Использование перчаток во время процедуры.

I. Подготовка к процедуре

1. Собрать информацию о пациенте, доброжелательно и уважительно представиться ему.

2. Объяснить суть и ход предстоящей процедуры и получить его согласие.

3. Подготовить необходимое оснащение.

4. Вымыть и осушить руки, надеть перчатки.

II. Проведение процедуры

5. Придать пациенту положение удобное для кормления (сидя, лежа, положение Фаулера), прикрыть грудь салфеткой.

6. Осмотреть кожу и слизистые носовых ходов. При необходимости очистить носовые ходы от слизи, корочек.

7. Определить расстояние, на которое должен быть введен зонд: от мечевидного отростка до верхних резцов (верхней губы) и до мочки уха, поставить метку.

8. Смочить зонд водой или обработать глицерином.

9. Ввести зонд через носовой ход на нужную глубину.

10. Осуществить контроль положения зонда в желудке: набрать в шприц Жане 30-40 мл воздуха, присоединить его к зонду и ввести в желудок под контролем фонендоскопа (выслушиваются характерные звуки).

Запомните! Не убедившись, что зонд в желудке, не начинать кормления.

11. Наложить зажим и отсоединить шприц от зонда. Свободный конец зонда поместить в емкость.

12. Перед кормлением снять зажим с зонда, в шприц Жане набрать жидкую пищу и соединить его с желудочным зондом. Шприц Жане можно заменить воронкой. В этом случае держать воронку слегка наклонно на уровне желудка и налить в нее подготовленную пищу. Чем выше воронка, тем больше скорость поступления пищи. Введение нужного объема смеси проводить дробно, небольшими порциями по 30-50 мл с интервалами между ними 1-3 мин. при температуре 37-38°С.

13. После кормления промыть зонд водой.

14. Закрыть его пробкой. Конец зонда зафиксировать лейкопластырем или полоской бинта до следующего кормления. Перед каждым кормлением необходимо убедиться, что зонд на прежнем месте. При кормлении молочной пищей зонд промывать через каждые 2 часа. Пищу вливать медленно, начинать с 5-6 разового питания малыми порциями, постепенно увеличивая объем вводимой пищи и сокращая число кормлений.

15. Осмотреть белье на случай замены.

III. Завершение процедуры

16. После кормления зонд извлечь и поместить в емкость с дезраствором.

17. Снять перчатки, поместить их в емкость с дезраствором

18. Вымыть руки

19. Сделать запись о проведении процедуры и реакции на нее пациента в медицинской документации.

Примечание: время нахождения зонда в желудке определяет врач.

 
 
 

   
   
 
   
   
   


Рис 1. Кормление через назогастральный зонд с помощью воронки

   
   
   
   
   
   
 


Рис 2. Кормление через назогастральный зонд с помощью шприца Жане


 

Питание через гастростому

Гастростома – греч. gaster - желудок, stoma - отверстие. Оперативным путем делают пациенту желудочный свищ, через который водят зонд и пища поступает непосредственно в желудок. Количество пищи и кратность кормления определяет врач.

Цель: кормление пациента.

Показания: невозможность принимать пищу другими способами, непроходимость пищевода, стеноз привратника.

Оснащение: желудочный зонд, воронка или шприц Жане, 30-50 мл кипяченой воды, бинт, лейкопластырь, пробка для зонда, емкости с дез. раствором, перчатки, стерильные салфетки, ножницы, гели и мази по назначению врача, питательные смеси по назначению врача в количестве 200-500 мл, температура 37-40°С; жидкая пища: сладкий чай, морс, сырые яйца, масло, молоко, сливки, фруктовые соки, кисели, питательные смеси, содержащие белки, жиры и углеводы, и др.

 

I. Подготовка к процедуре

1. Объяснить цель и ход предстоящей процедуры пациенту (находящемуся в сознании) и родственникам. Рассказать, чем его будут кормить.

2. Получить согласие пациента на проведение процедуры.

3. Помочь пациенту занять удобное положение.

4. Вымыть и осушить руки.

5. Надеть перчатки.

6. Подготовить необходимое оснащение.

II. Выполнение процедуры

7. Присоединить воронку или шприц Жане к резиновой трубке.

8. Малыми порциями (по 50 мл) 6 раз в сутки ввести подогретую пищу в желудок.

Примечание: Иногда пациенту рекомендуется самостоятельно разжевать пищу, затем ее разводят в стакане жидкостью и уже в разбавленном виде вливают ее в воронку. При таком варианте кормления сохраняется рефлекторное возбуждение желудочной секреции.

9. После введения пищи промыть резиновую трубку кипяченой водой в количестве 40-50 мл.

10. Пережать трубку зажимом, отсоединить шприц, закрыть трубку пробкой.

11. Убедиться, что пациент чувствует комфортно.

III. Завершение процедуры

12. Поместить использованный инструментарий в емкость с дез. раствором.

13. Снять перчатки и положить их в емкость с дез. раствором с последующей дезинфекцией и утилизацией.

14. Вымыть и осушить руки.

15. Сделать запись о проведении процедуры и реакции на нее пациента в медицинской документации.

Запомните! Нельзя вводить в воронку большое количество жидкости так как из-за спазма мускулатуры желудка пища может быть выброшена через свищ наружу.

 

 

 

 


Рис 3. Кормление через гастростому

 

Уход за гастростомой

Гастростома – это искусственное отверстие в желудке.

Цель: профилактика трофических и инфекционных осложнений.

Оснащение: стерильный лоток, стерильные марлевые салфетки, кожные антисептики, паста Лассара (гели и мази по назначению врача), емкость с дезраствором, шпатель, перчатки, лейкопластырь.

Алгоритм действий медицинской сестры:

I. Подготовка к процедуре

1. Представиться пациенту, объяснить этапы процедуры и получить его согласие.

2. Вымыть (гигиенический уровень) и осушить руки.

3. Приготовить необходимое оснащение для выполнения процедуры.

4. Надеть перчатки

II.Выполнение процедуры

5. Вытереть кожу вокруг стомы, используя сухие марлевые салфетки.

6. Обработать кожу вокруг стомы марлевой салфеткой, смоченной антисептиком, или вымыть с мылом.

7. Промокнуть сухими стерильными салфетками кожу вокруг стомы (не пользоваться ватой – она оставляет ворсинки).

8. Отработанные марлевые салфетки поместить в емкость с дез.раствором.

9. Нанести на кожу вокруг стомы с помощью шпателя пасту Лассара (гели и мази по назначению врача).

10. Вокруг гастростомы на кожу наложить 4 стерильные марлевые салфетки в виде «штанишек» (сверху, снизу, слева, справа).

11. Большой стерильной салфеткой (с вырезанным посередине отверстием для трубки гастростомы) прикрыть марлевые салфетки.

12. Зафиксировать большую салфетку с помощью лейкопластыря, не допуская складок вокруг гастростомы.

III. Завершение процедуры

14. Помочь пациенту занять удобное положение, удостовериться, что он чувствует себя удовлетворительно.

15. Осмотреть постельное белье на предмет замены в случае необходимости.

16. Снять перчатки и поместить в емкость для дез. раствора.

17. Вымыть (гигиенический уровень) и осушить руки.

18. Сделать запись о проведении процедуры и реакции на нее пациента в медицинской документации.

Примечание: обработку кожи вокруг стомы осуществляют ежедневно, поскольку желудочный сок попадая на кожу, вызывает ее раздражение.

 

Рис.4. Обработка кожи вокруг стомы

I. Подготовка к процедуре

1. Объяснить цель и ход предстоящей процедуры пациенту и родственникам, если он сталкивается с ней впервые.

2. Получить согласие пациента или его родственников на проведение процедуры.

4. Вымыть (гигиенический уровень) и осушить руки.

5. Надеть перчатки.

6. Подготовить необходимое оснащение.

7. Перед введением средства для парентерального введения подогревают на водяной бане при t 37-38°С.

II. Выполнение процедуры

8. Заполнить систему для капельного введения питательных средств.

9. Подключить систему для внутривенного введения пациенту.

Белковые препараты:

Аминокислоты:

· гидролизин,

· белковый гидролизат казеина

Белковые препараты в первые 30 минут вводят со скоростью 10-20 капель в минуту, в дальнейшем 40-60 капель в минуту. Более быстрое ведение нецелесообразно, так как избыток аминокислот не усваивается и выводится с мочой.

Жировые эмульсии:

· липофундинS

· интралипид

Жировые эмульсии вводятся в первые 10-15 минут вводятся со скоростью 15-20 капель в минуту, в дальнейшем 60 капель в минуту.

Введение 500 мл препарата длится приблизительно 3-5 часов. При быстром введении жировой эмульсии у пациента может возникнуть ощущение жара, гиперемия лица, затруднение дыхания.

Углеводные препараты:

· растворы глюкозы 5-10 % - 25%.

Скорость введения 30-40 капель в минуту.

Солевые растворы (изотонические или физиологические):

· 0,9% р-р хлорида натрия

· 1,5% р-р гидрокарбоната натрия

· 0,9% р-р хлорида аммония

· 1,1% р-р хлорида калия и др.

Скорость введения 30-40 капель в минуту.

Гипертонические растворы:

· 2%, 3%, 10% р-ры хлорида натрия.

Скорость введения 30-40 капель в минуту.

Примечание: Раствор для парентерального питания могут изготавливаться по мере необходимости из имеющихся готовых растворов. В качестве основных используют 5 и 10% р-ры глюкозы, к которым добавляют соответствующие количества 15, 20, 30, 40 мл 10% р-ра NaCl, 20-30 мл 10% р-раKCl, 0,5 -1 мл 25% р-ра сульфата магния, 1-2 мл 10% р-ра CaCl.

 

Запомните! Необходимо строго соблюдать скорость введения препаратов.

 

 

 


Рис 5. Парентеральное кормление пациента

 

III. Завершение процедуры

12. Провести дезинфекцию и утилизацию одноразовой системы для капельного введения жидкости.

13. Снять перчатки и положить их в емкость с дез. раствором с последующей дезинфекцией и утилизацией.

14. Вымыть и осушить руки

15. Сделать запись о проведении процедуры и реакции на нее пациента в медицинской документации.

Задание№1

Задание№2

Решить ситуационные задачи в соответствие с планом ответа

1. Пациент находится на лечении в гастроэнтерологическом отделении с диагнозом: Язвенная болезнь желудка. В ходе беседы медицинская сестра выяснила, что пациент допускает погрешности в еде, не знает, как правильно питаться при данном заболевании.

План ответа на ситуационные задачи

1 этап Сестринское обследование из условия задачи:

          субъективное,

          объективное                                

2 этап Проблемы пациента:

           1. Физиологические

           2. Безопасность

           3. Психологические

           4. Социальные

           5. Духовные (эгоистические)

Существующие           Потенциальные       Приоритетные

-                               -                                         -

-                               -                                         -

-                               -                                         -

3 этап Цели:

Краткосрочные

Долгосрочные

4 этап Сестринские вмешательства:

Независимые                 Зависимые         Взаимозависимые

       -                                 -                               -                                      

       -                                 -                               -

       -                                 -                               -

Этап Оценка

Критерии оценок

«3» «4» «5»
  Изучить материал. За умеренную активную работу на занятии, выполнение действия с 2-3 ошибками, проблемы сего обоснованием, трудности с использованием профессионального языка.   Задание № 1, 2, 3.     Ставится за активную работу на занятии, умение выполнять действия (допускаются погрешности или 1-2 не грубые ошибки). Допускаются трудности с использованием профессионального языка.   Задание № 1, 2, 3.   Ставится за активную работу на занятии, умение правильно выполнять действие и обосновать его, за умение использовать профессиональный язык.   Задание № 1, 2, 3  

 

Пример беседы с родственниками пациента об искусственном питании

Вашему близкому (родственнику) лечащий доктор назначил кормление через зонд. Введение его в желудок поможет осуществлять кормление по режиму, обеспечит полноценное питание. Ваш родственник будет по-прежнему получать белки, жиры, углеводы, микроэлементы, витамины. Зонд вводят осторожно, смочив его гелем, снимающим чувствительность слизистой носа, глотки, а также глицерином, который облегчит продвижение зонда. Жидкую и полужидкую смесь будете готовить дома (я вас обучу) или на пищеблоке. Пищу вводят через зонд каждые 3 часа по 300мл. Зонд будет находиться у вашего близкого (имя, отчество) до тех пор, пока пациент не сможет самостоятельно глотать. Каждые 2 недели зонд извлекают. На данный момент введение зонда — это лучший способ поддержания жизнедеятельности пациента.

 


 

 

Авторы составители:

Мезенцева Р.Э.

Игнатенко О.Н.

 

УЧЕБНО- ПРАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

для самостоятельной работы студентов

 

ПМ. Выполнение работ по профессии

«Младшая медицинская сестра по уходу за больными

( Решение проблем пациента посредством сестринского ухода

Специальности: 31.02.01 Лечебное дело
  31.02.02 Акушерское дело
  34.02.01 Сестринское дело

 

ОРГАНИЗАЦИЯ ПИТАНИЯ В СТАЦИОНАРЕ.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 516; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.163.70 (0.151 с.)