Контрольный список прилагательных ( Adjective Check List - ACL ) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Контрольный список прилагательных ( Adjective Check List - ACL )



Эта методика была создана специально для оценки представлений человека о самом себе. Разработанная в Институте по изучению и оценке личности США Г. Гоухом, она представляет собой спи­сок из 300 расположенных в алфавитном порядке прилагательных от «авантюрный» до «яростный». Испытуемый помечает все прилага­тельные, которые, как он полагает, описывают его самого.

Полученные показатели подсчитываются по 24 основным шкалам. Четы­ре из них выявляют установку на ответ и оценивают общее число поме­ченных слов и число слов, характеризующих испытуемого с положитель­ной и отрицательной сторон. Лица, выбирающие большое число слов, рассматриваются как активные и импульсивные, а те, кто отмечает мало прилагательных, — как сдержанные, осторожные и спокойные. Четыре шкалы — самоуверенности, самообладания, лабильности (гибкости) и личной приспособленности — были разработаны на основе эмпириче­ского критерия, выделенного посредством применения других диагнос­тических методик и метода наблюдения. Еще одна шкала — готовность следовать советам — была получена с помощью эмпирического критерия, в качестве которого выступало противоположное (положительное и отрицательное) отношение к советам индивидов, обратившихся к пси­хологам-консультантам. Остальные 15 шкал были получены путем содер­жательного анализа и отнесения прилагательных к одной из 15 потреб­ностей, включенных А. Эдвардсом в Список личностных предпочтений. В руководстве к методике приводятся краткие описания личности ин­дивидов, получивших по каждой шкале высокие и низкие показатели.

Контрольный список прилагательных на практике используется весьма широко — в клинике, при выборе профессий, для оценки эф­фективности в политике и экономической деятельности и др.

Основные недостатки этой методики психологи видят в следующем:

♦ она навязывает субъекту те параметры (черты), по которым сле­дует производить оценку объекта (себя или другого человека), при том что эти параметры могут быть для него незначимы;

♦ приписывание объекту тех или иных параметров может вызвать трудности по ряду причин (из-за неясности понимания парамет­ров или условий их проявления у объекта и пр.).

Второй из названных недостатков отчасти устраняется при исполь­зовании методик шкалирования.

Метод семантического дифференциала (СД) пред­ложен Ч.Осгудом и, по его мнению, представляет собой комбинацию процедур шкалирования и ме­тода контролируемых ассоциаций. Метод семантического дифференциала Осгуда— способ исследования восприятия и поведения чело­века, анализа социальных установок и личностных смыслов. Разработан отечественный вариант семан­тического дифференциала применительно к задачам психодиагностики в психиатрической клинике (Е.Ф.Бажин, Е.А.Голынкина, А.М.Эткинд, 1983).

Процедура семантического дифференциала сво­дится к оценке стимулов (в качестве которых могут выступать понятия, образы, действия, ситуации и другие объекты) по биполярным шкалам. Шкалы за­даются антонимичными терминами, например, прила­гательными, описывающими противоположные каче­ства объектов: теплый/холодный, сытый/голодный. Шкалы обычно градуированы (например, от — 3 до + 3), пространство шкалы между противоположными полю­сами воспринимается испытуемыми как непрерывный континуум признаков.

Классический семантический дифференциал Осгуда представляет собой набор из 15 шкал, заданный наиболее высокочастотными прилагательными-антони­мами. В дальнейшем были разработаны различные ча­стные семантические дифференциалы (например, не­вербальный СД).

Метод семантического дифференциала получил широкое распространение в психологии восприятия, теории коммуникаций, в области эстетики, рекламы и т.д. Популярность метода объясняется тем, что он позволя­ет провести непрямую экспертную оценку различных объектов и явлений, определить скрытое отношение к ним, структуры неосознаваемых смыслов, выявить особенности категориального анализа. Метод семанти­ческого дифференциала применяется также при ана­лизе Я-концепции и, прежде всего, — самоотношения. Приводится следующий пример описания семан­тического дифференциала, имеющего несколько семи­балльных шкал, нанесенных горизонтально на один бланк (ответный лист). Семь градаций обозначены, как правило, словами, так же как и полюса шкалы. Пример бланка:

Объект «Солнце»

Активный сильно средне слабо никак слабо средне сильно Пассивный
Злой сильно средне слабо никак слабо средне сильно Добрый
Мягкий сильно средне слабо никак слабо средне сильно Жесткий
Легкий сильно средне слабо никак слабо средне сильно Тяжелый
Холодный сильно средне слабо никак слабо средне сильно Теплый

 

Задача испытуемого — зафиксировать свою оцен­ку в виде отнесения к определенному полюсу шкалы с определенной градацией. Выбранную градацию надо либо подчеркнуть на бланке, либо обвести кружком. Таким образом, в каждой строке бланка должна быть проставлена отметка, фиксирующая ответ испыту­емого.

В результате заполнения бланка семантического дифференциала на ответном листе возникает субъек­тивный семантический профиль прошкалированного объекта. Его легче увидеть, если соединить единой ломаной линией все пометки. Семантический про­филь — групповой или индивидуальный код объекта, который получается при использовании шкал «семан­тического дифференциала».

При обработке результатов СД возможны два под­хода: либо анализировать только профили, либо стро­ить так называемое «семантическое пространство». В первом случае посредством шкалирования уточняет­ся профиль идеального объекта оценивания, а затем с ним сравниваются профили реальных объектов оце­нивания. Например, производится сравнение всех про­филей реальных профессий и профиля идеальной про­фессии. И та реальная профессия, профиль которой обнаруживает больше сходства с «идеальной», объяв­ляется в результате наилучшим субъективным выбо­ром.

Для построения «семантического пространства» производится объединение шкальных оценок по род­ственным шкалам, входящим в одну и ту же координату (фактор) семантического пространства. Как показали многочисленные факторно-аналитические исследования зарубежных и отечественных психологов (Е.А.Артемье­ва, 1980, В.Ф.Петренко, 1979, 1988, А.М.Эткинд, 1979, А.Г.Шмелев, 1983 и др.), большинство оценочных шкал объединяются в три сводные оценочные шкалы: «хоро­ший—плохой», «сильный —слабый», «активный —пас­сивный».

В результате такого пересчета каждый объект по­лучает значение по трем главным семантическим фак­торам и может быть отображен геометрически в виде точки в трехмерном пространстве Оценка-Сила-Актив­ность. Сходство профилей есть близость определенных точек в семантическом пространстве, ее буквально можно увидеть (визуализировать), как показано на рис.10.

Значение понятия для каждого испытуемого оп­ределяется операционально — как совокупность факторных оценок, с учетом которых значения по­нятий для конкретного испытуемого можно соотне­сти с другими понятиями. Например: «жизнь» (+ 3; + 3; +3); «смерть» (-3; + 1; -3); «любовь» (+ 2; +2; + 2). Из этих данных можно заключить, что инди­видуальное значение понятия «любовь» для данного испытуемого ближе по значению к «жизни», чем к «смерти», т.е. можно получить представление о субъек­тивном восприятии подобия или различия между объектами. Степень такого подобия или различия можно представить количественно, исходя из моде­ли семантического пространства (СП) по семанти­ческому расстоянию между соответствующими точ­ками объектов в СП:

D (X, у) - V I d (X; У1)

где D (х, у) — семантическое расстояние между объектами х и у; xi yj — разность между координатами двух точек, представляющих значения объектов X и 7 по фактору. Приведенная формула используется для:

— определения D между значениями различных понятий у одного лица или группы;

— определения D одного понятия для нескольких испытуемых или групп;

— определения динамики D у одного испытуемо­го (или группы) с учетом факторов времени и обстоятельств (напр., значение «Я» до и после лечения).

Помимо анализа особенностей психосемантики и отношения к различным объектам и явлениям семантический дифференциал позволяет проводить исследование самооценки. Имеется несколько спо­собов получения самооценки с помощью семанти­ческого дифференциала:

1) оценивание понятия «Я» (или более конкретно «мое настоящее Я»);

2) вместе с понятием «Я» оценка ряда понятий, представ­ляющих различные характеристики личности (напри­мер, «общительность», «активность», «уровень культу­ры» и т. д.) с последующим определением D между понятиями «Я» и личностными особенностями;

3) наряду с «настоящим Я» оценка заведомо полярных понятий: «мое идеальное Я» и «Я, каким я больше всего не нравлюсь».

Последний способ позволяет определить не только самооценку, но и степень удовлетворенности собой. Оценить этот показатель можно путем вычисления от­ношения между D } («плохое Я» — «настоящее Я») и D 2 («плохое Я» — «идеальное Я»).

Методика семантического дифференциала позво­ляет получить ценную информацию об оценке испыту­емым своих близких, направленности и особенностях межличностного общения, идентификации себя с ок­ружающими.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 353; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.79.59 (0.007 с.)