Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Контрольный список прилагательных ( Adjective Check List - ACL )
Эта методика была создана специально для оценки представлений человека о самом себе. Разработанная в Институте по изучению и оценке личности США Г. Гоухом, она представляет собой список из 300 расположенных в алфавитном порядке прилагательных от «авантюрный» до «яростный». Испытуемый помечает все прилагательные, которые, как он полагает, описывают его самого. Полученные показатели подсчитываются по 24 основным шкалам. Четыре из них выявляют установку на ответ и оценивают общее число помеченных слов и число слов, характеризующих испытуемого с положительной и отрицательной сторон. Лица, выбирающие большое число слов, рассматриваются как активные и импульсивные, а те, кто отмечает мало прилагательных, — как сдержанные, осторожные и спокойные. Четыре шкалы — самоуверенности, самообладания, лабильности (гибкости) и личной приспособленности — были разработаны на основе эмпирического критерия, выделенного посредством применения других диагностических методик и метода наблюдения. Еще одна шкала — готовность следовать советам — была получена с помощью эмпирического критерия, в качестве которого выступало противоположное (положительное и отрицательное) отношение к советам индивидов, обратившихся к психологам-консультантам. Остальные 15 шкал были получены путем содержательного анализа и отнесения прилагательных к одной из 15 потребностей, включенных А. Эдвардсом в Список личностных предпочтений. В руководстве к методике приводятся краткие описания личности индивидов, получивших по каждой шкале высокие и низкие показатели. Контрольный список прилагательных на практике используется весьма широко — в клинике, при выборе профессий, для оценки эффективности в политике и экономической деятельности и др. Основные недостатки этой методики психологи видят в следующем: ♦ она навязывает субъекту те параметры (черты), по которым следует производить оценку объекта (себя или другого человека), при том что эти параметры могут быть для него незначимы; ♦ приписывание объекту тех или иных параметров может вызвать трудности по ряду причин (из-за неясности понимания параметров или условий их проявления у объекта и пр.). Второй из названных недостатков отчасти устраняется при использовании методик шкалирования.
Метод семантического дифференциала (СД) предложен Ч.Осгудом и, по его мнению, представляет собой комбинацию процедур шкалирования и метода контролируемых ассоциаций. Метод семантического дифференциала Осгуда— способ исследования восприятия и поведения человека, анализа социальных установок и личностных смыслов. Разработан отечественный вариант семантического дифференциала применительно к задачам психодиагностики в психиатрической клинике (Е.Ф.Бажин, Е.А.Голынкина, А.М.Эткинд, 1983). Процедура семантического дифференциала сводится к оценке стимулов (в качестве которых могут выступать понятия, образы, действия, ситуации и другие объекты) по биполярным шкалам. Шкалы задаются антонимичными терминами, например, прилагательными, описывающими противоположные качества объектов: теплый/холодный, сытый/голодный. Шкалы обычно градуированы (например, от — 3 до + 3), пространство шкалы между противоположными полюсами воспринимается испытуемыми как непрерывный континуум признаков. Классический семантический дифференциал Осгуда представляет собой набор из 15 шкал, заданный наиболее высокочастотными прилагательными-антонимами. В дальнейшем были разработаны различные частные семантические дифференциалы (например, невербальный СД). Метод семантического дифференциала получил широкое распространение в психологии восприятия, теории коммуникаций, в области эстетики, рекламы и т.д. Популярность метода объясняется тем, что он позволяет провести непрямую экспертную оценку различных объектов и явлений, определить скрытое отношение к ним, структуры неосознаваемых смыслов, выявить особенности категориального анализа. Метод семантического дифференциала применяется также при анализе Я-концепции и, прежде всего, — самоотношения. Приводится следующий пример описания семантического дифференциала, имеющего несколько семибалльных шкал, нанесенных горизонтально на один бланк (ответный лист). Семь градаций обозначены, как правило, словами, так же как и полюса шкалы. Пример бланка:
Объект «Солнце»
Задача испытуемого — зафиксировать свою оценку в виде отнесения к определенному полюсу шкалы с определенной градацией. Выбранную градацию надо либо подчеркнуть на бланке, либо обвести кружком. Таким образом, в каждой строке бланка должна быть проставлена отметка, фиксирующая ответ испытуемого. В результате заполнения бланка семантического дифференциала на ответном листе возникает субъективный семантический профиль прошкалированного объекта. Его легче увидеть, если соединить единой ломаной линией все пометки. Семантический профиль — групповой или индивидуальный код объекта, который получается при использовании шкал «семантического дифференциала». При обработке результатов СД возможны два подхода: либо анализировать только профили, либо строить так называемое «семантическое пространство». В первом случае посредством шкалирования уточняется профиль идеального объекта оценивания, а затем с ним сравниваются профили реальных объектов оценивания. Например, производится сравнение всех профилей реальных профессий и профиля идеальной профессии. И та реальная профессия, профиль которой обнаруживает больше сходства с «идеальной», объявляется в результате наилучшим субъективным выбором. Для построения «семантического пространства» производится объединение шкальных оценок по родственным шкалам, входящим в одну и ту же координату (фактор) семантического пространства. Как показали многочисленные факторно-аналитические исследования зарубежных и отечественных психологов (Е.А.Артемьева, 1980, В.Ф.Петренко, 1979, 1988, А.М.Эткинд, 1979, А.Г.Шмелев, 1983 и др.), большинство оценочных шкал объединяются в три сводные оценочные шкалы: «хороший—плохой», «сильный —слабый», «активный —пассивный». В результате такого пересчета каждый объект получает значение по трем главным семантическим факторам и может быть отображен геометрически в виде точки в трехмерном пространстве Оценка-Сила-Активность. Сходство профилей есть близость определенных точек в семантическом пространстве, ее буквально можно увидеть (визуализировать), как показано на рис.10. Значение понятия для каждого испытуемого определяется операционально — как совокупность факторных оценок, с учетом которых значения понятий для конкретного испытуемого можно соотнести с другими понятиями. Например: «жизнь» (+ 3; + 3; +3); «смерть» (-3; + 1; -3); «любовь» (+ 2; +2; + 2). Из этих данных можно заключить, что индивидуальное значение понятия «любовь» для данного испытуемого ближе по значению к «жизни», чем к «смерти», т.е. можно получить представление о субъективном восприятии подобия или различия между объектами. Степень такого подобия или различия можно представить количественно, исходя из модели семантического пространства (СП) по семантическому расстоянию между соответствующими точками объектов в СП:
D (X, у) - V I d (X; У1) где D (х, у) — семантическое расстояние между объектами х и у; xi yj — разность между координатами двух точек, представляющих значения объектов X и 7 по фактору. Приведенная формула используется для: — определения D между значениями различных понятий у одного лица или группы; — определения D одного понятия для нескольких испытуемых или групп; — определения динамики D у одного испытуемого (или группы) с учетом факторов времени и обстоятельств (напр., значение «Я» до и после лечения). Помимо анализа особенностей психосемантики и отношения к различным объектам и явлениям семантический дифференциал позволяет проводить исследование самооценки. Имеется несколько способов получения самооценки с помощью семантического дифференциала: 1) оценивание понятия «Я» (или более конкретно «мое настоящее Я»); 2) вместе с понятием «Я» оценка ряда понятий, представляющих различные характеристики личности (например, «общительность», «активность», «уровень культуры» и т. д.) с последующим определением D между понятиями «Я» и личностными особенностями; 3) наряду с «настоящим Я» оценка заведомо полярных понятий: «мое идеальное Я» и «Я, каким я больше всего не нравлюсь». Последний способ позволяет определить не только самооценку, но и степень удовлетворенности собой. Оценить этот показатель можно путем вычисления отношения между D } («плохое Я» — «настоящее Я») и D 2 («плохое Я» — «идеальное Я»). Методика семантического дифференциала позволяет получить ценную информацию об оценке испытуемым своих близких, направленности и особенностях межличностного общения, идентификации себя с окружающими.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 353; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.79.59 (0.007 с.) |