Психосемантические методы диагностики личности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психосемантические методы диагностики личности



 

 

Психосемантика — область исследований психологии, изучающая строение, функционирование и развитие индивидуальной системы значений человека, которая опосредует процессы восприятия, памя­ти, мышления и пр.

Психосемантические методы диагностики — особая группа методов, направленных на изучение индивидуального сознания личности по­средством анализа индивидуальных систем значений, функциони­рующих в обыденном сознании, через призму которых происходит восприятие субъектом себя и окружающих людей.

Проблемы психосемантики связаны с пониманием и оценкой восприниаемого материала, они являются пограничными для когнитивной психологии личности и индивидуальных различий. Данная оценка предполагает выявление и придание субъектом сообщаемо ему инормации определенного значения. Значение – это принятое носителями дано культуры смысловое содержание того или иного знака. Знак – материальное явление (предмет, событие), выступающее в качестве смыслового представителя другого предмета, явления, отношения, процесса. В науке смысловое значение знака принимает орму понятия. наука о знаках носит название «семиотика».

Процессы восприятия, мышления, памяти и другие опосредуются системой значений, существующих в индивидуальном сознании в раз­ных формах (в виде знаков, символов, образов, вербальных формули­ровок).

Психосемантическая диагностика направлена на оценку категори­альных структур индивидуального сознания, на реконструкцию сис­темы индивидуальных значений и личностных смыслов, на выявле­ние индивидуальных различий в процессах категоризации, а также и для диагностики личностных черт. При его реализации конструируют и используют методики, стимульным материалом которых служат словесные обозначения лично­стных черт. Диагностика с их помощью представляет собой само­описание (самохарактеристику) субъекта или других лиц с помощью системы значений, отражающих конкретные черты. Пеихосемантические методы диагностики личности позволяют раскрыть индивиду­альные системы значений, несущих так называемое личностное зна­ние. Под последним понимается совокупное знание о человеческой личности, которым обладает индивидуальное сознание.

Как известно, слова имеют как достаточно устойчивое предметное (денотативное) значение, так и оценочное, аффективное (коннотатив-ное) значение. Это относится не только к лексике личностных черт, но и к понятиям из других областей индивидуального знания, в том чис­ле знаний о неживой природе. Приписывая какое-то свойство объек­ту, мы всегда подразумеваем при этом и какую-то оценку этого свой­ства. Помимо этой пристрастности, оценочности нашего восприятия при использовании психосемантических методов следует учитывать и тот факт, что денотативное значение слова не является чисто семан­тическим, а отражает особенности прошлого опыта индивида, и потому также в определенном смысле субъективно. Описанные особенно­сти категориальных структур индивидуального сознания объясняют, почему семантические самоописания и описания других людей ока­зываются неустойчивыми.

Комплексы ассоциативных значений, непроиз­вольно проявляющихся при восприятии данного сло­ва, называются семантическим полем (они, эти комп­лексы, определяют коннотативное значение этого слова). В.Ф.Петренко (1983) считает, что коннотативное значение наиболее близко (по операциональному, но не теоретическому основанию) понятию личностного смысла, под которым понимается эмоционально окра­шенное, связанное с мотивами отношение субъекта к миру, выраженное в значениях и проявляющееся в форме неосознаваемых установок (Леонтьев, 1975).

Информация, получаемая с помощью психосемантических мето­дов, опирается на субъективные оценки. А. Анастази называет эти методы феноменологическими, так как они отражают влияние фено­менологической психологии, в которой основное внимание уделяет­ся тому, как события воспринимаются индивидом.

С точки зрения представителей этого направления, описания себя приобретают первостепенную важность, а не рассматриваются в каче­стве второстепенных заместителей или дополнений других, более объективных данных.

 Психосемантический подход к диагностике личности иногда при­знается иным, отличным от диагностики с помощью традиционных опросников, в которых даются описания поведенческих или эмоцио­нальных проявлений и в зависимости от их выбора интерпретируются значения тех или иных черт.

Вместе с тем отличия не являются суще­ственными.

1. Как психосемантические методы, так и традиционные опросни­ки в действительности измеряют представления человека о себе.

2. Как те, так и другие включают оценочный компонент. Выше уже     объяснялся этот факт применительно к семантическим методам.

Что касается опросников, то, отвечая на них, испытуемый нала­гает на представленные там описания поведения или отношений свои собственные субъективные шкалы оценок, отражающие его опыт. Чем легче испытуемому распознать черту, оцениваемую по словесной формулировке опросника, тем сильнее проявляется оценочный компонент ответа — чаще дается социально одобря­емый, позитивно рассматриваемый ответ. Данное обстоятельство означает, что, используя традиционные опросники, психологи часто получают не объективную картину личностных черт, а ис­каженную оценочным компонентом их восприятия.

3. Как семантические методы, так и опросники требуют от испытуемых навыков рефлексии, самоанализа, самонаблюдения. А. Г. Шме­лев родственность этих методов видит также и в том, что они воспроизводят одни и те же универсальные черты (факторы) личности, оценивая таким образом сходные стороны личностно­го знания.

Принимая во внимание все рассмотренные черты сходства психо­семантических методов с традиционными опросниками, К. М. Гуревич и объединил их в одну группу строго формализованных методов, названную опросниками. Вместе с тем нельзя не отметить, что психосемантические методы являются идиографическими и при­меняются для обследования индивидуальных случаев. Они оказыва­ются полезными в прогнозе поведения конкретных людей в опреде­ленных ситуациях, в то время как традиционные опросники пригодны для предсказания усредненного поведения индивида для довольно протяженных периодов времени.

Среди психосемантических методик можно выделить две группы. Первая представляет собой списки дескрипторов (описаний черт), с помощью которых испытуемый должен описать себя или других лиц. Вторая группа — это шкальные техники, предназначенные для оцени­вания себя или других по определенным шкалам, полюса которых обо­значены какими-то краткими или развернутыми названиями. Шкалы могут даваться в словесной, числовой и графической формах. Рассмот­рим типичные и наиболее известные психосемантические методики.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 348; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.220.120 (0.006 с.)