Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Импрессивные проективные методики .
Тест выбора цвета М.Люшера — проективная методика исследования личности, основанная на субъективном предпочтении цветовых стимулов. Хорошо известно, что воздействие цвета может вызывать у человека как физиологический, так и психологический эффект. Это обстоятельство давно уже учитывается в искусстве, эстетике, гигиене производства. Поскольку эмоциональное отношение к цвету может характеризоваться или предпочтением его (выбором), или безразличием, или отказом от него (негативной оценкой), то оно учитывается и в психодиагностике. Тест Люшера основан на предположении о том, что выбор цвета отражает нередко направленность испытуемого на определенную деятельность, настроение, функциональное состояние и наиболее устойчивые черты личности. Характеристика цветов (по Люшеру) включает в себя 4 основных и 4 дополнительных цвета (хотя в настоящее время есть 8, 16 и 32-цветные варианты, в том числе и компьютерные, методики Люшера). Основные цвета: 1) синий — символизирует спокойствие, удовлетворенность; 2) сине-зеленый — чувство уверенности, настойчивость, иногда упрямство; 3) оранжево-красный — символизирует силу волевого усилия, агрессивность, наступательные тенденции, возбуждение; 4) светло-желтый — активность, стремление к общению, экспансивность, веселость. При отсутствии конфликта в оптимальном состоянии основные цвета должны занимать преимущественно первые пять позиций. Дополнительные цвета: 5) фиолетовый; 6) коричневый; 7) черный; 8) серый (обозначается как нулевой — 0). Эти цвета символизируют негативные тенденции: тревожность, стресс переживание страха, огорчения. Их значение (как и основных) в наибольшей степени определяется взаимным расположением, распределением по позициям. Психолог, проводящий обследование, должен перемешать все карточки и положить их перед испытуемым цветовой поверхностью наверх. Испытуемый должен выбрать из восьми цветов тот, который ему больше всего нравится. При этом нужно пояснить, что он должен выбрать цвет как таковой, не пытаясь соотнести его с любимым цветом в одежде, цветом глаз и т.п. Карточку с выбранным цветом следует отложить в сторону, перевернув цветной стороной вниз. Затем испытуемый выбирает из оставшихся семи цветов наиболее приятный. Выбранную карточку следует положить цветной стороной вниз справа от первой. Повторяя процедуру до последнего цвета, психолог затем переписывает номера карточек в разложенном порядке.
Через 2 — 3 мин. выбор цветов испытуемым повторяется, при этом ему необходимо пояснить, что он не должен вспоминать порядок раскладки в первом выборе и сознательно менять предыдущий порядок. Он должен выбирать цвета, как будто впервые. Первый выбор характеризует желаемое состояние, второй — действительное. В зависимости от цели исследования можно интерпретировать результаты соответствующего тестирования. В результате тестирования получается восемь позиций: первая и вторая — явное предпочтение (обозначаются + +); третья и четвертая — предпочтение (обозначаются х х); пятая и шестая — безразличие к цвету (обозначаются = =); седьмая и восьмая — антипатия к цвету (обозначаются — —). На основании анализа более 36 000 результатов исследований М.Люшер дал примерную характеристику выбранных позиций: 1-я позиция отражает средства достижения цели (например, выбор синего цвета говорит о намерении действовать спокойно, без излишнего напряжения); 2-я позиция показывает цель, к которой стремится испытуемый; 3-я и 4-я позиции характеризуют предпочтение цвету и отражают ощущение испытуемым истинной ситуации, в которой он находится, или же образ действий, который ему подсказывает ситуация; 5-я и 6-я позиции характеризуют безразличие к цвету, нейтральное к нему отношение. Они как бы свидетельствуют, что испытуемый не связывает свое состояние, настроение, мотивы с данными цветами. Однако в определенной ситуации эта позиция может содержать резервную трактовку цвета, например, синий цвет (цвет покоя) откладывается временно как неподходящий в данной ситуации; 7-я и 8-я позиции характеризуют негативное отношение к цвету, стремление подавить какую-либо потребность, мотив, настроение, отражаемые данным цветом. Запись выбранных цветов осуществляется перечнем номеров в порядке предпочтения с указанием позиций. При интерпретации результатов учитываются следующие аспекты:
— общая последовательность выбора цветов в первой и во второй серии; — взаимное расположение основных цветов, основных и дополнительных цветов; — расположение цветов на первых и последних позициях. При оценке положения основных цветов учитывается, что если они занимают позицию далее пятой, значит, характеризуемые ими свойства, потребности не удовлетворены, следовательно, имеют место тревожность, негативное состояние. Рассматривается также взаимное положение основных цветов. Основные цвета, по мнению М.Люшера, символизируют следующие психологические потребности: № 1 (синий) — потребность в удовлетворении, спокойствии, устойчивой положительной привязанности; № 2 (зеленый) — потребность в самоутверждении; № 3 (красный) — потребность активно действовать и добиваться успеха; № 4 (желтый) — потребность в перспективе, надеждах на лучшее, мечтах. Если основные цвета находятся в 1 — 5-й позициях, считается, что эти потребности в известной мере удовлетворяются, воспринимаются как удовлетворяемые; если они в 6 — 8-й позициях, имеет место какой-либо конфликт, тревожность, неудовлетворенность из-за неблагоприятных обстоятельств. Отвергаемый цвет может рассматриваться как источник стресса. Например, отвергаемый синий цвет означает неудовлетворенность отсутствием покоя, привязанности. Интерпретация результатов теста Люшера предполагает сопоставление их с результатами применения других методов: материалами анкетирования, наблюдения, бесед, изучения документов об испытуемых.
Проективные методики интерпретации Эту группу методик по праву возглавляет Тематический апперцептивный тест (Thematic Apperception Test — ТАТ), созданый еще в 1935 г. К. Морган и Г. Мюреем. Он применяется в клинической практике для диагностики неврозов и психосоматических расстройств. Стимульным материалом ТАТ является стандартный набор из 30 таблиц с изображением относительно неопределенных ситуаций, а также таблица — пустой бланк. Каждому испытуемому дается 20 таблиц, которые подбираются психологом заранее с учетом его пола и возраста. Методика предназначена для диагностирования лиц, начиная с возраста 14 лет. Испытуемого просят составить по картинке рассказ, объясняя, что привело к изображенному событию, что происходит в данный момент, что будет происходить в дальнейшем, о чем думают и что чувствуют персонажи. При предъявлении пустого бланка его просят вообразить какую-либо картину и описать ее, а затем составить по ней рассказ. В процессе диагностирования фиксируется время, затраченное на каждую таблицу, латентное время (от момента предъявления таблицы до начала рассказа), длительные паузы, жесты, мимика, поза, настроение. Ведется запись рассказов и всех речевых высказываний испытуемого. Как правило, диагностика проводится в два сеанса с интервалом между ними в одни сутки. По окончании рассказов следует беседа с испытуемым, в ходе которой психолог прежде всего выясняет источники тех или иных сюжетов, причины логических неувязок, речевых ошибок, оговорок, получает дополнительные сведения об испытуемом. Г. Мюррей, анализируя рассказы испытуемого, выделял несколько этапов. На первом этапе следует определить героя каждого рассказа. На втором этапе выявляются важнейшие характеристики героя — его стремления, желания, чувства, черты характера, привычки. По терминологии Г. Мюррея, это проявления потребностей, которые он определял как динамические образования, организующие и направляющие психическую деятельность и поведение человека. Анализ потребностей необходим для уточнения индивидуальности, поскольку каждому человеку присущ их специфический комплекс. Г. Мюррей выделил и описал множество потребностей, которые он классифицировал по разным основаниям (потребности в деятельности и в результате, созидательные и негативные потребности и др.)
Для анализа результатов ТАТ Г. Мюррей составил перечень и подробные описания 20 потребностей, среди которых доминантность, агрессия, автономия, социальность, достижение, самозащита и др. После нахождения потребностей у героев рассказов психолог должен оценить их в баллах (от 1 до 5) в зависимости от интенсивности, длительности и частоты проявления, значения для развития сюжета. Завершающий этап обработки заключается в их ранжировании с целью выделения доминирующих потребностей, проявляющихся сильнее и чаще на протяжении всего диагностирования (то есть во многих рассказах). По гипотезе Г. Мюррея, испытуемый идентифицирует себя с героями рассказов; поэтому найденные потребности и их иерархия характеризуют его личность. Каждой потребности соответствует определенное давление, ощущаемое со стороны. Давление рассматривается пусковым механизмом потребности, необходимым для того, чтобы она стала активной доминантой поведения. Их взаимодействие — тема — является базовым объектом психологического анализа, позволяющим описать взаимоотношения индивида со средой. Правильное, квалифицированное применение этой сложной методики позволяет получить целостное, глобальное знание о личности, в котором представлена информация о доминирующих потребностях, степени их удовлетворения, конфликтах со средой, целях и средствах их достижения, преградах, состоянии аффективной сферы, психологических защитах, жизненной позиции, мировоззрении, самооценке. ТАТ и использованный в нем подход к оценке личности послужили основой для разработки целого ряда родственных методик, направленных на измерение одной потребности (например, потребности в достижении или агрессии), для диагностики разных возрастных групп (подростковый апперцептивный тест, геронтологический апперцептивный тест).
Известен Тест детской апперцепции (Children ' s Apperception Test — CAT), разработанный Л. Беллаком и предназначенный для диагностики детей в возрасте от 3 до 10 лет. На карточках CAT вместо людей изображены животные в антропоморфных ситуациях, так как предполагается, что маленьким детям легче фантазировать с изображением животного, чем человека. Эта методика широко используется в практике детских психологов-консультантов и позволяет выявить основные потребности ребенка и степень их удовлетворения, его взаимоотношения с окружающими людьми, страхи, конфликты, психологические защиты. Несмотря на то что практическая ценность ТАТ и сходных методик не подвергается сомнению со стороны клиницистов, психодиагносты продолжают исследования их психометрических параметров.
Методика рисуночной фрустрации Розенцвейга (Rosenzweig Picture — Fru stration Study). В ТАТе и родственных ему методиках картинки используются для того, чтобы стимулировать свободную игру воображения и вызывать сложные вербальные ответы. В противоположность этому, Методика рисуночной фрустрации Розенцвейга (RPF-study) дает меньше простора для фантазии и требует более простых ответов. Созданная С. Розен-цвейгом на основе его теории фрустрации и агрессии, эта методика, опубликованная еще в 1945 г. и имеющая большое количество последующих модификаций, представляет собой серию условных рисунков, на которых один персонаж определенным образом срывает («фрустрирует») намерения и действия другого персонажа или привлекает внимание к фрустрирующей ситуации. На специально отведенном пустом месте стимульной карточки испытуемый пишет, что, по его мнению, ответил бы фрустрированный персонаж. В соответствии с теорией фрустрации С. Розенцвейга это состояние возникает у человека в тех случаях, когда он по каким-то причинам не может удовлетворить потребность, добиться намеченной цели. Фрустрация называется первичной (депривацией), если удовлетворение потребности невозможно из-за отсутствия ее объекта. Вторичная фрустрация возникает, когда на пути к цели встречается препятствие, мешающее ее достижению. Поскольку состояние фрустрации индивид переживает довольно часто в контексте повседневных жизненных ситуаций, он со временем вырабатывает специфические эмоциональные и поведенческие способы реагирования. Если его отношение к фрустрирующим обстоятельствам адекватно, а способы преодоления фрустрации отличаются устойчивостью, то можно говорить о так называемой фрустрационной толерантности. Согласно С. Розенцвейгу, фрустрационная толерантность характеризует развитую, зрелую личность. Поэтому так важно психологу не только выявить специфический набор фрустрационных реакций, свойственный индивиду, но и определить их устойчивость. Помимо этого, на основе таблиц стандартных ответов (ответов, которые дают не менее 40 % испытуемых) рассчитывается показатель групповой конформности, позволяющий судить о степени социальной адаптации индивида.
Методика С. Розенцвейга существует в двух вариантах — для взрослых, начиная с 15 лет, и для детей в возрасте 4-12 лет. Она обладает относительно объективной процедурой оценки результатов и более доступна статистическому анализу, чем большинство проективных методик. Для формализации словесных ответов испытуемых С. Розенцвейг предложил использовать выделенные им оценочные категории. По типу реакции, отражающему доминирующее в ответе содержание, различают: · препятственно-доминантные реакции — препятствия, вызывающие фрустрацию, всячески акцентируются независимо от того, расцениваются они как благоприятные, неблагоприятные или незначительные; · самозащитные — активность проявляется в форме порицания кого-либо, отрицания или признания собственной вины, уклонения от упрека и направлена на защиту своего Я; · конструктивно-упорствующие реакции — постоянно направленные на выявление конструктивного решения выхода из конфликтной ситуации в форме либо требования помощи от других лиц, либо принятия на себя обязанности позитивно разрешить ситуацию, либо в форме уверенности в том, что время и ход событий приведут к ее разрешению. По направленности реакции оцениваются как: · экстрапунитивные — направленные на живое или неживое окружение, при этом осуждается внешняя причина фрустрации и подчеркивается ее степень, иногда разрешения ситуации требуют от другого лица; · интропунитивные — направленные на самого себя с принятием вины или ответственности за исправление возникшей ситуации; при этом фрустрирующая ситуация не подлежит осуждению; · импунитивные — направленные на ослабление и преобразование «агрессивной энергии» в нечто незначительное, неизбежное, преодолимое со временем; при этом обвинение окружающих или самого себя отсутствует. В России эта методика используется в клинической практике для дифференцированной диагностики неврозов, при прогнозировании социально-опасных действий психически больных. Широко применяется она и в практической работе со здоровыми людьми для прогноза поведения в трудных и конфликтных ситуациях, для предсказания эмоциональных реакций при столкновении с проблемами, для выявления трудностей во взаимодействии с людьми, при анализе причин социальной дезадаптации. Адаптация и стандартизация детского варианта были предложены Е. Е. Даниловой (1992). Ею получены нормы для детей в возрасте от 6 до 11 лет. Экспрессивные проективные методики - группа методик, предполагающих изучение экспрессивных проявлений активности человека. Объединяют методики изучения экспрессии: анализ почерка, особенностей речевого общения и др., а также методики изучения продуктов творчества: рисование на свободную или заданную тему. «Дом—дерево—человек» Данная проективная методика исследования личности была предложена Дж.Буком в 1948 г. Тест предназначен как для взрослых, так и для детей, возможно групповое обследование. Процедура проведения. Обследуемому предлагается нарисовать дом, дерево и человека. Затем проводится опрос по разработанному плану (схеме). Выбор названных предметов для рисования автор обосновывает тем, что они знакомы каждому обследуемому, наиболее удобны как объекты для рисования и, наконец, стимулируют более свободные словесные высказывания, нежели другие объекты. Каждый рисунок — это своеобразный автопортрет обследуемого, детали которого имеют личностное значение. По рисункам можно судить об аффективной сфере личности, ее потребностях, уровне психосексуального развития и т.д. Помимо использования теста «Дом-дерево-человек» в качестве проективной методики автор демонстрирует возможность теста определять уровень интеллектуального развития (коэффициент ранговой корреляции с тестами интеллекта составляет 0,4-0,75). Считается, что взаимодействие между домом, деревом и человеком представляет собой зрительную метафору. Если привести весь рисунок в действие, вы увидите, что действительно происходит в нашей жизни. В упрощенной форме «дерево» символизирует жизненную энергию и стремление к жизни. Один из способов интерпретации предполагает анализ порядка, в котором выполняется рисунок дома, дерева и человека. Если первым нарисовано дерево, значит, основное для человека — жизненная энергия. Если первым рисуется дом, то на первом месте безопасность, успех или, наоборот, пренебрежение этими понятиями.
«Несуществующее животное» Несуществующее животное — проективная методика исследования личности; предложена М.З.Друкаревич. Испытуемому предлагают придумать и нарисовать несуществующее животное, а также дать ему ранее не существовавшее имя. Из имеющейся литературы видно, что процедура обследования не стандартизована (используются разных размеров листы бумаги для рисования, в одних случаях рисунок выполняется цветными карандашами, в других — одним цветом и т.д.). Общепринятой системы оценки рисунка не существует. Теоретические посылки, положенные в основу создания методики, совпадают с таковыми у прочих проективных методик. Как и многие другие рисуночные тесты, данный тест направлен на диагностику личностных особенностей, иногда — творческих потенций личности. Метод исследования построен на теории психомоторной связи. Для регистрации состояния психики используется исследование моторики (в частности, моторики рисующей доминантной правой руки — зафиксированной в виде графического следа движения, рисунка). По И.М.Сеченову, всякое представление, возникающее в психике, любая тенденция, связанная с этим представлением, заканчивается движением (буквально: «Всякая мысль заканчивается движением»). Если реальное движение по какой-то причине не осуществляется, то в соответствующих группах мышц суммируется определенное напряжение энергии, необходимой для осуществления ответного движения (на представление — мысль). Так, например, образы и мысли — представления, вызывающие страх, стимулируют напряжение в группах ножной мускулатуры и в мышцах рук, что оказалось бы необходимым в случае ответа на страх бегством или защитой с помощью рук — ударить, заслониться. Тенденция движения имеет направление в пространстве: удаление, приближение, наклон, выпрямление, подъем, падение. При выполнении рисунка лист бумаги (либо полотно картины) представляет собой модель пространства и, кроме состояния мышц, фиксирует отношение к пространству, т.е. возникающую тенденцию. Пространство, в свою очередь, связано с эмоциональной окраской переживания и временным периодом: настоящим, прошлым, будущим. Связано оно также с действенностью или идеально-мыслительным планом работы психики. Пространство, расположенное сзади и слева от субъекта, связано с прошлым периодом и бездеятельностью (отсутствием активной связи между мыслью — представлением, планированием и его осуществлением). Правая сторона, пространство спереди и вверху связаны с будущим периодом и действенностью. На листе (модели пространства) левая сторона и низ связаны с отрицательно окрашенными И депрессивными эмоциями, с неуверенностью и пассивностью. Правая сторона (соответствующая доминантной правой руке) — с положительно окрашенными эмоциями, энергией, активностью, конкретностью действия. Помимо общих закономерностей психомоторной связи и отношения к пространству при толковании материала теста используются теоретические нормы оперирования с символами и символическими геометрическими элементами и фигурами. Для статистической проверки или стандартизации результат анализа может быть представлен в описательных формах. По составу данный тест — ориентировочный и как единственный метод исследования обычно не используется и требует объединения с другими методами в качестве батарейного инструмента исследования.
Рисунок семьи Рисунок семьи (Drawing-Family Techniques) — группа проективных методик для оценки внутрисемейных отношений, основанных на анализе и интерпретации рисунков. Методики «Рисунок семьи», как правило, применяются при обследовании детей. Согласно схеме интерпретации (по В.Вульфу), в рисунке анализируются: а) последовательность рисования членов семьи, их пространственное расположение, наличие пропусков отдельных членов семьи; б) отличия в формах и пропорциях отдельных фигур. Согласно В.Вульфу, последовательность рисования указывает на значимость данного члена семьи. Пропуск члена семьи часто выражает стремление избавиться от эмоционально неприемлемого лица. Если величина изображенных фигур не соответствует реальной иерархии, то такое восприятие относят за счет степени субъективной доминантности и значимости. В.Вульф обращал внимание также на интерпретацию различий в рисовании отдельных частей тела, исходя из возможности переживаний, связанных с их функциями. В работах В.Хьюлса были предложены интерпретационные схемы «Рисунка семьи», базирующиеся на самом процессе рисования (использование цветов, вычеркивания, стирания, сомнения, сопутствующие эмоциональные проявления, комментарии). Дальнейшее развитие методики «Рисунок семьи» получили в работах Л.Кормана (1964), Р.Бернса и С.Кауфмана (1972). В инструкции к методике Л.Кормана предусмотрено задание нарисовать не «семью» или «свою семью», как в методике В.Вульфа и В.Хьюлса, а «семью, как ты ее себе представляешь». Благодаря такой установке имеется возможность использовать менее структурированный объект (стимул). При интерпретации результата авторы обращают внимание на случаи, когда испытуемый рисует большую или меньшую семью, чем она является на самом деле (авторы (читают, что это указывает на функционирование определенных защитных механизмов; чем больше несовпадение, тем больше неудовлетворенность существующей ситуацией). В рисунках, по Л.Корману, анализируют: а) графическое качество (характер линий, пропорции фигур, аккуратность, использование пространства); б) формальную структуру (динамичность рисунка, расположение членов семьи); в) содержание (анализ смысла рисунка). Параллельно с традиционным проведением обследования (чтение и выполнение задания) предлагаются специальные вопросы, подталкивающие испытуемого К обсуждению темы отношений в семье (напр.: «Кто в гомье самый плохой?»), предусматривающие прямой положительный или отрицательный выбор (напр.: «Отец задумал поездку в автомобиле, но в нем не хватает места для всех. Кто останется дома?»), а также нопросы, уточняющие смысл нарисованной ситуации для ребенка. Вариантом методики «Рисунок семьи», получившим наибольшую известность в зарубежной психодиагностике, является «Кинетический рисунок семьи», предложенный Р.Бернсом и С.Кауфманом. В нем нужно нарисовать каждого из членов семьи в действии. Интерпретация материала основана на символическом толковании изображенных отношений, действий, предметов; при этом часть трактовок, предложенных авторами методики, основана на принципах психоанализа. Техника «Рисунка семьи» в отечественной психодиагностике нашла применение в клинических исследованиях. А.И.Захаровым (1977) предложен вариант методики, состоящий из двух заданий. Для выполнения первого из них ребенку нужно нарисовать в четырех «комнатах», расположенных на двух «этажах», по одному из членов семьи, включая себя. При интерпретации рисунка обращается внимание на размещение членов семьи по этажам и на то, кто из них находится рядом с ребенком (т. е. является эмоционально наиболее близким). Второе задание — выполнение рисунка в свободной форме без каких-либо дополнительных инструкций. Вариант «Рисунка семьи» со сложной и дифференцированной интерпретационной схемой предложен Г.Т.Хоментаускасом в 1985 г. Несмотря на различия в частных интерпретациях, можно выделить основные аспекты, к которым относятся: а) интерпретация структуры рисунка семьи; б) интерпретация особенностей нарисованных членов семьи; в) интерпретация процесса рисования. Теоретически можно обосновать методику рисования семьи как процедуру, отражающую в первую очередь переживания и восприятие ребенком своего места в семье, отношение ребенка к семье в целом и отдельным ее членам. Негативные переживания ребенка, связанные с неудовлетворенностью семейной ситуацией, отражаются уже в самом отношении к заданию: наблюдаются защитные реакции, приобретающие форму трансформации задания (рисование не связанных с семьей людей, отказ от рисования), откладывание во времени — рисование других предметов. Отношение детей к семье и отдельным ее членам выражается в характере расположения членов семьи, их сплоченности-разобщенности. Выявлено, что с чувством неудовлетворенности, отвержения связано появление в рисунке изображения туч, дождя, солнца, расположение членов семьи на линии основания. Выделены два измерения, в психологическом смысле отражающие: 1) чувства ребенка относительно семьи, семейной ситуации, собственного места в ней (чувство отверженности — чувство принадлежности). Это измерение описывается следующим противопоставлением характеристик рисунка: уменьшение состава семьи, тучи, солнце, линия основания, начало рисования с других предметов — сплоченность семьи, Я рядом с другими. 2) способ переработки чувства отверженности (символическое изгнание семьи — символическое изгнание себя). Это измерение дифференцирует полюс предыдущего фактора «чувство отверженности» и описывается противопоставлением характеристик: присутствие не связанных с семьей людей, Я единственная фигура — отсутствие Я. Также выявлены способы, с помощью которых ребенок графически презентирует эмоциональные отношения «силы-слабости» и «любимости-нелюби-мости». Атрибуция «силы» передается главным образом через изменения соотношения высоты, ширины, площади фигуры, поднятых рук, объектов в руках. Любимый-нелюбимый представлен двумя путями. Для обоих характерна передача превосходства любимого над нелюбимым через количество деталей тела, цветов, декорирования. Однако в первом случае любимый превосходит нелюбимого по величине, во втором — уступает ему. Таким образом, по этим отношениям можно вычленить основные параметры эмоционального отношения ребенка к членам семьи, соответствующие осям «симпатия» и «уважение». Процедура и цель применения теста. Цель применения теста: выявление особенностей внутрисемейных отношений. Задачи: на основе выполнения изображения, ответов на вопросы оценить осо-понности восприятия и переживаний ребенком отношений в семье. Материал: лист белой бумаги 15x20 или 21 х 29, шесть цветных карандашей или один простой, ластик. Инструкция к тесту 1: «Нарисуй, пожалуйста, свою семью». Ни в коем случае нельзя объяснять, что обозначает слово «семья», т.к. этим искажается суть исследования. Если ребенок спрашивает, что рисовать, психолог должен просто повторить инструкцию. При индивидуальном обследовании время выполнения задания не ограничивают (обычно 35 мин.), при групповом ограничивают в пределах 15 — 30 мин. Допускается использование дополнительных заданий: Инструкция 2: «Нарисуй свою семью, где все заняты обычным делом». Инструкция 3: «Нарисуй свою семью как ты ее себе представляешь». Инструкция 4: Нарисуй свою семью, где каждый член семьи изображен в виде фантастического (несуществующего) животного». Инструкция 5: «Нарисуй свою семью, где каждый изображен в виде метафоры, некоего образа, символа, который выражает особенности вашей семьи». При выполнении задания следует отмечать в протоколе: а) последовательность рисования деталей; б) паузы более 15 сек.; в) стирание деталей; г) спонтанные комментарии ребенка; д) эмоциональные реакции и их связь с изображением. После выполнения заданий следует получить максимум информации дополнительно с помощью вопросов и ситуаций: Вопросы: 1) Скажи, кто тут нарисован? 2) Где они находятся? 3) Что они делают? Кто это придумал? 4) Им весело или скучно? Почему? 5) Кто из нарисованных людей самый счастливый? Почему? 6) Кто из них самый несчастный? Почему? При опросе психолог должен пытаться выяснить смысл нарисованного ребенком: чувства к отдельным членам семьи, почему кто-то не нарисован, что значат определенные детали рисунка (птицы, зверушки). Можно дополнить свой опрос проективными вопросами, типа «Если бы вместо птички был бы нарисован человек, то кто это был бы», «Кто бы выиграл в соревнованиях между братом и тобой», «Кого мама позовет идти с собой».116 После опроса ребенку предлагается решить шесть ситуаций, три из них выявляют негативные отношения к членам семьи, три — позитивные. Ситуации: 1. Представь себе, что ты имеешь два билета в цирк. Кого бы ты позвал идти с собой? 2. Представь, что вся твоя семья идет в гости, но один из вас заболел и должен остаться дома. Кто он? 3. Ты строишь из конструктора дом (вырезаешь бумажное платье для куклы) и тебе не везет. Кого ты позовешь на помощь? 4. Ты имеешь N билетов в кино (на один меньше, чем членов семьи) на интересную кинокартину. Кто останется дома? 5. Представь себе, что ты попал на необитаемый остров. С кем бы ты хотел там жить? 6. Ты получил в подарок интересное лото. Вся семья села играть, но вас одним человеком больше, чем надо. Кто не будет играть? Для интерпретации также надо знать: а) возраст исследуемого ребенка; б) состав его семьи, возраст братьев и сестер; в) если возможно, иметь сведения о поведении ребенка в семье, детском саду, школе.
Проективные техники конструирования и дополнения Тест мира Тест мира (World Test) — проективная методика исследования личности, история которой обращена к исследованиям Э.Эриксона (1938), а причиной для ее создания послужило произведение Г.Уэллса «Игры на молу». Первый вариант теста предложен М.Ловенфельд (1939). Наиболее значительный вклад в развитие теста мира как проективной методики внесли Г.Болгар и Л.Фишер, опубликовавшие в 1947 г. статью под названием «Проекция личности в тесте Мира». Кроме варианта Ловенфельда, существуют «Игровой тест мира» и «Картиночный тест мира» Ш.Бюлер, тест «Деревня» (Артур, Мэбили, Мукиелли). Тест предназначен для обследования как детей, так и взрослых. Стимульный материал теста (вариант М.Ловен-фельд) состоит из моделей предметов, распределенных в разной пропорции по категориям (дома, деревья, дикие и домашние животные, самолеты, люди в форме и в обычной одежде и т.д.). Небольшие по величине модели изготовлены из дерева или металла и имеют яркую окраску. Испытуемый по своему усмотрению создает из этих предметов то, что авторы назвали «малый мир». Время работы не ограничивается. Картиночный вариант теста мира предложен Ш.Бюлер и М.Мансоном (1956). В этом тесте несколько картин (из предложенных) наклеивают на листы большого формата, с тем чтобы обследуемый мог на них нарисовать необходимые ему объекты. Основой для интерпретации является учет предметов, выбираемых первыми; количества использованных предметов по категориям; пространства, занятого конструкцией; формы конструкции, а также особенностей, проявляющихся в поведении обследуемого. Опираясь на исследования различных клинических групп, авторы создали гипотетическую «нормальную конструкцию» и определили отклонения от нее. Были выделены основные подходы к конструированию «мира»: практический, логический, социальный, витальный и эстетический. Оценивалась их реалистичность. Сравнение интерпретаций с биографическими данными обследуемых свидетельствует о высокой ва-лидности теста мира. В зарубежных исследованиях отмечается, что тест позволяет успешно дифференцировать различные клинические группы. Ш.Бюлер, в связи с классификацией симптомов-нарушений предлагает различать миры: агрессивные, закрытые, дезорганизованные, жесткие, пустые. Г.Болгар и Л.Фишер используют более сложные системы классификации данных: тип работы, тема работы, выбор объектов, геометрическая форма, разнообразие, количество используемых объектов, размер, способ работы (аналитический или синтетический), готовность и пр. Кроме этого, обращается также внимание на такие варианты, как работа, выполненная в основном вдоль периферии участка, горизонтальная (конформность) или вертикальная конструкция, строительство вверх.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 849; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.227.69 (0.1 с.) |