Импрессивные проективные методики . 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Импрессивные проективные методики .



Тест выбора цвета М.Люшера — проективная ме­тодика исследования личности, основанная на субъек­тивном предпочтении цветовых стимулов.

Хорошо известно, что воздействие цвета может вызывать у человека как физиологический, так и пси­хологический эффект. Это обстоятельство давно уже учитывается в искусстве, эстетике, гигиене производ­ства. Поскольку эмоциональное отношение к цвету может характеризоваться или предпочтением его (вы­бором), или безразличием, или отказом от него (нега­тивной оценкой), то оно учитывается и в психодиагно­стике.

Тест Люшера основан на предположении о том, что выбор цвета отражает нередко направленность испы­туемого на определенную деятельность, настроение, функциональное состояние и наиболее устойчивые черты личности. Характеристика цветов (по Люшеру) включает в себя 4 основных и 4 дополнительных цвета (хотя в настоящее время есть 8, 16 и 32-цветные варианты, в том числе и компьютерные, методики Люшера).

Основные цвета:

1) синий — символизирует спокойствие, удовлетво­ренность;

2) сине-зеленый — чувство уверенности, настойчи­вость, иногда упрямство;

3) оранжево-красный — символизирует силу волево­го усилия, агрессивность, наступательные тенден­ции, возбуждение;

4) светло-желтый — активность, стремление к об­щению, экспансивность, веселость.

При отсутствии конфликта в оптимальном состо­янии основные цвета должны занимать преимуще­ственно первые пять позиций. Дополнительные цвета:

5) фиолетовый;

6) коричневый;

7) черный;

8) серый (обозначается как нулевой — 0).

Эти цвета символизируют негативные тенден­ции: тревожность, стресс переживание страха, огор­чения. Их значение (как и основных) в наибольшей степени определяется взаимным расположением, распределением по позициям.

Психолог, проводящий обследование, должен пе­ремешать все карточки и положить их перед испыту­емым цветовой поверхностью наверх. Испытуемый должен выбрать из восьми цветов тот, который ему больше всего нравится. При этом нужно пояснить, что он должен выбрать цвет как таковой, не пытаясь со­отнести его с любимым цветом в одежде, цветом глаз и т.п. Карточку с выбранным цветом следует отложить в сторону, перевернув цветной стороной вниз. Затем испытуемый выбирает из оставшихся семи цветов наиболее приятный. Выбранную карточку следует по­ложить цветной стороной вниз справа от первой. По­вторяя процедуру до последнего цвета, психолог за­тем переписывает номера карточек в разложенном порядке.

Через 2 — 3 мин. выбор цветов испытуемым повто­ряется, при этом ему необходимо пояснить, что он не должен вспоминать порядок раскладки в первом выборе и сознательно менять предыдущий порядок. Он должен выбирать цвета, как будто впервые.

Первый выбор характеризует желаемое состоя­ние, второй — действительное. В зависимости от цели исследования можно интерпретировать резуль­таты соответствующего тестирования.

В результате тестирования получается восемь по­зиций:

первая и вторая — явное предпочтение (обо­значаются + +);

третья и четвертая — предпочтение (обозна­чаются х х);

пятая и шестая — безразличие к цвету (обо­значаются = =);

седьмая и восьмая — антипатия к цвету (обо­значаются — —).

На основании анализа более 36 000 результатов исследований М.Люшер дал примерную характерис­тику выбранных позиций:

1-я позиция отражает средства достижения цели (например, выбор синего цвета говорит о намерении действовать спокойно, без излишнего напряжения);

2-я позиция показывает цель, к которой стремится испытуемый;

3-я и 4-я позиции характеризуют предпочтение цвету и отражают ощущение испытуемым истинной ситуации, в которой он находится, или же образ дей­ствий, который ему подсказывает ситуация;

5-я и 6-я позиции характеризуют безразличие к цвету, нейтральное к нему отношение. Они как бы свидетельствуют, что испытуемый не связывает свое состояние, настроение, мотивы с данными цветами. Однако в определенной ситуации эта позиция может содержать резервную трактовку цвета, например, си­ний цвет (цвет покоя) откладывается временно как неподходящий в данной ситуации;

7-я и 8-я позиции характеризуют негативное отно­шение к цвету, стремление подавить какую-либо потреб­ность, мотив, настроение, отражаемые данным цветом. Запись выбранных цветов осуществляется переч­нем номеров в порядке предпочтения с указанием позиций.

При интерпретации результатов учитываются сле­дующие аспекты:

— общая последовательность выбора цветов в пер­вой и во второй серии;

— взаимное расположение основных цветов, ос­новных и дополнительных цветов;

— расположение цветов на первых и последних позициях.

При оценке положения основных цветов учитыва­ется, что если они занимают позицию далее пятой, значит, характеризуемые ими свойства, потребности не удовлетворены, следовательно, имеют место тревож­ность, негативное состояние.

Рассматривается также взаимное положение основ­ных цветов. Основные цвета, по мнению М.Люшера, символи­зируют следующие психологические потребности:

№ 1 (синий) — потребность в удовлетворении, спо­койствии, устойчивой положительной привязанности;

№ 2 (зеленый) — потребность в самоутверждении;

№ 3 (красный) — потребность активно действовать и добиваться успеха;

№ 4 (желтый) — потребность в перспективе, на­деждах на лучшее, мечтах.

Если основные цвета находятся в 1 — 5-й позициях, считается, что эти потребности в известной мере удов­летворяются, воспринимаются как удовлетворяемые;

если они в 6 — 8-й позициях, имеет место какой-либо конфликт, тревожность, неудовлетворенность из-за неблагоприятных обстоятельств. Отвергаемый цвет может рассматриваться как источник стресса. Напри­мер, отвергаемый синий цвет означает неудовлетво­ренность отсутствием покоя, привязанности.

Интерпретация результатов теста Люшера пред­полагает сопоставление их с результатами примене­ния других методов: материалами анкетирования, на­блюдения, бесед, изучения документов об испытуемых.

 

 Проективные методики интерпретации

Эту группу методик по праву возглавляет Тематический апперцеп­тивный тест (Thematic Apperception Test — ТАТ), созданый еще в 1935 г. К. Морган и Г. Мюреем. Он применяется в клинической практике для диагностики неврозов и психосоматических расстройств.

Стимульным материалом ТАТ является стандартный набор из 30 таблиц с изображением относительно неопределенных ситуаций, а также таблица — пустой бланк. Каждому испытуемому дается 20 таб­лиц, которые подбираются психологом заранее с учетом его пола и возраста. Методика предназначена для диагностирования лиц, начи­ная с возраста 14 лет.

Испытуемого просят составить по картинке рассказ, объясняя, что при­вело к изображенному событию, что происходит в данный момент, что будет происходить в дальнейшем, о чем думают и что чувствуют персо­нажи. При предъявлении пустого бланка его просят вообразить какую-либо картину и описать ее, а затем составить по ней рассказ. В процессе диагностирования фиксируется время, затраченное на каждую таблицу, латентное время (от момента предъявления таблицы до начала расска­за), длительные паузы, жесты, мимика, поза, настроение. Ведется за­пись рассказов и всех речевых высказываний испытуемого.

Как правило, диагностика проводится в два сеанса с интервалом меж­ду ними в одни сутки. По окончании рассказов следует беседа с испыту­емым, в ходе которой психолог прежде всего выясняет источники тех или иных сюжетов, причины логических неувязок, речевых ошибок, оговорок, получает дополнительные сведения об испытуемом.

Г. Мюррей, анализируя рассказы испытуемого, выделял несколько эта­пов. На первом этапе следует определить героя каждого рассказа. На втором этапе выявляются важнейшие характеристики героя — его стремления, желания, чувства, черты характера, привычки. По термино­логии Г. Мюррея, это проявления потребностей, которые он определял как динамические образования, организующие и направляющие психиче­скую деятельность и поведение человека. Анализ потребностей необходим для уточнения индивидуальности, поскольку каждому чело­веку присущ их специфический комплекс. Г. Мюррей выделил и описал множество потребностей, которые он классифицировал по разным осно­ваниям (потребности в деятельности и в результате, созидательные и не­гативные потребности и др.) 

Для анализа результатов ТАТ Г. Мюррей составил перечень и подроб­ные описания 20 потребностей, среди которых доминантность, агрес­сия, автономия, социальность, достижение, самозащита и др. После на­хождения потребностей у героев рассказов психолог должен оценить их в баллах (от 1 до 5) в зависимости от интенсивности, длительности и ча­стоты проявления, значения для развития сюжета.

Завершающий этап обработки заключается в их ранжировании с це­лью выделения доминирующих потребностей, проявляющихся сильнее и чаще на протяжении всего диагностирования (то есть во многих рас­сказах). По гипотезе Г. Мюррея, испытуемый идентифицирует себя с ге­роями рассказов; поэтому найденные потребности и их иерархия харак­теризуют его личность.

Каждой потребности соответствует определенное давление, ощуща­емое со стороны. Давление рассматривается пусковым механизмом по­требности, необходимым для того, чтобы она стала активной доминан­той поведения. Их взаимодействие — тема — является базовым объектом психологического анализа, позволяющим описать взаимоотношения ин­дивида со средой.

Правильное, квалифицированное применение этой сложной мето­дики позволяет получить целостное, глобальное знание о личности, в котором представлена информация о доминирующих потребностях, степени их удовлетворения, конфликтах со средой, целях и сред­ствах их достижения, преградах, состоянии аффективной сферы, пси­хологических защитах, жизненной позиции, мировоззрении, само­оценке.

ТАТ и использованный в нем подход к оценке личности послужили основой для разработки целого ряда родственных методик, направ­ленных на измерение одной потребности (например, потребности в достижении или агрессии), для диагностики разных возрастных групп (подростковый апперцептивный тест, геронтологический апперцеп­тивный тест).

 

Известен Тест детской апперцепции (Children ' s Apperception Test — CAT), разработанный Л. Беллаком и предназначенный для диагностики детей в возрасте от 3 до 10 лет. На карточках CAT вместо людей изоб­ражены животные в антропоморфных ситуациях, так как предполагает­ся, что маленьким детям легче фантазировать с изображением живот­ного, чем человека. Эта методика широко используется в практике детских психологов-консультантов и позволяет выявить основные по­требности ребенка и степень их удовлетворения, его взаимоотноше­ния с окружающими людьми, страхи, конфликты, психологические за­щиты.

Несмотря на то что практическая ценность ТАТ и сходных методик не подвергается сомнению со стороны клиницистов, психодиагносты продолжают исследования их психометрических параметров.

 

  Мето­дика рисуночной фрустрации Розенцвейга (Rosenzweig Picture — Fru ­ stration Study).

В ТАТе и родственных ему методиках картинки используются для того, чтобы стимулировать свободную игру воображения и вызывать сложные вербальные ответы. В противоположность этому, Методика рисуночной фрустрации Розенцвейга (RPF-study) дает меньше просто­ра для фантазии и требует более простых ответов. Созданная С. Розен-цвейгом на основе его теории фрустрации и агрессии, эта методика, опуб­ликованная еще в 1945 г. и имеющая большое количество последующих модификаций, представляет собой серию условных рисунков, на кото­рых один персонаж определенным образом срывает («фрустрирует») намерения и действия другого персонажа или привлекает внимание к фрустрирующей ситуации. На специально отведенном пустом месте стимульной карточки испытуемый пишет, что, по его мнению, ответил бы фрустрированный персонаж.

В соответствии с теорией фрустрации С. Розенцвейга это состоя­ние возникает у человека в тех случаях, когда он по каким-то причи­нам не может удовлетворить потребность, добиться намеченной цели. Фрустрация называется первичной (депривацией), если удовлетворе­ние потребности невозможно из-за отсутствия ее объекта. Вторичная фрустрация возникает, когда на пути к цели встречается препятствие, мешающее ее достижению.

Поскольку состояние фрустрации индивид переживает довольно часто в контексте повседневных жизненных ситуаций, он со временем вырабатывает специфические эмоциональные и поведенческие спосо­бы реагирования. Если его отношение к фрустрирующим обстоятель­ствам адекватно, а способы преодоления фрустрации отличаются ус­тойчивостью, то можно говорить о так называемой фрустрационной толерантности. Согласно С. Розенцвейгу, фрустрационная толерант­ность характеризует развитую, зрелую личность. Поэтому так важно психологу не только выявить специфический набор фрустрационных реакций, свойственный индивиду, но и определить их устойчивость. Помимо этого, на основе таблиц стандартных ответов (ответов, ко­торые дают не менее 40 % испытуемых) рассчитывается показатель групповой конформности, позволяющий судить о степени социальной адаптации индивида.

Методика С. Розенцвейга существует в двух вариантах — для взрослых, начиная с 15 лет, и для детей в возрасте 4-12 лет. Она обладает относи­тельно объективной процедурой оценки результатов и более доступна статистическому анализу, чем большинство проективных методик.

Для формализации словесных ответов испытуемых С. Розенцвейг предложил использовать выделенные им оценочные категории. По типу реакции, отражающему доминирующее в ответе содержание, различают:

· препятственно-доминантные реакции — препятствия, вызыва­ющие фрустрацию, всячески акцентируются независимо от того, расцениваются они как благоприятные, неблагоприятные или не­значительные;

· самозащитные — активность проявляется в форме порицания кого-либо, отрицания или признания собственной вины, уклонения от упрека и направлена на защиту своего Я;

· конструктивно-упорствующие реакции — постоянно направленные на выявление конструктивного решения выхода из конфликтной си­туации в форме либо требования помощи от других лиц, либо при­нятия на себя обязанности позитивно разрешить ситуацию, либо в форме уверенности в том, что время и ход событий приведут к ее разрешению.

По направленности реакции оцениваются как:

· экстрапунитивные — направленные на живое или неживое окруже­ние, при этом осуждается внешняя причина фрустрации и подчер­кивается ее степень, иногда разрешения ситуации требуют от дру­гого лица;

· интропунитивные — направленные на самого себя с принятием вины или ответственности за исправление возникшей ситуации; при этом фрустрирующая ситуация не подлежит осуждению;

· импунитивные — направленные на ослабление и преобразование «агрессивной энергии» в нечто незначительное, неизбежное, пре­одолимое со временем; при этом обвинение окружающих или са­мого себя отсутствует.

В России эта методика используется в клинической практике для дифференцированной диагностики неврозов, при прогнозировании социально-опасных действий психически больных. Широко применя­ется она и в практической работе со здоровыми людьми для прогноза поведения в трудных и конфликтных ситуациях, для предсказания эмоциональных реакций при столкновении с проблемами, для выяв­ления трудностей во взаимодействии с людьми, при анализе причин социальной дезадаптации. Адаптация и стандартизация детского ва­рианта были предложены Е. Е. Даниловой (1992). Ею получены нор­мы для детей в возрасте от 6 до 11 лет.

Экспрессивные проективные методики - груп­па методик, предполагающих изучение эксп­рессивных проявлений активности человека. Объединяют методики изучения экспрессии: анализ почерка, особенностей речевого обще­ния и др., а также методики изучения продук­тов творчества: рисование на свободную или за­данную тему.

 «Дом—дерево—человек»

Данная проективная методика исследования лич­ности была предложена Дж.Буком в 1948 г. Тест пред­назначен как для взрослых, так и для детей, возможно групповое обследование.

Процедура проведения. Обследуемому предлагает­ся нарисовать дом, дерево и человека. Затем проводит­ся опрос по разработанному плану (схеме). Выбор на­званных предметов для рисования автор обосновывает тем, что они знакомы каждому обследуемому, наибо­лее удобны как объекты для рисования и, наконец, сти­мулируют более свободные словесные высказывания, нежели другие объекты.

Каждый рисунок — это своеобразный автопорт­рет обследуемого, детали которого имеют личностное значение. По рисункам можно судить об аффективной сфере личности, ее потребностях, уровне психосексу­ального развития и т.д. Помимо использования теста «Дом-дерево-человек» в качестве проективной методи­ки автор демонстрирует возможность теста определять уровень интеллектуального развития (коэффициент ранговой корреляции с тестами интеллекта составляет 0,4-0,75).

Считается, что взаимодействие между домом, де­ревом и человеком представляет собой зрительную метафору. Если привести весь рисунок в действие, вы увидите, что действительно происходит в нашей жиз­ни. В упрощенной форме «дерево» символизирует жизненную энергию и стремление к жизни.

Один из способов интерпретации предполагает анализ порядка, в котором выполняется рисунок дома, дерева и человека. Если первым нарисовано дерево, значит, основное для человека — жизненная энергия. Если первым рисуется дом, то на первом месте безо­пасность, успех или, наоборот, пренебрежение этими понятиями.

 

 

«Несуществующее животное»

Несуществующее животное — проективная мето­дика исследования личности; предложена М.З.Друкаревич.

Испытуемому предлагают придумать и нарисовать несуществующее животное, а также дать ему ранее не существовавшее имя. Из имеющейся литературы вид­но, что процедура обследования не стандартизована (используются разных размеров листы бумаги для ри­сования, в одних случаях рисунок выполняется цвет­ными карандашами, в других — одним цветом и т.д.). Общепринятой системы оценки рисунка не существу­ет. Теоретические посылки, положенные в основу со­здания методики, совпадают с таковыми у прочих про­ективных методик. Как и многие другие рисуночные тесты, данный тест направлен на диагностику лично­стных особенностей, иногда — творческих потенций личности.

Метод исследования построен на теории психо­моторной связи. Для регистрации состояния психики используется исследование моторики (в частности, мо­торики рисующей доминантной правой руки — зафик­сированной в виде графического следа движения, рисунка). По И.М.Сеченову, всякое представление, возникающее в психике, любая тенденция, связанная с этим представлением, заканчивается движением (буквально: «Всякая мысль заканчивается движе­нием»).

Если реальное движение по какой-то причине не осуществляется, то в соответствующих группах мышц суммируется определенное напряжение энергии, не­обходимой для осуществления ответного движения (на представление — мысль). Так, например, образы и мысли — представления, вызывающие страх, стиму­лируют напряжение в группах ножной мускулатуры и в мышцах рук, что оказалось бы необходимым в случае ответа на страх бегством или защитой с помощью рук — ударить, заслониться. Тенденция движения имеет на­правление в пространстве: удаление, приближение, наклон, выпрямление, подъем, падение.

При выполнении рисунка лист бумаги (либо по­лотно картины) представляет собой модель простран­ства и, кроме состояния мышц, фиксирует отношение к пространству, т.е. возникающую тенденцию. Пространство, в свою очередь, связано с эмоциональной окраской переживания и временным периодом: на­стоящим, прошлым, будущим. Связано оно также с действенностью или идеально-мыслительным планом работы психики. Пространство, расположенное сза­ди и слева от субъекта, связано с прошлым периодом и бездеятельностью (отсутствием активной связи меж­ду мыслью — представлением, планированием и его осуществлением). Правая сторона, пространство спе­реди и вверху связаны с будущим периодом и дей­ственностью. На листе (модели пространства) левая сторона и низ связаны с отрицательно окрашенными И депрессивными эмоциями, с неуверенностью и пассивностью. Правая сторона (соответствующая доминантной правой руке) — с положительно окрашенны­ми эмоциями, энергией, активностью, конкретностью действия.

Помимо общих закономерностей психомоторной связи и отношения к пространству при толковании материала теста используются теоретические нормы оперирования с символами и символическими геомет­рическими элементами и фигурами. Для статистической проверки или стандартизации результат анализа может быть представлен в описа­тельных формах. По составу данный тест — ориенти­ровочный и как единственный метод исследования обычно не используется и требует объединения с дру­гими методами в качестве батарейного инструмента ис­следования.

 

Рисунок семьи

Рисунок семьи (Drawing-Family Techniques) — группа проективных методик для оценки внутрисе­мейных отношений, основанных на анализе и интер­претации рисунков. Методики «Рисунок семьи», как правило, применяются при обследовании детей. Соглас­но схеме интерпретации (по В.Вульфу), в рисунке ана­лизируются:

а) последовательность рисования членов семьи, их пространственное расположение, наличие пропус­ков отдельных членов семьи;

б) отличия в формах и пропорциях отдельных фигур. Согласно В.Вульфу, последовательность рисования указывает на значимость данного члена семьи. Про­пуск члена семьи часто выражает стремление изба­виться от эмоционально неприемлемого лица.

Если величина изображенных фигур не соответ­ствует реальной иерархии, то такое восприятие отно­сят за счет степени субъективной доминантности и значимости. В.Вульф обращал внимание также на интерпретацию различий в рисовании отдельных час­тей тела, исходя из возможности переживаний, свя­занных с их функциями.

В работах В.Хьюлса были предложены интерпре­тационные схемы «Рисунка семьи», базирующиеся на самом процессе рисования (использование цветов, вы­черкивания, стирания, сомнения, сопутствующие эмо­циональные проявления, комментарии).

Дальнейшее развитие методики «Рисунок семьи» получили в работах Л.Кормана (1964), Р.Бернса и С.Кауфмана (1972). В инструкции к методике Л.Корма­на предусмотрено задание нарисовать не «семью» или «свою семью», как в методике В.Вульфа и В.Хьюлса, а «семью, как ты ее себе представляешь». Благодаря та­кой установке имеется возможность использовать ме­нее структурированный объект (стимул). При интер­претации результата авторы обращают внимание на случаи, когда испытуемый рисует большую или мень­шую семью, чем она является на самом деле (авторы (читают, что это указывает на функционирование оп­ределенных защитных механизмов; чем больше несов­падение, тем больше неудовлетворенность существу­ющей ситуацией).

В рисунках, по Л.Корману, анализируют:

а) графическое качество (характер линий, пропорции фигур, аккуратность, использование пространства);

б) формальную структуру (динамичность рисунка, расположение членов семьи);

в) содержание (анализ смысла рисунка). Параллельно с традиционным проведением обсле­дования (чтение и выполнение задания) предлагаются специальные вопросы, подталкивающие испытуемого К обсуждению темы отношений в семье (напр.: «Кто в гомье самый плохой?»), предусматривающие прямой положительный или отрицательный выбор (напр.: «Отец задумал поездку в автомобиле, но в нем не хва­тает места для всех. Кто останется дома?»), а также нопросы, уточняющие смысл нарисованной ситуации для ребенка.

Вариантом методики «Рисунок семьи», получившим наибольшую известность в зарубежной психодиагнос­тике, является «Кинетический рисунок семьи», предложенный Р.Бернсом и С.Кауфманом. В нем нужно нарисовать каждого из членов семьи в действии. Ин­терпретация материала основана на символическом толковании изображенных отношений, действий, пред­метов; при этом часть трактовок, предложенных авто­рами методики, основана на принципах психоанализа.

Техника «Рисунка семьи» в отечественной психо­диагностике нашла применение в клинических иссле­дованиях. А.И.Захаровым (1977) предложен вариант ме­тодики, состоящий из двух заданий. Для выполнения первого из них ребенку нужно нарисовать в четырех «комнатах», расположенных на двух «этажах», по од­ному из членов семьи, включая себя. При интерпрета­ции рисунка обращается внимание на размещение членов семьи по этажам и на то, кто из них находится рядом с ребенком (т. е. является эмоционально наибо­лее близким). Второе задание — выполнение рисунка в свободной форме без каких-либо дополнительных инструкций.

Вариант «Рисунка семьи» со сложной и дифферен­цированной интерпретационной схемой предложен Г.Т.Хоментаускасом в 1985 г.

Несмотря на различия в частных интерпретациях, можно выделить основные аспекты, к которым от­носятся:

а) интерпретация структуры рисунка семьи;

б) интерпретация особенностей нарисованных чле­нов семьи;

в) интерпретация процесса рисования.

Теоретически можно обосновать методику рисо­вания семьи как процедуру, отражающую в первую очередь переживания и восприятие ребенком своего места в семье, отношение ребенка к семье в целом и отдельным ее членам.

Негативные переживания ребенка, связанные с неудовлетворенностью семейной ситуацией, отража­ются уже в самом отношении к заданию: наблюдаются защитные реакции, приобретающие форму трансфор­мации задания (рисование не связанных с семьей людей, отказ от рисования), откладывание во времени — рисование других предметов. Отношение детей к се­мье и отдельным ее членам выражается в характере расположения членов семьи, их сплоченности-разоб­щенности. Выявлено, что с чувством неудовлетворенности, отвержения связано появление в рисунке изоб­ражения туч, дождя, солнца, расположение членов се­мьи на линии основания.

Выделены два измерения, в психологическом смысле отражающие:

1) чувства ребенка относительно семьи, семейной ситуации, собственного места в ней (чувство отвер­женности — чувство принадлежности). Это измере­ние описывается следующим противопоставлением характеристик рисунка: уменьшение состава се­мьи, тучи, солнце, линия основания, начало рисо­вания с других предметов — сплоченность семьи, Я рядом с другими.

2) способ переработки чувства отверженности (симво­лическое изгнание семьи — символическое изгна­ние себя). Это измерение дифференцирует полюс предыдущего фактора «чувство отверженности» и описывается противопоставлением характеристик: присутствие не связанных с семьей людей, Я един­ственная фигура — отсутствие Я.

Также выявлены способы, с помощью которых ребенок графически презентирует эмоциональные отношения «силы-слабости» и «любимости-нелюби-мости». Атрибуция «силы» передается главным обра­зом через изменения соотношения высоты, ширины, площади фигуры, поднятых рук, объектов в руках.

Любимый-нелюбимый представлен двумя путями. Для обоих характерна передача превосходства люби­мого над нелюбимым через количество деталей тела, цветов, декорирования. Однако в первом случае люби­мый превосходит нелюбимого по величине, во втором — уступает ему. Таким образом, по этим отношениям мож­но вычленить основные параметры эмоционального отношения ребенка к членам семьи, соответствующие осям «симпатия» и «уважение».

Процедура и цель применения теста.

Цель применения теста: выявление особенностей внутрисемейных отношений. Задачи: на основе выпол­нения изображения, ответов на вопросы оценить осо-понности восприятия и переживаний ребенком отно­шений в семье.

Материал: лист белой бумаги 15x20 или 21 х 29, шесть цветных карандашей или один простой, ластик.

Инструкция к тесту 1: «Нарисуй, пожалуйста, свою семью». Ни в коем случае нельзя объяснять, что обозначает слово «семья», т.к. этим искажается суть исследования. Если ребенок спрашивает, что рисовать, психолог должен просто повторить инструкцию. При индивидуальном обследовании время выполнения за­дания не ограничивают (обычно 35 мин.), при группо­вом ограничивают в пределах 15 — 30 мин.

Допускается использование дополнительных зада­ний:

Инструкция 2: «Нарисуй свою семью, где все за­няты обычным делом».

Инструкция 3: «Нарисуй свою семью как ты ее себе представляешь».

Инструкция 4: Нарисуй свою семью, где каж­дый член семьи изображен в виде фантастического (не­существующего) животного».

Инструкция 5: «Нарисуй свою семью, где каж­дый изображен в виде метафоры, некоего образа, сим­вола, который выражает особенности вашей семьи».

При выполнении задания следует отмечать в про­токоле:

а) последовательность рисования деталей;

б) паузы более 15 сек.;

в) стирание деталей;

г) спонтанные комментарии ребенка;

д) эмоциональные реакции и их связь с изображе­нием.

После выполнения заданий следует получить мак­симум информации дополнительно с помощью вопро­сов и ситуаций:

Вопросы: 1) Скажи, кто тут нарисован? 2) Где они находятся? 3) Что они делают? Кто это придумал? 4) Им весело или скучно? Почему? 5) Кто из нарисо­ванных людей самый счастливый? Почему? 6) Кто из них самый несчастный? Почему?

При опросе психолог должен пытаться выяснить смысл нарисованного ребенком: чувства к отдельным членам семьи, почему кто-то не нарисован, что значат определенные детали рисунка (птицы, зверушки). Можно дополнить свой опрос проективными вопро­сами, типа «Если бы вместо птички был бы нарисован человек, то кто это был бы», «Кто бы выиграл в соревнованиях между братом и тобой», «Кого мама позовет идти с собой».116

После опроса ребенку предлагается решить шесть ситуаций, три из них выявляют негативные отношения к членам семьи, три — позитивные.

Ситуации:

1. Представь себе, что ты имеешь два билета в цирк. Кого бы ты позвал идти с собой?

2. Представь, что вся твоя семья идет в гости, но один из вас заболел и должен остаться дома. Кто он?

3. Ты строишь из конструктора дом (вырезаешь бу­мажное платье для куклы) и тебе не везет. Кого ты позовешь на помощь?

4. Ты имеешь N билетов в кино (на один меньше, чем членов семьи) на интересную кинокартину. Кто останется дома?

5. Представь себе, что ты попал на необитаемый ос­тров. С кем бы ты хотел там жить?

6. Ты получил в подарок интересное лото. Вся семья села играть, но вас одним человеком больше, чем надо. Кто не будет играть?

Для интерпретации также надо знать:

а) возраст исследуемого ребенка;

б) состав его семьи, возраст братьев и сестер;

в) если возможно, иметь сведения о поведении ребенка в семье, детском саду, школе.

 

 

 Проективные техники конструирования и дополнения

 Тест мира

Тест мира (World Test) — проективная методика исследования личности, история которой обращена к исследованиям Э.Эриксона (1938), а причиной для ее создания послужило произведение Г.Уэллса «Игры на молу». Первый вариант теста предложен М.Ловенфельд (1939). Наиболее значительный вклад в развитие теста мира как проективной методики внесли Г.Болгар и Л.Фишер, опубликовавшие в 1947 г. статью под названием «Проекция личности в тесте Мира». Кроме варианта Ловенфельда, существуют «Игровой тест мира» и «Картиночный тест мира» Ш.Бюлер, тест «Деревня» (Артур, Мэбили, Мукиелли).

Тест предназначен для обследования как детей, так и взрослых.

Стимульный материал теста (вариант М.Ловен-фельд) состоит из моделей предметов, распределенных в разной пропорции по категориям (дома, деревья, дикие и домашние животные, самолеты, люди в форме и в обычной одежде и т.д.). Небольшие по величине модели изготовлены из дерева или металла и имеют яркую окраску. Испытуемый по своему усмотрению создает из этих предметов то, что авторы назвали «ма­лый мир». Время работы не ограничивается.

Картиночный вариант теста мира предложен Ш.Бюлер и М.Мансоном (1956). В этом тесте несколько картин (из предложенных) наклеивают на листы боль­шого формата, с тем чтобы обследуемый мог на них нарисовать необходимые ему объекты.

Основой для интерпретации является учет пред­метов, выбираемых первыми; количества использован­ных предметов по категориям; пространства, занятого конструкцией; формы конструкции, а также особенно­стей, проявляющихся в поведении обследуемого.

Опираясь на исследования различных клиниче­ских групп, авторы создали гипотетическую «нормаль­ную конструкцию» и определили отклонения от нее. Были выделены основные подходы к конструированию «мира»: практический, логический, социальный, ви­тальный и эстетический. Оценивалась их реалистич­ность. Сравнение интерпретаций с биографическими данными обследуемых свидетельствует о высокой ва-лидности теста мира. В зарубежных исследованиях отмечается, что тест позволяет успешно дифференци­ровать различные клинические группы.

Ш.Бюлер, в связи с классификацией симптомов-нарушений предлагает различать миры: агрессивные, закрытые, дезорганизованные, жесткие, пустые.

Г.Болгар и Л.Фишер используют более сложные систе­мы классификации данных: тип работы, тема работы, выбор объектов, геометрическая форма, разнообразие, количество используемых объектов, размер, способ работы (аналитический или синтетический), готовность и пр. Кроме этого, обращается также внимание на такие варианты, как работа, выполненная в основном вдоль периферии участка, горизонтальная (конформ­ность) или вертикальная конструкция, строительство вверх.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 849; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.227.69 (0.1 с.)