Метод измерения локуса контроля. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Метод измерения локуса контроля.



Локус контроля — качество, характеризующее склонность человека приписывать ответственность за результаты своей деятельности внешним силам либо собственным способностям и усилиям. Появление это­го понятия в психологической литературе в первую очередь связано с работами американского психолога Дж.Роттера, который предложил различать людей в соответствии с тем, где они локализуют контроль за значимыми для себя событиями. Существует два край­них типа такой локализации, или локуса контроля: интернальный и экстернальный.

Локус контроля интернальный — устойчивое ка­чество личности, выражающееся в принятии человеком ответственности за происходящие с ним события, объясняя их своим поведением, ошибками и т.д.

Интерпол — тип личности, в случае неудачи более об­виняющий в ней себя, а не других и окружающие об­стоятельства.

Экстернал, напротив, убежден, что его успехи или неудачи являются результатом таких вне­шних сил, как везение, случайность, давление окружа­ющих, другие люди и т.д.

Экспериментальные работы установили связь раз­нообразных форм поведения и параметров личности с экстернальностью-интернальностью. Конформное и уступчивое поведение в большей степени присуще людям с экстернальным локусом. Интерналы менее склонны подчиняться давлению других, сопротивлять­ся, когда чувствуют, что ими манипулируют, они реаги­руют сильнее, чем экстерналы, на утрату личной свобо­ды. Люди с интернальным локусом контроля лучше работают в одиночестве, чем под наблюдением или при видеозаписи. Для экстерналов характерно обратное.

Экстерналы и интерналы различаются по спосо­бам интерпретации разных социальных ситуаций, в частности, по способам получения информации и по механизмам их каузального объяснения. Интерналы бо­лее активно ищут информацию и обычно более осве­домлены о ситуации, чем экстерналы. В одной и той же ситуации интерналы атрибутируют большую ответ­ственность индивидам, участвующим в этой ситуации. Интерналы также в большей степени избегают ситуа­ционных объяснений поведения, чем экстерналы.

Исследования, связывающие проведенные в обла­сти экстернальности/интернальности в межличност­ных отношениях, показали, что интерналы более попу­лярны, благожелательны, уверены в себе, проявляют большую терпимость. Существует связь высокой ин-тернальности с положительной самооценкой, с боль­шей согласованностью образов реального и идеально­го «Я». У интерналов обнаружена более активная, чем у экстерналов, позиция по отношению к своему здоро­вью: они лучше информированы о своем состоянии, больше заботятся о своем здоровье и чаще обращают­ся за профилактической помощью.

Экстернальность коррелирует с тревожностью, с депрессией, с психическими заболеваниями. Интерналы предпочитают недирективные методы психокоррек­ции; экстерналы субъективно более удовлетворены поведенческими методами.

В отечественной психологической практике чаще всего используются три варианта методик локуса кон­троля: оригинальная «шкала 1-Е» Роттера в переводе на русский язык; методика исследования уровня субъек­тивного контроля (УСК), созданная Е.Ф.Бажиным, Е.А.Голынкиной и А.М.Эткиндом в Ленинградском пси­хоневрологическом институте им. В.М.Бехтерева; оп­росник субъективной локализации контроля (ОСЛК), разработанный С.Р.Пантилеевым и В.В.Столиным на факультете психологии МГУ."

Опросник субъективной локализации контроля (ОСЛК) создан на основе шкалы Роттера с сохранени­ем ее первичных качеств (одномерности, небольшого количества пунктов, формата шкалы, требующего в каждом пункте выбора одного из двух альтернативных суждений).

Опросник содержит 32 пункта, из которых 6 мас­кировочных и 26 работающих. Примеры пунктов:

7 а) «Как бы вы ни старались, некоторым людям вы все равно не понравитесь»;

7 б) «Люди, которые не нравятся другим, просто не умеют ладить с окружающими»;

12 а) «Что бы я ни планировал, я почти уверен, что мне удастся осуществить намеченное»;

12 б) «Планирование будущих действий не всегда разумно, так как многое зависит от случая»;

13 а) «Если в общежитии скучно, значит, студен­ческий комитет никуда не годится»;

13 б) «Сделать жизнь общежития веселой и инте­ресной зависит от нас самих».

В целях повышения достоверности результатов и нейтрализации позиционных эффектов опросник сба­лансирован по следующим параметрам:

1) по интернальности-экстернальности, что обеспе­чивается форматом шкалы;

2) по направлению атрибуций (приписываний свойств): примерно равное количество пунктов сформули­ровано в первом и третьем лице; Наделение, приписывание различных качеств,

свойств и характеристик одного человека другому как метод, прием или область исследования, касающиеся причинно-следственной интерпретации людьми пове­дения друг друга.

3) по эмоциональному признаку: равное количество пунктов описывают эмоционально-позитивные и эмоционально-негативные ситуации. Утверждения опросников в основном ориентиро­ваны на учебную сферу, сферы достижения и межлич­ностных отношении.

Данная шкала в достаточной мере удовлетворяет основным психометрическим требованиям, что под­тверждается достигнутыми показателями надежности и валидности, а результаты применения данного оп­росника на различных выборках испытуемых свиде­тельствует о том, что его можно с успехом применять в психодиагностической практике.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 133; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.199.243 (0.005 с.)