Основные этические принципы психодиагностики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные этические принципы психодиагностики



 

Практическая психодиагностика — это весьма сложная и ответственная область профессиональной деятельности психологов. Она требует соответствую­щего образования, профессионального мастерства и может затрагивать судьбы людей (когда, например, готовится медицинский или судебно-психологический диагноз. В этой связи к психодиагностике и психодическим тестам предъявляется ряд социально-этических и профессиональных требований. Профессионально-этические нормы — это требования, предъявляемые к уровню профессиональной квалификации психодиагноста, реализации им в своей деятельности специфи­ческих нравственных норм поведения как во взаимоотношениях с коллегами, научным сообществом, так и с испытуемыми. Данные требования составляют содержание ряда принципов, к которым относятся:

I. Принцип соблюдения тайны (конфиденциальнос­ти). Данный принцип предполагает неразглаше­ние результатов без персонального согласия на это того лица, по отношению к которому проводилась психодиагностика. Исключение составляют случаи, когда психодиагностика проводится в научных целях как часть экспериментального исследования, но и в этом случае не рекомендуется указывать в публикациях точные имена и фамилии испытуе­мых. Профессиональная тайна — информация, которая должна быть известна только узкому кру­гу специалистов. С необходимостью соблюдения данного принципа связано существование явления, т.н. контаминации критерия. Контаминация кри­терия — комплекс явлений, связанных с влиянием информации о результатах обследования испыту­емого на субъективное отношение к нему со сто­роны других лиц. Влияние контаминации критерия будет тем более выраженным, чем более авторитет имеет данная методика среди пользователей резуль­татами обследования, чем большей очевидной валидностью она обладает.

2. Принцип научной обоснованности психодиагнос­тической методики требует того, чтобы она как ми­нимум была валидной и надежной, то есть давала такие результаты, которым можно вполне доверять.

3. Принцип ненанесения ущерба предполагает, что результаты психодиагностики ни в коем случае нельзя использовать во вред тому человеку, кото­рый подвергается обследованию. Если психодиаг­ностика проводится в целях конкурсного отбора или при приеме человека на работу, то данный принцип применяется вместе с принципом откры­тости результатов для обследуемого, который тре­бует информации о том, что и как у него будет тестироваться каковы результаты его обследова­ния, а также о том, кем и каким образом они будут использованы для решения его судьбы.

4. Принцип объективности выводов из результатов требует, чтобы они были научно обосно­ванными, т.е. вытекали из результатов тестирова­ния, проведенного при помощи валидных и надеж­ных методик, а не определялись и никак не зависели от субъективных установок тех, кто проводит тес­тирование или пользуется его итогами. При подбо­ре методик в батарею (программу обследования) психолог не руководствуется субъективными пред­почтениями и предубеждениями в оценке методик, а исходит из требований максимальной эффектив­ности диагностики — максимум надежности при минимуме затрат. Психолог обязательно рассмат­ривает наряду с наиболее вероятной и альтерна­тивную психодиагностическую гипотезу (интерпретацию данных), применяя в психодиагностике принцип, аналогичный принципу «презумпции не­виновности» в судопроизводстве.

5. Принцип эффективности предлагаемых рекомен­даций предполагает, что такие рекомендации обяза­тельно должны быть полезными для того человека, которому даются. Сообщение результатов диагнос­тики испытуемому должно осуществляться с учетом ряда факторов:

— во-первых, результаты диагностики должны ин­терпретировать достаточно подготовленные люди;

— во-вторых, важен индивидуальный подход при интерпретации результатов (учет особенностей восприятия);

— в-третьих, важно не дать в ходе интерпретации результатов нежелательных установок, которые могли бы отрицательно повлиять на человека.

6. Принцип комплексной диагностики — принцип сочетания различных методических приемов при диагностике одного и того же психического свой­ства, а также сочетаний методик, направленных на родственные психические свойства, для повыше­ния валидности диагностического заключения. Психолог обеспечивает необходимый уровень на­дежности диагноза, применяя стандартизирован­ные и нестандартизированные методики, а также метод независимых экспертных оценок.

7. Принцип специальной подготовки и аттестации \чц, использующих психодиагностические методи­ки. Применение методик допускается лицами, име­ющими специальное образование, подготовку и опыт их использования, знающими исследуемую предметную сферу, умеющими общаться с обсле­дуемой категорией лиц.

8. Принцип ограниченного распространения психоди­агностических методик. Профессиональные пси­ходиагностические методики могут распростра­ниться только среди аттестованных специалистов.

Это предполагает неразглашение содержания ме­тодик и предупреждение их неправильного использования. Профессиональные методики не должны поступать в открытую продажу, печататься в открытых изданиях.                                                        

 

Профессиональные требования к психодиагносту

К людям, занимающимся психодиагностикой, предъ­являются особые квалификационные требования. Основ­ные из них: хорошая теоретическая подготовка, доско­нальное знание психодиагностических методик и правил их применения, наличие достаточного опыта практичес­кого использования соответствующих методик. Важней­шими личностными качествами психодиагноста являют­ся: критичность и гибкость мышления, общительность, эмпатия, доброжелательность к обследуемому, терпи­мость к чужому мнению, умение выслушать, понять и успокоить клиента (испытуемого), тактичность, свобод­ное владение речью, высокая общая культура, выра­жающаяся не только в профессиональной эрудиции, но и в наличии широкого круга интересов.

Психологпользователь психодиагностических средств должен знать и применять на практике общие теоретико-методологические принципы психодиагнос­тики, владеть основами дифференциальной психомет­рики, следить за текущей методической литературой по психодиагностике, самостоятельно вести картотеку и личную библиотеку методик, применяемых в задан­ной области.

Психолог должен быть способен правильно выб­рать тест, исходя из поставленной перед ним задачи и особенностей обследуемого человека или выборки. Он несет ответственность за правильное применение теста и интерпретацию его результатов, а также за соблюдение этических норм по отношению к обсле­дуемым. Психолог должен обеспечивать соблюдение всех стандартных требований при использовании ме­тодики.

Требования к разработчикам тестов (психолог-психометрист):

— знать методы математической статистики;

— уметь обеспечивать необходимые психометри­ческие характеристики вновь создаваемой ме­тодике (валидность, надежность, репрезентатив­ность);

быть в курсе последних достижений психологическойнауки, хорошо ориентироваться в смежных с ней областях (педагогике, социологии и пр.);

— постоянно осуществлять техническое совер­шенствование методик;

— уметь определять круг специалистов, которым могут быть предоставлены материалы по ис­пользованию методики.

Требования к специалистам-непсихологам:

— использовать только методики, снабженные однозначной стандартной инструкцией, необ­ходимыми показателями надежности и валид-ности, не требующие параллельного использо­вания высокопрофессиональных экспертных методов;

— консультироваться с психологом, работающим в данной практической области, какие именно методики могут быть применены для решения поставленных задач;

— при применении методики отвечать за соблю­дение всех этических норм по отношению к ис­пытуемому и третьим лицам.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 232; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.41.187 (0.005 с.)