Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные этические принципы психодиагностики
Практическая психодиагностика — это весьма сложная и ответственная область профессиональной деятельности психологов. Она требует соответствующего образования, профессионального мастерства и может затрагивать судьбы людей (когда, например, готовится медицинский или судебно-психологический диагноз. В этой связи к психодиагностике и психодическим тестам предъявляется ряд социально-этических и профессиональных требований. Профессионально-этические нормы — это требования, предъявляемые к уровню профессиональной квалификации психодиагноста, реализации им в своей деятельности специфических нравственных норм поведения как во взаимоотношениях с коллегами, научным сообществом, так и с испытуемыми. Данные требования составляют содержание ряда принципов, к которым относятся: I. Принцип соблюдения тайны (конфиденциальности). Данный принцип предполагает неразглашение результатов без персонального согласия на это того лица, по отношению к которому проводилась психодиагностика. Исключение составляют случаи, когда психодиагностика проводится в научных целях как часть экспериментального исследования, но и в этом случае не рекомендуется указывать в публикациях точные имена и фамилии испытуемых. Профессиональная тайна — информация, которая должна быть известна только узкому кругу специалистов. С необходимостью соблюдения данного принципа связано существование явления, т.н. контаминации критерия. Контаминация критерия — комплекс явлений, связанных с влиянием информации о результатах обследования испытуемого на субъективное отношение к нему со стороны других лиц. Влияние контаминации критерия будет тем более выраженным, чем более авторитет имеет данная методика среди пользователей результатами обследования, чем большей очевидной валидностью она обладает. 2. Принцип научной обоснованности психодиагностической методики требует того, чтобы она как минимум была валидной и надежной, то есть давала такие результаты, которым можно вполне доверять. 3. Принцип ненанесения ущерба предполагает, что результаты психодиагностики ни в коем случае нельзя использовать во вред тому человеку, который подвергается обследованию. Если психодиагностика проводится в целях конкурсного отбора или при приеме человека на работу, то данный принцип применяется вместе с принципом открытости результатов для обследуемого, который требует информации о том, что и как у него будет тестироваться каковы результаты его обследования, а также о том, кем и каким образом они будут использованы для решения его судьбы.
4. Принцип объективности выводов из результатов требует, чтобы они были научно обоснованными, т.е. вытекали из результатов тестирования, проведенного при помощи валидных и надежных методик, а не определялись и никак не зависели от субъективных установок тех, кто проводит тестирование или пользуется его итогами. При подборе методик в батарею (программу обследования) психолог не руководствуется субъективными предпочтениями и предубеждениями в оценке методик, а исходит из требований максимальной эффективности диагностики — максимум надежности при минимуме затрат. Психолог обязательно рассматривает наряду с наиболее вероятной и альтернативную психодиагностическую гипотезу (интерпретацию данных), применяя в психодиагностике принцип, аналогичный принципу «презумпции невиновности» в судопроизводстве. 5. Принцип эффективности предлагаемых рекомендаций предполагает, что такие рекомендации обязательно должны быть полезными для того человека, которому даются. Сообщение результатов диагностики испытуемому должно осуществляться с учетом ряда факторов: — во-первых, результаты диагностики должны интерпретировать достаточно подготовленные люди; — во-вторых, важен индивидуальный подход при интерпретации результатов (учет особенностей восприятия); — в-третьих, важно не дать в ходе интерпретации результатов нежелательных установок, которые могли бы отрицательно повлиять на человека. 6. Принцип комплексной диагностики — принцип сочетания различных методических приемов при диагностике одного и того же психического свойства, а также сочетаний методик, направленных на родственные психические свойства, для повышения валидности диагностического заключения. Психолог обеспечивает необходимый уровень надежности диагноза, применяя стандартизированные и нестандартизированные методики, а также метод независимых экспертных оценок.
7. Принцип специальной подготовки и аттестации \чц, использующих психодиагностические методики. Применение методик допускается лицами, имеющими специальное образование, подготовку и опыт их использования, знающими исследуемую предметную сферу, умеющими общаться с обследуемой категорией лиц. 8. Принцип ограниченного распространения психодиагностических методик. Профессиональные психодиагностические методики могут распространиться только среди аттестованных специалистов. Это предполагает неразглашение содержания методик и предупреждение их неправильного использования. Профессиональные методики не должны поступать в открытую продажу, печататься в открытых изданиях.
Профессиональные требования к психодиагносту К людям, занимающимся психодиагностикой, предъявляются особые квалификационные требования. Основные из них: хорошая теоретическая подготовка, доскональное знание психодиагностических методик и правил их применения, наличие достаточного опыта практического использования соответствующих методик. Важнейшими личностными качествами психодиагноста являются: критичность и гибкость мышления, общительность, эмпатия, доброжелательность к обследуемому, терпимость к чужому мнению, умение выслушать, понять и успокоить клиента (испытуемого), тактичность, свободное владение речью, высокая общая культура, выражающаяся не только в профессиональной эрудиции, но и в наличии широкого круга интересов. Психолог — пользователь психодиагностических средств должен знать и применять на практике общие теоретико-методологические принципы психодиагностики, владеть основами дифференциальной психометрики, следить за текущей методической литературой по психодиагностике, самостоятельно вести картотеку и личную библиотеку методик, применяемых в заданной области. Психолог должен быть способен правильно выбрать тест, исходя из поставленной перед ним задачи и особенностей обследуемого человека или выборки. Он несет ответственность за правильное применение теста и интерпретацию его результатов, а также за соблюдение этических норм по отношению к обследуемым. Психолог должен обеспечивать соблюдение всех стандартных требований при использовании методики. Требования к разработчикам тестов (психолог-психометрист): — знать методы математической статистики; — уметь обеспечивать необходимые психометрические характеристики вновь создаваемой методике (валидность, надежность, репрезентативность); быть в курсе последних достижений психологическойнауки, хорошо ориентироваться в смежных с ней областях (педагогике, социологии и пр.); — постоянно осуществлять техническое совершенствование методик; — уметь определять круг специалистов, которым могут быть предоставлены материалы по использованию методики. Требования к специалистам-непсихологам: — использовать только методики, снабженные однозначной стандартной инструкцией, необходимыми показателями надежности и валид-ности, не требующие параллельного использования высокопрофессиональных экспертных методов; — консультироваться с психологом, работающим в данной практической области, какие именно методики могут быть применены для решения поставленных задач; — при применении методики отвечать за соблюдение всех этических норм по отношению к испытуемому и третьим лицам.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 232; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.41.187 (0.005 с.) |