Этическое отношение к животным 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Этическое отношение к животным



Дварим 25:4 «Не завязывай рот волу, когда он занят молотьбой».

Ваикра 23:28 «Не режьте корову или овцу в один день с её потомством».

Дварим 22:6 «Если тебе попадётся по дороге птичье гнездо на дереве, или на земле, [а в гнезде] – птенцы, или яйца, и птица сидит при птенцах или на яйцах, то не забирай мать вместе с птенцами. Отпусти мать, а птенцов возьми себе, что бы тебе было хорошо и что бы продлилась твоя жизнь».

Шмот 23:19 «Не вари детёныша скота в молоке его матери» (Шмот 34:26; Дварим 14:21)

 

 

Прогнозы

Дварим 15:11 «Бедняки не переведутся на земле. Поэтому я повелеваю тебе: будь щедр к братьям твоим – беднякам и обездоленным в твоей стране»

Дварим 4:29 «Там [в стране рассеяния] вы станете искать Б-га вашего – и найдёте, если взыщите Его всем сердцем и всей душой»

 

 

Требования по отношению к Б-гу.

Ваикра 24:15 «Всякий кто будет проклинать своего Б-га, [понесёт наказание за] свой грех. Того, кто оскорбит Имя Б-га, следует придать смерти: пусть вся община забросает его камнями»

Шмот 20:7 «Не произноси попусту имя Б-га»

Дварим 10:20 «Клянись Его (Б-га) именем…»

Дварим 23:23 «А если ты воздержишься от обетов, то не будет на тебе греха. Будь осмотрителен произнося что либо»

Дварим 6.5 «Любить Б-га твоего, всем сердцем, всей душой и всеми силами твоими»

Дварим 10:20 «Бойся Б-га, служи Ему, будь предан Ему…»

Дварим 6.7 «Повторяй [заповеди] своим сыновьям, произноси их, находясь в своём доме и будучи в пути, когда ложишься, когда встаёшь. Повяжи их, как знак на руку, и повязкой между твоими глазами. Напиши их на косяках твоего дома и на воротах».

Дварим 8:10 «Ты будешь есть [вдоволь] и насытившись, благословлять Б-га, за прекрасную страну, которую Он отдал тебе».

Дварим 4:15 «В тот день, когда Б-г говорил с вами на Хореве из огня, вы не видели никакого образа. Поэтому всячески берегите свои души, что бы вы не растлились и не сделали себе изваяний или какое-нибудь изображение в виде мужчины или женщины, в виде какого-нибудь животного [обитающего] на земле, в виде какой-нибудь птицы крылатой, летающей в небесах, в виде какого-нибудь гада ползающего по земле, в виде какой-нибудь рыбы [плавающей] в воде ниже земли»

Дварим 4:24 «Потому, что Б-г твой – это поедающее пламя! Он Б-г-Ревнитель»

Претензии к Б-гу

Берешит 3:12 «Женщина которую Ты дал мне – это она дала мне [плоды] того дерева, и я ел» 

Берешит 18:25 «Не подобает Тебе (Б-гу) поступать так – губить праведника вместе со злодеем, что бы одна участь постигла и злодея и праведника! Не подобает Тебе! Разве Судья всей земли (Б-г) не поступит по справедливости!?»

• Так спорит Авраам с Б-гом за жителей Сдома и Аморы, где решение меняется 6 раз с 50/45/40/30/20 до 10 человек (Берешит 18:20-33).

Законы Торы, аналоги которых не встречаются в К.Х

- Законы Храма и служения в нём

- Законы жертвоприношений

- Праздники

- Запреты на чужие культы

- Запретная и разрешённая пища

- Болезни и очищения. Ваикра 13:1

 

 

Заключение

 

Тора правильней сказать не является кодексом законов, точней она далеко не только кодекс законов. Верней определить законы, как производную от её первоначальной цели, которая состоит в донесении еврейскому народу важности быть приверженным Б-гу Израиля, а соблюдение закона это уже условие данного союза.  

По степени разработанности тех, или иных тем законов можно судить, что больше всего волновало людей. Так много раз в Торе сказано об наказании за идолопоклонство и смертной казни за это действие, что говорит о действительной значимости данной проблемы и в то же самое время многократное повторение смертной казни за это действие говорит о проблеме с её приведением в исполнение. Можно даже сформулировать принцип: «чем чаще упомянута норма и чем жёстче за неё наказание, тем распространённой эта проблема и тем меньше обвинительных приговором по ней происходило», ибо в противном случае тексту не нужно было это многократно повторять.  Иными словами, реальные казни за идолопоклонство были редким явлением среди еврейского общества – хотя у нас нет статистики на этот счёт.   

Почему смерть часто фигурирует в наказаниях? Тут есть и дополнительный аспект наряду с устрашением. Это мировоззренческий аспект. Дело в том, что человеку в прошлом нарушение/грех воспринимается, как безвозвратное действие – если человек поклонился идолу, или он плохо построил дом и тот рухнул, то у него нет возможности исправится и изменится. Ошибки и раскаяния, для человека не существуют. Опорочиться можно только один раз. Во-вторых не существует промежуточной меры наказания между принесением повинной жертвы за грех, или денежного штрафа и смертной казнью. Однако в Торе упоминаются города убежища. Бемидбар 35:15 «6 городов будут убежищем, что бы всякий кто совершил неумышленное убийство, мог бежать туда», однако покинувшего его мститель может его убить.

В Торе можно видеть повторения одних и тех же законов в разных её частях (сефер). Так законы о судьях в книге Шмот дублируются в книге Дварим. Это говорит о том, что все законы не были сведены в единую систему, разбитую по главам и темам, в то время как в Кодексе Хаммурапи законы не дублируются и тематически находятся в одних сгруппированных параграфах – что производит впечатление единого кодекса. С другой стороны уникальность Торы состоит в том, что это не только кодекс закона, а в том числе и родословные книги с описанием народов, и план святилища с разработкой жертв и утвари с одеждой, и концепция творения мира, и развитие отношений с Б-гом от Адама до еврейского народа, и даже способ переписи людей в пустыне и.т.д. Иными словами назвать Тору кодексом закона это есть допущение, которое позволяет нам сравнить её с кодексом Хаммурапи и прочими кодексами междуречья.

 С другой стороны, дублирование законов с незначительными их вариациями говорит о том, что сведение свитков в один документ (Тору) было уже в более поздний период, когда их не редактировали – сводя в одну систему, а вставляли как есть. Поэтому справедливо предположить, повторные фрагменты - это самые старые части и видимо самые важные части Торы. Это 10 заповедей, концепция творения мира, судебные законы, половые законы и.т.д.         

В кодексе Хаммурапи отсутствует моральное обоснование законов, в отличие от Торы. Это связано с тем, что понимание нарушения закона, есть собственно нарушение закона, без следствия на что-то иное, где закон = слову царя хранителя порядка. В Торе наоборот нарушение закона - это прямое отпадение от Б-га, ибо закон = слову Б-га и ≠ слову царя. Нарушение приобретает новое качество, в виде нового феномена – греха. Поэтому мораль становится синонимом не нарушения, а аморальное становится синонимом нарушения. Сегодня в современном понимании эти вещи могут быть очень разделены, но для той эпохи они тождественны.   

Можно добавить, что за нарушение священных процедур: «принесение порочного животного в жертву Б-гу», «воскурения не соответствующим составом благовоний», «пропуск праздников» расценивается, как нарушение закона, хотя они не есть преступления в явном виде, как мы бы сегодня подумали, что говорит о том, что нарушение есть в том числе и ритуальное. Это значит, что все действия человека, и даже мысли «не возжелай…», есть предмет отношения с Б-гом, а Б-г в свою очередь выступает хранителем народа. Отсюда моральность является важным звеном закона.

Так же можно заметить, что Тору волнуют вопросы ритуальной чистоты. Ритуальная чистота сама по себе не обычна и в других кодексах упоминается в неразработанном виде, как например в Хеттских законах, где после соития с животным, человек не мог приблизится ко двору и не мог стать священником (§ 200). 

Тора - это первый идеологический труд, где проводится строгая линия поклонения Б-гу Израиля и поставлен знак равенства между законами и служением Б-гу. В Торе наблюдаются впервые среди Месопотамских сборников закона требования к морали (этика), которая тоже поставлена в зависимость с заветом Б-га.

В Торе явно разработана тема взаимопомощи незащищённым и обездоленным больше всех других сборников Месопотамии, по количеству упоминаний этой темы и впервые упомянута забота о пришельцах (инородцах). Однако наравне с этим существуют и требования по уничтожению народов (Хеттов, Эморреев, Ханаанеев, Перезеев, Хивеев, Иевусеев, Амалекитян, Мидьянитян), уничтожение которых так же поставлена в зависимость от завета с Б-гом. Уничтожение народов есть отражение ситуации, когда народы существовали в жесточайшем противостоянии друг перед другом, что было суровой реальностью жизни того времени и геноциды происходили далеко не редко.  

Интересен ещё один момент. В Торе есть повеления не красть, не лжесвидетельствовать, не прелюбодействовать и.т.д., яркий пример чего есть 10 заповедей данных на горе Синай, где не приведены наказания, а есть декламация того, что не нужно так делать. Так вот, если есть законы, которые регламентируют за них наказания, то зачем отдельно прописывать, то что так поступать не стоит, причём повторять это не однократно. Ведь все кодексы Месопотамии на том и построены, что есть преступление и сразу дана мера наказания за неё. И так таблица за таблицей. Там нет статей, за которые не следует ответственности. Однако в Торе таких повелений/статей не мало. Здесь важную роль играет идеология. Цель Торы не состоит в том, что бы, не нарушать закон, а в том, что бы быть народом Б-га, когда не раз подчёркивается «Будьте святы, ибо свят Я Б-г ваш» - Ваикра19:1; Ваикра 20:7; Ваикра 20:26… Это разные смысловые акценты в своей максиме. Народ кодексы Месопотамии видят так: люди не должны нарушает законы. Тора видит иначе: народ который святой (Израиль), не нарушает законы, т.е., не нарушение закона это уже следствие святости. В идеологической части это не одно и тоже.     

 

 

Приложение №1

Таблица №1 Денежная компенсация тяжких телесных повреждений

Законы из Эшнунны

Законы Хаммурапи

Хеттские законы

Откусывание носа; выбитый глаз авилума 1 мина Глаз, зуб, кость авилума глаз, зуб, кость авилума Глаз, зуб свободного 1 мина; позже: 20 шекелей
Повреждение руки, ноги, зуба, уха 1/2 мины Глаз, кость мушкенума 1 мина Глаз, зуб раба 10 шекелей
Отсечение пальца 2/3 мины Зуб мушкенума 1/3 мины Травма головы 6 шекелей (3 пострадавшему, 3 дворцу; позже дворцовые отменены)
Пощёчина 10 шекелей Пощечина: авилум старшему авилуму публичная порка (60 ударов бычьим кнутом) Рука, нога свободного 20 шекелей
    Пощечина: мушкенум мушкенуму 10 шекелей Рука, нога раба 10 шекелей
    Непреднамеренная смерть авилума от увечий вследствие драки 1/2 мины Ухо свободного 12 шекелей
    Пострадавший мушкенум 1/3 мины Ухо раба 3 шекеля

 

Таблица №2 Основные виды преступлений и наказаний

 

Цена жизни (выкуп за смерть) Законы Угарита Хеттские законы
1 мина (60 шекелей серебра) 17.146 12-14 «Компенсацию за одного человека 3 мины серебра должны возместить» 34-55 «за одного человека 3 мины серебра – компенсацию за кровь должны компенсировать»   17.230 В случае поимки виновный «человек троекратно должен компенсировать» (возмещение стоимости товара в троекратном размере). В противном случае гильдия в троекратном должна компенсировать (стоимость товара) §5 Если кто-нибудь убьёт хеттского торговца, то он должен дать 100 мин серебра. Имущество он так же должен дать как обеспечение. Если (это случится) в стране Лувия, или в стране Пала, то он должен дать 100 мин серебра и возместить его добро. Если (это случится) в стране Хатти, то он так же должен сам дать возмещение за торговца.      Поздний вариант Если кто-нибудь убьёт хетского торговца из-за его имущества, (то) он должен дать [… мин серебра] и возместить его имущество в тройном размере. (Если же) тот имущества не имеет при себе и кто-нибудь убьёт его (во время) ссоры, он должен дать 6 мин серебра. Если же (при этом) рука (его) неумышленно совершит зло, он должен дать 2 мины серебра   

 

Таблица №3 Причинение выкидыша

Прич., выкиды-

ша

Тора Среднеассирийские Законы Таблица – А Законы Хаммурапи Хеттские законы
Шмот 21:22 «Если в драке толкнут беременную и она выкинет, а она не пострадает, то заплатит столько, сколько затребует её муж в соответствии с оценкой судей. Если она пострадает, то жизнь за жизнь, глаз за глаз, зуб за зуб, руку за руку, ногу за ногу, ожог за ожог, рану за рану, ушиб за ушиб»   § 21 Если дочь авилума – выкуп 2 таланта 30 мин + телесное наказание (50 ударов палкой) §50 Если человек ударил жену человека и причинил ей выкидыш, должно поступить с женой человека, причинившего выкидыш жене другого человека, так, как он поступил с ней. За ее плод он должен возместить жизнь за жизнь. Если же эта женщина умерла, человека должно убить, а за ее плод он должен возместить жизнь за жизнь. А если муж этой женщины не имел сына, а тот ударил его жену, и она выкинула, за плод ее ударившего должно убить, но если её плод — девочка, он должен возместить жизнь за жизнь. §51 Если человек ударил женщину, которая не выращивает детей, и причинил ей выкидыш, наказание таково: 2 мины олова он должен отдать. §52 Если человек ударил проститутку, и причинил ей выкидыш, должно нанести ему удар за удар, и он должен возместить жизнь за жизнь.   §209 Если человек дочь человека ударил (и тем) причинил ей выкидыш, 10 сиклей серебра за плод ее чрева он должен отвесить. §210 Если эта женщина умерла, дочь его должны убить. §211 Если дочери мушкенума он ударом причинил выкидыш, 5 шекелей серебра он должен отвесить. §212 Если эта женщина умерла, он должен отвесить 1/2 мины серебра. §213 Если он ударил рабыню человека и (тем) причинил ей выкидыш, 2 шекеля серебра он должен отвесить. §214 Если эта рабыня умерла, он должен отвесить 1/3 мины серебра.   § 17 Если по чьей-либо вине свободная женщина родит прежде времени, (то) если (это случится) на 10м месяце беременности, он (виновный) должен дать 10 шекелей серебра. Если (это случится) на 5м месяце беременности, он должен дать 5 шекелей серебра. Имущество он так же должен дать, как обеспечение.   § 18 Если по чьей-либо вине рабыня родит прежде времени на 10м месяце – он должен дать 5 шекелей серебра.  

 

 

Таблица №4 Причинение увечья – неизлечимого

 

 

У

В

Е

Ч

Ь

Я

 

Законы из Эшнунны

Законы Хаммурапи

Иерархия статусов (по Р.Вестбургу):

1 Высш., юр. Статус: Авилумы;

2 Ниже: сын/дочь Авилума;

3 Служилое сословие: Мушкенумы;

4 Зависимое сословие: Вардумы.

Хеттские законы

Откусывание носа авилума 1 мина Глаз Авилума Глаз Авилума Глаз/зуб свободного 1 мина (позже 20 шекелей)
Глаз 1 мина Кость Авилума Кость Авилума Глаз/зуб раба 10 шекелей
Зуб 1/2 мины Зуб Авилума Зуб Авилума Травма головы 6 шекелей (3 пострадавшему, 3 дворцу; позже дворцовые отменены)
Ухо 1/2 мины Глаз Мушкенума 1 мина Рука/нога свободного 20 шекелей
Пощёчина 10 шекелей Зуб Мушкенума 1/3 мины Рука/нога раба 10 шекелей
Отсечение пальца 2/3 мины Кость Мушкенума 1 мина Ухо свободного 12 шекелей
Повреждение уха 1/2 мины Пощёчина авилум авилуму Публично 60 ударов кнутом Ухо раба 3 шекеля
Повреждение ноги 1/2 мины Пощёчина мушкенум мушкенуму 10 шекелей серебра    

 

 

Непреднамеренная смерть авилума от увечий вследствие драки   1/2 мины

 

 

Пострадавший мушкенум   1/3 мины

 

Таблица №5 Увечья

Тора Законы 12 таблиц Среднеассирийские законы (Ашшур)
Ваикра 24:19 «Если кто-нибудь нанесёт увечье ближнему, пусть поступят с ним так, же, как поступил он. Перелом за перелом, глаз за глаз, зуб за зуб. Какое увечье он нанёс человеку, такое же должно быть нанесено и ему» Если (он) разбил часть тела и не примерился, должно быть тоже.  
Дварим 25:11 «Если подерутся двое… и жена одного схватит другого за срамное место, то отрубите ей кисть руки – не жалейте её».     §8 Если женщина во время ссоры повредила мужчине яичко, женщине следует отсечь один палец.    

 

Таблица №6 Лжесвидетельства

Лже

Свидет.

Тора Законы Хаммурапи
Дварим 19:18 «Если судьи обнаружили, что этот свидетель дал ложные показания, то сделайте с ним, то что он замыслил сделать брату своему»   §3 Если человек в судебном процессе для свидетельства о преступлении выступил, но слова сказанного не подтвердил, (то), если процесс этот  процесс о жизни, человек этот должен быть убит.   § 4 Если для свидетельства о зерне или деньгах он выступил, ответственность процесса этого он должен понести.

                                                                                                                        

Таблица №7 Наказание хозяину бодливого быка

Бод.,

Бык

Тора Законы Хаммурапи Законы из Эшнунны
Шмот 21:28 «Если бык забодает мужчину или женщину насмерть, то быка нужно побить камнями, а его мясо есть нельзя. Хозяин быка — невиновен. Но если бык и прежде был бодлив, а его хозяина предупреждали об этом, но он его не устерег и тот забодал мужчину или женщину, — то быка нужно побить камнями, а его хозяина следует предать смерти. Если на хозяина будет наложена пеня, то пусть он отдаст выкуп за свою жизнь, сколько ему будет определено. Если [бык] забодает мальчика или девочку — с ним следует поступить по этому же закону. Если бык забодает раба или рабыню, то [хозяин быка] должен заплатить их господину тридцать шекелей серебра, а быка следует побить камнями». §250 Если бык, когда по улице он шел, забодал человека и убил его, по этому делу нельзя предъявлять иск.   §251 Если бык человека бодлив, и о том, что он бодлив, его квартал его предупредил, но он не притупил ему рога и за своим быком не присматривал, а этот бык забодал кого-либо из людей и причинил ему смерть, 1/2 мины серебра он должен отдать.   §252  Если (потерпевший) – раб человека, он должен отдать 1/3 мины серебра.   §54-57 (вол, укус собаки) Если вол бодлив, и его квартал его хозяина уведомил, но он со своим волом не справился, и (тот) забодал человека насмерть, хозяин вола должен отвесить 2/3 мины серебра. Если он забодал насмерть раба, (хозяин) должен отвесить 15 шекелей серебра.      

 

Древние монеты

монета пундион маа динар шекель Села св. шек. Вес, г.
пундион 1 0.5 0.056 0.028 0.014 0.4
маа 2 1 0.167 0.083 0.042 0.8
динар 12 6 1 0.5 0.25 4.8
шекель 24 12 2 1 0.5 9.6
села 48 12 4 2 1 19.2

 

 

Приложение №2

 

 

↓ Многократные повторения нормы закона ↓

 

Легко заметить, что в Торе много раз повторяются одни и те же требования с незначительными вариациями, а иногда и полностью идентичные. Подобного не наблюдается в кодексах Месопотамии. Повторения свидетельствуют о важности данного повествования, где частота упоминания прямо пропорциональна важности данного положения. Выделим их.

Договор или подарок?

Берешит 12:1 «Б-г сказал Авраму: "Уходи из своей земли, от своей родни, из дома отца своего – в страну, которую Я укажу тебе. Я сделаю тебя великим народом, благословлю тебя, возвеличу твоё имя, и ты станешь благословенным. Я благословлю тех, кто тебя благословляет, а хулящего тебя прокляну, и тобою будут благословенны все племена земли"»

Берешит 12:7 «Б-г явился Авраму и сказал: "Я отдам эту страну твоим потомкам!" И [Аврам] воздвиг там жертвенник Б-гу, который явился ему»

Берешит 13:14 «Б-г сказал Авраму (после, как Лот расстался с ним): "Окинь взором [окрестности]! С того места, на котором ты стоишь, посмотри на север и на юг, на восток и на запад. Всю эту землю, которую ты видишь, Я навеки отдаю тебе и твоим потомкам! Я сделаю твоё потомство [многочисленным], словно пыль земная: лишь тот, кто сможет исчислить пыль земную, сочтёт твоё потомство! Встань же, пройди эту землю вдоль и поперёк, ибо Я отдаю её тебе"»

Берешит 15:1 «После этих событий в видении Аврама было слово Б-га: "Не бойся, Аврам! Я - твоя защита! Твоя награда [будет] очень велика!" Сказал Аврам: что Б-г господин (Адонай) дашь мне? Я хожу бездетный, а управляет в моём доме – Элиэзер из Дамаска! Ты не дал мне потомства и мой домочадец наследует мне!... Он (Б-г) вывел [Аврама] наружу [из шатра] и сказал: "теперь посмотри на небо и сосчитай звёзды: сумеешь ли ты пересчитать их? Столь же многочисленным – сказал ему [Б-г] – будет твоё потомство." [Аврам] поверил Б-гу и [Б-г] зачёл ему это как праведность»

Берешит 15:18 «В тот день Б-г заключил договор с Аврамом сказав: "Я отдаю твоим потомкам эту страну, от египетской реки до реки великой, реки Ефрат [всю землю]: 1-кенеев, 2-кенизеев, 3-кадмонеев, 4-хеттов, 5-перизеев, 6-рефаимов, 7-эмореев, 8-ханаанеев, 9-гиргашеев, 10-евусеев"»

Берешит 17:1 «Когда Авраму было 99 лет явился Б-г Авраму и сказал: "Я – Б-г Шаддай!" Ходи предо Мною и будь непорочен. Я заключу с тобой договор и сделаю твоё [потомство] очень многочисленным"… 10) Вот завет, который вы должны соблюдать, [договор] с вами и вашими потомками: все мужчины должны быть обрезаны. Обрезайте крайнюю плоть – это будет знаком союза между Мною и вами. Пусть у вас на восьмой день будет обрезан каждый [новорожденный] мальчик. [Поступайте так] из поколения в поколение. И тот, кто не из твоих потомков, но родился в доме или был куплен за деньги у иноплеменников, - он [тоже] должен быть обрезан: и рождённый в твоём доме, и купленный тобою за деньги. Союз со Мною, вечный союз, [должен быть запечатлён] на вашей плоти. А необрезанный – тот кто не обрежет свою крайнюю плоть – будет отторгнут (нихрета) от своего народа, ибо он отверг союз со Мною»

Берешит 18:17 «Скрою ли Я от Авраама то, что собираюсь сделать? [Ведь] Авраам станет великим и сильным народом им будут благословлены все племена земли! Я полюбил его, потому, что он заповедает своим сынам и потомкам следовать путям Б-га, творить добро и правосудие. И тогда Б-г исполнит для Авраама всё то, что обещал ему»

Берешит 22:16 «[Именем] Своим клянусь, говорит Б-г, за то что ты сделал это и не пожалел своего единственного сына, Я благословлю тебя. Я сделаю твоё потомство многочисленным, как небесные звёзды, как песок на берегу моря! Твои потомки овладеют [городскими воротами] своих врагов! Через твоих потомков будут благословенны все народы земли – за то, что ты Меня послушал»

        Берешит 24:60 «Сестра наша (Ривка)! Да произойдут от тебя тысячи тысяч, да овладеют твои потомки вратами своих врагов»

Берешит 28:13 «Я Б-г, Б-г Авраама, твоего праотца и Б-г Ицхака. Землю на которой ты лежишь, Я отдам тебе и твоим потомкам. Твои потомки будут [многочисленны], как прах земной, и ты [раздвинешь пределы] на запад и на восток, на север и на юг. Ты и твоё потомство станете благословением всем племенам земли. Я – с тобою. Я буду хранить тебя везде, куда бы ты ни пошёл и возвращу тебя на эту землю. Ибо Я не оставлю тебя, пока не исполню [всё], что обещал тебе»

       Берешит 31:3 «Б-г сказал Якову: "Возвращайся в страну своих отцов, к себе на родину, и Я буду с тобой"»

       Берешит 35:11 «Я Б-г Всемогущий. Плодись и умножайся (пре урве)! Народ и сообщество народов произойдут от тебя, от твоих чресел произойдут цари. Землю которую я дал Аврааму и Ицхаку, Я отдам тебе. И твоим потомкам после тебя отдам Я эту землю»

       Берешит 46:3 «сказал Я Б-г, Б-г твоего отца! Не бойся идти в Египет ибо там Я сделаю тебя большим народом. Я пойду с тобой в Египет, и Я же выведу тебя [оттуда]. И Йосеф своей рукой закроет тебе глаза»

Идолопоклонство

Шмот 20:19 «Сказал Б-г Моше: "Скажи сынам Израиля: Вы видели, что Я говорил с вами с небес! Не делайте [богов] наравне со Мной: не делайте себе серебряных и золотых богов!"»

Шмот 23:13 «Не упоминайте имён других богов (элоким ахерим): да не произнесут их ваши уста»

Ваикра 20:1

Дварим 4:3 «Вы своими глазами видели, что сделал [с вами] Б-г за [поклонению идола] Бааль-Пеору. Ведь Б-г ваш уничтожил среди вас всех, кто последовал за Бааль-Пеором. А вы сохранили верность Б-гу вашему, живы и сегодня»

Дварим 4:19 «[Берегите душу свою], что бы посмотрев на небо и увидев Солнце, Луну и звёзды, всё небесное воинство, ты не проникся соблазном поклонятся им – служить тому, что Б-г, предназначил для всех остальных народов под небесами. Вас Б-г взял, что бы вывести вас из Египта, словно из плавильной печи, что бы стали Его народом и Его уделом, как это сейчас и произошло»

Дварим 8:19; 11:16; 12:30; 18:9;

 

Учение

Шмот 34:27 «Б-г сказал Моше: - "Запиши для себя слова эти, ведь согласно этим словам Я заключаю союз с тобой и с Израилем". Сорок дней и сорок ночей [Моше] был с Б-гом, хлеба не ел и воды не пил. Он писал на скрижалях слова союза – Десять Речений» (Шмот 20:1; Дварим 5:6)

Дварим 13:1 «Строго исполняйте всё то, что я заповедаю вам: ничего не прибавляйте к этому и ничего не убавляйте»

Дварим 30:11 «Эти заповеди, которые я передаю вам сегодня, не выше вашего разумения и не далеки [от вас]. Они не на небе, [и вы не можете] сказать: "Кто взойдёт ради нас на небо, принесёт и возвестит их нам, что бы мы их исполняли?" Не за морем они, [и вы не можете] сказать: "Кто отправится ради нас за море, принесёт и возвестит их нам, что бы мы их исполняли?" Эти повеления очень близки к вам, они в ваших устах и в вашем сердце, и [вы должны] исполнять их!»

Дварим 4:2 «Ничего не прибавляйте к тому, что я возвещаю вам, и ничего не убавляйте. Соблюдайте заповеди Б-га вашего которые я передаю вам»

 

 

Шаббат

Шмот 20:8 «Помни субботный день и освящай его. Шесть дней работай и делай все свои дела, а седьмой день – шаббат Б-гу твоему: не делай никакого дела на ты, ни твой сын, ни твоя дочь, ни твой раб, ни твоя рабыня, ни твой скот, ни переселенец, что в твоих воротах. Ибо за шесть дней Б-г создал небо, землю, море и всё, что их наполняет, и отдыхал в седьмой день. Поэтому Б-г благословил субботний день и освятил его»

Шмот 23:12 «Шесть дней занимайся трудами, а в седьмой день пребывай в покое, что бы отдохнул твой бык и осёл, сын твоей рабыни и переселенец»

Шмот 32:12 «Сказал Б-г Моше: "А ты передай сынам Израиля: Субботы мои соблюдайте, ведь это – знак между Мною и вами, из поколения в поколение, чтобы знали [вы], что Я – Б-г, освящающий вас. Соблюдайте субботу, ведь она для вас – святыня. Тот, кто её нарушит, должен быть предан смерти. Душа каждого, кто станет работать в этот день, будет отторгнут (нихрета) от своего народа". Шесть дней следует делать работу, а седьмой день – суббота покоя, [этот день] свят для Б-га. Каждый кто делает работу в субботний день, должен быть предан смерти. Пусть сыны Израиля соблюдают субботу, сделав субботу вечным союзом [со Мною] для всех поколений. Между Мной и сынами Израиля она – знак навеки, ведь шесть дней Б-г создавал небо и землю, а на седьмой день прекратил [созидание] и отдыхал»

Шмот 34:21 «Шесть дней работай, а в седьмой прекращай работу – прекращай работу [даже] во время пахоты и жатвы»

Шмот 35:1 «Моше собрал всю общину сынов Израиля и сказал: "Вот, что Б-г повелел исполнять. Шесть дней можете делать работу, а седьмой день – свят, это суббота покоя Б-гу. Всякий, кто делает [в этот день] работу, должен быть предан смерти. В день субботний не разводите огня во всех ваших жилищах"»

Бемидбар 15:32 «[Однажды, когда] сыны Израиля были в пустыне, они застали человека, собирающего хворост с субботний день… привели его к Моше, Агарону и всей общины… вся община забросает его камнями…» Шмот 31:13; Ваикра 19:3;

       Дварим 5:13 «Шесть дней работай и делай все свои дела, а седьмой день – суббота Б-гу твоему: не делай никакого дела – ни ты, ни твой сын, ни твоя дочь, ни твой раб, ни твоя рабыня, ни твой бык, ни твой осёл, ни весь твой скот, ни переселенец, [живущий] в твоём городе. Пусть твой раб и твоя рабыня отдохнут вместе с тобою. Помни, что ты был рабом в земле египетской и Б-г вывел тебя оттуда мощной рукою и простёртой десницей. Поэтому Б-г повелел тебе соблюдать день субботний»

 

 

Пища

Кровь

Берешит 9:4 «Живое мясо с кровью не ешьте!»

Ваикра 17:10 «Если какой-нибудь человек из дома Израиля или живущий среди них переселенец употребит в пищу кровь, то Я обращу Свой гнев против этого человека, употребившего кровь, и отторгну его из среды его народа. Ибо душа плоти – в крови. Я предназначил [кровь] для того что бы вы кропили ею жертвенник, во искупление ваших душ, ибо кровь искупает за счёт души. Потому Я и сказал сынам Израиля: никто из вас, не должен употреблять в пищу кровь! И переселенец, живущий среди вас, не должен употреблять кровь! Если какой-нибудь человек из сынов Израиля или живущий среди вас переселенец поймает на охоте пригодного в пищу зверя, или птицу, то он должен будет [сперва] выпустить кровь и покрыть её землёй. Ибо душа всякого существа – это его кровь. [Кровь] и есть душа. Я сказал сынам Израиля: не употребляйте в пищу кровь из какой бы то ни было плоти, потому что душа всякой плоти – это её кровь. Каждый кто употребит её, будет отторгнут»

Ваикра 7:26 «Где бы вы ни жили, не употребляйте в пищу никакой крови – ни птичьей [крови], ни [крови] скота. Если кто-то употребит в пищу кровь, то его душа будет отторгнута (нихрета) от народа»

Дварим 12:23 «Но будь твёрд и не употребляй в пищу кровь. Ведь кровь это душа: не ешь души вместе с мясом! Не употребляй [кровь] в пищу, а выливай на землю, словно воду. Не употребляй её, чтобы хорошо было тебе, и твоим сыновьям после тебя, потому что тем самым ты сделаешь угодное Б-гу»

 

Жир - Ваикра 7:22 «никакого бычьего, бараньего или козьего жира не ешьте»

Кого есть можно - Ваикра 11:2

• Крайне много раз в Торе упомянут запрет на употребление в пищу именно крови.

 

 

Повеления об уничтожении

Бемидбар 31:1 «Б-г сказал Моше соверши возмездие Мидьянитянам… и убили всех мужчин [Мидьяна]… Сыны Израиля взяли в плен женщин, детей, скот… Разгневался Моше на военачальников… ʺВы оставили в живых всех женщин! Но это они по совету Бильама уговорили сынов Израиля изменить Б-гу ради Пеора, после чего в общине Б-га начался мор! Предайте смерти всех детей мужского пола; женщину познавшую мужа на ложе. А девушек не познавших мужа, оставьте в живых для себяʺ»  

Дварим 2:34 «Мы захватили все его города [Сихона – царя Хешбона], истребили всё городское население – мужчин и женщин, и детей, никого не оставили в живых. Себе мы оставили только скот и добычу»

Дварим 3:2 «Сказал Б-г: не бойся, Я отдал в руки и его [Ога царя Башана]… ты поступишь с ним так же как поступил с Сихоном… стёрли с лица земли всякое селение [уничтожая] мужчин женщин и детей»

Дварим 20:16 «В городах же тех народов, землю которых Б-г твой, даёт тебе во владение, не оставляй в живых ни души. Их вы должны полностью уничтожить – Хеттов, Эморреев, Ханаанеев, Перезеев, Хивеев и Иевусеев, как повелел вам Б-г. Иначе они научат вас делать такие же мерзости, какие они делали для богов своих, и вы согрешите пред Б-гом вашим»

Дварим 25:17 «Помните о том, что сделали вам Амалекитяне, когда вы шли по дороге из Египта! Они подстерегали вас на дороге и перебили всех тех из вас, кто ослаб и шёл позади, вы были утомлены и слабы, но они не побоялись Б-га. Поэтому… сотрите под небесами память об Амалекитянах. Не забудьте!»

Дварим 13:13 «Если ты узнаешь, что в одном из ваших городов, которые Б-г ваш отдал вам для проживания из вашей же среды вышли негодные люди и сумели совратить жителей своего города, говоря: "пойдём, будем служить другим богам, которых вы не знали" - … то перебей жителей этого города мечом. Уничтожь всё, что в нём есть! Всю добычу собери посреди площади и сожги весь город вместе со всей добычей во имя Б-га – и останется навеки город грудой развалин, ему никогда не быть отстроенным заново»

Дварим 12:2 «Полностью уничтожьте все те места, где народы, которые вы изгоняете, служили своим богам – на высоких горах, на холмах, под зелёными деревьями. Жертвенники их разрушьте, их священные камни сокрушите, их священные деревья предайте огню, изваяния их богов изрубите. Уничтожьте их имя в этих местах!»

Дварим 7:5 «их жертвенники разрушьте, их священные камни сокрушите, их священные деревья вырубите, их изваяния предайте огню! Ведь вы святой народ у Б-га вашего»

В Танахе: 1 Шмуэль 15:2-3 Б-г повелел царю Шаулю, через пророка Шмуэля: «Так говорит Б-г Воинств: Я вспомнил, как поступил Амалек с Израилем, пытаясь заградить ему путь, когда Израиль уходил из Египта. Иди и отомсти Амалеку. Предайте заклятью и уничтожьте все, что есть у него. Не жалей его, предай смерти всех: и мужчин, и женщин, и детей, и младенцев, и волов, и овец, и ослов, и верблюдов»

 

 

Границы

Шмот 23:31 «Я установлю ваши границы от моря Суф, до моря филистимлян, от пустыни и до реки, а жителей этой страны отдам в ваши руки, и вы изгоните их. Не заключай союз с ними и с их богачами»

Дварим 11:24 «Всякое место, куда ступит нога, станет вашим…»

 

 

Особенные постановления

Дварим 12:8 «Вам нельзя будет поступать так, как мы поступаем здесь сейчас, каждый [делает то], что считает правильным в его глазах»

• Речь идёт о порядках жертвоприношений народом, который ещё не вступил в землю Израиля.

 


[1] Корень куф/далет/шин обычно обозначает святость чего-либо. Однако в Торе он обозначает и блудницу (кдеша). Дварим 23:18 «Да не будет блудницы (кдеша) среди дочерей Израиля, да не будет блудника (кадеш) среди сынов Израиля». Это слово пришло из Аккадского – храмовая жрица (проститутка) КАДИШТУМ, где она имела святое значение, аналогично есть Сиро-финикийская богиня любви и плотских утех - Кадеш (букв. "Священная") цент культа которой был в городе Кадеше, однако уже в Торе это слово стало – негативным. Так же есть понимание, что КОДЕШ это отделённое, посвящённое, что-то, что стало запретным для обычного использования. 



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 72; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.233.41 (0.135 с.)