Карет – специфическое наказание 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Карет – специфическое наказание



Возможно по простому смыслу карет – это изгнание из общины, отдаление члена от общества. Сказать, что это полноценное наказание нельзя, а то что это моральное наказание можно. Скорей изгнание из общины есть форма осуждения человека. Ваикра 20:17 «…пусть оба будут отторгнуты (нихрето) на глазах у всего народа». С другой стороны, если это было бы изгнание, то Тора бы сообщила, куда ему идти, как в случае с городом убежищем, для человека, который случайно убил.

По более сложному смыслу карет – это не изгнание из общины, а обозначает отсечение души. Его осуществляет Сам Б-г, когда человек нарушает закон и его не уличили в этом преступлении т.е., когда был совершён грех, который не повлёк за собой судебного процесса и приговора, а в некоторых случаях карет предполагается изначально как наказание. Примеры:    

- Берешит 17:14 «А необрезанный – тот кто не обрежет свою крайнюю плоть – будет отторгнут (нихрета) от своего народа, ибо он отверг союз со Мною»

Шмот 17:3 «Если зарежет быка, овцу, козу вне стана, а не у Шатра Встречи… кровь будет вменена этому человеку в вину: этот человек пролил кровь и будет отторгнут (нихтар) из среды своего народа»

       Бемидбар 15:31 «"Ведь [такой человек] презрел слово Б-га и нарушил Его заповеди. Эта душа непременно будет отторгнута (хикарет) - [она понесёт наказание] за свою вину"»

Ваикра 17:8 «Любой человек из дома Израиля или живущий среди них переселенец, который принесёт жертву всесожжению, или мирную жертву [в другом месте], - не приведёт её к входу Шатру Встречи, где это жертва Б-гу – такой человек будет отторгнут (нихрат) от своего народа»

Ваикра 22:3 «Всякий… кто будет не чист, приблизится к святыням… будет отторгнут (нихрета) от Меня. Я – Б-г»

Ваикра 23:29 «Кто не смирит себя в этот день (Йом Кипур), будет отторгнут от своего народа. И кто будет делать какую ни будь работу, Я истреблю из среды его народа»

Бемидбар 19:12 «Если не очистится на 3й и 7й день, то не станет чист. Всякий, кто прикоснулся к трупу и не очистился – тот оскверняет Святилище Б-га. Такая душа будет отторгнута (нихрета) от Израиля»

 

 

Проклятие (арур)

Дварим 27:14 «Пусть левиты громко возгласят, обращаясь ко всем израильтянам: "да будет проклят (арур) тот, кто сделает изваяние… оскорбит отца или мать… передвинет межу ближнего… собьёт слепого с пути… будет несправедливо судить переселенца, сироту и вдову… ляжет с женой отца… ляжет с животным… ляжет со своей сестрой, дочерью отца, дочерью матери… ляжет со своей тёщей… тайно убьёт своего ближнего… возьмёт мзду за убийство человека… кто не станет следовать словам этого учения и исполнять их. И пусть народ скажет Амен"»

• Что подразумевает под собой наказание в виде проклятия - не ясно. Возможно, что это мера для устрашения. Подобное не встречается в кодексах Междуречья.  

 

 

Наказания (жены)

- С.А §-57. Будь то избиение, будь то... жены человека, что записаны в табличке (в виде наказания), должно совершаться перед судьями.

• Власть пытается умерить жестокость семейных расправ, требуя осуществлять их в присутствии судей.

§-58. При всех наказаниях, будь то вырывание, будь то отрезание чего-либо у жены человека, пусть будет извещён и жрец-каллу, пусть он придёт, как записано в табличке.

§-59. Сверх наказаний для жены человека, записанных в табличке, человек может бить свою жену, таскать за волосы, повреждать и прокалывать её уши. Вины в том нет.

       - Тора наказания жены не выделяет отдельно, а рассматривает увечья на общих основаниях. Увечья равным и увечья рабам.  

 

 

Мститель/Ревнитель

Кто осуществлял наказание - смертные приговоры. Обычно это полномочия власти и общин (Бемидбар 35:12 «… что бы убивший не погиб прежде, чем предстанет перед общиной на суд»). Однако это не всегда так. Часто убийцу родственника мог умертвить родственник убитого (кровный мститель - осуществляя кровную месть).

Бемидбар 35:16-22 «Если орудием железным ударил и тот умер, то убийца он, — смерти будет предан убийца. Если камнем в руке, которым можно убить, ударил и тот умер, то убийца он, — смерти будет предан убийца. Если орудием деревянным в руке, от какого умереть можно, ударил его, и тот умер, то убийца он, — смерти будет предан убийца. Кровомститель, он умертвит убийцу; встретив его, может его умертвить. И если из ненависти толкнет его или (что-либо) бросит в него злоумышленно, и тот умрет, или по вражде ударит его рукой, и тот умрет, — то смерти будет предан ударивший, убийца он; Кровомститель умертвить может убийцу, встретив его».

Бемидбар 25:6-15 «Один человек привёл мидьянитянку – на глазах общины… Пинхас сын Эльазара, Сын Арона… с копьём в руке… поразил их обоих в чрево. И прекратился мор… (Пинхас) возревновал Моей (Б-га) ревностью… Для его потомства теперь будет вечное священство».

Дварим 19:11 «Если кто-либо, будучи врагом своему ближнему, подстерёг его, напал на него и убил, а потом бежал в один из этих городов (предназначенных для убивших случайно), то пусть старейшины города, в котором он [жил] пошлют за ним, заберут его оттуда и передадут в руки мстителя за кровь – и да будет он предан смерти. Не жалей его!»

 

Ответственность

- С.А §-2. Если женщина — жена ли человека, дочь ли человека — произнесла богохульство или непристойность, только эта женщина понесет наказание. К её мужу, её сыновьям и к её дочерям претензий предъявлять не должно.

- Шмот 20:5 «Я Б-г твой – Б-г Ревнитель, карающий детей за вину отцов до третьего и четвёртого поколения у тех, кто ненавидит Меня, и творящий милость до тысячного поколения тем, кто любит Меня и соблюдает Мои заповеди»

Шмот 34:6 «Б-г милосердный и милостивый, долготерпеливый! Великий в любви и верности! Хранящий милость для тысяч, прощающий вину, преступления и грех, но не оставляющий без наказания, взыскивающий за вину отцов с детей и внуков – до третьего и четвёртого поколения» 

Бемидбар 14:18 «Б-г долготерпелив и милостив, прощает вину и преступления, Он очищает, но Он не очистит того, кто не раскаялся. Он вспомнит детям вину отцов, до третьего и четвёртого поколения»

Дварим 5:9 «Я Б-г твой – Б-г Ревнитель, карающий детей за вину отцов до третьего и четвёртого поколения у тех, кто ненавидит Меня, и творящий милость до тысячного поколения тем, кто любит Меня и соблюдает Мои заповеди»

• Идентичный текст в разных книгах Торы Шмот 20:5 и Дварим 5:9.

Дварим 24:16 «Нельзя придавать отцов смерти за вину сыновей, а сыновей нельзя придавать смерти за вину отцов – человек может быть наказан смертью только за свой грех!»

Йехезкель (18:14-20): «Ведь все души — Мои они! Как душа отца, так и душа сына — Мои они… Душа согрешающая, она умрёт; сын не понесёт вины отца, а отец не понесёт вины сына. Праведность праведника на нём пребудет, а нечестие нечестивого пребудет на нём!»

• Мы видим две противоречивые нормы в Торе связанные с ответственностью отцов и детей. Возможно – это наложение двух разных традиций (ранней/поздней). Либо, что тот, кто верит в Б-га и Ему служит, то ему будут прощены его собственные грехи (индульгенция), а тот, кто не верит, тому и детям будут вменены его грехи. Т.к., сказано в Дварим 7:9 «Знайте, что Б-г ваш Б-г верный до тысячного поколения хранящий союз и являющий милость к тем, кто любит Его и соблюдает Его заповеди, и воздающий тем, кто Его – ненавидит – уничтожающий их! Он не замедлит воздать Своим ненавистникам!»

Однако скорей всего, в первом случае (Шмот 20:5; Дварим 5:9; Шмот 34:6) речь идёт о вине перед Б-гом за нарушение ритуальных заповедей (жертвоприношения, десятины, посещение Храма и.т.д), за которые взыскивается в поколениях самим Б-гом, а во втором случае (Дварим 24:16) речь идёт о нарушении социальных заповедей (убийство, воровство, обман и.т.д) и их наказание не распространяется на потомков и осуществляется непосредственно судом.    

 

 

Частная собственность

- К.Х Царь и Храмы могли становится ведущими владельцами земли. Так практика переселений приводила к потере владения землёй, у общин, когда правитель меняя местами общины в разных селениях присваивал себе землю, а новым постояльцам задавал её в аренду. Ту землю, которую царь жаловал она не отчуждалась. Храмы имели большое влияние и приобретали себе земли без опасения быть присвоенной правителями. Следующие владельцы по масштабам после царя и Храмов - это общины из разных семей и близкородственные общины (более мелкие). Не редко правитель издавал указы о прощении долгов. Так же правители Месопотамии, пытались облегчить долговое положение населения, К.Х § 48, где разрешали перенести уплату долга в случае стихийного бедствия на следующий год, а рост за этот бедственный год отменялся. Покупка и продажа земли не действительна без письменного договора.

- Тора предполагает частную собственность, но не переходящую. Земли колен должны возвращаться к своим приемникам этих колен (родовая территория). Т.к. есть истинный собственник земли, которого установил Б-г (Берешит 25:23 «Земля не может быть продана безвозвратно, потому, что земля – Моя, а вы у Меня, как переселенцы…»). Отсюда гипотетически правитель не мог присвоить себе не принадлежащие его роду надел. Источник закона о родовом наделе земли могла быть скотоводческая традиция распределения земли, где семьи не приводили на выпас свой скот к родственникам в их поля – дабы быстро не осушать колодцы и траву лугов. Так, когда земля больше не могла носить скот из-за их числа на одной территории Авраам говорит Лоту Берешит 13:9 «Давай ты отделишься от меня: если ты налево, я направо, если ты направо, я на лево».  Иерусалимский Храм также выступал в виде собственника и обладал своей землёй и казной. Прощение долгов происходило каждые 7 лет и 50, а не зависит от указа царя. Участки и дома внутри городов продавались безвозвратно по истечению года, кроме Левитов, которые имели право в любой момент времени выкупить свои дома обратно.

       Отношение к имуществу выражено следующим образом. Вещи не только нельзя красть, но даже думать о краже запрещено. Шмот 20:14 «Не желай присвоить ни дом, ни жену, ни раба/рабыню, быка, осла, ничего из принадлежащего ближнему твоему».

• Общим в К.Х и Торе является, то что прощались долги. В первом случае это носило указ царя, а во втором это постоянное время Дварим 15:1 «В конце каждого седьмого года совершай отмену долгов… Можешь взыскивать с иноплеменника, а долг брата твоего отмени». Тора выделяет родовую землю, как неприкосновенные наделы, гарантируя их сохранность пусть и номинальную. 

Купля-продажа земли было явлением в Месопотамии не частым и в глазах людей носила негативный характер. Во-первых, выкуп земли часто был под давлением покупателя. Во-вторых - влекло понижение гражданских прав, с землевладельца к наёмному гражданину. В-третьих - это означало прекращение культа предков на родовой земле. Табличек с купле-продажей земли обнаружено крайне мало.  

В торговле

- К.Х § 108. Если корчемница в уплату за сикеру зерно не принимает, гирей, большей (установленного веса) серебро принимает, или обменный эквивалент сикеры по отношению к зерну уменьшает, эту корчемницу должны уличить и в воду её должны бросить.

§ 109. Если у корчемницы злодеи в её заведении собираются, а злодеев этих она не схватила и во дворец не представила, эта корчемница  - должна быть убита.

- Дварим 25:13 «Да не будет у тебя в сумке двух разных каменных гирь – большой и малой. Да не будет у тебя в доме двух разных мер эйфы – большой и малой. Гиря у тебя должна быть точного веса, мерный сосуд должен быть правильного размера».

Ваикра 25:14 «Если будете что-либо продавать или покупать у ближнего, не обманывайте друг друга»

• Корчмы обычно держали женщины, ибо в К.Х сказано лишь о владельцах женщинах идёт речь, а не о мужчинах и то, что наказание за обвес карался утоплением, так же являлось смертной казнью - предусмотренной только для женщин. 

 

 

Межа (уважение к чужому)

- Х.З §/168. Если кто-нибудь нарушит границу поля, то он должен привести 1 akkalas, а хозяин поля может отрезать поле размером в 1 пессар и взять его себе; тот, кто нарушит границу поля, должен дать 1 овцу, 10 хлебов, 1 пиху пива, и поле будет снова чистым (от греха, возникшего в связи с нарушением межи).

- С.А. (В+О) § 8. Если человек нарушил большую межу однообщинников, и его в том клятвенно обвинили и уличили, он должен отдать захваченное поле втройне. Ему должно отрубить один палец и дать ему 100 палочных ударов, и в течение месяца он должен выполнять царскую работу.

- Бемидбар 19:14 «Не двигай межу ближнего, проведённую предками в ваших владениях»

Бемидбар 27:17 «Да будет проклят тот, кто передвинет межу ближнего!»

 

 

Свидетели

- К.Х § 3. Если человек в судебном процессе для свидетельства о преступлении выступил, но слова сказанного не подтвердил, (то), если процесс этот - процесс о жизни (обвиняемого), человек этот (обвинитель) должен быть убит.

§ 13. Если у этого человека свидетели (сейчас) не могут быть вызваны, судья отсрочку до шести месяцев должен ему предоставить, и если на шестой месяц свидетелей своих он не приведет, человек этот – злодей, наказание, полагающееся по этому делу, он должен понести.

- У.Н §-25. Если человек выступил свидетелем (в суде) и уличен во лжи, он уплатит пятнадцать шекелей серебра.

§-26. Если человек выступил свидетелем (в суде), но отказался принести клятву, он возместит спорную сумму.

- Дварим 19:18 «Если судьи обнаружили, что этот свидетель дал ложные показания, то сделайте с ним, то что он замыслил сделать брату своему».

Ваикра 5:1 «Если кто согрешит, тем что, будучи свидетелем, видел или знал [нечто], но слыша заклятие, всё же не сообщил [в суд обстоятельства дела], то он будет виновен»

• Принцип меру за меру действует в свидетельских показаниях.

 

 

Испытания

- У.Н §-10. Если человек возвёл на другого человека обвинение в... (колдовстве) и подверг его испытанию Рекой и бог Реки очистил его, то тот, кто подверг его испытанию, должен уплатить три шекеля серебра.

§-11. Если человек возвёл на жену другого человека обвинение в прелюбодеянии, но бог Реки очистил её, обвинитель должен уплатить одну треть мины серебра.

- К.Х § 132. Если на жену человека из-за другого мужчины указывают пальцем, но с мужчиной чужим на (её) лоне она не была схвачена, ради своего мужа она должна погрузиться в Реку.

- Бемидбар 5:14 «Мужчину обуяет дух ревности и он станет ревновать свою жену, которая осквернилась, или… не осквернилась – пусть приведёт свою жену к священнику и принесёт за неё жертву…Священник возьмёт сосуд с водой, возьмёт пыли с пола святилища бросит в эту воду. Поставит женщину перед Б-гом, растрепать волосы на её голове... в руке священника горькая вода, несущая проклятие. Пусть священник клянёт её… Священник напишет эти проклятия на свиток и соскребёт их в горькую воду и дать женщине выпить».

       • Так же существовала клятва, как испытание, когда человек клялся именем Б-га. Разницы между испытанием Рекой и клятвой именем Б-га в сознании людей не было т.к., если при испытании человек погибал, то сразу выяснялось: виновен он, или нет. В случае если человек клялся, то это наказание – смерть неминуемо свершится, но только чуть позже, ибо наказывал сам Б-г.  

 

 

Убийство

- Х.З §/1. Если кто-нибудь убьёт в ссоре мужчину или женщину, то он должен его похоронить и дать 4 головы (рабов или членов своей семьи), мужчин или женщин, а также отвечает своим домом.

§/2. Если кто-нибудь убьёт в ссоре раба или рабыню, то он должен его похоронить и дать 2 головы, мужчин или женщин, и также отвечает своим домом.

§/3. Если кто-нибудь ударит мужчину или свободную женщину и тот умрёт, то если лишь рука его провинится (неумышленно), он должен его похоронить и дать 2 головы, а также отвечает своим домом.

§/4. Если кто-нибудь ударит раба или рабыню и тот умрёт, то если лишь рука его провинится, он должен его похоронить и дать 1 голову, а также отвечает своим домом.

- С.А § 10. Если мужчина ли, женщина ли вошли в дом человека и убили мужчину ли, женщину ли, убийц должно передать хозяину дома. Если ему угодно, он может их убить; если ему угодно, он может возместить себе потерю, забрав все их имущество. Если в их доме нет ничего, что можно было бы отдать, сына или дочь они отдадут...

• В Хеттских и Среднеассирийских законах нет строгого принципа «мера за меру» за убийство, а есть возможность выкупа.

 - Тора предусматривает возможность неумышленного убийства и такому человеку надлежит жить в специально отведённых городах, где его не имеет право настигнуть кровный мститель убитого. Условия неумышленного убийства: Дварим 19:4 «если кто-то убил ближнего неумышленно и ранее не был его врагом. [Например] если отправились с ближним в лес рубить дрова, занёс топор для рубки дерева, а топор слетел с топорища, попрал в ближнего и тот умер, то пусть такой [человек] скроется в одной из этих городов и останется жив» (аналог в Бемидбар 35:16-24).

Бемидбар 36:33 «Не оскверняйте землю, на которой вы [обитаете] – ведь кровь оскверняет землю. Землю нельзя очистить от крови, которая пролита на ней, кроме как кровью того, кто пролил [эту] кровь»

 

 

"Мера за меру" (принцип) и выплаты

- К.Х § 196. Если человек ослепил глаз сыну человека, его глаз должны ослепить.

§ 197. Если он сломал человеку кость, ему должны сломать кость.

§ 198. Если глаз мушкенуму он ослепил или кость мушкенуму сломал, он должен отвесить 1 мину серебра.

§ 199. Если он ослепил глаз раба человека или сломал кость раба человека, половину его цены он должен отвесить.

§ 200. Если человек выбил зуб человеку, равному ему, ему (самому) должны выбить зуб.

§ 201. Если он выбил зуб мушкенуму, он должен отвесить 1/3 мины серебра.

§ 202. Если человек ударил человека, который выше него, (то) всенародно он должен быть бит шестьюдесятью ударами плети из воловьей кожи.

§ 203. Если кто-либо из людей кого-либо из людей, кто равен ему, по щеке ударил, он должен отвесить одну мину серебра.

§ 204. Если мушкенум по щеке мушкенума ударил, он должен отвесить 10 шекелей серебра.

§ 205. Если раб человека кого-либо из людей по щеке ударил, ему должны отрезать ухо.

§ 206. Если человек человека во время драки ударил и нанес ему рану, этот человек должен поклясться: “Я не ударил его умышленно” и оплатить врача.

§ 207. Если (же) от удара тот умер, он опять-таки должен поклясться и, если (потерпевший) – сын человека, он (виновный) должен отвесить 1/2 мины серебра.

§ 208. Если (потерпевший) – мушкенум, он должен отвесить 1/2 мины серебра.

- У.Н §=15. Если человек другому человеку оружием конечность повредил, он уплатит десять шекелей серебра.

§=16. Если человек другому человеку сломал орудием кость, он уплатит одну мину серебра.

§=17. Если человек другому человеку ножом отрезал нос, он уплатит две трети мины серебра.

§=18. Если пальцы ему он отрезал... за каждый палец он уплатит... шекелей серебра.

§=19. Если зубы ему он выбил, он уплатит два шекеля серебра (за каждый зуб?)...

- Х.З §/7. Если кто-нибудь ослепит свободного человека или выбьет ему зуб, то раньше отдавали 1 мину серебра, а теперь он должен дать 20 полушекелей серебра, и также отвечает своим домом.

§/8. Если кто-нибудь ослепит раба или рабыню или выбьет ему зуб, то он должен дать 10 полушекелей серебра, и также отвечает своим домом.

§/11. Если кто-нибудь сломает руку или ногу свободному человеку, то он должен дать ему 20 полушекелей серебра, и также отвечает своим домом.

§/12. Если кто-нибудь сломает руку или ногу рабу или рабыне, то он должен дать 10 полушекелей серебра, а также отвечает своим домом.

§/13. Если кто-нибудь откусит нос свободному человеку, то он должен дать 1 мину серебра, а также отвечает своим домом.

§/14. Если кто-нибудь откусит нос рабу или рабыне, то он должен дать 3 полушекеля серебра, а также отвечает своим домом.

§/15. Если кто-нибудь покалечит ухо свободному человеку, то он должен дать 12 полушекелей серебра, а также отвечает своим домом.

§/16. Если кто-нибудь покалечит ухо рабу или рабыне, то он должен дать 3 полушекеля серебра.

- Шмот 21:12 «Кто ударит человека и он умрёт будет предан смерти. Если случайно убил, то пусть идёт в назначенное место. Если замышлял и умертвил умышленно, то даже от жертвенника Моего заберите – предайте смерти».

Шмот 21:18 «ударил один другого, и тот слёг в постель и после встал с костылём, то оплатит ему время бездействия и лечение».

Шмот 21:26 «ударит раба или рабыню и повредит глаз/зуб, то за этот глаз/зуб должен отпустить на волю».

Шмот 21:20 «ударил раба, рабыню палкой и тот умер на месте, то следует отомстить (казнь от меча). Но если проживёт день или два (и умрёт), то мстить не следует т.к. раб его серебро».

Ваикра 24:17 «Если кто-нибудь лишит жизни другого человека, [убийцу] следует придать смерти. Если кто-нибудь убьёт скотину, он должен возместить ущерб, [отдав] животное за животное. Если кто-нибудь нанесёт увечье ближнему, пусть поступят с ним так, же, как поступил он. Перелом за перелом, глаз за глаз, зуб за зуб. Какое увечье он нанёс человеку, такое же должно быть нанесено и ему. Тот, кто убьёт человека, следует придать смерти. Один закон да будет у вас и для переселенца, и для коренного жилья, ибо Я – Б-г ваш»

Бемидбар 35:30 «Всякого, кто убьёт человека, следует придать смерти согласно [показаниям] свидетелей. [Показаний], которые даст один свидетель, [недостаточно для того,] что бы предать человека смерти. Не берите выкупа за душу убийцы, злодея, которому надлежит умереть; следует предать его смерти. У того, кто бежит в город убежище, не берите выкупа, с тем что бы [разрешить] ему вернутся и жить на его земле, ещё до смерти первосвященника. Не оскверняйте землю на которой вы [обитаете], - ведь кровь оскверняет землю. Землю нельзя очистить от крови, которая пролита на ней, кроме как кровью того, кто пролил эту [кровь]»

Ваикра 27:29 «Всякий обречённый (херем), который обречён (/приговорён) на смерть не может быть выкуплен (или посвящён Храму): он должен быть умерщвлён»

Дварим 19:21 «Не поддавайся жалости! Жизнь за жизнь. Глаз за глаз. Зуб за зуб. За руку – рука. За ногу - нога»

• Данный принцип ʺмеры за меруʺ (талиона) должен был ограничить «кровную месть» и установить мерность наказаний и штрафов. С одной стороны, он предполагает увечье за увечье, жизни за жизнь, но в то же время устанавливает систему выплат. Так же данное правило защищало бедных, когда богатые слои не могли откупится за жизнь другого человека. Однако не исключено, что непосильные выплаты устанавливаемые за жизнь человека (Шмот 21:29) возлагали ответственность не сколько на личность, сколько на общину в целом. Например - речь хеттского царя Телепина (XVI в. до н.э.): §/49 «А дело крови таково. Если кто-нибудь повинен в убийстве, то слово за хозяином крови. Если он скажет: “пусть он умрет”, то виновный должен умереть. Если же он скажет: “пусть он даст воздаяние” (выкуп, виру), то он должен дать воздаяние. Но к царю никакого обращения быть не должно»  

Интересно, что Иосиф Флавий говорит, что многое зависит от потерпевшего, применить ли «око за око» или получить денежное вознаграждение, хотя в Торе брать выкуп за кровь не разрешено, кроме как в случае с бодливым быком.

 

 

Выкидыш от увечья

- К.Х § 209. Если человек дочь человека ударил (и тем) причинил ей выкидыш, 10 шекелей серебра за плод её чрева он должен отвесить.

§ 210. Если эта женщина умерла, дочь его должны убить.

-С.А §-21. Если человек ударил дочь человека и тем причинил ей выкидыш, и его в том клятвенно обвинили и уличили, он должен уплатить 2 таланта и 30 мин олова, ему должно дать 50 палочных ударов, и в течение месяца он будет выполнять царскую работу.

§-50. Если человек ударил жену человека и причинил ей выкидыш, должно поступить с женой человека, причинившего выкидыш жене другого человека, так, как он поступил с ней. За её плод он должен возместить жизнь за жизнь. Если же эта женщина умерла, человека должно убить, а за её плод он должен возместить жизнь за жизнь. А если муж этой женщины не имел сына, а тот ударил его жену, и она выкинула, за плод её ударившего должно убить, но если её плод — девочка, он должен возместить жизнь за жизнь.

§-51. Если человек ударил женщину, которая не выращивает детей, и причинил ей выкидыш, наказание таково: 2 мины олова он должен отдать.

 §-52. Если человек ударил проститутку, и причинил ей выкидыш, должно нанести ему удар за удар, и он должен возместить жизнь за жизнь.

§-53. Если женщина самовольно причинила себе выкидыш и её в том клятвенно обвинили и уличили, должно посадить её на кол и не хоронить. Если она по причине выкидыша умерла, должно тем не менее посадить её на кол и не хоронить. Если эту женщину, когда она выкидывала, скрыли и не сказали царю...

- Шмот 21:22 «Если в драке толкнут беременную и она выкинет, а она не пострадает, то заплатит столько, сколько затребует её муж в соответствии с оценкой судей. Если она пострадает, то жизнь за жизнь, глаз за глаз, зуб за зуб, руку за руку, ногу за ногу, ожог за ожог, рану за рану, ушиб за ушиб»

Кража

- К.Х § 7. Если человек серебро ли, золото ли, раба ли, рабыню ли, быка ли, овцу ли, осла ли или что бы то ни было у (несовершеннолетнего) сына владельца или у его раба без свидетелей и договора купил или на хранение принял, человек этот – вор, он должен быть убит.

§ 8. Если человек быка ли, овцу ли, осла ли, свинью ли, лодку ли украл, то, если это принадлежит жрецу или чиновнику (полноправные члены общества), (то) в тридцатикратном размере он должен отдать, (а) если это принадлежит мушкенуму (неполноправный гражданин вавилонского общества), десятикратно он должен возместить, если же вору нечего отдать, он должен быть убит.

§ 25. Если в доме человека огонь загорелся, и человек, который для тушения (пожара) пришёл, на пожитки хозяина дома позарился и пожитки хозяина дома присвоил, человек этот в этот самый огонь должен быть брошен.

• Этот закон выделяется от обычной кражи ввиду подлости момента, когда человек был обокраден, что и отражено в суровости наказания в виде смерти.

§ 259. Если человек украл плуг на общинной орошаемой земле, 5 шекелей серебра хозяину плуга он должен отдать.

§ 260. Если он украл легкий плуг, или борону, 3 шекеля серебра он должен отдать.

- Л.И §10 Если человек вошел в сад (другого) человека (и) был схвачен там за кражу, он должен уплатить 10 шекелей серебром.

- Х.З §/91. Если кто-нибудь украдёт пчёл из улья, то раньше отдавали 1 мину серебра, а теперь он должен дать 5 полушекеля серебра, а также отвечает своим домом.

§/92. Если кто-нибудь украдёт 2 или 3 пчелиных улья, то раньше отдавали на съедение пчелам; а теперь он должен дать 6 полушекелей серебра. Если кто-нибудь украдёт пчелиный улей, а пчел в нем не было, то должен дать 3 полушекеля серебра.

§/57. Если кто-нибудь украдёт племенного быка — если быку меньше года, он не считается племенным быком, если бык годовалый, он не считается племенным быком, если бык двухгодовалый, тот считается племенным быком, — то раньше отдавали 30 быков, а теперь он должен дать 15 быков: он должен дать 5 двухгодовалых быков, 5 годовалых быков, 5 быков меньше года, а также отвечает своим домом.

§/58. Если кто-нибудь украдёт племенного жеребца — если жеребцу меньше года, он не считается племенным жеребцом, если жеребец годовалый, он не считается племенным жеребцом, если жеребец двухгодовалый, — тот считается племенным жеребцом, то раньше отдавали 30 лошадей, теперь он должен дать 15 лошадей: он должен дать 5 двухгодовалых лошадей, 5 годовалых лошадей, 5 лошадей меньше года, а также отвечает своим домом.

§/59. Если кто-нибудь украдёт племенного барана, то раньше отдавали 30 овец, а теперь он должен дать 15 овец: он должен дать 5 рунных овец, 5 баранов, 5 ягнят, а также отвечает своим домом.

§/94. Если свободный человек обворует дом, то он должен отдать полностью, что взял; раньше за кражу отдавали кроме того 1 мину серебра, а теперь он должен дать 12 полушекелей серебра. Если он много украдет, то ему много назначат, если он мало украдёт, то ему мало назначат, а также он отвечает своим домом.

§/95. Если раб обворует дом, он должен отдать полностью, что взял; за кражу он должен дать кроме того 6 полушекелей серебра, а также рабу должно отрезать его нос и его уши и затем его должны дать его господину; если он много украдет, то ему много назначат, если он мало украдёт, ему мало назначат; если же его господин скажет: «Я-де за него возмещу», то он должен возместить; если же господин откажется от возмещения, то самого раба должен отдать в восполнение.

§/96. Если человек обворует амбар с зерном или достанет из амбара зерно, то он должен наполнить амбар зерном и кроме того отдать 12 полушекелей серебра, а также отвечает своим домом.

§/97. Если раб обворует амбар с зерном или достанет из амбара зерно, то он должен наполнить амбар зерном и кроме того отдать 6 шекелей серебра, а также отвечает своим домом.

§/102. Если кто-нибудь украдёт поленья из [...], то должен отдать: — если украдет 1 талант дерева — 3 полушекеля серебра, если 2 таланта дерева — 6 полушекелей серебра. Если же украдет 3 таланта дерева — то подлежит царскому суду.

§/127. Если кто-нибудь украдёт в гневе створку двери, то он должен возместить то, что пропадёт, а также должен дать 1 мину серебра, а также отвечает своим домом.

- С.А §-3. Если человек заболел или умер, а его жена украла нечто в его доме и передала это человеку, или женщине, или кому-либо другому, то эту жену человека, а также и получателя, должно убить. А если жена человека, у которой муж здравствует, украла что-то в доме своего мужа и передала это человеку, или женщине, или кому-либо другому, муж должен клятвенно уличить свою жену и подвергнуть её наказанию, а получатель, получивший это из рук замужней женщины, должен вернуть украденное, и то же самое наказание, которое муж наложил на свою жену, должно наложить на получателя.

- Шмот 22:8 «В любом деле, касающегося кражи быка, осла, овцы, одежды и всякой другой пропажи… кого признают виновным должен заплатить в двое другой (пострадавшей) стороне». В случае: «если ему (вору) нечем заплатить, то пусть его продадут в рабство» (Шмот 22:2).

Шмот 21:37 «Укравший быка или овцу и её зарежет, или продаст, то 5 быков он отдаст за быка и 4 овцы за овцу».

Ваикра 19:11 «Не крадите, не отрицайте истину и не обманывайте друг друга»

• Видно, что Тора предлагает самое мягкое наказание за кражу из всех Месопотамских кодексов закона.

 

 

Кража человека

- К.Х § 14. Если человек сына человека, ребёнка, украл, он должен быть убит.

§ 15. Если человек раба дворца, рабыню дворца, раба мушкенума или рабыню мушкенума выведет за городские ворота (похитил), он должен быть убит.

- Х.З §/19. Если какой-нибудь лувиец похитит человека, — будь то мужчину, будь то женщину — из Хаттуса и заберёт его в Арцаву, а его господин обнаружит его, то может забрать весь его дом. Если же в Хаттусе же хетт какой-нибудь похитит лувийца и заберёт его в Лувию, то раньше давали 12 голов, а теперь он должен дать 6 голов, а также отвечает своим домом.

- Дварим 24:7 «Если некто похитил человека одного из братьев своих и нажился на нём, продав его, то похититель должен быть предан смерти. Искорени зло из вашей среды!»

 

 

Не пойман…

- К.Х § 23. Если грабитель не пойман, человек ограбленный обо всем, что у него пропало, перед богом клятвенно должен объявить, и община и староста общины, на чьей земле и в чьем округе грабеж был учинен, все, что у него пропало, должны ему возместить.

§ 24. Если (при этом грабеже погублена) жизнь, община и староста 1 мину серебра людям его должны отвесить.

- Дварим 21:1 «Если на земле… будет найден убитый и неизвестно кто убил… и город который ближайший к нему приведут телицу… и проломят ей затылок… омоют руки над телицей… и скажут наши руки не проливали эту кровь».

• В данном случае К.Х вводит общинную ответственность за пропажу вещей и в той общине, где это случилось, она должна компенсировать пропажу, что весьма необычно.  

 

 

Укрытие рабов

- К.Х § 16. Если человек раба или рабыню беглых, принадлежащих дворцу или мушкенуму, в доме своём укрыл и по объявлению глашатая не выдал (букв, не вывел), это хозяин дома должен быть убит.

§ 17. Если человек раба или рабыню беглых в степи поймал и в дом его господина его привел, 2 шекеля серебра господин раба должен ему отдать.

- Х.З §/22. Если раб бежит и кто-нибудь его доставит обратно, то если он схватит раба поблизости, хозяин раба должен дать ему сандалии; если он схватит его по эту сторону реки, хозяин раба должен дать ему 2 полушекеля серебра; если по ту сторону реки, то хозяин раба должен дать 3 полушекеля серебра.

§/23. Если раб бежит и уйдет в Лувию, то тому, кто его доставит обратно, должно дать 6 полушекелей серебра; если раб бежит и уйдёт во вражескую страну, то именно тот, кто его доставит обратно, может взять его себе.

§/24. Если раб или рабыня бежит, то тот, у чьего очага его найдёт господин его, должен за мужчину отдать плату — в 1 месяц 12 полушекелей серебра, а за женщину должен отдать плату — в 1 месяц 6 полушекелей серебра.

- Дварим 23:16 «Не выдавай хозяину раба, бежавшего от своего хозяина к вам. Пусть он поселится среди вас, там где захочет, в любом из ваших городов, где ему понравится. Не притесняйте его».

• Здесь мы видим то, что люди убегали от своих жестоких хозяев и Тора встаёт на их сторону несмотря на то, что рабы расценивались как имущество хозяяина.

 

 

Вредительство

- К.Х § 21. Если человек (стену чужого) дома проломил, перед проломом этим его должны убить и зарыть.

- Л.И §12 Если примыкающая к дому человека пустошь (другого) человека не освоена, и хозяин дома сказал владельцу пустоши: «Из-за того, что земля не освоена, кто-нибудь может вломиться ко мне в дом; укрепи свой дом», (и) соглашение это им подтверждено, то владелец пустоши должен будет возместить владельцу дома любое утраченное имущество.

- Х.З §/87. Если кто-нибудь ударит собаку пастуха и она издохнет, то он должен дать 20 полушекелей серебра, а также отвечает своим домом.

- Шмот 22:1 «Если вор пойман при подкопе и забит до смерти, за его кровь не взыскивают. Но если над ним взошло Солнце, за его кровь взыщется»

 

 

Порча земли/отдых земли

- К.Х § 55. Если человек свой арык для орошения (поля) открыл и был небрежен, и поле его соседа опустошила вода, зерно как у его соседа он должен отмерить (пострадавшему).

§ 56. Если человек открыл воду, и работу, проделанную на соседском поле, смыла вода, за (каждый) бур (поля) 10 гур зерна он должен отмерить.

- У.Н §-28. Если человек поле другого человека воде дал затопить, он отмерит (хозяину поля) три гура ячменя за каждый ику поля.

• Орошение в Месопотамии было бассейновым: вода хранилась в специальных бассейнах, обнесённых дамбами, так что её уровень был выше полей. При необходимости воду пускали на обвалованное поле, где она впитывалась в землю. Производить такое орошение надо было строго в установленные сроки, прорыв воды на поле в неподходящее время мог быть катастрофой.

§-29. Если человек другому человеку отдал пахотное поле для возделывания, но тот поля не возделывал и превратил его в залежь, он отмерит (хозяину поля) три гура ячменя за каждый ику поля.

- Х.З §/79. Если быки зайдут на поле и хозяин поля их найдет, то он может запрягать их в течение 1 дня, но как только взойдут звезды, он должен отвести их обратно их хозяину.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 82; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.228.88 (0.126 с.)