Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Импрессионизм. Додекафония. Полистилистика.⇐ ПредыдущаяСтр 51 из 51
К. Дебюсси «Лунный свет» из «Бергамасской сюиты» Прелюдии: «Шаги на снегу» «Что увидел западный ветер» «Девушка с волосами цвета льна» «Затонувший собор» «Кукольный кэк-уок» из цикла «Детский уголок» Симфонические картины: «Море» (III часть) «Празднества» «Послеполуденный отдых фавна»
М. Равель «Болеро» Балет «Дафнис и Хлоя» (фрагменты) «Игра воды» «Цыганка» Мусоргский-Равель «Картинки с выставки»
А. Шёнберг «Просветленная ночь» «Уцелевший из Варшавы» (фрагменты) А. Берг Опера «Воццек» (фрагменты)
Ж. Бизе – Р. Щедрин «Кармен-сюита»
А. Шнитке «Ревизская сказка» Кантата «История доктора Иоганна Фауста»
Обобщение по оперному жанру
П. Чайковский «Евгений Онегин» М. Мусоргский «Борис Годунов» Ж. Бизе «Кармен» Оперетта И. Кальман «Сильва» (фрагменты) И. Штраус «Летучая мышь»
«Третий пласт»
Дж. Гершвин Рапсодия в стиле блюз, Опера «Порги и Бесс» (фрагменты) Ф. Лоу Мюзикл «Моя прекрасная леди» Э.-Л. Уэббер Рок-опера «Иисус Христос – суперзвезда» (фрагменты) «Кошки» А. Рыбников Рок-опера «Юнона и Авось» Р. Коччианте Мюзикл «Собор Парижской Богоматери»
Далее музыкальный материал по теме «Третий пласт» варьируется в зависимости от выбора учащимися тем для докладов по всем названным направлениям: джаз, рок, авторская песня, эстрада и т.д.
Литературные произведения
1. Ахматова А. Музыка (посвящается Д. Шостаковичу) 2. Бальмонт К. Ребенку богов, Прокофьеву 3. Блок А. цикл «Кармен» 4. Брюсов В. Смерть А. Н. Скрябина 5. Верлен П. Искусство поэзии 6. Горький М. Песня о Буревестнике 7. Евтушенко Е. Труба Амстронга 8. Иванов И. Этюды Скрябина 9. Маршак С. Шаляпин 10. Межиров А. Музыка
11. Петров Е. Торжество русской музыки / Литература и искусство. – М., 04.04.1942. / О седьмой симфонии Шостаковича 12. Семернин В. С.С. Прокофьев 13. Шекспир В. Гамлет 14. Шекспир В. Ромео и Дульетта
Произведения изобразительного искусства 1. Айвазовский И. Волна 2. Айвазовский И. Радуга 3. Альтман Н. Портрет А. Ахматовой 4. Дега Э. Голубые танцовщицы 5. Дейнека А. Оборона Петрограда 6. Кукрыниксы Бегство фашистов из Новгорода 7. Левитан И. Березовая роща 8. Левитан И. Вечер. Золотой плёс 9. Левитан И. Владимирка 10. Левитан И. Золотая осень 11. Левитан И. Над вечным покоем 12. Левитан И. Первая зелень 13. Мане Э. Аржантей 14. Мане Э. Лодка-мастерская К. Моне 15. Мане Э. Морской пейзаж 16. Моне К. Вокзал Сен-Лазар 17. Моне К. Восход солнца 18. Моне К. Впечатление. 19. Моне К. Лондонский парламент 20. Моне К. Руанский собор в полдень 21. Моне К. Сирень на солнце 22. Моне К. Стога 23. Петров-Водкин К. Купание красного коня 24. Петров-Водкин К. Портрет А. Ахматовой 25. Ренуар П. В саду 26. Ренуар П. Девочки за пианино 27. Ренуар П. Лягушатник 28. Ренуар П. Портрет актрисы Ж. Самарии 29. Ренуар П. Сена в Аржантее 30. Ренуар П. Тропинка в высокой траве 31. Ренуар П. Чтица 32. Рылов А. В голубом просторе 33. Рылов А. Зеленый шум 34. Сезанн П. Большая сосна близ Экса 35. Сезанн П. Букет цветов в вазе 36. Сислей А. Опушка леса в Фонтенбло Примерные тесты на определение стиля:
1. В. Моцарт «Дивертисмент» D – dur 2. К. Дебюсси «Послеполуденный отдых фавна» 3. И. С. Бах Бранденбургский концерт № 6, часть I 4. Г. Берлиоз Фантастическая симфония I часть (экспозиция)
1. Ф. Шопен «Мазурка» e – moll 2. С. Рахманинов «Элегия» 3. П. Чайковский «Май»
1. А. Скрябин Прелюдии op.11 № 5 2. С. Рахманинов Прелюдия D-dur 3. А. Скрябин Прелюдия op. 11 № 1 4. С. Рахманинов «Мелодия»
1. С. Прокофьев Симфония № 7, часть I 2. Й. Гайдн Симфония № 104, часть I 3. С. Рахманинов Симфония № 3, часть I
1. Й. Гайдн Симфония № 104, часть III 2. Ф. Шуберт Симфония № 4, часть I
3. А. Вивальди Концерт A-dur, соч. 30
1. С. Прокофьев Симфония № 7, часть IV 2. Л. Бетховен «Кориолан» 3. Д. Шостакович Симфония № 11, часть IV
1. А. Бородин Симфония № 2, часть I 2. Д. Шостакович Симфония № 10, часть I 3. П. Чайковский «Манфред»
1. Ф. Шуберт Увертюра «Розамунда» 2. Й. Гайдн Симфония № 94, часть IV 3. А. Вивальди Симфония C – dur, часть I
1. Ф. Шуберт Симфония № 8, часть I 2. Й. Гайдн Симфония № 102, часть IV 3. К. Дебюсси «Празднества» 4. А. Вивальди Концерт «Зима» ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ТАБЛИЦА
Тема: «Третий пласт»
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Джаз | * | * | * | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Блюз | * | * | * | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Спиричуэлс | * | * | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Рег-тайм | * | * | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Диксиленд | * | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Свинг | * | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Биг-бенд | * | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Рок-н-ролл | * | * | * | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Рок музыка | * | * | * | * | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Хард рок | * | * | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Фолк рок | * | * | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Арт рок | * | * | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Хеви металл | * | * | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Реп | * | * | * | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Синтезатор | * | * | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Хит | * | * | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Шлягер | * | * | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Бард | * | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Шансонье | * | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Авторская песня | * | * |
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. Охарактеризуйте возрастные психофизиологические особенности младшего школьного возраста и их влияние на специфику педагогического процесса.
2. Какие особенности музыкального восприятия являются определяющими в работе с младшими школьниками?
3. Выскажите свое мнение о целесообразности использования различных алгоритмов в работе с детьми.
4. Раскройте сущность и специфику драматургии уроков музыки в начальной школе.
5. Раскройте сущность интонационного подхода к музыкально-пластической деятельности.
6. Охарактеризуйте содержание и виды музыкально-пластической деятельности в начальной школе.
7. Выскажите мнение по поводу включение различных видов и форм импровизации в урок музыки.
8. Как вы оцениваете предложенную автором концепцию систематического освоения музыкальной грамотности с первого по четвертый класс. Нашла ли концепция адекватное отражение в содержании программы?
9. Выскажите свое мнение по поводу содержания начального этапа обучения (1 класс).
|
10. Дополните, в рамках программных требований, предложенный репертуар произведений для слушания, песен, попевок и т.д. (по каждому классу).
11. Какие произведения вы исключили бы из программы? Аргументируйте свою позицию.
12. Выскажите свое мнение о содержании, объеме и соотношении различных видов музыкальной деятельности на уроках музыки соответственно в первом, втором, третьем и четвертом классах.
13. Удалось ли автору, по вашему, мнению, выстроить систему работы по формированию певческих навыков?
14. Сравните предложенную систему работы с материалом существующих программ по музыке (по выбору). Найдите общее и особенное.
15. Разработайте сценарии уроков в каждой параллели по любой теме, предложенной в программе. Проанализируйте их с точки зрения драматургии, интонационного и стилистического подхода, решения дидактических задач, методов педагогического общения.
16. Охарактеризуйте возрастные психофизиологические особенности старших и младших подростков.
17. Какие качества подростков в наибольшей степени определяют содержание и методы работы учителя музыки?
18. В чем, по вашему мнению, проявляется специфика уроков музыки в основной школе по сравнению с уроками в начальной школе?
19. Какие формы самостоятельной работы подростков на уроке музыки вы могли бы назвать?
20. Раскройте сущность методики составления и проведения музыкальных тестов.
21. Составьте свои тесты на определение тембра инструментов, певческих голосов.
22. Предложите варианты тестов на определение национального стиля.
23. Предложите варианты тестов на определение стиля П. Чайковского, И.С. Баха, В. Моцарта, Л. Бетховена, Ф. Шопена, С. Рахманинова, Д. Шостаковича.
24. Какие основные задачи в области певческой деятельности решаются в основной школе?
25. Почему сольная вокальная импровизация в основной школе сменяется коллективной гармонической?
26. Какие сведения об оперном жанре вы сообщили бы детям? Составьте план интерактивной беседы.
27. Выскажите свое мнение по поводу построения содержания обучения в основной школе по стилевому принципу.
28. В программе представлен довольно узкий круг композиторских имен, обусловленный существующим лимитом времени. Творчество каких композиторов вы включили бы в программу? Какие произведения этих композиторов вы предложили бы для работы с детьми?
29. Какие произведения вы исключили бы из программы?
30. Выскажите свое мнение по поводу соотношения и взаимосвязи слушательской и певческой деятельности на уроках музыки в основной школе. Как вы считаете, какой принцип положен автором в основу формирования репертуара?
31. Разработайте сценарий урока музыки в пятом классе по предложенной программе.
32. Выскажите свое мнение о содержании, объеме и соотношению различных видов музыкальной деятельности учащихся на уроках музыки в пятом, шестом, седьмом и восьмом классах.
33. Выскажите свое мнение о двух этапах формирования у учащихся представлений о форме сонатное allegro (см. приложение). Предложите свой вариант объяснения.
|
34. Выскажите свое мнение по поводу убедительности и выстроенности освоения категории «музыкальный стиль». Предложите свое видение этой проблемы.
35. Как вы относитесь к взаимодейтсвию на уроке музыки произведений различных видов искусства? Каким должно быть соотношение музыки и других видов искусства на уроке?
36. Приведите свои примеры тематических, стилевых, жанровых перекличек, связей музыки с другими искусствами в рамках предложенного материала.
37. Какими принципами, по вашему мнению, руководствовался автор в отборе репертуара по слушанию музыки в основной школе? Попытайтесь их сформулировать. Есть ли разница в походе к формированию репертуара в разных параллелях?
38. Составьте тесты на определение художественно-исторических стилей. Предложите варианты заданий к ним.
39. Каким образом вы бы построили изучение темы «Третий пласт»?
40. Предложите темы для докладов по темам «Третий пласт», которые бы отражали основные жанры музыки в этой области.
41. Составьте список исполнителей и произведений соответственно направлениям музыки «Третьего пласта».
42. Выскажите своё мнение о предлагаемом терминологическом словаре, обоснуйте его. Предложите свою корректировку предложенного списка.
43. Составьте свой вариант анкеты для учащихся, оканчивающих восьмой класс.
44. Основываясь на предложенном материале, разработайте сценарии уроков по разным темам в разных параллелях. Проанализируйте свой сценарий с точки зрения драматургии, стиля, интонационного подхода, эффективности решения дидактических задач, организации взаимодействия учителя и учеников, методов педагогического общения.
РЕКОМЕНДУМАЯ ЛИТЕРАТУРА
ОСНОВНАЯ
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
1. Аберт Г. Моцарт. Т.1. – М., 1987, Т.2. – М., 1988, Т.3. – М., 1989.
2. Абызова Е.Н. Картинки с выставки Мусоргского. – М., 1987.
3. Абызова Е.Н. Модест Петрович Мусоргский. – М., 1986.
4. Альшванг А.А. Бетховен. – М., 1966.
5. Асафьев Б.В. Григ. – Л., 1984.
6. Асафьев Б.В. Об опере. – Л., 1985.
7. Баренбойм Л.А. Музыкальная педагогика и исполнительство. – Л., 1974.
8. Баренбойм Л.А. Система музыкального воспитания К. Орфа. – Л., 1970.
9. Баренбойм Л.А., Брянская Ф.Д., Перунова Н.Н. Путь к музицированию. Школа игры на фортепиано. – Л., 1980.
10. Беде Г.В. Живопись. – М., 1985.
11. Белобородова В.К. Развитие музыкального слуха учащихся 1-х классов. – М., 1956.
12. Бенуа А.Н. История русской живописи XIX века. – М., 1995.
13. Блок В.М. Музыка Прокофьева для детей. М., 1969.
14. Блок В.М., Португалов К.П. Русская и советская музыка. Хрестоматия для учащихся старших классов. – М., 1972.
15. Божович Л.И. Избранные психологические труды. – М., 1995.
16. Бырченко Т.В., Франио Г.С. Хрестоматия по сольфеджио и ритмике. – М., 1991.
17. Бэлза И.Ф. Александр Николаевич Скрябин. – М., 1983.
18. Великович Э.И. Великие музыкальные имена: И.С. Бах, Й. Гайдн, В.А. Моцарт, Л. Бетховен, Ф. Шуберт, Ф. Шопен. – СПб, 1997.
19. Великович Э.И. Жорж Бизе. – Л., 1969.
20. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. – М., 1968.
21. Власов В.Г. Стили в искусстве (словарь). – СПб, 1995.
22. Вульфиус П.А. Классические и романтические тенденции в творчестве Шуберта. – М., 1974.
23. Гаал Д.Ш. Лист. – М., 1986.
24. Герасимова-Персидская Н.А. Русская музыка XVII века. Встреча двух эпох. – М., 1994.
25. Григорович В.Б., Андреева З.М. Слово о музыке: Русские композиторы XIX века: Хрестоматия. – М., 1977.
26. Гуревич В.А. Западно-европейская музыка в лицах и звуках. – М., 1994.
27. Дебюсси и музыка XX века: Сб. статей. – Л., 1983.
28. Дельсон В.Ю. Фортепианное творчество и пианизм Прокофьева. – М., 1973.
29. Должанский А.Н. Симфоническая музыка Чайковского. – М. – Л., 1965.
30. Друскин М.С. История зарубежной музыки. Т.4. – М., 1967.
31. Друскин М.С. Пассионы и мессы И.С. Баха. – Л., 1976.
32. Друскин Я.С. О риторических приемах в музыке И.С. Баха. – СПб., 1999.
33. Житомирский Д.В. Роберт Шуман. – М., 1964.
34. Кандинский А.И. История русской музыки. Т.2. – М., 1979.
35. Катонова С.В. Балеты С. Прокофьева. – М., 1962.
36. Кац Б.А. Музыкальные ключи к русской поэзии. – СПб., 1997.
37. Книга о Свиридове / Сост. А.А. Золотов. – М., 1983.
38. Колесов Д.В., Мягков И.Ф. Учителю о психологии и физиологии подростка. – М., 1986.
39. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. – М., 1988.
40. Конен В.Д. История зарубежной музыки. Вып.3. – М., 1984.
41. Конен В.Д. Пути развития американской музыки. – М., 1965.
42. Конен В.Д. Этюды о зарубежной музыке. – М., 1975.
43. Корганов В.Д. Бетховен. Биографический этюд. – М., 1997.
44. Краснобаев Б.И. Очерки истории русской культуры XVIII века. – М., 1987.
45. Левашова О.Е. Э. Григ. – М., 1962.
46. Левашова О.Е., Келдыш Ю.В., Кандинский А.И. История русской музыки. Т.1. – М., 1980.
47. Левидов А.М. Автор – образ – читатель. – М., 1983.
48. Левин Н.Б. История зарубежной музыки. Т.2. – М., 1974.
49. Лейтес Р.Э. Музыкальные сказки Шехеразады. – М., 1968.
50. Ливанова Т.Н. История западно-европейской музыки до 1789 года. Т.1. – М., 1982.
51. Ливанова Т.Н. История западно-европейской музыки до 1789 года. Т.2. – М., 1983.
52. Ливанова Т.Н. Музыкальная драматургия И.С. Баха и ее исторические связи. – М., 1980.
53. Лобанова М.Н. Западно-европейское музыкальное барокко: проблемы эстетики и поэтики. – М., 1994.
54. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. – СПб., 1994.
55. Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника. – М., 1977.
56. Мазель Л.А. Шопен. – М., 1960.
57. Маймин Е.А. Эстетика – наука о прекрасном. – М., 1982.
58. Малюков А.Н. Теоретические основы формирования художественной культуры у подростков. – М., 1993.
59. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. – М., 1990.
60. Мартынов И.И. М. Равель. – М., 1979.
61. Мартынов И.И. С. Прокофьев. – М., 1974.
62. Мархасев Л.С. В легком жанре. – Л., 1986.
63. Маценко Н.М. Слово, музыка, образ. – Киев, 1982.
64. Медушевский В.В. Межпредметные связи в преподавании искусства в школе. – М., 1981.
65. Монсенжон Б. Рихтер Диалоги. Дневники. – М., 2003.
66. Музыка французской революции XVIII века. Бетховен: Учеб. пособие / Под ред. Р.И. Грубер, П.А. Вульфикс, К.К. Саква, Т.Э. Цытович. – М., 1967.
67. Назаренко И.А. Искусство пения. – М., 1968.
68. Орлова Е.М. Лекции по истории русской музыки. – М., 1977.
69. Перельштейнас Г.Г. Некоторые вопросы музыкального воспитания в хоре мальчиков и юношей // Музыкальное воспитание в школе. Вып. 10. – М., 1975.
70. Покровский Б.А. Сотворение оперного спектакля. – М., 1985.
71. Рачина Б.С. Программа «Музыка» - сегодня. – СПб., 1992.
72. Рачина Б.С. Путешествие в страну музыки: метод. пособие. – СПб., 1997.
73. Римский-Корсаков Н.А. Летопись моей музыкальной жизни. – М., 1980.
74. Розеншильд К.К. История зарубежной музыки. Т.2. – М., 1963.
75. Сабинина М.Д. Шостакович – симфонист. – М., 1976.
Заключение
В одной из своих статей я написала о том, что «учитель музыки – это образ жизни». Педагогическая деятельность вообще, а музыкальная педагогическая – в особенности, требует подчинения всех сил решению главной проблемы – научить! Научить слушать, научить понимать, научить сопереживать, научить выражать то, что чувствуешь и понимаешь. Суметь подняться до постижения величия человеческого духа и повести за собой своих учеников к вершинам духовных свершений человечества! Прекрасная, заманчивая задача, но вряд ли сегодня всегда реально решаемая.
Замечательно, что понятна, ясна цель и определено направление, в котором надо двигаться, дело за малым – найти, проложить дорогу, удобную и доступную для всех, кто хочет идти по ней и вести за собой все новые поколения детей.
Мы живем в эпоху перемен, и хотя, мы вооружены достижениями отечественной и зарубежной педагогической науки и можем продемонстрировать замечательные практические результаты в различных областях музыкального образования, сегодня совершенно ясно, что ситуация очень сложная, пожалуй, кризисная.
Прежде всего, резко изменилась социокультурная ситуация. Уровень культуры, нравственности, духовности падает, соответственно падает потребность в общении с искусством, падает интерес к классической музыке.
Учитель музыки за один час в неделю должен восстановить равновесие, противопоставляя великие духовные ценности, сконцентрированные человечеством в музыкальной классике, всему тому агрессивно звучащему миру, в котором сегодня живут наши дети.
Сильно изменилась и продолжает активно меняться техногенная ситуация.
Произошла информационная революция. Последние исследования ученых приводят данные о генетических изменениях различных биологических видов и даже человека.
Совершенно ясно, что необходимо, сохраняя «золотой фонд» достижений педагогической мысли в области музыкального образования, искать новые пути, направления работы, наполнять новым содержанием привычные формы деятельности.
На мой взгляд, главное – обновление содержания музыкального образования. Оно может выражаться, прежде всего, во введении принципа историзма в последовательности изучения музыкального материала в основной школе; изучения вопросов, связанных с явлением художественно-исторического стиля.
Обновление содержания может найти выражение в развитии «музыкально-ориентированной полихудожественной деятельности» (Е. Николаева), особенно в расширении и развитии всех видов музыкально-пластической деятельности, начиная от простейших вспомогательных движений до сочинения музыкально-пластических импровизаций.
Уже сейчас во многих школах наблюдается повышенный интерес к различным формам инструментального музицирования. Думается, что инструментальное музицирование может существенно обогатить содержание музыкального образования.
Необходима ревизия форм и методов работы на уроке музыки. Ребенок на уроке музыки должен быть поставлен в такие условия, чтобы процесс активной музыкальной деятельности (в любой форме) не прекращался, а ученик становился бы центром и ведущим в этом процессе. «Все познаю, открываю сам в процессе музицирования» – вот девиз современного урока. Как можно больше самостоятельности, творчества, простора для фантазии! Современный ученик – активно мыслящий индивидум, необходимо использовать навыки интеллектуальной деятельности, сформированные в процессе обучения в школе и активно развивать музыкальное мышление, его специфические формы. Только научив ребенка мыслить музыкально, т.е. интонационно, мы подведем его к пониманию музыкальной речи, музыкального языка, а, главное, к адекватному восприятию музыкального образа.
Необходимо, на мой взгляд, пересмотреть с позиций художественной ценности и дидактической целесообразности музыкальный материал, звучащий на уроках музыки.
Важным путем в расширении возможностей музыкального образования в общеобразовательной школе является, как показал тридцатилетний опыт, создание комплекса классной и внеклассной работы: урок – школьная хоровая студия, или урок – школьный хор, клуб любителей музыки.
И, конечно, необходимо на уроке музыки полностью использовать технические достижения нашей цивилизации: от видеомагнитофона до компьютера, важно только всегда помнить, что вся техника – лишь средство обучения, и оно никогда не должно стать самодавлеющим и выйти на первый план. Музыка говорит с каждым человеком своим языком, и каждый из нас слышит и понимает что-то свое, сугубо личное. Процесс общения с музыкальным искусством всегда глубоко интимен, многозначен, и важно ничем не разрушить атмосферу, создающую возможность подобного переживания.
Я надеюсь, что когда-нибудь, руководители образования поймут, наконец, какую силу духовного и нравственного воздействия таит в себе музыкальное искусство, и увеличат количество уроков хотя бы до двух раз в неделю. А пока…
Спасибо всем моим учителям, которые меня выучили, спасибо всем моим ученикам, которые учили и продолжают меня учить, спасибо моей семье и моим друзьям, которые всегда вдохновляли, поддерживали меня и помогали мне верить в то, что я делаю важное и нужное дело и делаю его грамотно и качественно.
Спасибо великому искусству Музыки, что мне дозволено было сорок лет верно ему служить…
Жизнь продолжается, продолжается работа, а, значит, появляются новые проблемы и вопросы, на которые очень хочется ответить.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение № 1.
Примеры форм календарно-тематического планирования. Начальная школа. Второй класс.
Тема
Урока
Цель и задачи
Урока
Термины
Понятия
Слушательская деятельность
Музыкальная
Грамотность
Певческая деятельность
Музыкально-
Пластическая
Деятельность
Вокальная
Импровизация
| Поделиться: |
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 91; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!
infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.30.162 (0.165 с.)