Музыкально-пластическая деятельность. Освоение элементов русской пляски: простой хороводный шаг 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Музыкально-пластическая деятельность. Освоение элементов русской пляски: простой хороводный шаг



Освоение элементов русской пляски: простой хороводный шаг, шаг на всей ступне, шаг с притопом на месте; осваиваются положения рук, характерные для русской пляски.

Музыкальным материалом этой работы являются русские народные песни, разучиваемые на уроках.

Развития навыка «свободного дирижирования», показа фразы, штрихов, дыхания в процессе пения.

Пластические этюды, импровизации:

П. Чайковский Симфония №4, II часть тема,

«Камаринская»

С. Рахманинов Концерт для фортепиано с оркестром №3, I часть,

главная партия

Вокальная импровизация

1. Импровизация – диалог вопросно-ответной структуры в форме предложения и периода (исполняется вокализом).

2. Импровизация мелодий на заданный текст в соответствии с его эмоционально – образным содержанием. Для импровизации предлагается часть стихотворения.

 

А. Плещеев  «Осень»

А. Пушкин     «Осень»

С. Есенин «Нивы сжаты»

А. Фет   «Ласточки пропали»

А. Майков      «Осень»

И. Бунин «Листопад»

 

3. Импровизация по созданию вариантов предложенной мелодии.

4. Исполнение на элементарных музыкальных инструментах ритмической партитуры к русским народным песням:

«На горе- то калина»

«Как у наших у ворот»

 

II ЧЕТВЕРТЬ

Тема: «Что за прелесть, эти сказки!» (А.  Пушкин)

В тему четверти вводит прекрасная, глубоко русская по духу пьеса П. Чайковского «На тройке». Она является как бы мостиком от пейзажных и колокольных ассоциаций первой четверти к сказкам, которые так хорошо и уютно слушать в долгие зимние вечера. В первой части симфонии П. Чайковского «Зимние грёзы» есть и удивительное ощущение суровой, величественной русской зимы, и слышится колокольчик бегущей тройки, и чувствуется что-то сказочное, фантастическое, временами грозное, что всегда есть в русской зиме.

Остальные пьесы прямо связаны со сказочными персонажами, причём есть возможность сравнить музыкальные образы Бабы Яги, созданные разными композиторами, детально анализируя выразительные средства музыки. Полезно предложить детям различные творческие работы в связи с представленными сказочными образами: рисунки, лепка, коллаж, выжигание, изготовление кукол и т.д., а затем обязательно устроить выставку с обсуждением работ.

В конце четверти детей порадует новая встреча с рождественским балетом П. Чайковского «Щелкунчик». Эта встреча – обобщение всей работы, связанным с этим произведением в начальной школе, обобщение знаний о жанре балета.

В центре внимания – дивертисмент из второго действия балета. Особое внимание следует обратить на детальный анализ тембровой палитры композитора во всех танцах: великолепный юмористический эффект сочетания двух крайних регистров и тембров флейты-пикколо и фагота в «Китайском танце», яркий тембровый контраст в «Танце пастушков» - тему рефрена этого ронда исполняют три флейты, в первом эпизоде солирует гобой, а во втором – валторны. Кульминация этой работы – просмотр фильма-балета «Щелкунчик».

Шуточные, плясовые и игровые русские народные песни дополнят материал по слушанию музыки, а песня – сказка П. Чайковского «Мой Лизочек» и юмористическая русская народная песня – сказка «Я с комариком», а также шуточная пьеса А. Лядова на тему этой русской песни помогут создать на уроке атмосферу сказки и праздника.

Музыкальные произведения для слушания

П. Чайковский «Ноябрь» («На тройке») из цикла «Времена года»

Симфония № 1. «Зимние грезы» (первая часть)

«Баба-Яга» из «Детского альбома» (повторение)

М. Мусоргский «Баба-Яга» из цикла «Картинки с выставки»

А. Лядов          «Баба-Яга»

«Я с комариком» из сюиты «Восемь русских народных песен для симфонического оркестра»

П. Чайковский «Декабрь» («Святки») из цикла «Времена года»

П. Чайковский Балет «Щелкунчик»:

«Марш» (повторение)

                   «Вальс цветов» (повторение)

Китайский танец»

                   «Танец пастушков»

                   «Трепак»

                   «Танец Феи Драже»

 

Музыкальная грамотность

Дальнейшее формирование ладового чувства и развитие ладового слуха. Пение тонического трезвучия, тоники в качестве настройки.

Определение на слух ладовой завершенности или незавершенности звучащей музыки (устойчивых или неустойчивых ступеней); определение на слух и наблюдение в звучащей музыкальной ткани знакомых интонационных лексем.

Определение на слух гармонических интервалов: секунда, терция, кварта, квинта, октава. Продолжение освоения тональностей, пение гамм, фрагментов гамм, трезвучий. Тональности ре мажор, си минор. Освоение размера 4/4. Совершенствование навыка пения по нотам, навыка работы с многоголосной партитурой; дальнейшее формирование навыка чтения нотной записи.

Сольфеждировать песни и фрагменты песен, доступные детям по уровню сложности.

Сольфеджировать темы музыкальных произведений, прослушиваемых в классе:

П. Чайковский   «Ноябрь»

П. Чайковский «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик».

Обогащение представления о тембрах инструментов и групп инструментов симфонического оркестра. Проведение тестов на определение тембров инструментов. Актуализация и освоение на новом уровне понятия «регистр».

Закрепление представления о форме вариаций и форме рондо.

Певческие упражнения

 

1. Упражнения А. Яковлева №2, 3, 4.

2. Упражнения для развития навыков двухголосного пения:

· выдержанный звук в одном из голосов;

· остинато в одном из голосов;

· определение на слух гармонических интервалов;

· вычленение слухом знакомых гармонических интервалов в партитуре разучиваемой песни.

3. Исполнение канонов:

М. Анцев                              «Соловушка»;

Русские народные песни «В сыром бору тропинка»;

                                         «У меня ль во садочке»;

4. Исполнение вокализом или с подтекстовкой тем прослушиваемых произведений:

 

М. Мусоргский «Прогулка» из цикла «Картинки с выставки»

П. Чайковский      II часть Симфонии № 4

П. Чайковский      «Ноябрь» из цикла «Времена года»

«Вальс снежных хлопьев» из балета

                              «Щелкунчик».

 

Песни

 Русская народная песня «Здравствуй, гостья-зима» (двухголосие)

 Русская народная песня «Я на горку шла» (двухголосие)

 Русская народная песня «Как пошли наши подружки» (двухголосие)

 Русская народная песня       «Я с комариком плясала» (двухголосие)

в   обработке Н. Владыкиной-

Бачинской

Тропарь на Рождество Христово

П.Чайковский «Мой Лизочек»

В. Ренёв         «Белая дорожка»

М. Яковлев   «Зимний вечер»

Е. Ботяров  «Конек-Горбунок»

Н. Римский-Корсаков «Белка» из оперы «Сказка о царе Салтане»

Г. Крылов      «Собака-забияка»

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 75; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.89.24 (0.008 с.)