Музыкально-пластическая деятельность. 1. Продолжение освоения элементов русской пляски: хороводный шаг 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Музыкально-пластическая деятельность. 1. Продолжение освоения элементов русской пляски: хороводный шаг



1. Продолжение освоения элементов русской пляски: хороводный шаг, шаг с притопом, а также разучивание новых элементов: переменный шаг, полуприсядания с выставлением ноги на пятку. Эта рабта проводится на материале разучиваемых русских народных песен.

2. Пластические этюды и импровизации, театрализации, сюжетно-образные игры:

М. Мусоргский       «Баба-Яга»

П. Чайковский        «Баба-Яга»

«Ноябрь»

«Декабрь»

«Китайский танец», «Трепак» из балета «Щелкунчик»

А. Лядов                 «Я с комариком» из сюиты «Восемь русских

народных песен для симфонического оркестра»

Исполнение ритмической артитуры на элементарных музыкальных инструментах:

Русская народная песня  «Я с комариком»

 

Вокальная импровизация

1. Импровизация в стиле русской народной протяжной песни в форме периода.

2. Импровизация на предложенный текст:

А. Пушкин «Зимняя дорога»

Ф. Тютчев «Зима недаром злится»

Н. Некрасов «Мороз-воевода»

И. Бунин     «Первый снег»

 

3. Освоение варьирования как принципа развития музыки в процессе импровизации. Сочинение вариантов предложенной мелодии. Сочинение подголосков в русских народных песнях.

 

III ЧЕТВЕРТЬ

Темы: «Что за прелесть, эти сказки!» (А.  Пушкин)

 «Русские обряды и праздники»

Третья четверть начинается продолжением знакомства с музыкальными сказками. Первая сказка – «Кикимора» А. Лядова. Кикимора, пожалуй, самый загадочный персонаж русских народных сказок, поэтому перед прослушиванием важно рассказать детям о Кикиморе, прочитать фрагменты русских народных сказок. Подготавливая прослушивание, знакомим детей с основными темами «сказочной картинки» А. Лядова, сопровождая показ тем, их краткий анализ, чтением программы произведения, основанной на фрагменте из книги И. Сахарова «Сказания русского народа».

Слушая музыкальную картину Н. Римского-Корсакова «Три чуда», полезно провести самостоятельную работу по определению характера и содержания музыки, жанра, солирующих тембров инструментов симфонического оркестра, регистра и других выразительных средств музыки в форме игры «Мы – композиторы». До прослушивания музыки Н. Римского-Корсакова дети как бы «сочиняют» ее: предлагая варианты содержания и характера музыкального образа (отвечая на вопрос: «Какая по настроению, по характеру должна звучать музыка?»). Следующий этап игры: «Как обеспечить необходимое звучание музыки?». Дети предлагают определенный жанр (марш – во втором чуде), темп, регистр (великаны большие, голоса у них низкие), тембр («военный» оркестр, т.е. звучание духовых инструментов), лад (музыка яркая, уверенная), динамику. После прослушивания (а с каким необыкновенным вниманием слушают дети в подобной ситуации!) выясняется, что музыка во многом звучит также как дети сами «сочинили», а что-то композитор сочинил по-своему. Сравниваем, анализируем, выясняем что и почему. Обязательно использовать сказку А. Пушкина, которую дети читают на уроках чтения.

 

Знакомство с русскими обрядами и русскими народными обрядовыми песнями начинается с Масленицы. Целесообразно в рамках знакомства с различными обрядами ввести на уроках элементы театрализации, включив детей в обрядовую игру.

На уроках третьей четверти дети знакомятся с обрядовой сценой «Проводы Масленицы» из оперы Н. Римского-Корсакова «Снегурочка», а также с балетом И. Стравинского «Петрушка», действие которого происходит на масленичной неделе в Петербурге. Величина и количество фрагментов из оперы и из балета определяется учителем. Фрагменты из балета «Петрушка» - прекрасный материал для детального анализа с точки зрения музыкального языка, особенно тембра, гармонии и освоения формы фактурно-тембровых вариаций. В связи с рассказом о различных обрядах необходимо подобрать соответствующий иллюстративный материал, в том числе и картины русских художников, в частности, две картины «Масленица» Б. Кустодиева, более известную желательно тщательно проанализировать как «звучащую» картину перед слушанием, вводя детей в тему.

В марте дети знакомятся ещё с одним жанром русской народной песни – с частушкой. Дети слушают, сочиняют частушки, на заданную мелодию, а затем слушают «Озорные частушки» Р. Щедрина и фрагмент финала первого концерта для фортепиано с оркестром, где ярко интерпретированы интонации частушек и даже манера их исполнения, а затем № 13 «Страшенная баба» из «Перезвонов» В. Гаврилина, где эти интонации звучат более опосредованно. Думаю, что стоит напомнить и прослушанные фрагменты из балета И. Стравинского «Петрушка», и с позиции интонационного анализа сравнить музыку Р. Щедрина и И. Стравинского, найти то общее, что объединяет эти произведения.

В конце четверти, завершая праздничную картину народных гуляний, предлагаю познакомить детей с русскими народными музыкальными инструментами, их тембрами, приёмами игры, познакомить с тембром оркестра русских народных инструментов, показать слайды или рисунки различных народных музыкальных инструментов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 94; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.180.76 (0.006 с.)