Художественно-исторический стиль: классицизм 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Художественно-исторический стиль: классицизм



Творчество В. Моцарта

«Ты Моцарт – Бог…»

 А. Пушкин

Слушательская деятельность            Певческая деятельность

В. Моцарт «Маленькая ночная серенада» (все части)             В. Моцарт «Весенняя»

Серенада D – dur (в форме игры «Компетентность»)

Повторение всех знакомых                                                                     В.  Моцарт «Слава солнцу»

учащимися произведений В. Моцарта:                                         (канон, адаптированный вариант)

Симфонии № 40, № 41 (фрагменты по выбору)                             Й. Гайдн «Вечный огонь» (канон)

Концерт для фортепиано с оркестром № 21, ч.II.                        В. Моцарт «Утренняя песня» (канон)

Дивертисмент B-dur                                                                         В. Моцарт «Ave verum»

(адаптированный вариант)

В. Моцарт Хор из оперы «Волшебная флейта»

В. Моцарт «Requiem»:                                                                        Й. Гайдн «Пастух»

Requiem aeternam - фрагмент (исполнение темы

 вокализом)                                                                                  В. Моцарт «Азбука» (адаптированный

вариант)

Sanctus – фрагмент (сравнение с Sanctus из мессы

И. С. Баха                                                                                      В. Моцарт «Весна опять вернулась»

в форме «теста на определение стиля»)                                (адаптированный вариант)

Lacrymosa (исполнение темы вокализом)                               Г. Струвэ «Музыка»

Hostias                                                                                        А. Журбин «Планета детства»

В. Моцарт «Аллилуйя» (исполнение фрагмента вокализом)       Е. Ботяров «Птица - музыка»

В. Моцарт Опера «Свадьба Фигаро»:

                    Увертюра

                    Каватина Фигаро I действие

                    Ария Фигаро I действие (исполнение рефрена вокализом и с текстом)

                    Ария Керубино «Рассказать, объяснить не могу я»

                    (исполнение фрагмента вокализом и с текстом)

                    Сравнение Арии Фигаро и Арии Керубино

                    Ария Графини II действие

В. Моцарт Опера «Волшебная флейта»:

                    Увертюра

                    Ария Папагено I действие

                    Сравнение разных исполнений

                    (исполнение темы вокализом)

                    Ария Царицы ночи II действие

                   Ария Зорастро II действие (фрагмент)

                   Ария Памины II действие 3 картина

                   Дуэт Папагено и Папагены II действие 5 картина

                   (исполнение вокализом начала дуэта)

В. Моцарт Опера «Дон Жуан»

                    Ария Дон Жуана

                    Ария Ленорелло I действие

                    (сравнение двух интерпритаций)

В. Моцарт Симфония №40 (целиком)

                   (исполнение вокализом всех тем)

В. Моцарт Симфония № 41 (фрагменты)

                     (исполнение вокализом тем I и II части)

В. Моцарт Фрагменты симфоний №35, №36, №38

 

В. Моцарт Дивертисменты: D – dur, B – dur (фрагменты)

 

Литературные произведения

 

А. Пушкин «Моцарт и Сальери» (фрагменты)

Н. Матвеева «Музыка»

В. Лазарев «Мне снилась музыка»

 


Архитектура классицизма

 

Л. Лево, Ж. Ардуэн-Мансар Версаль

Церковь Святой Женевьевы в Париже

А. Полладио Вилла Ротонда в Винченце

К. Росси Михайловский дворец

Ч. Камерон Храм Дружбы в Павловске

 

Примерные тесты на определение стиля

1. В. Моцарт Симфония № 38, часть I                                1. В. Моцарт Симфония № 41, часть II                                        

2. П. Чайковский «Ромео и Джульетта» экспозиция       2. А. Корелли Концерт № 2, часть II

3. В. Моцарт Симфония № 35, часть I                                3. И.С. Бах Бранденбургский концерт № 1, часть I

4. И.С. Бах Бранденбургский концерт № 3, часть 3         4. В. Моцарт Симфония № 40, часть IV

 

1. С. Рахманинов Концерт для фортепиано с оркестром № 2, часть I (побочная партия)

2. И.С. Бах Бранденбургский концерт № 6, часть I                                                

3. В. Моцарт Концерт для фортепиано с оркестром № 23, часть I                    

                                                                                                                                         

1. И.С. Бах Бранденбургский концерт № 2, часть I                    1. Й. Гайдн Симфония № 94, часть I

2. П. Чайковский Симфония № 6, часть I                                     2. А. Вивальди Концерт «Зима»

3. В. Моцарт Симфония № 24, часть I                                           3. В. Моцарт Симфония № 41, часть IV  


ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ТАБЛИЦА

Термины Определение на слух Понимание Практическое применение Теоретическое осмысление (умение объяснить)
Интонация   * * *  
Стиль русской музыки * * *  
Стиль барокко * * *  
Стиль классицизм * * *  
Жанры массово-бытовые:
  • песня, танец, марш
* * * *
  • городская русская народная песня
* * *  
Жанры театральные:
  • балет
  * *  
  • опера buffa
  • опера seria
  *    
  • зингшпиль
  *    
  • увертюра
  * * *
  • ария
  * * *
  • ансамбль: дуэт, терцет
* * * *
  • декорации
  * *  
Жанры концертные:
  • симфония
  * * *
  • камерная музыка
  * *  
  • соната
  * *  
  • сюита старинная
  * *  
  • concerto grossi
  *    
  • концерт для фортепиано (скрипки) с оркестром
  * * *
  • дивертисмент
  *    
  • серенада
  * *  
Жанры культовые:
  • кантата (духовная)
  * * *
  • оратория
  *    
  • месса
  * * *
- Kyrie eleison   * *  
- Gloria   * *  
- Santctus   * *  
- Credo: Crucifixus   * *  
- Agnus Dei   * *  
Жанры и формы полифонической музыки:
  • хорал
    *     *     *     *
  • фуга
* * * *
  • прелюдия
  * *  
  • инвенция
  * *  
  • канон
* * * *
Форма:
  • двухчастная
* * * *
  • трехчастная
* * * *
  • рондо
* * * *
  • вариации
* * * *
  • сонатное allegro
- экспозиция - разработка - реприза
  * *  
  • секвенция
* * * *
Склад:
  • гомофонно-гармонический
  • полифонический
  *   *   *   *   *   *   *   *
Регистр * * * *
Лад:
  • мажор
  • минор
  • переменный
  * * * * * * * * * * *  
Мелодия   * *  
Аккомпанемент   * *  
Гармония   * *  
Аккорд * * *  
Гармонические функции: · тоника · доминанта · субдоминанта     * * *     * * * *  
Трезвучие * * * *
Тональность   * *  
Тон/полутон   * *  
Интервалы:
  • секунда
  • терция
  • кварта
  • квинта
  • секста
  • октава
* * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *    
Ритм * * * *
Такт   * *  
Тактовая черта   * *  
Размер * * * *
Синкопа * * *  
Пунктирный ритм * * *  
Основные длительности
  • восьмая
  • четверть
  • половинная
  * * * * * * * * *      
Пауза * * * *
Тембр   * *  
Оркестр:
  • духовой
  • камерный
  • русских народных инструментов
а) домра б) балалайка
  * * *       * * *   * *   * * *   * *   * * *    
Симфонический оркестр:
  • струнно-смычковые инструменты
а) скрипка б) альт в) виолончель г) контрабас
    *     * * * *     *     * * * *     *     * * * *   *      
  • деревянные-духовые инструменты:
а) флейта б) гобой в) кларнет д) фагот
  *   * * * *   *   * * * *   *   * * * * *    
  • медные духовые инструменты:
а) труба б) тромбон в) валторна г) туба
  *   * * * *   *   * * * *   *   * * * * *    
  • ударные инструменты:
а) литавры б) треугольник в) кастаньеты г) барабан и т.д.
  * * * * *   * * * * *     * * * * *   *      
Клавир   * *  
Клавесин * * *  
Орган * * *  
Хор:
  • детский
  • женский
  • мужской
  • смешанный
* * * * * * * * * * * * * * * *
Певческие голоса:
  • сопрано
  • меццо сопрано
  • котральто
  • тенор
  • баритон
  • бас
* * * * * * * * * * * * * * * * * *  
Динамика:
  • форте
  • пиано
  • крещендо
  • диминуендо
  * * * * *   * * * * *   * * * * * *      
Партитура   * * *
Распев * * * *
A capella   * * *
Импровизация   * * *
Консерватория   * *  
Филармония   * *  

 


Седьмой класс

ТЕМА УЧЕБНОГО ГОДА:

ХУДОЖЕСТВЕННО-ИСТОРИЧЕСКИЙ СТИЛЬ В МУЗЫКАЛЬНОМ ИСКУССТВЕ (КЛАССИЦИЗМ, РОМАНТИЗМ)

«Величие искусства яснее всего проявляется в музыке»

И. Гете

Задачи на учебный год:

 

1. Расширять тематику, содержание, увеличивать сложность и объем музыкальных произведений, изучаемых учащимися.

2. Совершенствовать и дифференцировать процесс музыкального восприятия, развивать умение сравнивать, находить общее и разное в предлагаемых для анализа музыкальных произведениях.

3. На основе развития интонационного мышления развивать музыкальное мышление в тесном единении с эмоциональным переживанием музыки.

4. Развивать интонационное мышление, обогащать «интонационный словарь» (Б. Асафьев) учащихся. Формировать представления о характерном интонационном языке каждого композитора.

5. Формировать представления о характерных типических чертах стилей венского классицизма и романтизма. Закрепление представлений о стиле барокко (в тестах).

6. Формировать потребность в общении с музыкой, личностную мотивацию познания классического музыкального наследия.

7. Уметь самостоятельно сделать умозаключение о смысле и характере музыкального образа.

8. Определять на слух темы знакомых произведений, уметь пропеть их.

9. Определять в тестах музыку Л.Бетховена, Ф.Шуберта, Ф.Шопена, П.Чайковского, В.Моцарта, И.С.Баха и т.д.

10. Разбираться в вопросах интерпретации музыки на базе овладения исполнительскими выразительными средствами и пониманием специфики их использования.

 

Музыкальная грамотность

 

 

    - продолжение работы, начатой в пятом и шестом классе и решение поставленных ранее задач;

    - определение на слух в тестах произведений, относящихся к стилям классицизм, романтизм, барокко;

    - актуализация понятий «жанр», «жанровость, жанровое начало»;

    - обобщение знаний о жанре симфонии; знание структуры сонатного allegro и классицистского симфонического цикла в целом;

    - знакомство с жанром сонаты;

    - освоение понятия «камерная музыка». Знакомство с жанром квартета и квинтета;

    - освоение особенностей циклической формы;

    - освоение понятия: «программная музыка»;

    - закрепление представления о принципах построения и развития музыки, об известных музыкальных формах. Расширять и углублять понимание формы сонатного allegro, рассматривать содержание симфонического цикла с точки зрения романтического искусства;

    - знакомство с жанрами музыки эпохи романтизма: баллада, экспромт, рапсодия, ноктюрн, баркарола, музыкальный момент и т.д.;

    - закрепление представления о гомофонно-гармоническом и полифоническом складе, определение склада на слух;

    - продолжение систематической работы по освоению выразительных средств музыки. Рассмотрение музыкального образа как единства содержания и формы, как комплекса выразительных средств;

    - формирование представлений о принципах музыкальной драматургии;

    - дальнейшее развитие ладового чувства: умение ориентироваться в системе ладовых тяготений, определение на слух лада и гармонических функций (T-D-S);

    - освоение тональностей, необходимых для практического музицирования;

    - развитие и совершенствование метроритмического чувства; актуализация знаний, умений и навыков в этой области;

    - освоение нотной грамоты на уровне, необходимом для практического музицирования;

    - понимание проблем интерпретации музыки на базе овладения исполнительскими выразительными средствами и освоение специфики их использования соответственно стилю и творческой индивидуальности автора.

 

Певческая деятельность

 

Задачи певческой деятельности остаются в основе своей прежними, усложняется музыкальный материал, как его тематика, так и музыкальный язык.

По-прежнему, важнейшей задачей является задача выразительного исполнения, осознание содержания и донесения его до слушателя.

Вся певческая работа тесно связана с тематизмом программы либо по музыкальному языку, либо по содержанию. Распевание, в основном, строится на вокализах, знакомых учащимся инструментальных сочинениях, фрагментах вокальных сочинений.

Произведения исполняются и унисонные, и двухголосные, и трехголосные. Седьмой класс – время начала мутации у мальчиков и у девочек, поэтому учителю надо быть предельно внимательным, и не предлагать произведения, в которых певческие голоса должны звучать на пределе возможностей. Хор девочек обычно теперь делится на две партии, мальчики, сохраняющие свои певческие возможности, поют обычно с хором девочек, а для мутирующих мальчиков создается специальная «третья партия», диапазон этой партии: e-f – c1. Очень много подобных переложений можно найти у Ю. Алиева, мастера работы с подобными классными хоровыми коллективами.

 

Певческие упражнения

 

- распевание А. Яковлева №№ 2 – 6,8,9,12,13;

- исполнение стабильных распеваний на основе движения по отрезкам звукоряда и арпеджио на разные слоги;

- гаммы с названием нот и вокализом;

    - исполнение гамм на два голоса;

    - пение кадансов.

    Каноны:

В. Моцарт «Dona nobis pacem»

Л. Бетховен «Мы рады жизни»

Л. Бетховен «Солдат идёт обратно в бой»

Немецкая народная песня «Вечер»

Ф. Шуберт «На полях»

 

- исполнение вокализом тем, фрагментов сочинений, разучиваемых или прослушиваемых на уроке (см. программу).

 

Импровизация

 

- гармоническая хоровая импровизация

- сочинение своего голоса на основе звучащей гармонии

- сочинение подголосков в песнях

- подстраивание верхней и нижней вторы и сочинение своей партии на этой основе.

 

Содержание работы

Седьмой класс начинается с изучения индивидуального композиторского стиля Л. Бетховена, творчество которого венчает стиль венского классицизма и открывает дорогу романтизму. Основное внимание в течение учебного года уделяется знакомству с разнообразными явлениями романтического искусства Европы XIX века.

В седьмом классе перед нами старшие подростки; они чувствуют себя увереннее, личностно проявляются ярче, их мнения, суждения носят достаточно категорический характер, с другой стороны некоторые, иногда и очень умные, сильные ученики, отказываются публично демонстрировать свои эмоции, переживания, связанные с процессом восприятия музыки, а предпочитают письменную, конфиденциальную, исповедальную форму общения с педагогом. Условия изменились, необходимо менять тон, корректировать стиль общения с подростками (равный с равным), повышать уровень сложности поднимаемых проблем, демонстрируя подросткам высокий уровень эрудиции, интеллекта, качества, личности учителя, которые они особенно ценят в этом возрасте.

Творчество Людвига ван Бетховена вполне соответствует созданию атмосферы напряженного, страстного, интеллектуального познания мира сквозь призму гениальной личности своего творца.

Музыка Бетховена, наполненная дыханием революции 1789 года, активно рассматривает пути развития человеческой Личности в контексте развития общественных процессов, движения огромных человеческих масс. Поэтому именно марш, маршевость, маршевые ритмоинтонации становятся её жанровой основой. Л. Бетховен – вождь и трибун, он властно и сильно, мощно и всепобедительно ведет слушателя за собой, овладевая его сердцем, твердо демонстрируя железную волю и необыкновенную нежность и страсть. Потрясающее внутреннее напряжение, непрерывное развитие, плакатная яркость,  строгость, лаконичность основных интонаций, тем, напоминающих сигналы, призывающие к непрерывной борьбе, преодолению конфликтов, достижению победы, счастья, радости – качества музыки Л. Бетховена, которые очень импонируют современным семиклассникам. Классицистская идея, поставившая на первое место среди достоинств Личности чувство долга, чрезвычайно ярко прочитывается на героических страницах творений композитора: в симфониях № 3 и № 5, увертюрах «Эгмонт», «Кориолан», опере «Фиделио». Это очень интересная тема для подростков, для которых одной из важных проблем является проблема взаимоотношений человека и общества. Войти в мир образов и стилистику классицизма подросткам помогают картины Ж. Давида, в частности «Клятва Горациев», где тема долга и любви раскрыта предельно ярко, ясно, лаконично, конкретно.

Для того чтобы показать истинный масштаб и многогранность творчества Л. Бетховена, ввести в круг его музыкальных образов, оптимально начинать учебный год с величайшего его творения, симфонии № 9. Стихотворение Н. Заболоцкого «Бетховен» создает необходимую эмоциональную атмосферу, подготавливает к постижению смысла и значения музыкальных образов, масштаба содержания симфонии № 9. Ощущение созидания музыкальной Вселенной ассоциируется с библейским сотворением Мира.

Слушание экспозиции первой части симфонии № 9 предворяется чтением фрагментов библейского повествования о втором, четвертом и шестом днях творения и сопровождается показом слайдов с репродукциями фресок Сикстинской капеллы Микеланджело («Отделение земли от воды», «Сотворение солнца и луны», «Сотворение Адама»). Затем звучит экспозиция первой части симфонии. Звучание симфонии сопровождается видеорядом – показом фресок Микеланджело (к трем названным фрагментам росписи потолка добавляется фреска «Всемирный потоп»). Взаимодействие двух искусств, двух великих произведений искусства, диалог двух гениальных творцов создает эмоциональное поле огромного напряжения, которое вовлекает подростков в процесс сопереживания и сотворчества и рождает яркое, глубокое, незабываемое художественное переживание.

На следующих уроках надо обязательно побеседовать с подростками о творческой личности Микеланджело, об истории создания фресок Сикстинской капеллы (1508-1512), о титаническом труде художника (500 квадратных метров потолка, расписанных мастером практически в одиночку), и показать общий план росписи, а также фигуры пророков Иеремии, Захарии, Иезекииля, Эретрийской и Дельфийской сивилл.

Чрезвычайно яркое впечатление производят фрагменты росписи Микеланджело алтарной стены Сикстинской капеллы («Страшный суд»), особенно центральные фигуры фрески Иисуса Христа и Мадонны.

Опыт показывает, что особый интерес учащихся вызывает вторая часть «Скерцо», которая поражает и захватывает своей фантастической мощью, неожиданными контрастами, и, конечно, тема-гимн финала симфонии. Тему подростки выучивают вокализом, поют, а затем поют сочиненное автором приветствие на мелодию этой темы и уроки, посвященные Л. Бетховену, начинаются с нее (см. главу № 2).

О пятой симфонии написано очень много, это, пожалуй, самая популярная симфония Л. Бетховена, и это облегчает задачу учителя. Степень глубины анализа, величина и количество фрагментов симфонии вариативны.

В качестве эпиграфа к уроку, посвященному симфонии № 5, можно выбрать знаменитое изречение Л. Бетховена: «Через страдания – к радости, через борьбу – к победе!».

Представляя учащимся симфонию № 5 именно как симфонический цикл, важно проследить сквозное развитие основного образа от героико- трагического в первой части до триумфального в финале. Устремленность развития усиливается ладотональный направленностью от минора к мажору, мотивно-тематическими связями, напряженным созиданием мажора в переходе от скерцо к финалу. Этот потрясающий предыкт реализует идею, воплощенную в антитезе: от тьмы – к свету.

Интонационное развитие судьбы («Так судьба стучится в дверь» Л. Бетховен)  является основой всего драматургического развития симфонии, претерпевая важные преобразования в разных частях симфонии и воплощая диалектику бетховенского симфонического мышления. Уже в главной партии первой части воплощен принцип взаимодействия конфликтных начал. Важно понять, услышать, что в сонатном allegro первой части симфонии господствует принцип производного контраста, контраста полученного в процессе развития. Именно это напряженное развитие музыкальной мысли всегда хорошо ощущают слушатели-подростки, образно ассоциируя свои музыкальные переживания с борьбой, преодолением преград, трудностей, препятствий.

Фресковая монументальность, драматическая напряженность, психологическая многогранность образов; лаконичный, рельефный тематизм, маршевые ритмы, обусловленные тесной связью с героическими массовыми жанрами французской революции 1789 года; обогащение тембровой палитры симфонического оркестра, увеличение его состава; особая напряженность эмоционального тонуса – все это новаторские черты бетховенского симфонизма, его стиля, воплощенные в его симфониях.

Разумеется, выводы, обобщающие характерные особенности стиля Л. Бетховена рождаются в диалоге педагога и учащихся, основываются на самостоятельных суждениях и рассуждениях учащихся в процессе анализа и стимулируются постоянным обращениям к звучащим (различным по объему) фрагментам музыки, причем одни и те же фрагменты при необходимости могут звучать неоднократно и в различных тембровых вариантах (симфонический оркестр, фортепиано, хоровое исполнение и т.д.).

Расширение, углубление, а затем обобщение представлений об индивидуальном композиторском стиле Л. Бетховена происходит в процессе реализации методики стиле – слухового анализа. Тесты на определение стиля позволяют познакомить учащихся с фрагментами из симфоний (№3, №7, №8) и увертюр Л. Бетховена («Кориолан», «Леонора» №3).

Сопоставление в тестах произведений Л. Бетховена и В. Моцарта, Л. Бетховена и Й. Гайдна позволяет выявить в музыке этих композиторов типичные черты проявления венского классического стиля и подчеркнуть индивидуальное своеобразие творческого облика каждого из них.

Творческий портрет Л. Бетховена невозможно представить без его фортепианных сонат – «творческой лаборатории» великого мастера. Л. Бетховен – лирик, интеллектуал и философ, предстает перед нами на страницах своих сонат. Б. Асафьев писал: «Сонаты Бетховена – это вся жизнь человека. Кажется, что нет эмоциональных состояний, которые так или иначе не нашли бы здесь своего отражения, нет душевных конфликтов, которые не преломились здесь в музыкально – философском плане»[24]. Именно сонаты Л. Бетховена создают прекрасные и увлекательные возможности в освоение жанра фортепианной сонаты.

Подготавливая целостное восприятие сонаты №14, знакомим учащихся с особенностями жанра фортепианной сонаты, актуализируем знания о строении сонатного allegro, слушаем фрагменты сонат №1, №5, №6, №7, №8, таким образом, подводим учащихся к слышанию, пониманию характерных черт стиля композитора, проявившихся в фортепианных сонатах.

Знакомство с сонатой №14 проходит в форме урока-концерта открывающегося беседой – диалогом с показом основных тем и кратким анализом – обсуждением всех частей сонаты и характера основных музыкальных образов.

Очень полезно показать различные интерпретации первой части на следующем уроке, а далее, в процессе обсуждения, выявить, какая из них ярче донесла до слушателя главную идею, смысл произведения.

Возросший интеллектуальный уровень учащихся позволяет широко использовать на уроках музыки литературные произведения. Рассказывая о жизни и личности Л. Бетховена, стоит обратиться Р. Роллана, цитируя некоторые его высказывания. Литературные эпиграфы к уроку, написанные на доске, позволяют сконцентрировать внимание учащихся на самых важных и значительных идеях, мыслях, связанных со звучащей музыкой.

Примеры эпиграфов к урокам, посвященным творчеству Л. Бетховена:

 

«Никогда еще самое высокое искусство не создавало ничего более безыскусственного, чем этот напев». (Р.Вагнер о теме финала симфонии № 9)

«Музыка Бетховена и поныне остается самым большим, самым лучшим другом всех, кто страдает и борется». (Р.Роллан)

 

Знакомство с увертюрой к трагедии И. Гете «Эгмонт» проходит в форме самостоятельной работы по опорной схеме строения увертюры. Этапы работы:

- знакомство с основными темами, интонационный анализ, оосознание смыслообразующего характера реализации принципа производного контраста;

- целостное прослушивание и прослеживание по опорной схеме, написанной на доске.

- повторное прослушивание, вербализация основных тем, образов, их взаимодействий

- обобщающее прослушивание и уяснение смысла симфоническогоразвития в форме высказывания, рассуждения, краткого сочинения.

В своих самостоятельных работах, посвященных симфонии № 5, увертюре к трагедии В. Гете «Эгмонт», подростки обычно проявляют высокую творческую активность: сочиняют стихи, пишут интересные сочинения.

Романтизм широко и ярко представлен целой плеядой великих композиторов, ярких творческих индивидуальностей, представителей различных национальных музыкальных школ, творчество которых обусловлено интересом к фольклору, народному творчеству, национальному колориту. В процессе изучения стилистических особенностей романтизма полезно обратиться к проявлению характерных особенностей романтизма в творчестве Э. Грига, в творчестве русских композиторов, включая знакомую подросткам музыку в тесты, сопоставляя, сравнивая близкие по тематике или по жанру произведения, например, фортепианные вальсы Ф. Шопена и П.  Чайковского, фантастические сказочные образы, воплощенные в музыке Э. Грига и А. Лядова, М. Мусоргского и Р. Шумана.

Значительно обогащает уроки постоянное обращение к живописи эпохи романтизма (Т. Жерико, Э. Делакруа), литературным произведениям этой эпохи, знакомым учащимся. Современные подростки очень мало читают, поэтому приходится использовать даже поверхностные представления о сюжете и героях литературных произведений, которые они получили в результате просмотра телепередач, кинофильмов, например, представление о романе В. Гюго «Собор Парижской богоматери» подростки имеют благодаря популярности одноименного мюзикла. Вместе с тем коллизии и сюжет романа желательно использовать в беседе о стиле романтизма, т.к. романтические антитезы романа позволяют легче понять особенности стиля.

Обобщающая лекция о стиле романтизма в музыке, сопровождающаяся написанием краткого опорного конспекта, проводится ближе к концу учебного года, когда будет накоплен достаточный объем музыкальных впечатлений.

Изучение темы начинается со знакомства с творчеством Ф. Шуберта.

Эпиграфом к уроку, посвященному творчеству Ф. Шуберта стала надпись на его надгробии: «Смерть похоронила здесь богатое сокровище, но еще более прекрасные надежды».

Л. Бетховен и Ф. Шуберт. Удивительно, как в одно время, в одном городе могли творить такие разные художники, представляющие различные мировоззрения, стили.

При сравнении тематики творчества, круга образов, интонационных и жанровых истоков музыки, занимающих центральное место в творчестве, ясно проявляется своеобразие творческой личности каждого.

Ф. Шуберт – сложная, гениальная, трагическая личность в истории музыкального искусства. В творчестве Ф. Шуберта, особенно в симфониях, сонатах, еще достаточно ясно проявляются черты классицизма, однако он, безусловно, композитор-романтик. Вселенскому, всечеловеческому масштабу бетховенского творчества Ф. Шуберт противопоставляет углубленное исследование внутреннего мира человека, тем самым побуждая семиклассников заглянуть в свою душу, подумать: «А я какой? Что и как я чувствую? Как живет моя душа?».

Песни и танцы, фортепианные миниатюры – с этого начинается вхождение в мир Ф. Шуберта. Поиск недостижимого идеала, счастья, трагические мотивы одиночества и бесприютности (песня «Приют»), красота, неисчерпаемое мелодическое богатство и эмоциональная наполненность, контрасты света и тени (мажор и минор), радости и страдания – некоторые грани творчества Ф. Шуберта. Своеобразие и демократизм музыки Ф. Шуберта проявились в опоре на жанры песни и танца, в использовании простых песенных и танцевальных форм, песенных интонаций, в песенном характере тематизма. Тематика творчества определила интерес к миниатюре и способствовали появлению новых жанров фортепианной миниатюры: экспромтов, музыкальных моментов, носящих характер сиюминутной импровизационности. Замечательно вводит в мир Ф. Шуберта стихотворение «Шуберт Франц» Д. Самойлова (см. приложение).

Ф. Шуберт создал жанр романтической вокальной баллады. Гениальная баллада «Лесной царь» на стихи И. Гете открывает для учащихся романтический мир образов Ф. Шуберта. Подробный анализ развития музыкального образа баллады предполагает прослеживание интонационного развития, исследование контрастов: лада, фактуры, жанровости, динамики, соотношения вокальной партии и аккомпанемента. Более подробно на анализе баллады останавливаться мы не будем, так как подробный анализ баллады предложен в программе Д. Кабалевского, к тому же каждый год в разных классах возникает свой вариант работы.

Есть другой путь, позволяющий раскрыть в ходе целостного восприятия музыкальный образ баллады, понять и оценить его, а затем детально проанализировать. Романтизм выдвинул на первый план профессию музыканта-исполнителя, появилась блестящая плеяда виртуозов (Н. Паганини, Ф. Лист, Ф. Шопен, А. Рубинштейн, Г. Бюлов), искусство которых вошло в легенду. Вопросы интерпретации музыки становятся чрезвычайно важными в XIX веке, а следовательно в процессе изучения романтического искусства на уроках музыки в седьмом классе. После предварительного прочтения текста баллады И. Гете в переводе В. Жуковского, учащимся предлагается два исполнения баллады «Лесной царь»: на немецком языке – Д. Фишер-Дискау, на русском – Б. Гмыря. Сравнение позволяет ярче выявить смысл музыкального образа, характеры действующих лиц этой трагической истории.

На протяжении всего учебного года как показывает опыт важно демонстрировать различные исполнения одних и тех же сочинений и знакомить с творчеством великих исполнителей XX века. При сравннении двух баллад: «Лесной царь» Ф. Шуберта и «Ночной смотр» М. Глинки, можно выявить специфику музыкального языка композиторов, а также общность в использовании жанровых признаков баллады.

Ф. Шуберт – создатель нескольких вокальных циклов. Циклическая форма всегда привлекала романтиков, позволяя им в рамках цикла выразить все оттенки чувств, переживаний, афористично излагая основную мысль, ярко и лаконично раскрывая музыкальный образ каждой из миниатюр. Подросткам знакомы фортепианные циклы Р. Шумана, П. Чайковского, М. Мусоргского С. Прокофьева, Д. Шостаковича, необходимо актуализировать эти знания и на новом уровне обратиться к пониманию содержательного смысла циклической формы. Познакомив учащихся в самом общем виде с содержанием вокального цикла «Прекрасная мельничиха» на стихи В. Мюллера, предлагается для слушания шесть-восемь частей цикла (№1, 2, 6, 7, 14, 15, 16, 19) на немецком языке. Слушание каждой части предваряется кратким изложением содержания, с точки зрения развития музыкальной драматургии цикла. Разнообразие методических приемов позволяет эффективно подготовить и организовать восприятие циклической формы. В №1 «В путь» и №2 «Куда?» слушание сопровождается прослеживанием вокальной партии по партитурам, а перед прослушиванием №15 «Ревность и гордость» и №16 «Любимый цвет» целесообразно сосредоточить внимание учащихся на важнейших, с точки зрения понимания смысла музыкального образа, особенностях музыкального языка. Постиже



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 85; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.104.248 (0.088 с.)