Музыкально-пластическая деятельность. 1. Пластические этюды, сюжетно-образные игры: 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Музыкально-пластическая деятельность. 1. Пластические этюды, сюжетно-образные игры:



1. Пластические этюды, сюжетно-образные игры:

 

П.Чайковский         «Вальс снежных хлопьев»,

«Вальс цветов» (повторение)

В. Моцарт – Б. Флисс     «Колыбельная»

С. Прокофьев          «Сказочка» из цикла «Детская музыка»

 

2. Пластическая импровизация:

 

В. Моцарт Концерт для фортепиано с оркестром № 21 (вторая часть, фрагмент)

В. Моцарт «Серенада» (D-dur, фрагмент)

 

- Игра «Кто как ходит?» на материале тем из симфонической сказки С. Прокофьева «Петя и волк». Постановка музыкально-пластических сцен на материале симфонической сказки.

3. Закрепление умения передавать в движениях изменения тембра, имитация игры на различных инструментах симфонического оркестра (игра «Мы играем в оркестр»).

 

П.Чайковский «Танец маленьких лебедей» из балета «Лебединое озеро»

 

4. Совершенствование умения передавать в движении изменение темпа:

 

Т. Ломова      «Ускоряй, замедляй» (повторение)

Дм. и Дан. Покрасс «Полюшко-поле»

Игра «Прятки»

С. Прокофьев «Марш»,

«Шествие кузнечиков» из цикла «Детская музыка».

 

5. Обобщение по всем видам музыкально-пластической деятельности. Повторение музыкального материала по выбору детей.

 

Игра на элементарных музыкальных инструментах

 

Ритмическая партитура:

П.Чайковский «Камаринская»

 

Ритмическое сопровождение к песням:

Ю.Соснин «Мы – уточки»

«Начинаем перепляс»

Г. Струве «Лунные коты»

Исполнение различных видов ритмического эхо.

Ритмическая импровизация на различных ударных инструментах.

 

Третий класс

ТЕМА УЧЕБНОГО ГОДА:

 «МУЗЫКАЛЬНЫЙ БУКВАРЬ КОРОЛЕВЫ МУЗЫКИ»

В основе тематизма третьего года обучения лежит дальнейшее освоение учащимися массово-бытовых (первичных) жанров, расширение и углубление понятие о жанровых признаках, введение понятия «жанровость», актуализация знаний об основных театральных (опера, балет) и концертных жанрах на новом музыкальном материале, углубленное изучение интонационной основы музыки, принципов развития музыки, становления музыкальной формы.

К концу учебного года дети должны полностью освоить музыкальный букварь.

Решение задач, поставленных перед педагогом и детьми в процессе обучения, поможет детям подняться еще на одну ступеньку в развитии способности воспринимать, усваивать музыку, понимать ее и наслаждаться ею.

 

Организация слушания музыки

Задачи на учебный год.

1. Продолжать работу по развитию эмоциональной сферы детей, эмоциональной отзывчивости на музыку, уделяя все больше внимания работе по осознанию детьми своих музыкальных впечатлений, накапливать интонационно – слуховой опыт.

2. Понимать содержание музыкальных произведений, различать основные выразительные средства музыки: темп, ритм, размер, интонация, мелодия, лад (мажор, минор), регистр динамика, тембр, понимать их содержательное значение, уметь связать содержание музыкального произведения с использованием различных выразительных средств музыки.

Цель работы – целостное, полное и адекватное восприятие музыкального произведения детьми.

3. Продолжать работу по воспитанию у детей умения вслушиваться в музыку на всем временном протяжении звучания музыкального произведения. Постепенно увеличивать длительность звучания предлагаемых для прослушивания произведений.

4. Развивать музыкальное мышление учащихся в процессе восприятия музыки и анализа прослушанных произведений. Уметь при сравнении двух или нескольких пьес находить общее и разное и в содержании, и в комплексе использованных композитором выразительных средств. Особое внимание уделять развитию музыкальной памяти: учить детей запоминать прослушанную музыку, узнавать её при повторном звучании.

Углубленно знакомить детей с темами музыкальных произведений; исполнять, вокализируя, основные интонации и темы в удобной для детей тональности, в процессе анализа постоянно возвращаться к живому музыкальному звучанию, учить детей узнавать темы оркестровых и вокальных произведений в звучании фортепиано, там, где это позволяет музыкальный образ произведения тактично привлекать пластическое звуковысотное моделирование в форме игры.

5. Расширять и углублять понимание значения интонации в музыке, как носителя смысла и содержания. Расширять круг ладовых интонаций, освоенных детьми. Дети должны узнавать знакомые интонации в песнях и музыкальных произведениях, например: интонацию мажорного или минорного трезвучия, восходящего и нисходящего полутона, чистой квинты (V-1↓), чистой кварты (V-1↑), поступенное гаммообразное движение и т.д.

Совершенствовать умение внутренним слухом следить за интонационным развитием в процессе звучания музыкальной ткани. Понимать термин интонация и уметь им пользоваться.

6. Определять на слух первичные жанры и их признаки. Освоить понятие «жанровость». Проводить в форме тестов самостоятельные работы на определение жанра, например:

                                              1. Т (танец)

                                              2. М (марш)

                                              3. П+М (песня и марш)

                                              4. Т+М (танец и марш)

Музыкальным материалом для подобных работ могут служить знакомые и новые пьесы из фортепианных циклов детской музыки П. Чайковского, Р. Шумана, Ж. Бизе, С. Прокофьева, К. Дебюсси, А. Гречанинова, С. Майкапара.

7. Понимать и уметь объяснить в самом общем виде жанровые особенности оперы, балета, симфонии, концерта.

8. Осваивать в практической музыкальной деятельности принципы развития музыки, музыкальной драматургии: повторность (тождество), контраст, варьирование (Е. Ручьевская). Рассмотрение этих принципов с точки зрения эмоционально-образной драматургии музыкального произведения.

Познакомить детей с музыкальной формой как конструкцией: трёхчастной, формой рондо, формой вариаций (точнее на этом этапе вариационного принципа развития). Уметь определять названные конструкции-формы на примерах доступной, яркой и достаточно простой по форме музыки, знать опорные схемы: АВ; АВА; АВАСА; АА1А2А3…; уметь импровизировать (вокальная и ритмическая импровизация, импровизация на элементарных музыкальных инструментах) простую двухчастную форму, простую трехчастную форму, элементарное рондо.

9. Учить осознанному пониманию развития (изменения) выразительных средств музыки в процессе становления музыкального образа; понимать неразрывную связь интонационных, ладовых, метро-ритмических, динамических и тембровых изменений в процессе развития музыки.

10. Продолжать работу по дальнейшему развитию тембрового слуха. Продолжение знакомства с тембрами инструментов симфонического оркестра. Закрепление представления о тембрах основных групп симфонического оркестра и отдельных инструментов. Проведение тестов на определение тембра.

11. Знать имена и узнавать портреты композиторов: П. Чайковского, Э. Грига, Ж. Бизе, С. Прокофьева, И.С. Баха, В. Моцарта, К. Сен-Санса, Р. Шумана, Д. Шостаковича, Г. Свиридова.

12. Уметь полностью и грамотно назвать музыкальное произведение и его автора.

13. Регулярно вести тетради по музыке, где записывать основные термины, названия прослушиваемых произведений и их авторов. Вести дома «Дневник музыкальных впечатлений».

 

Музыкальная грамотность

1. В центре всей работы по развитию музыкального восприятия и освоению музыкальной грамотности лежит дальнейшее освоение понятия интонация и развитие интонационного мышления.

2. Основной задачей третьего года обучения является активное формирование ладового чувства, освоение полного мажорного звукоряда, посредством овладения различными интонациями, интонационными моделями, определяемыми соотношением устоев и неустоев внутри лада. Параллельно осваивается натуральный и гармонический минор. В основном, попевки связаны с освоением II и IV, VII ступеней лада и поступенного движения. Все попевки обязательно вначале сольфеджируются, затем выучиваются с текстом, а далее используются как материал для распевания. Вся работа проводится только a’capella.

3. Важнейшим направлением работы является осознание тоники как центрального по значению, самого устойчивого звука лада. У детей должно быть сформировано умение слышать тонику в звучащей музыке, озвучить (спеть) ее, умение допеть до тоники ладово-незавершенную фразу.

4. Продолжение освоения тонического трезвучия, понимание его место в ладу. Интонирование различных попевок и упражнений, включающих тоническое трезвучие (первая  и вторая четверть).

Проведение игр-импровизаций на допевание тоники, диалогические импровизации (вопрос-ответ) в парах учитель и ученик, ученик – ученик (в течение учебного года).

5. Определять на слух и уметь интонировать тон и полутон, понимать значение терминов.

6. Продолжение освоения понятия «мелодия». Использовать различные виды графической записи звуковысотности, показ ручных знаков ступеней лада, использование кисти руки, как нотного стана.

7. Расширение представления о понятии «регистр». Проводить музыкальные игры, связанные с осознанием этого понятия на более сложном музыкальном материале, отражающем изменения регистра (в течение всего учебного года).

8. Формирование умения определять на слух мажорный и минорный лад; ввести понятие – лад. (Игра «Солнышко-туча» – в течение всего года). Знать термины «мажор» и «минор», понимать их, пользоваться ими в процессе анализа звучащей музыки.

9. Определение на слух консонанса и диссонанса, понимание их смыслообразного значения в музыкальном произведение.

10. Постепенное, в течение года, освоение абсолютной нотации. Параллельная работа в системах относительной и абсолютной сольмизации.

11. Освоение мажорного звукоряда: общее представление о тональностях: до мажор, ля минор, соль мажор – ми минор, фа мажор – ре минор, сольфеджирование в этих тональностях. (3 и 4 четверти).

12. Знакомство со знаками альтерации (диез и бемоль), понимание их значения в практическом музицировании. Работа с наглядным пособием «немая клавиатура». Клавиатура должна быть выполнена на плотной бумаге или картоне в натуральную величину в объёме полутора октав в количестве, необходимом для раздачи каждому ребёнку. Все попевки и песенки, начиная со второй четверти, мы сольфеджируем и «играем» на клавиатуре, затем дети по очереди играют их на рояле.

Учитель «играет» на большой клавиатуре, расположенной на доске, показывая аппликатуру и некоторые приёмы игры на фортепиано. В течение учебного года каждый ребенок должен несколько раз сыграть знакомую попевку на фортепиано. Идеально, если на уроке каждый ребенок обеспечен звучащей клавиатурой (компьютер, синтезатор).

13. Постепенное освоение названий и расположения нот первой октавы на нотном стане параллельно с работой в системе относительной сольмизации (начиная с первой четверти, и в течение всего учебного года). Игра в музыкальные ребусы: (). Знакомство со скрипичным ключом, его значением в нотной записи.

14. Сольфеджирование доступных фрагментов песен, тем из прослушиваемых произведений, всех предлагаемых детям попевок и упражнений. В течение четверти сольфеджировать не менее 5-6 попевок и песенок.

15. Практическое знакомство с понятием «интервал». Сравнительное освоение секунды (тон и полутон) и кварты, как внутриладовых интонаций, сначала мелодическое, а затем гармоническое; определение на слух. Введение образных названий (В. Кирюшин) гармонических интервалов: секунда (2) – «ёжик», кварта (4) – «ворона», в конце года терция (3) – «зайчик».

В области метро-ритма необходимо провести работу по следующим направлениям:

- актуализация, понимание и употребление термина «ритм»;

- повторение и закрепление простейших ритмослогов в размере 2/4, знание длительностей: , и пауз: восьмой, четвертной, половинной, а также разнообразных ритмических мотивов, включающих эти длительности. Освоение пунктирного ритма на материале разучиваемых песен;

 - определение на слух двухдольного и трёхдольного метра (первое полугодие); ритмизация стихотворений в размере 2/4 и  ¾;

 - закрепление простейших ритмослогов в размере ¾;

 - закрепление понятия о такте и тактовой черте;

 - умение читать ритм в объёме изученных длительностей, уметь повторять на слух более сложный ритм в процессе ритмических игр типа «Эхо» и в процессе разучивания песен;

 - закрепление представлений о различных динамических изменениях в музыке. Овладение понятиями forte и piano в исполнительской деятельности. Умение слышать динамические изменения в прослушиваемых произведениях;

 - развитие у детей умения слышать знакомые элементы музыкальной речи, следить за их изменением в музыкальных произведениях, прослушиваемых на уроке музыки и вне его, то есть применять на практике свою музыкальную грамотность.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 67; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.202.54 (0.023 с.)