Музыкальное восприятие: сущность, свойства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Музыкальное восприятие: сущность, свойства



 

Восприятие – основа всех видов музыкальной деятельности. Музыкальное восприятие – это аналитико-синтетическая деятельность человека, осуществляемая под воздействием внешней среды.

Л. Выготский рассматривал художественное восприятие как комплексную деятельность сознания, сочетание художественного чувства, воображения, мышления.

Ю. Алиев предполагает такое определение: «С точки зрения психолого-педагогической восприятие можно определить как отражение и становление музыкального образа в эстетическом сознании ребенка; процесс эмоционально- оценочного переживания музыкального произведения, восприятие его нравственно- эстетического содержания».[15]Восприятие обусловлено уровнем развития музыкальных творческих способностей воспринимающего, детерминировано своеобразием его личности, его прошлым опытом, степенью развития интеллекта, уровнем духовного развития, развитием его ассоциативного мышления. В основе восприятия лежит оценочное отношение к воспринимаемому произведению.

В. Белобородова выделила следующие основные свойства музыкального восприятия (эмоциональность, целостность, образность, осмысленность, ассоциативность, избирательность, вариативность - константность).

Эмоциональность. На этом свойстве музыкального восприятия базируется эмоционально – ценностное отношение к музыкальному искусству. Б.Теплов считал, что эмоции занимают центральное место в процессе музыкального восприятия. Он писал: «Музыкальное переживание по существу своему есть эмоциональное переживание: внеэмоциональным путем нельзя постигнуть содержание музыки». Важно при этом рассматривать человеческие эмоции как «единство эмоционального и музыкального» (Л. Рубинштейн).

Целостность, образность – восприятие всегда целостно, при этом степень полноты и дифференцированности может быть разной. Исходя из этого свойства музыкального восприятия при первом прослушивании музыкальное произведение должно быть исполнено целиком, и ничто не должно отвлекать слушателей. Целостность восприятия музыкального образа нарушается, если перед первым прослушиванием музыкального произведения учитель задает вопросы, направленные на анализ выразительных средств, особенностей музыкального языка, формы. Результатом восприятия является общее представление о характере музыкального образа, определенное эмоциональное состояние, созвучное содержанию музыкального образа.

Осмысленность. Музыкальное восприятие обусловлено уровнем развития музыкального мышления.

Музыкальное мышление имеет принципиально творческий, продуктивный характер. Познание художественного смысла музыкального произведения, проживание, прочувствование его, актуализация в этом процессе личностно значимой информации о мире, о себе; общение в процессе музыкальной деятельности с духовным опытом человечества, воплощенным в звуковой ткани наиболее талантливыми представителями человечества, проникновение в диалектику связей формы и содержания порождает новый художественный смысл, личностно значимый для человека.

Музыкальное мышление – процесс моделирования системы отношений человека с действительностью, а результатом является новое знание о самом себе, о своей душе.

Таким образом, музыкальное мышление – это и процесс постижения художественного образа, и познание музыки как вида искусства, и способ общения ребенка со сверстниками, человечеством, космосом.

Учитель на уроке музыки, как правило, наибольшее внимание уделяет познанию художественного образа, он должен всегда помнить о глобальной задаче постижения специфических особенностей музыки как искусства, постоянно использовать в работе коммуникативные аспекты музыкального мышления, музыкального искусства. Само общение на уроке музыки должно быть по преимуществу музыкальным, осуществляться средствами музыки и посредством музыки, даже суждения о музыке носят специфический характер эмоционального переживания, а умозаключение представляют собой  переживание логики развертывания музыкального образа.

Любое обучение – суть овладения важнейшими понятиями данной науки. Понятие – обобщенное знание, и представляет собой обобщение на основе абстрагирования. Путь формирования понятий таков: накопление опыта, наблюдение и подбор фактов, анализ каждого нового явления и выделение в нем существенных признаков, абстрагирование от всех несущественных признаков. Предложенный путь формирования понятий универсален и актуален для музыкального образования.

Музыкальное искусство также обладает своим понятийным аппаратом – это, прежде всего, выразительные средства музыки, элементы музыкального языка, – «музыкальная азбука», составляющая основу музыкальной грамотности.

Главная сложность для учителя и ребенка состоит в том, что музыкальные понятия – это абстрагирование от звучащей музыкальной материи. Путь освоения всех специфических понятий музыкального искусства проходит от элементарного практического освоения в любом виде музыкальной деятельности (по возможности самостоятельной, а лучше творческой) к слышанию, затем к пониманию, затем к формулированию термина – понятия, овладения им, при этом вся эта работа оплодотворяется эмоциональным переживанием музыки, как личностно значимого смысла. С большой степенью условности этот процесс можно отразить в следующей схеме:

Сотворяю

                                                                 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 152; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.116.20 (0.007 с.)