Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Авторская педагогическая концепция
«Тем, кто хочет учиться, часто вредит авторитет тех, кто учит». Цицерон
Музыка – самое абстрактное из всех искусств, ее содержание инвариантно, ее понимание предполагает различную степень постижения, ее временная природа создает особые сложности для восприятия, однако музыка является и самым популярным видом искусства. Очень важными, во многом определяющими для меня в процессе осмысления феномена музыкального искусства являются мысли доктора искусствоведения А. Климовицкого: «…Музыка – зеркало человека и мироздания, музыка – принципиально другой язык, другая действительность, выпадающая из бытийной ситуации; звуковые музыкальные проявления оказываются копилкой эмоциональных состояний, генетически обеспечивая эмоциональную память культуры. Музыка – необходимый момент развития мыслительной деятельности детей. Музыка – обиходный язык, которым мы владеем на генетическом уровне, осознание его условно. Эталоны музыкального языка мы носим в себе, каждый обладает неповторимым музыкальным набором: тембром, набором элементарных музыкальных интонаций, неповторимым восприятием искусства и своеобразным музыкальным поведением. Музыкальная невоспитанность – от отсутствия практики. То, что не функционирует – отмирает!..» (Выдержки из конспекта лекции, прочитанной в АППО Санкт-Петербурга). Максимально использовать то, что заложено генетически в каждом ребенке, овладеть, насколько это возможно, музыкальным языком, навыками музыкального поведения на элементарном уровне; достигнуть определенного уровня «музыкальной грамотности», который позволит выйти на обобщающий уровень восприятия и осмысления содержания музыкального образа – цель работы педагога-музыканта. В. Холопова пишет: «Музыка есть язык, и пониманию этого языка нужно так или иначе учиться»[9]. Суммируя все вышеизложенное, попытаюсь кратко сформулировать суть своей педагогической концепции. В моей работе главное – это комплексное, систематизированное воздействие-действо, где ученик является субъектом в процессе обучения, где главным является музыкальная деятельность детей во всех видах и формах музицирования, действо единое и целостное по драматургии и логике развития, в основе которого лежит музыкальная игра, связанная с освоением музыкального языка.
О конкретных видах музыкальной деятельности детей на уроках музыки, о формах и методах освоении музыкального языка и об игре, как основной форме работы с младшими школьниками я расскажу в следующих главах. Для моей работы важнейшим принципом является строгая систематизация, логика, последовательность, алгоритмизация педагогического процесса на протяжении всего курса обучения по предмету «Музыка» с 1 по 8 класс. Весь процесс обучения рассматривается как движение вверх по спирали, что позволяет возвращаться к изученному каждый раз на новом уровне. Базисными понятиями концепции являются интонация, жанр и стиль, сквозь призму которых идет освоение специфики музыкального искусства и музыкальная грамотность, как логический стержень процесса музыкального воспитания, развития, обучения. Рассмотрим кратко основные составляющие данной концепции. Интонация – основное понятие, главная стержневая тема всех уроков музыки, всей музыкальной деятельности ребенка и учителя. «Музыка – искусство интонируемого смысла», – эти слова Б. Асафьева являются сутью всего музыкально-педагогического процесса. Концентрируя сущность понятия «интонация» в различных трудах В. Асафьева, В. Холопова предлагает следующее определение: «Интонация в музыке – выраженное смысловое двуединство, существующее в невербально-знаковой форме, функционирующее при участии музыкального опыта и вне музыкальных ассоциаций».[10] Мы обращаемся к интонации на каждом уроке в широком и узком понимании этого глобального для музыкального искусства понятия. Интонационные особенности музыкального языка всегда находятся в центре внимания педагога, начиная от «строительства лада» из набора типизированных интонаций, которыми постепенно овладевают дети в начальной школе в процессе певческой деятельности, изучая простейшие попевки и песенки, осваивая характер сопряженности нескольких звуков, интервалов, добиваясь напряженного проживания каждой интонации, как смысловой единицы человеческой звуковой коммуникации!
Б. Асафьев писал о необходимости воспитывать в себе до совершенства «вокального», то есть «весомого ощущения напряженности интервалов и их взаимосвязи, их упругости, их сопротивления[11]...». Вся певческая работа детерминирована развитием интонационного рефлекса, интонационного слуха, как важнейшей составляющей музыкального слуха, развитием интонационного мышления. Интонация в широком смысле понимается как «история души и культуры человечества» (В. Медушевский) является основой интонационного подхода к музыкальному образованию. Интонационно-речевой (дыхание, речь, речитатив, декламация) к двигательно-пластический (жест, моторика) опыт человечества, воплощенный в интонации в свернутом виде, позволяет конкретизировать интонационную работу, приближать ее к жизненному опыту ребенка: мы говорим об интонациях жалобы, мольбы, призыва, вопроса, утверждения, восторга, восклицания, недоумения, нерешительности и т. д. В свете вышеизложенного становится понятной эффективность методов свободного дирижирования, пластического интонирования, моделирования эмоционально-игровых ситуаций, выстраивания ассоциативного ряда, актуализирующего жизненные впечатления ребенка. Рассматривая интонационную структуру музыки, необходимо накапливать в течение первых лет обучения ребенка в школе интонационный опыт, интонационный багаж, интонационный «словарь»; скрупулезно осваивать в практической певческой деятельности, в творческой музыкальной деятельности (импровизация) наиболее яркие, часто употребляемые смыслообразные интонации; восходящая ч.4, нисходящий полутон, утвердительная нисходящая квинта (Д-Т); в более широком смысле дети должны правильно интерпретировать широкое восходящее мелодическое движение или нисходящее, поступенное, хроматическое, по тонам трезвучия и т.д. Эта работа продолжается на протяжении всех лет обучения по предмету «Музыка». В завершающем классе начальной школы интонационным стержнем целой серии уроков является интонация трихорда (VI-V-IΙΙ), которую мы легко находим в произведениях разных русских композиторов: «На тройке» П. Чайковского, «Рассвет на Москве-реке» М. Мусоргского, «Прогулка» и «Богатырские ворота» из «Картинок с выставки» М. Мусоргского, главная партия первой части симфонии №2 А. Бородина и русская народная песня «Эй, ухнем», так как эта интонация хорошо знакома детям по песенкам и попевкам, выученным в первом, втором классах. Начав с интонационного анализа, вычленив главную, характерную интонацию, дети быстрее и свободнее воспринимают целостный музыкальный образ, глубже понимают его содержание. В процессе восприятия и анализа музыкальных произведений мы обращаемся к интонациям, рассматривая их с позиций жанровой специфики: интонации лирические и героические; хоральные, поэмные, романсовые, былинные, частушечные; с позиций исторического стиля – интонации барочные, романтические, классицистские; национального стиля – интонации русской, польской, венгерской, грузинской музыки, индивидуального композиторского стиля – характерные интонации В. Моцарта и Л. Бетховена, И.С. Баха и А. Вивальди, П. Чайковского и М. Мусоргского, Д. Шостаковича и С. Прокофьева и т.д. Уже в начальной школе важно насыщать урок музыкой определенного композитора, его эпохи. Так, во втором классе на одном из уроков третьей четверти звучит экспозиция I часть симфонии № 41 Моцарта. Учитель вводит в этот урок фрагменты сонат В. Моцарта как материал для определения лада на слух, музыкальные игры, движения на основе музыки В. Моцарта («Прятки» – игра, связанная с показом контрастных изменений динамики; пластический этюд на материале «Вальса» G-dur; тему первой части симфонии № 40 для ритмической игры в «Эхо»), эскизное разучивание с элементами свободного дирижирования «Колыбельной» В. Моцарта – Б. Флисса. Таким образом, создается интонационная атмосфера урока, в которой основной интонационный материал корректно подчеркивается песенным материалом, в котором можно найти типичные интонационные обороты, характерные для стиля венского классицизма.
«Жанры – это исторически сложившиеся относительно устойчивые типы, классы, роды и виды музыкальных произведений, разграничиваемые по ряду критериев, основным из которых являются: а) конкретное жизненное предназначение (общественная, бытовая, художественная функция), б) условия и средства исполнения, в) характер содержания и формы его воплощения».[12] Жанр наиболее полно отражает эпоху, выявляя реальную связь музыки с жизнью. Категория жанра является важнейшей, стержневой для большинства существующих программ по музыке. Познание жанровой основы музыки начинается с первого класса с освоения и дифференциации особенностей первичных или «массово-бытовых» (А. Сохор) жанров. Дети осваивают марш – шагая под музыку, постепенно осознавая явление метрической пульсации; затем знакомятся с ритмоформулами различных танцев (вальса, менуэта, полонеза), подкрепляя слуховые впечатления пластической импровизацией. Массово-бытовые жанры доступны, просты, в них преобладают привычные интонации, устойчивые ритмические формулы – это первая ступень лестницы, ведущей в мир музыки. Следующей ступенью становятся концертные жанры: симфония, соната, кантата, романс, концерт и различные разновидности концертных жанров, таких как баллада, ноктюрн, экспромт, прелюдия, баркаролла и т.д. Знакомству с концертными жанрами, их жанровой спецификой, освоение характерного для каждого жанра сочетания выразительных средств (интонации, лада, метроритмических особенностей, гармонии, фактуры, тембра, динамических особенностей и т.п.) составляет содержание всей последующей работы учителя музыки.
Очень важной является работа по освоению специфики театральных жанров: оперы, балета, оперетты, мюзикла, музыки, написанной для драматического театра и т.п., включая современные разновидности этих жанров, например, рок-оперы. Эта работа продолжается также не один год, усложняясь постепенно от первичных примитивных представлений (в опере – поют, а в балете - танцуют) до подробного изучения истории возникновения жанра. Так, например, изучение жанра оперы предполагает знакомство с оперным спектаклем, его структурными компонентами - вокальными и оркестровыми партиями, декорационным оформлением; спецификой различных оперных жанров, оперными формами, тембрами, певческими голосами. Каждый жанр определяет определенную коммуникативную ситуацию; кем, в какой ситуации исполняется музыка ибо исполняется в определенном месте, в определенных условиях, в определенное время и с определенной целью. Знание этой ситуации помогает правильно понять смысл музыки, грамотно ее интерпретировать. При переносе особенностей первичного жанра в концертный, память о первичном жанре становится важным компонентом содержания и часто определяет понимание смысла музыкального образа. Примером может служить прелюдия A-dur №7 Ф. Шопена, в которой синтезированы жанровые особенности танца, песни и хорала. Стиль – фундаментальное понятие теории искусства. Стиль является ведущим фактором организации всего музыкально-педагогического процесса. Многие годы автор тщательно выстраивал программу своей работы в целом, программу каждой четверти, план каждого урока с позиций стиля. В основной школе категория стиля является стержнем всей музыкальной работы с подростками. Обратимся к определению стиля. «Музыкальный стиль – это отличительное качество музыкальных творений, входящих в ту или иную конкретную генетическую общность (наследие композитора, школы, направления, эпохи, народа и т.д.), которое позволяет непосредственно ощущать, узнавать, определять их генезис и проявляется в совокупности всех без исключения свойств воспринимаемой музыки, объединенных в целостную систему вокруг комплекса отличительных характерных признаков»[13]. Е. Назайкинский выделяет три важнейшие функции стиля: функция историко-культурной ориентации, функция фиксации и выражения определенного содержания (содержание стиля самостоятельно) и функция объединения и разграничения. Стиль – единство всех выразительных средств, определенная общность повторяющихся признаков, присущих некоторому множеству отдельных явлений. Характерными признаками стиля являются наиболее яркие выразительные средства музыкального искусства: фактура, ритм, мелодико-тематическая организация; например, в эпоху романтизма на первый план выдвигаются ладовые и ладогармонические средства; тембровые колористические и динамические средства выходят на первый план у композиторов-импрессионистов.
Феномен художественно-исторического стиля в музыкальном искусстве позволяет ввести подростка в культурную ауру эпохи, дать представление о мироощущении, эстетике, свойственных каждой эпохе, воссоздавая таким образом живую, наполненную мыслями и чувствами современников, картину мира. Стиль можно рассматривать и как проявление личностного начала в музыкальных звуках. Погружаясь в изучение стиля крайне важно вывести подростка на уровень диалога с эпохой, с конкретным автором. Выявлению типического в музыке разных представителей конкретного стиля способствует сравнительный стилевой анализ. Изучение исторических музыкальных стилей дает возможность подросткам представить историю искусства как стройную систему развития художественной культуры, наполненную ярким, ясным и конкретным содержанием. Сквозь призму исторического стиля рассматриваются и индивидуальные стили крупнейших композиторов, начиная с эпохи барокко. Основное, самое важное в этой работе, выделить и показать детям те индивидуальные своеобразные черты, которые характеризуют творческий почерк композитора. С этой целью очень полезно сравнить стиль И. Гайдна и В. Моцарта, и Л. Бетховена, выделяя своеобразие интонационного языка и авторского стиля каждого и типические черты стиля венского классицизма, который их объединяет. Чрезвычайно плодотворным представляется сравнение стиля Л. Бетховена и Ф. Шуберта, Л. Бетховена и Д. Шостаковича, П. Чайковского и М. Мусоргского, которое дает возможность осознать различие музыкальных эпох (классик Л. Бетховен и романтик Ф. Шуберт) или несхожесть эстетических идеалов современников (реалистическая направленность музыки М. Мусоргского и лирико-драматический романтизм П. Чайковского). Национальный музыкальный стиль явление многоуровневое, сложное. В практической работе с детьми, осознание специфики национального стиля, например, стиля русской музыки, происходит на уровне обобщения всех музыкальных впечатлений учеников о русской музыке, начиная с русской народной песни. Интонационное богатство и неповторимость русского мелоса, рожденного древними певческими традициями; особый метроритмический склад, вариантный способ развития, также идущий от певческой традиции; своеобразие музыкальной драматургии: склонность к картинности, повествовательности, с другой стороны глубочайший психологизм, трагедийность – вот некоторые, важнейшие выводы, к которым мы приходим на уроках музыки, когда говорим о стиле русской музыки. Понятие «жанровый стиль», введенное А. Сохором и развитое Е. Назайкинским объединяет два фундаментальных понятия музыкального искусства, расширяя возможности стилистического анализа. Жанровая стилистика проявляется в речевом и моторном начале музыки, в кантиленности и повествовательности. Жанровый стиль определяется «по собственному личностному и ситуативному» признаку.[14] Мы говорим о камерных, концертных, театральных жанрах и стилях. Готовясь к урокам, неоходимо корректно подбирать музыкальный материал с точки зрения стиля и стилистики, погружая детей в атмосферу музыки определенного автора, народа, эпохи, накапливая таким образом необходимый запас музыкально-слуховых впечатлений, прежде всего создавая «интонационный словарь». Каждый урок музыки, на мой взгляд, должен быть выверен стилистически, начиная со стилистической настройки в начале урока. Музыкальная грамотность. Освоение всех понятий, входящих в комплекс «музыкальная грамотность», отталкивается от конкретных музыкальных впечатлений. Музыкальная грамотность как стержневое образование включает в себя решение серьезных педагогических задач. I Необходимый для полноценного музицирования и восприятия музыки уровень развития совокупности музыкальных способностей: · различных видов музыкального слуха; · звуковысотного, мелодического, тембрового, динамического, гармонического, ладового чувства, чувство ритма, метра и темпа, чувство формы; · высокий уровень эмоциональной отзывчивости на музыку, рассматриваемой как способность личности к смысловой рефлексии, адекватному переживанию содержания музыкального произведения. II Освоение системы основных знаний о природе и выразительных средствах музыкального искусства, его фундаментальных закономерностях и базисных понятиях, таких как интонация, жанр, стиль, музыкальная драматургия т.д. · знание и понимание типических особенностей крупнейших художественно-исторических стилей (барокко, классицизм, романтизм, импрессионизм), умение определять на слух принадлежность музыки к определенному историческому стилю, эпохе, умение определять на слух индивидуальный стиль крупнейших композиторов-классиков: И.С. Баха, В. Моцарта, Л. Бетховена, Ф. Шуберта, П. Чайковского, Ф. Шопена, С. Рахманинова и т.д.; · понимание специфики и знание особенностей различных музыкальных жанров: оперы, балета, симфонии, концерта, кантаты; а также романса, серенады, баллады, баркаролы, экспромта, этюда, сонаты и т.д.; · освоение важнейших принципов музыкальной драматургии: повторность, периодичность, вариантность, контраст, конфликт, принцип свободного развития, и умение определять (в общем виде) форму музыкального произведения. Понимать содержание, смысл той или иной музыкальной формы. Знать и использовать в процессе слушания опорные схемы музыкальных форм: ABA; ABACA; AA1A2A3A4… и т.д.; · осознание, освоение и применение важнейших музыкальных терминов и явлений, связанных с ними, таких как мелодия, регистр, лад, тоника, интервал, ритм, темп, размер, вариации, рондо и т.д. III Формирование представления о специфике композиторской, исполнительской и слушательской деятельности: · знание основных фактов биографий крупных композиторов, характерных особенностей их творчества; · понимание значения исполнителя в процессе интерпретации музыки, знание имен крупнейших музыкантов-исполнителей. IV Формирование элементарных умений и навыков практического музицирования во всех видах музыкальной деятельности: · достижение дифференцированности слуховых впечатлений, определенного уровня способности к слуховым представлениям и умения произвольно пользоваться слуховыми представлениями, отражающими звуковысотное движение; · освоение явления лада, определение на слух мажорного и минорного лада в законченных фрагментах знакомых и незнакомых музыкальных произведений в процессе анализа изучаемых музыкальных произведений; · освоение мелодических (интонация-интервал) и некоторых гармонических интервалов (определение на слух количественной величины интервала в форме игры, основанной на методике В. Кирюшина); · овладение некоторыми элементами метроритмической структуры музыкальной речи; · формирование навыков сольмизации и сольфеджирования, освоение алгоритмов этой формы музыкальной деятельности; · освоение нотной грамоты и важнейших понятий элементарной теории музыки в необходимом для практического сольфеджирования объеме; · умение прослеживать по нотному тексту знакомый и незнакомый музыкальный материал, умение ориентироваться в многоголосной партитуре, умение разучивать песни с опорой на партитуру. V Овладение некоторыми исполнительскими выразительными средствами и умение дифференцировать их специфические проявления в процессе анализа различных интерпретаций музыкального произведения и в собственном исполнении. · знание различных по составу оркестров (симфонический, духовой, народный, струнный, джазовый и т.д.), инструментов, входящих в состав этих оркестров, групп инструментов симфонического оркестра и умение определять на слух тембры отдельных инструментов, групп инструментов, оркестров; · знание основных певческих голосов (детских, мужских, женских) и умение различать их на слух. Овладение музыкальной грамотностью рассматривается как конкретизация ключевых музыкальных явлений, понятий, терминов на элементарном уровне, а в обучении идет встречный процесс: синтезирование простейших явлений музыкальной речи, освоение их в процессе музыкальной деятельности и анализ этих выразительных средств в художественной ткани музыкальных произведений. Суммируя размышления о профессии учителя музыки, о своем педагогическом credo, ещё глубже понимаешь как сложен наш предмет, и как трудно описать то неуловимое, что делает урок музыки уроком искусства, как огромна тема, которую я попыталась частично раскрыть. Любовь к своей профессии, музыке, детям, к общению с ними посредством музыки я пронесла через 40 лет работы в школе. Желаю всем учителям музыки, чтобы они могли сказать: «Я счастлива потому, что моя жизнь была посвящена детям и великому искусству музыки!» ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. Какие общедидактические требования к уроку, как основной форме обучения в общеобразовательной школе, наиболее актуальны, по вашему мнению, для урока музыки?
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 91; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.184.90 (0.034 с.) |