Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Перечень формируемых компетенций. Федеральное агентство связиСтр 1 из 16Следующая ⇒
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО СВЯЗИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики» КОЛЛЕДЖ СВЯЗИ УТВЕРЖДАЮ: Директор КС ПГУТИ _____________Андреев Р.В. «___08_»_____05________2017 г. СБОРНИК Практических занятий по дисциплине Элементы высшей математики Часть 2
для специальностей: 09.02.03 – Программирование в компьютерных системах 09.02.04 – Информационные системы
Номера занятий: № 17 – 30 Сборник рассчитан на 28 часов
Составлен преподавателем Лобачевой М.Е.
Рассмотрен на заседании П(Ц)К «Естественнонаучные и общепрофессиональные дисциплины» Протокол № _9__ от _06.05_____ 2017г. Председатель П(Ц)К________Андреева Н.Ю.
Самара 2017 г Перечень формируемых компетенций ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 5. Использовать информационно – коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий. ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
Для специальности 09.02.03 ПК 1.1. Выполнять разработку спецификаций отдельных компонент. ПК 1.2. Осуществлять разработку кода программного продукта на основе готовых спецификаций на уровне модуля. ПК 2.4. Реализовывать методы и технологии защиты информации в базах данных.
ПК 3.4. Осуществлять разработку тестовых наборов и тестовых сценариев.
Для специальности 09.02.04 ПК 1.1. Собирать данные для анализа использования и функционирования информационной системы, участвовать в составлении отчетной документации, принимать участие в разработке проектной документации на модификацию информационной системы. ПК 1.2. Взаимодействовать со специалистами смежного профиля при разработке методов, средств и технологий применения объектов профессиональной деятельности. ПК 1.4. Участвовать в экспериментальном тестировании информационной системы на этапе опытной эксплуатации, фиксировать выявленные ошибки кодирования в разрабатываемых модулях информационной системы. ПК 2.3. Применять методики тестирования разрабатываемых приложений. Практическое занятие №17 Наименование занятия: Интегрирование заменой переменной и по частям в неопределенном интеграле Цель занятия: Научиться вычислять неопределенные интегралы методами введения новой переменной, по частям. Формировать ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-4, ОК-5, ОК-6, ОК-7, овладеть знаниями и умениями, необходимыми для освоения ПК-1.1, ПК-1.2 (спец. 09.02.03), ПК-1.1, ПК-1.2 (спец. 09.02.04) Подготовка к занятию: Повторить теоретический материал по теме «Интегральное исчисление функции одной действительной переменной». Литература:
Задание на занятие:
Порядок проведения занятия:
Содержание отчета:
Контрольные вопросы для зачета:
ПРИЛОЖЕНИЕ Таблица основных интегралов
1. , (n ≠ -1) 2. 3. 4. 5. 6. tg x + C 7. -ctg x+ C 8. 9. 10. 11. 12. arctg x +C 13. arctg 14. 15. arcsin x + C 16. arcsin 17. 18. 19. Методы интегрирования Интегрирование по частям
Этот метод применяется, когда подынтегральная функция имеет вид: , где - это многочлен степени п, а является показательной, тригонометрической, обратной тригонометрической или логарифмической функцией. Формула метода:
, где u и dv выбираются в соответствии с правилами:
1. Если - показательная или тригонометрическая функция (т.е. имеем интегралы вида , , ), то для того чтобы найти эти интегралы, нужно сделать замену и применить формулу интегрирования по частям. 2. Если - логарифмическая или обратная тригонометрическая функция (т.е. имеем интегралы вида , , , , ) то для того, чтобы найти эти интегралы нужно сделать замену: , . 3. Интегралы вида , (a, b — числа) вычисляются двукратным интегрированием по частям.
Пример 6. Вычислить . Решение. Данный интеграл относится к 1 типу. Положим , ; тогда , . Подставим в формулу интегрирования по частям: . Пример 7. Вычислить Решение. Данный интеграл относится ко 2 типу. Выполним замену: , , , =
Пример 8. Вычислить Решение. Данный интеграл относится к 1 типу. Выполним замену: , , , = (Получили интеграл, который решается интегрированием по частям. Выполним замену еще раз: , , , и подставим ее в интеграл) . Пример 9. Вычислить
Видно, что в результате повторного применения интегрирования по частям функцию не удалось упростить к табличному виду. Однако последний полученный интеграл ничем не отличается от исходного. Поэтому перенесем его в левую часть равенства.
Практическое занятие №18 Наименование занятия: Интегрирование рациональных функций Цель занятия: Научиться вычислять неопределенные интегралы от рациональных функций. Формировать ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-4, ОК-5, ОК-6, ОК-7, овладеть знаниями и умениями, необходимыми для освоения ПК-1.1, ПК-1.2 (спец. 09.02.03), ПК-1.1, ПК-1.2 (спец. 09.02.04) Подготовка к занятию: Повторить теоретический материал по теме «Интегральное исчисление функции одной действительной переменной» Литература:
Задание на занятие: ПРИЛОЖЕНИЕ Практическое занятие №19 Наименование занятия: Интегрирование иррациональных функций. Универсальная подстановка Цель занятия: Научиться вычислять неопределенные интегралы от рациональных и иррациональных функций. Формировать ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-4, ОК-5, ОК-6, ОК-7, овладеть знаниями и умениями, необходимыми для освоения ПК-1.1, ПК-1.2 (спец. 09.02.03), ПК-1.1, ПК-1.2 (спец. 09.02.04) Подготовка к занятию: Повторить теоретический материал по теме «Интегральное исчисление функции одной действительной переменной». Литература:
Задание на занятие:
ПРИЛОЖЕНИЕ Где n - натуральное число С помощью подстановки или функция рационализируется. Тогда
Пример 4. Решение.
Если в состав иррациональной функции входят корни различных степеней, то в качестве новой переменной рационально взять корень степени, равной наименьшему общему кратному степеней корней, входящих в выражение. Пример 5. Решение Практическое занятие №20 Наименование занятия: Вычисление определенных интегралов Цель занятия: Научиться вычислять определенные интегралы. Формировать ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-4, ОК-5, ОК-6, ОК-7, овладеть знаниями и умениями, необходимыми для освоения ПК-1.1, ПК-1.2 (спец. 09.02.03), ПК-1.1, ПК-1.2 (спец. 09.02.04) Подготовка к занятию: Повторить теоретический материал по теме «Интегральное исчисление функции одной действительной переменной» Литература:
Задание на занятие: ПРИЛОЖЕНИЕ
Приращение F (b) – F (a) любых из первообразных функций F (x) + С при изменении аргумента от х=а до х= b называется определенным интегралом от функции f. Вычисляется определенный интеграл по формуле Ньютона – Лейбница: = F (b) – F (a) Практическое занятие №21 Наименование занятия: Решение прикладных задач с помощью определенного интеграла Цель занятия: Научиться вычислять определенные интегралы, находить площади фигур, ограниченных линиями. Формировать ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-4, ОК-5, ОК-6, ОК-7, овладеть знаниями и умениями, необходимыми для освоения ПК-1.1, ПК-1.2 (спец. 09.02.03), ПК-1.1, ПК-1.2 (спец. 09.02.04) Подготовка к занятию: Повторить теоретический материал по теме «Интегральное исчисление функции одной действительной переменной». Литература: Лобачева М.Е. Конспект лекций «Элементы высшей математики», 2010г. Задание на занятие: ВАРИАНТ 1 1. Вычислить работу, совершенную при сжатии пружины на 8 см, если для сжатия ее на 1 см нужно приложить силу в 10 Н.
2. Скорость движения точки меняется по закону v = 4 t – t 2, где v – скорость, м/с; t – время, с. Вычислить: путь, пройденный точкой за третью секунду движения; перемещение точки за первые 6 секунд движения.
3. Найти площадь фигуры, ограниченной линиями: 1) y = x ² – 8 x + 16; y = 6 – x 2) х = -3, х = – 1, осью абсцисс 3) у = х 2 – 2 (х ≥0), у = – 1, у = 7, х = 0
4. Найти объем тела, образованного вращением вокруг оси Оу кубической параболы в пределах от у = 1 до у = 8
ВАРИАНТ 2 1. Вычислить работу, совершенную при растяжении пружины на 6 см, если длясжатия ее на 3 см нужно приложить силу 15 Н.
2. Скорость точки, движущейся прямолинейно, задана уравнением v = 6 t ²– 4 t – 10, см/с. Вычислить: путь, пройденный точкой за первые 4 секунды движения; путь, пройденный точкой за четвертую секунду движения.
3. Найти площадь фигуры, ограниченной линиями: 1) y = x ² – 6 x + 9; 3 x – y – 9 = 0 2) , 3) , у = 1, у = 0, х = 0 4. Вычислить объем тела, полученного от вращения вокруг оси Ох трапеции, образованной прямыми , х = 4, х = 6 и осью абсцисс
ВАРИАНТ 3 1. Вычислите работу, совершаемую при сжатии пружины на 0,05 м, если для ее сжатия на 0,02 м нужна сила в 10 Н.
2. Скорость точки, движущейся прямолинейно, задана уравнением v = 3 t ² – 2 t – 1, м/c. Вычислить: путь, пройденный точкой за первые 3 секунды после начала движения; путь, пройденный точкой за третью секунду движения.
3. Найти площадь фигуры, ограниченной линиями: 1) y = – x ² + 6 х – 5, y = 0; 2) y 2 = x, y = x 2 3) у = 16х 3, у = 2, осью ординат 4. Вычислить объем тела, полученного от вращения вокруг оси Оу трапеции, образованной прямыми у = 3 х, у = 2, у = 4 и осью ординат
ВАРИАНТ 4 1. Вычислить работу, совершенную при сжатии пружины на 6 см, если для растяжения ее на 1 см нужно приложить силу в 10 Н.
2. Скорость точки, движущейся прямолинейно, задана уравнением v =24 t – 6 t ²¸ м/с. Вычислить: путь, пройденный точкой от начала движения до ее остановки; путь, пройденный точкой за вторую секунду движения.
3. Найти площадь фигуры, ограниченной линиями: 1) у = х 2 + 1, у = 2 х + 9, х = 0, у = 0 2) , , х = 1 3) x + 2 y - 8 = 0, у = 1, у = 3 4. Криволинейная трапеция, ограниченная гиперболой и прямыми х = 3, х = 12 вращается вокруг оси Ох. Найти объем тела вращения.
ВАРИАНТ 5 1. Вычислить работу, которую нужно затратить, чтобы растянуть пружину на 6 см, если сила 1 Н растягивает ее на 1 м.
2. Скорость движения точки меняется по закону v = 4 t – t 2, где v – скорость, м/с; t – время, с. Вычислить: путь, пройденный точкой за первые 3 секунды движения; путь, пройденный точкой от начала движения до ее остановки.
3. Найти площадь фигуры, ограниченной линиями: 1) y = x ² – 2 x + 3, y = x +3 2) у 3 = х, у = 1, х = 8 3) , у = 1, у = 4, осью ординат 4. Найти объем тела, полученного от вращения кривой вокруг оси Оу в пределах от у = 1 до у = 5 Порядок проведения занятия:
Содержание отчета:
Контрольные вопросы для зачета:
ПРИЛОЖЕНИЕ Практическое занятие №22
Наименование занятия: Нахождение области определения и вычисление пределов для функций нескольких переменных Цель занятия: Научиться находить области определения и вычислять пределы для функций нескольких переменных. Формировать ОК-2, ОК-4, ОК-5. Подготовка к занятию: Повторить теоретический материал по теме «Функции нескольких переменных». Литература: Лобачева М.Е. Конспект лекций «Элементы высшей математики», 2010г. Задание на занятие:
Порядок проведения занятия:
Содержание отчета:
Контрольные вопросы для зачета:
ПРИЛОЖЕНИЕ Литература: Лобачева М.Е. Конспект лекций «Элементы высшей математики», 2010г. Задание на занятие:
Порядок проведения занятия:
Содержание отчета:
Контрольные вопросы для зачета:
ПРИЛОЖЕНИЕ
Литература: Лобачева М.Е. Конспект лекций «Элементы высшей математики», 2010г. Задание на занятие:
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 66; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.197.252 (0.129 с.) |