Б. 3. В. 05 анализ музыкальных произведений 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Б. 3. В. 05 анализ музыкальных произведений



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Томский государственный педагогический университет»

(ТГПУ)

Кафедра музыкального и художественного образования

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

Б.3.В.05 АНАЛИЗ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ

Направление подготовки: 050100.62 Педагогическое образование

Профиль: Музыка

 

Аннотация

Данный учебно-методический комплекс (УМК) разработан для студентов 2, 3 курсов очной формы обучения по направлению подготовки 050100.62 Педагогическое образование, профиль: Музыка.   

Дисциплина Б.3.В.05 Анализ музыкальных произведений входит в вариативную часть профессионального цикла (дисциплины, устанавливаемые вузом (факультетом)) ООП соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки   050100 Педагогическое образование.

Трудоемкость дисциплины составляет 8 зачетных единиц (общее кол-во часов — 288, из них 35 - аудиторные занятия (57 — практические занятия) и 169 — самостоятельная работа). 

Квалификация (степень) выпускника — бакалавр.

Нормативный срок освоения основной образовательной программы по направлению: 050100 Педагогическое образование при очной форме обучения — 4 года.

 

Составными компонентами УМК являются:

1.  Аннотация. Стр. 1
2. Рабочая программа дисциплины Б.3.В.05 Анализ музыкальных произведений по направлению: 050100 Педагогическое образование Стр. 2
2.1. Список рекомендуемой литературы Стр. 10
2.2. Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся Стр. 14

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ТГПУ)

 

Утверждаю

 

Декан ФКИ

Е.А. Каюмова

"03" сентября 2013 г.

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Требования к уровню освоения программы

Формируемые компетенции в соответствии с ООП Результаты освоения дисциплины
ОК-1 владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения
ОК-3 способен понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества
ОК-14 готов к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям
ОПК-1 осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности
ОПК-2 способен использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных наук при решении профессиональных задач
ОПК-4 способен нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности
ПК - 9 Способен профессионально взаимодействовать с участниками культурно-просветительской деятельности
ПК-10 способен к использованию отечественного и зарубежного опыта организации культурно-просветительской деятельности
ПК-11 способен выявлять и использовать возможности региональной культурной образовательной среды для организации культурно-просветительской деятельности

По окончании изучения курса студент должен знать:

- основные формы и жанры музыкальных произведений, включая исторические условия их возникновения;

- простые и сложные формы, вариационную и сонатную формы, рондо и рондо-сонату;

- понятие о циклических и смешанных формах;

- функции частей музыкальной формы.

       Уметь:

- анализировать стиль музыкальных произведений и их содержание с точки зрения художественных направлений в музыкальном искусстве;

- выполнять анализ музыкальной формы;

- рассматривать музыкальное произведение в единстве содержания и формы;

- рассматривать музыкальные произведения в связи с жанром, стилем эпохи и авторским стилем композитора;

- аргументированно отстаивать собственную позицию по различным проблемам анализа музыкальных произведений;

- использовать положения и категории музыкознания для оценки и анализа различных тенденций в структурной организации музыки.

       Владеть:

- всесторонним анализом мелодики, ритмики, гармонического плана произведения, фактурного изложения и т.д.), выполняемой в устной и письменной форме (контрольные работы;

- навыками изложения теоретического материала, используя основные музыковедческие понятия;.

4. Общая трудоемкость дисциплины 5 зачетных единиц и виды учебной работы

Виды учебной работы

Трудоемкость (час)

Распределение по семестрам (час)

1 2 3 4 5 6 7 8
Общая трудоемкость дисциплины 288                
Аудиторные занятия 92     38 32 22      
Лекции 35     19 16        
Практические занятия 57     19 16 22      
Семинары                  
Лабораторные работы                  
Другие виды аудиторных работы 24 (зан. в интеракт)     8 8 8      
Другие виды работ                  
Самостоятельная работа 169     56 56 57      
Курсовой проект                  
Реферат                  
Расчетно-графические работы                  
Форма текущего контроля                  
Формы промежуточной аттестации в соответствии с учебным планом Зачет, Экзамен, 27     Зачет Зачет Экзамен, 27      

5. Содержание программы учебной дисциплины

  Объект, методы и цели анализа музыкальных произведений. Метод целостного анализа. Музыкальный материал — наиболее универсальная и фундаментальная категория анализа. Музыкальный материал тональной музыки европейской традиции, его основные параметры (тип, способ существования, функция в формообразовании). Отношение формы и содержания в музыке. Музыкальная структура, воплощенная в произведении как системе элементов и их связей, реализуемых в целостной системе. Мелкие и крупные построения. Система типических форм тональной музыки. Особенности анализа многочастных произведений. Анализ программных музыкальных произведений. Анализ музыки, взаимодействующей с поэзией (вокальной, хоровой), хореографией, театром. Структуры доклассической и послеклассической музыки. Методика музыкального анализа и методы других наук. Простые и сложные формы. Иерархия форм, инструментарий для их анализа (основные признаки мелких построений: масштаб, состав, способ членения; смысловой, тональный и структурный ритмы в крупных построениях, в простых формах; система формообразующих и конструктивных принципов и их действия в сложных формах). Циклические инструментальные формы. Структуры доклассической и послеклассической музыки. Особенности строения вокальных и вокально-хоровых произведений.

5.1. Содержание учебной дисциплины

№ п/п

Наименование раздела дисциплины (темы)

Аудиторные часы

Самостоятельная работа (час)

ВСЕГО лекции практические (семинары) лабораторные В т.ч. интерактивные формы обучения (не менее 20%)
1 Общие принципы организации музыкальной формы в европейской и отечественной музыке   2     2  
2 Циклические формы в музыке   3     2  
3 Вокально-хоровые формы и жанры   4     2  
4 Опера, балет и другие музыкально-театральные жанры   4     2  
5 Период в гомофонно-гармоническом стиле музыки   4     2  
6 Двухчастная форма   4     2  
7 Простая трехчастная форма   4     2  
8 Сложная трехчастная форма   2     2  
9 Вариационная форма   2     2  
10 Форма рондо   2     2  
11 Сонатное аллегро, как одна из частей сонаты   2     2  
12 Рондо-соната   2     2  
  Практические занятия            
1 Занятие 1. Тема: Циклические формы в музыке     6     22
2 Занятие 2. Тема: Опера, балет и другие музыкально-театральные жанры     8     17
3 Занятие 3. Тема: Период в гомофонно-гармоническом стиле музыки     6     12
4 Занятие 4. Тема: Двухчастная форма     5     12
5 Занятие 5. Тема: Простая трехчастная форма     5     12
6 Занятие 6. Тема: Сложная трехчастная форма     5     12
7 Занятие 7. Тема: Вариационная форма     5     22
8 Занятие 8. Тема: Форма рондо     5     12
9 Занятие 9. Тема: Сонатное аллегро, как одна из частей сонаты     6     24
10 Занятие 10. Тема: Рондо-соната     6     24
  Итого: 92 час. (2,5 зач. ед.) 35 57   24 час. (26%) 169

5.2. Содержание разделов дисциплины

 

ЛЕКЦИИ

Тема 1. Общие принципы организации музыкальной формы в европейской музыке

1. Методы и цели анализа музыкальных произведений. Методика музыкального анализа и методы других наук. Метод целостного анализа. Историческое развитие музыкальных форм в европейском и отечественном искусстве. Главные элементы музыкального языка: мелодия, ритм, гармония, динамика и др. Музыкальная тема. Интонация в музыке (по Асафьеву, Яворскому).

2. Расчлененность и единство в муз. форме. Цезура, ее признаки. Функции частей в форме. Пропорциональность в муз. форме. 3. Типы музыкального изложения: экспозиционный, серединный, заключительный и пр.

4. Принципы развития тем в муз. форме: а) повторение, б) измененное повторение (варьирование), в) разработка, г) производный контраст, д) контраст сопоставления. Способы преобразования мелодико-тематических построений.

5. Соотношение функций частей в муз. форме, типов изложения и музыкально-тематических принципов.

6. Гомофонно-гармонический и полифонический стили в музыке. Стиль и жанр в музыке. Единство содержания и формы. Понятие фактуры.

 

Тема 2. Циклические формы в музыке

Простые и сложные музыкальные формы. Особенности анализа многочастных произведений. Старинные инструментальные формы: партита, сюита. Сонатный цикл из 3-х частей. Типичные формы у классиков: 1 ч.- сонатное аллегро, 2 ч. – двухчастная или трехчастная форма (иногда вариации), 3 ч. – рондо. Эволюция сонатной формы в творчестве Ф.Шуберта, Р.Шопена, И.Брамса, П.Чайковского и др.

Сонатная форма в инструментальных трио, квартетах и т. п. Увертюра, фантазия, симфония. Новые формы сюиты. Попурри. Вокальные и инструментальные циклы. 

 

Тема 3. Вокально-хоровые формы и жанры

Основная область художественного применения двухчастных и трехчастных форм в музыкальном искусстве: вокальная, хоровая, танцевальная и др. «легкая» музыка, марши и гимны.

Применение общих музыкальных форм в вокальной и хоровой музыке. Музыкальная декламация. Репризность, как основа вокально-хоровых жанров.  

Характеристика вокальных жанров: песня, романс, баллада, камерные ансамбли, вокальные циклы и др. Характеристика хоровых жанров: мотет, мадригал, хорал, кантата, пассионы, оратории и др.

 

Тема 4. Опера, балет и другие музыкально-театральные жанры

Возникновение и развитие оперного и симфонического жанров в 17-18 вв.. Опера-сериа и опера-буфа, как характерные жанры итальянской оперы в 17-18 вв.

Кантиленный и речетативно-декламационный стили в опере. Речетатив. Ария. Ариетта. Каватина, Ариозо. Ансамбли (дуэты, трио, квартеты и т.п.). Хоры в опере. Финал.

Инструментальная музыка в опере (увертюра, вступление, прелюдия, антракт, интермеццо и др. Балет в опере.

Опера, деление ее на акты и действия. «Сцена» в опере, как законченный раздел. Понятие лейтмотива в опере. Музыкальная драма у Вагнера и русских композиторов (М.Мусоргский, «Борис Годунов») и др.

Возникновение балета. Роль французской культуры в развитии жанра. Роль инструментальной музыки в балете. Балеты П.Чайковского, как новый этап в развитии жанра.

Оперетта, мюзикл. И.Кальман, Легар, И.Штраус и др. классики жанра. Роль Вены, Парижа, США (бродвейские театры) в развитии этих жанров. Рождение в России 20 века музыкальной комедии, отличительные особенности ее, как жанра.

Связь музыки в этих жанрах с бытовыми жанрами (вальс и др.). 

 

Тема 5. Период в гомофонно-гармоническом стиле музыки

Период простого строения из 2-х предложений. Составные части периода: предложение, фраза, мотив, субмотив.

Виды однотонального и модулирующего периода. Период из 3-х предложений, неделимый период.

Различные усложнения периода: период неквадратного строения, дополнение, сокращение, вторгающаяся каденция, реприза в периоде. Период как самостоятельная музыкальная форма. Вступление и кода.

Аудиторно: практический анализ периодов (Сонаты венских классиков, Шопен (Вальсы, мазурки и пр.), Чайковский «Времена года» и др.)

 

Тема 6. Двухчастная форма

Простая двухчастная форма: репризная и безрепризная ее разновидности. Характерные особенности 2-х частной формы: зависимость от бытовых жанров, небольшие размеры, опора на квадратность муз. построений. 2-х частная (куплетная) форма в бытовых жанрах музыки (песня, танец). 

Применение простой двухчастной формы в вокальной, хоровой и инструментальных пьесах. 2-х частная форма, как часть одной из более крупных муз. форм.

 

Тема 7. Простая трехчастная форма

Три части формы: 1 ч. – период, 2 ч. – середина, 3 ч. – реприза. Разновидности простой 3-х частной формы: однотемная, развивающаяся, двухтемная (контрастная). Вступление и заключение (кода) в 3-х частной форме.

Широкое распространение простой 3-х частной формы в вокальной и инструментальной музыке. Применение простой 3-х ч. формы как части цикла, раздела более сложной формы, как номера в опере, балете и др.

Тема 8. Сложная трехчастная форма

Значение контрастирующих тем в форме. Сложная 3-х ч. форма с трио. Характеристика 1 ч. Х-ка трио. 3 ч. – реприза. Сложная 3-х ч. форма со средней частью - эпизодом. Вступление и кода в сложной 3-х частной форме.

Промежуточная 3-х частная форма – между простой и сложной. Сложная 3-х-5-ти частная форма.

  

Тема 9. Вариационная форма

Вариации - форма, состоящая из изложения темы и ее неоднократных измененных повторений. Характеристика темы и вариаций. Вариации на бассо остинато, на сопрано остинато.

Строгие (орнаментальные) вариации, их тема. Методы варьирования. Порядок расположения вариаций.

Приемы сквозного развития в вариационной форме. Свободные вариации. Двойные вариации (на 2 темы).

Применение формы: самостоятельные произведения, часть циклической форы, эпизоды в опере и т. д.

Музыкальные примеры: Р. Шуман. «Симфонические этюды», новый тип вариаций у М. Глинки - «Персидский хор» из оперы «Руслан и Людмила» и др.

 

Тема 10. Форма рондо

Возникновение рондо, его песенный и танцевальный характер.. Строение рондо: рефрен и эпизоды. Главная тема и эпизоды. Старинное (куплетное) рондо, 5-ти, 7-ми частное рондо. Классическое рондо и развитие этой формы в 19 веке. Разнообразие форм рондо.  

 

Тема 11. Сонатное аллегро, как одна из частей сонаты

Старинная форма сонатного аллегро без разработки (или с небольшим эпизодом вместо нее). Типичная форма сонатного аллегро в музыке венских классиков. Применение формы сонатного аллегро в инструментальном концерте.

Характеристика сонатного аллегро, наличие в нем 3-х разделов. 1-й раздел – экспозиция. Главная, связующая, побочная, заключительная партии. 2-й раздел – разработка, тематической содержание, гармонические отношения, структура в целом. 3- й раздел – реприза, ее значение. Обычный (классический) тип репризы. Зеркальная реприза. Кода и вступление.

Сонатное аллегро, как форма одной из частей инструментального концерта. Форма сонатного аллегро с двойной экспозицией, типичная для инструментального концерта у венских классиков. 

 

Тема 12. Рондо-соната

Рондо-соната, как одна (чаще, заключительная часть сонаты). Общая конструктивная форма. Соединение и диффузия форм рондо и сонатного аллегро: из классического рондо взят принцип чередования тем (рефрен и эпизоды) и колличество разделов, а от сонатного аллегро – принцип тональных соотношений и наличие главной, связующей, побочной и заключительной партий, наличие 3-х разделов. Типичный пример: Л. Бетховен. Соната № 1 (фа-минор), 3 часть. Структура рондо-сонаты. 1-й раздел, экспозиция. Главная, связующая, побочная партия и повторение главной партии. 2-й раздел (эпизод), как связующий. 3-й раздел, общая реприза. Кода. Введение разработки в рондо-сонате.

 

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Занятие 1. Тема: Циклические формы в музыке

Формы работы и контроля: подготовка индивидуальных заданий. Музыкальный материал для анализа (на выбор): Н.Римский-Корсаков. Шехеразада, И.Бах. Английские и французские сюиты для клавира, Р.Шуман. Вокальный цикл «Любовь поэта», Детские сцены, Карнавал, К.Дебюсси. Детский уголок, П.Бородин. Маленькая сюита, Ипполитов-Иванов. Кавказские эскизы. А.Эшпай. Венгерские напевы. Ф.Шуберт. Вокальные циклы «Прекрасная мельничиха», «Зимний путь». М.Мусоргский. Картинки с выставки. В.Моцарт. Симфония соль-минор.

Занятие 2. Тема: Опера, балет и другие музыкально-театральные жанры

Подготовка рефератов и выступлений студентов по одному из направлений муз. театра, включая иллюстративный музыкальный материал.      

Муз. материал:

1. В. Моцарт. Опера «Свадьба Фигаро».

2. П. Чайковский. Опера «Евгений Онегин».

3. А. Александров. «Свадьба в Малиновке».

4. И. Кальман. Сильва.

5. П. Чайковский. Лебединое озеро.

 

Занятие 3. Тема: Период в гомофонно-гармоническом стиле музыки

Формы практической работы по усвоению материала и контроля: подготовка индивидуальных дом. заданий.

Музыкальный материал для анализа (на выбор):

1. Л. Бетховен. Сонаты для ф-но: ор.2, № 1, ч.2; ор.2, № 2, ч.2 и 4; ор.14, № 1, ч.2.

2. Р. Шуман. Вальсы: ор.18, ор.34, ор.64, ор.69, ор.70.

3. Ф. Лист. Ноктюрны № 1 и 2.

4. П. Чайковский. Пьесы для ф-но Ор.1, ор.2,№ 2,3.

5. А. Скрябин. Пьесы для ф-но: ор.1, ор. 2, № 1, 2, 3.

 

Занятие 4. Тема: Двухчастная форма

Подготовка студентами индивидуальных дом. заданий. Музыкальный материал для анализа (на выбор):

1. Л. Бетховен. Сонаты для ф-но: ор. 2, № 1, ч. 2; ор.2, № 2, ч. 4; ор. 7, ч. 4.

2. Ф. Шуберт. Ор. 9-а, Вальсы (все).

3. Ф. Мендельсон. Песни без слов. № 12,16,37,44.

4. П. Чайковский. Ор. 63, № 2. «Растворил я окно», ор.65, № 1, Серенада.

5. С. Рахманинов. Романсы «Весенние воды», «Сирень».

Литература:

1. И.В. Способин. Музыкальная форма. М.: 1980 г. Стр. 120-119.

2. П. Козлов, А. Степанов. Анализ музыкальных произведений. М.: 1968.

 

Занятие 5. Тема: Простая трехчастная форма

Подготовка студентами индивидуальных дом. заданий. Музыкальный материал (на выбор):

1. В. Моцарт. Опера «Дон Жуан», № 7, 8, 10, 12, 14, 19.

2. Л. Бетховен. Сонаты для ф-но: ор.2, № 1, ч.3 (менуэт и трио); ор.7, ч.3; ор.10, № 2, ч.3.

3. Ф. Шуберт. Песни. Ор. 25, № 3 «Стой»; № 4 «Благодарность ручью».

4. Ф. Шопен. Ноктюрны: ор. 9, № 2; ор. 15, № 1;

5. Ф. Шопен. Прелюдии: ор.28, № 11, 12, 19.

5. С. Рахманинов. ор.4. Романс «Не пой красавица, при мне».

6. А. Скрябин. Ф-ные пьесы: ор.3, № 3,5; ор.11, № 16,19; ор.16, № 1.

 

Занятие 6. Тема: Сложная трехчастная форма

Подготовка студентами дом. задания: анализ и подбор музыкальных примеров по теме. Рекомендуемый муз. материал для работы:

Л.Бетховен. Соната № 1(менуэт = (а+в+а)+(а+в+а)+(а+в+а), Соната № 11 (менуэт = (а+в+а)+(а+в)+(а+в+а), соната № 18 (менуэт = (а+в)+(а+в+а)+(а+в).

 

Занятие 7. Тема: Вариационная форма

Подготовка студентами индивидуальных заданий. Музыкальный материал (на выбор):

1. И. Бах. Пассакалия ре-минор для клавира. Чакона ре-минор для скрипки соло.

2. Г. Гендель. Пассакалия соль-минор из сюиты для клавира.

3. И. Брамс. Финал 4-й симфонии.

4. М. Глинка. Камаринская.

 

Занятие 8. Тема: Форма рондо

Материал для анализа:

1. Ф. Куперен. Любимая. Жнецы.

2. Дакен. Кукушка.

3. В. Моцарт. Сонаты № 10, 18.(найти рондо в одной из частей).

4. Л. Бетховен. Ф-ные пьесы «К Элизе», «Ярость по поводу потерянного гроша». Финалы сонат: ор. 10, № 3; ор. 14, № 2.

5. А. Даргомыжский. Свадьба.

6. С. Прокофьев. Марш из оперы «Любовь к трем апельсинам».

 

Занятие 9. Тема: Сонатное аллегро, как одна из частей сонаты

Музыкальный материал для анализа (на выбор):

1. В. Моцарт. Увертюра к опере «Свадьба Фигаро» (сокращ. Форма сонатного аллегро без средней части).

2. Ф. Шопен. Сонаты си-минор и си-бемоль минор (реприза с пропущенной гл. партией). Баллада № 1 (зеркальная реприза).

3. П. Чайковский. Серенада для струнного оркестра, ч. 1 (сонатное аллегро без разработки).

 

Занятие 10. Тема: Рондо-соната

Подготовка индивидуальных заданий. Музыкальный материал для анализа (на выбор):

1. В. Моцарт. Финалы ф-ных сонат № 3, 4, 7, 13, 17.

2. Л. Бетховен. Финалы ф-ных сонат: ор. 2, № 2, 3; ор. 7, № 13; ор. 14, № 1.

3. П. Чайковский. Ор. 23. Концерт для ф-но с оркестром (финал); 3 симфония (финал).

4. А. Скрябин. ор. 24. Соната для ф-но (финал); ор. 20. Концерт для ф-но с орк.(финал).

5. С. Прокофьев. Ор. 29. 4 соната для ф-но. (финал).

5.3. Лабораторный практикум - не предусмотрен.

6.Учебно-методическое обеспечение дисциплины

6.1. Основная литература по дисциплине

1. Холопова, В.И. Теория музыки:мелодика, ритмика, фактура, тематизм: [учебное пособие для вузов и училищ]/В. Н. Холопова.-Изд. 2-е, стер.-СПб. [и др.]:Лань [и др.],2010.-367, с.

2. Царев, В. Н. Анализ музыкальных произведений [Текст]:курс лекций/В. Н. Царев; МОиН РФ, ВГБОУ ВПО ТГПУ.-Томск:Издательство Томского государственного педагогического университета. Ч. 1.-2013.-169 с.:

 

6.2. Дополнительная литература

1. Соколов, А. С. Введение в музыкальную композицию ХХ века: учебное пособие по курсу «Анализ музыкальных произведений» / А. С. Соколов. - М.: ВЛАДОС, 2004. - 231 с.

2. Бонфельд, М. Ш. Анализ музыкальных произведений: структуры тональной музыки: учебное пособие для ВУЗов: в 2 ч. / М. Ш. Бонфельд. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 207 с.

3. Васина-Гроссман, В. А. Книга о музыке и великих музыкантах / В. А. Васина-Гроссман. - М.: Современник, 1999. - 286 с.

4. Григорьева, Г. В. Музыкальные формы ХХ века: курс «Анализ музыкальных произведений»: учебное пособие для вузов / Г. В. Григорьева. - М.: ВЛАДОС, 2004. - 174 с.

5. Гогоберидзе, А. Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста: учебное пособие для вузов / А. Г. Гогоберидзе. - М.: Академия, 2007. - 316 с.

6. Заднепровская, Г. В. Анализ музыкальных произведений: Учеб. пособие для студ. муз.-пед.училищ и колледжей / Г. В. Заднепровская. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 272 с.

7. Малинковская, А. В. Класс основного музыкального инструмента: Искусство фортепианного интонирования: учебное пособие для ВУЗов / А. В. Малинковская. - М.: ВЛАДОС, 2005. - 381 с.

8. Назайкинский, Е. В. Стиль и жанр в музыке: учебное пособие для ВУЗов / Е. В. Назайкинский. - М.: Владос, 2003. - 248 с.

9. Основы теоретического музыкознания: Учебное пособие для вузов / Под ред. М. И. Ройтерштейна. - М.: Академия, 2003. - 271 с.

10. Психология музыкальной деятельности: Теория и практика: Учебное пособие для вузов. - М.: Академия, 2003. - 366 с.

11. Ройтерштейн, М. И. Основы музыкального анализа: учебник для педагогических ВУЗов / М. И. Ройтерштейн. - М.: ВЛАДОС, 2001. - 111 с.

12. Способин, И. Музыкальная форма / И. Способин. - М.: Музыка, 2007. - 400 с.

13. Холопова, В. Н. Формы музыкальных произведений: учебное пособие для вузов / В. Н. Холопова. - СПб.: Лань, 2006. - 489 с.

14. Холопова, В. Н. Гармония: учебник для вузов / В. Н. Холопов. - СПб.: Лань, 2003. - 540 с. 15. Cпособин, Игорь Владимирович. Музыкальная форма [Текст]:учебник общего курса анализа [для консерваторий и музыкальных вузов]/И. В. Способин.-М.:Музыка,2007.-398, с

 

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

Компоненты учебно-методического комплекса как основное средство обучения.

Интернет-ресурсы

http://www.lafamire.ru/ - Сольфеджио. Теория музыки. Анализ. Гармония (решебники)

http://ru.wikipedia.org/wiki/Гармония — Википедия

http://ale07.narod.ru/music/notes/song/songbook/garmonia.htm — Учебники гармонии

http://www.koob.ru/rimskij_korsakov_na/prakticheskij_uchebnik_garmonii — Римский-Корсаков, Н.А. Практический учебник гармонии

http://rhapsody.ru/harmony.html — Задачи по гармонии

http://www.7not.ru/harmony/musical_appendices.phtml — Практические задания по гармонии в музыке

Примеры тестов

1. Как называется строение музыкального произведения?

1. мелодия;

2.  музыкальная форма;                                 

3. период;

4. суммирование.

2. Как называется выраженная одноголосно музыкальная мысль?        

       1. мелодия;                           

       2. музыкальная форма;                               

       3. период;                             

4. суммирование.    

3. Как называется музыкальная мысль, имеющая большую или меньшую законченность?

       1. тема      ;                      

       2. интонация;                                  

       3. фраза;                                

4. мотив.                   

4. Из различных свойств гармонии основное формообразующее значение имеет… (продолжить фразу)

1. колорит;                           

2. вычитание;                                  

3. функциональность;                                

4. деление;          

5. Как называется организованная последовательность звуковых длительностей?

       1. ритм;                                 

       2. разработка;                                  

       3. экспозиция      ;                      

      4. сравнение.

6. Как называется соотношение продолжительностей мелких и крупных частей формы?

       1. ритм;                                 

       2. структура;                        

       3. строение;                          

       4. метр.    

7. Как называется момент раздела между частями?

 1. запятая;                            

2. цезура;                              

3. точка;                                

4. остановка.

8. Что является признаком цезуры?          

       1. ритм;                                 

       2. абзац;                                

       3. фраза;                                

       4. пауза.

9. Как называется повторное проведение темы после какой-нибудь иной музыки?

       1. реприза;                            

       2. середина;                          

       3. изложение;                                  

       4. суммирование.

10. Серединная часть произведения это…

       1. построение, расположенное между другими, чаще сходными по содержанию частями;                               

       2. построение, предшествующее одной из ее частей;                           

       3. первоначальное проведение темы;                              

     4. построение, расположенное между другими, различными по содержанию       частями.

11. Как называется построение, следующее за концом всей основной формы?

       1. реприза;                            

       2. изложение;                                  

       3. вступление;                                 

       4. кода.    

12. Назовите элементарный простейший принцип развития в музыкальной форме?

       1. повторение;                                 

       2. реприза;                            

       3. заключение;                                 

       4. изложение.           

13. Что вы понимаете под термином «варьирование»?

       1. контраст;                          

       2. заключение;                                 

       3. изложение;                                  

       4. измененное повторение.

14. Как называется превращение исходной темы?

       1. реприза;                            

       2. производный контраст;                         

       3. заключение;                                 

       4. изложение.

15. В каком типе изложения проявляются черты неустойчивости, текучести?

       1. срединный;                            

2. заключительный;

3. экспозиционный;

4. предыкт.                       

16. Дайте характеристику гомофонических форм.

1. формы, в которых все голоса мелодически равноправны и самостоятельны;      

2. формы, в которых один голос имеет ведущее значение;                              

3. формы, где нет главного голоса;                                  

4. формы, в которых голоса самостоятельны, но 2 голоса имеют ведущее значение.          

17. Первая часть двухчастной формы, представляет собой… (продолжите фразу)

       1. фраза;                                

       2. период;                             

       3. предложение;                          

       4. мотив.

18. Исторически сложившаяся разновидность музыкальных произведений, определяемая по различным признакам?

        1. концерт;                          

        2. жанр;                   

3. куплет;                  

4. контрапункт.  

19. Как называется циклическое произведение, в котором обычно хотя бы одна часть сочинена в сонатной форме?

       1. ария      ;                      

       2. сонатина;                         

       3. опера;                               

       4. соната.

20. Как называется произведение сонатного типа для оркестра?       

       1. оратория;                          

       2. кантата;                            

       3. симфония;                        

       4. песня.

 

Рабочая программа учебной дисциплины составлена в соответствии с учебным планом, федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100.62 Педагогическое образование (профиль: Музыка).

Рабочая программа учебной дисциплины составлена:


доцентом кафедры

музыкального и художественного образования                             В.Н. Царевым

 

 

Рабочая программа учебной дисциплины утверждена на заседании кафедры музыкального и художественного образования протокол № 1 от «30» августа 2013 года.

 


Зав. кафедрой                                П.Л. Волк

                                  

 

 

Рабочая программа учебной дисциплины одобрена методической комиссией ФКИ

протокол № 1 от «30» августа 2013 года.

 


Председатель методической комиссии                                              Л.Г. Тимошенко

                                                                                                 

 

 

Лист внесения изменений в рабочую программу учебной дисциплины

Дополнения и изменения в рабочую программу учебной дисциплины на 2014 - 2015 учебный год:

п. 6.2. Дополнительная литература

Электронный ресурс: (свободный доступ) http://www.knigafund.ru

Основы музыкального анализа: Учебник для студентов педагогических высших учебных заведенийАвтор: Ройтерштейн М.И.
Издательство: ВЛАДОС, 2001 г.

 

 

 

Изменения в рабочую программу учебной дисциплины внесены:


доцентом

каф. музыкального и художественного образования                  В.Н. Царевым

 

Внесенные изменения в рабочую программу учебной дисциплины утверждены на заседании кафедры МиХО

Протокол № 1 от _29.08. 2014 г.

 


Зав. кафедрой                                            П.Л. Волк

 

 

Изменения рабочей программы учебной дисциплины одобрены методической комиссией факультета культуры и искусств.



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 98; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.2.184 (0.303 с.)