Факультативные курсы психологии и особенности их проведения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Факультативные курсы психологии и особенности их проведения.



Психология в высших учебных заведениях часто преподается в форме факультативных занятий. Факультативное занятие - это тоже занятие (лекция, семинар, тренинг), но учащийся имеет определенное право относительно его выбора и посещения. Это право определяется учебным планом вуза и факультета. Факультативный предмет предполагает оценку усвоенных знаний и умений. В рамках учебной работы по предмету учащимся могут даваться задания по подготовке рефератов.

Целью организации факультативных занятий является расширением кругозором студентов, развитие самостоятельного, критического мышления, формирование активного познавательного интереса к предмету, воспитание мировоззрения и ряда личностных.

Основная задача факультативных занятий:

- учитывая интересы и склонности студентов, расширить и углубить знания по предмету;

- развитие познавательных интересов к психологическим знаниям;

- формирование активной жизненной позиции - представление себя в качестве специалиста;

- совершенствование интеллектуальной сферы личности (обобщение способов и приемов учебной деятельности);

- формирование потребности в самовоспитании и самообучении.

Система учебных предметов и факультативов вузов, направленных на формирование у студентов активной жизненной позиции, диалектико-материалистического мировоззрения, призвана обеспечить усвоение учащимися закономерностей общественного развития, роли и соотношения общественного и индивидуального сознания.

 

11.Роль психологических кружков и клубов в психологическом образовании.

Психологические кружки и клубы относятся к внеклассной (внеаудиторной) работы по психологии.

Психологические кружки — это групповая, систематическая работа, проводимая с небольшим постоянным коллективом учащихся (студентов), направленная на углубление их знаний и практических умений. Работа кружка подразумевает гибкие организационные формы, дает возможность варьировать содержание занятий и осуществлять индивидуальный подход к учащимся (студентам). Содержание занятий кружка может быть образовательным или учебно-исследовательским. Темами изучения психологических кружков образовательного характера могут стать, например, «Психология личности», «Психология межличностных отношений», «Психология общения», «Таинственные явления психики», «Психология животных» или какие-то более частные и более проблемные вопросы. При организации кружка необходимо заинтересовать учащихся, показать им, что эта работа не является дублированием классных занятий.

Для кружка исследовательского типа руководитель выбирает увлекательную тему и, разрабатывая ее, строит работу таким образом, что учащиеся, сталкиваясь с цепочкой трудностей, проблем и решая их (теоретически или практически), осуществляют творческую деятельность.

Занятия кружка проводятся один или два раза в неделю и продолжаются 45 минут (для старшеклассников и студентов целесообразно организовывать еженедельные двухчасовые занятия). Количество членов каждого кружка не должно превышать 12-15 человек. Практическая работа организуется в творческих группах по 2-3 человека. Значительная часть времени на занятиях посвящается индивидуальной работе учащихся, меньшая — выступлениям преподавателя или учащихся.

К организационной работе кружка следует привлекать самих учащихся и студентов: необходимо выбрать старосту или председателя, его заместителей, секретаря и т. д. На занятиях желательно создавать атмосферу свободного обмена мнениями и активной дискуссии. Можно сделать посещение кружка открытым.

 


12.Психологическое образование на доконцептуальном уровне и его психологическая сущность.

Преподавание психологии необходимо осуществлять тогда, когда ученик может понять простейшие психологические понятия, уметь рассуждать, высказывать суждения. Как показывает практика, даже в старших классах обучать психологии школьников сложно. Во-первых, психологические понятия сложны для восприятия и понимания, во-вторых, специфичность содержания предмета создает барьеры.

Обучать психологии необходимо с детства. Коломинский выделил два уровня обучения психологии: доконцептуальный и концептуальный.

На доконцептуальном уровне обучение психологии сводится к созданию благоприятных условий для развития ребенка на всех возрастных периодах развития. Во-первых, необходимо создавать условия для полного удовлетворения возрастных потребностей ребенка, способствовать своевременному проявлению психических новообразований возраста, использовать все возможности развития сензитивной стороны психики.

Например, в младенчестве возрастной потребностью является эмоциональное общение со взрослыми. Ведущим видом деятельности в психическом развитии для этого возраста является непосредственно-эмоциональное общение ребенка со взрослыми, и в первую очередь - с матерью. При удовлетворении возрастных потребностей у ребенка проявляются психические новообразования возраста. В первую очередь формируются к концу возраста эмоциональные эталоны: закладываются стереотипы определенных эмоциональных переживаний, складывается на уровне подсознания определенный репертуар, сила и направленность эмоций на всю жизнь. Кроме этого, психическим новообразованием возраста принято считать возникновение автономной речи, для которой характерны аффективная окраска, непостоянство значений слов, их многозначность.

В раннем детстве обучение психологии ребенка сводится к удовлетворению возрастной потребности в восприятии окружающего мира, элементарном понимании его. Ведущим видом деятельности в психическом развитии является предметно-манипулятивная деятельность. Сензитивной сферой психического развития принято считать сенсорно-моторную. В дошкольном детстве обучение психологии сводится к удовлетворению возрастной потребности в самоопределении, в выделении «я» и окружающею мира, а также потребности в познании мира межличностных отношений и смысловой основы деятельности взрослых людей. Ведущим видом деятельности в психическом развитии дошкольника является сюжетно-ролевая игра. При условии удовлетворения возрастных потребностей в сюжетно-ролевой игре у дошкольников проявляются возрастные новообразования. Важнейшие из них - это социальные эталоны поведения.

Ребенок, у которого наиболее полно проявились психические новообразования, достаточно хорошо развиты эмоциональная и интеллектуальная сферы, и со сложившимися благоприятными отношениями с другими людьми, конечно, уже на концептуальном уровне будет усешнее овладевать психологическими понятиями, суждениями в сравнении с теми детьми, у которых развитие было неблагополучным

На уровне содержание обучения включает научные понятия, суждения, закономерности психического и личностного развития. Организационными формами обучения психологии являются в школе - различные виды урока, факультативные занятия, в высших учебных заведениях - лекции, семинарские, практические и лабораторные занятия, активные формы обучения и т д.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 228; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.129.19 (0.005 с.)