Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методологические принципы методики преподавания психологии.
Методология педагогической психологии представляет собой определенную систему принципов, методов и методик, обеспечивающих получения информации об особенностях развития личности в педагогическом взаимодействии (обучении и воспитании). Методология психологии включает в себя три уровня: общенаучный уровень, психологический уровень и уровень эмпирический, включающий методы и методики. Общенаучная методология - система принципов и нормативов, общих для всех областей знания. Чтобы сделаться руководством для специальной науки, она должна быть конкретизирована применительно к ней - это уровень конкретнонаучной методологии. Методологические принципы современной психологии в качестве общенаучных методов применяют диалектический подход; а в качестве конкретнонаучных - системно-деятельностный подход. Основные принципы системно-деятельностного подхода; 1) Принцип детерминизма указывает причины психических явлений. Психические явления определяются факторами внешней действительности, т.е. являются следствием определенных биологических, социальных, психологических условий. При исследовании межличностного взаимодействия в малой группе необходимо тщательно отнестись к ее детерминации, что позволит выявить закономерные связи и сущность явлений. 2) Принцип активности имеет практическое значение. Так, исследователь, проводящий психологический эксперимент, должен иметь в виду, что поведение человека в заданной ситуации определяется не только условиями ситуации, но и в значительной степени отношением этого человека к происходящему. 3) Единство сознания и поведения. Что означает такое единство? С одной стороны, поведение субъекта в определенной ситуации будет зависеть от того, как он эту ситуацию воспринимает, что знает о ней, как к ней относится. С другой стороны, сам характер отношения к данной ситуации, характер и объем получаемых о ней знаний будет зависеть от того, как субъект с этой ситуацией практически взаимодействует. 4) Принцип системности в педагогической психологии утверждает, что развитие личности и процесс обучения и воспитания образуют систему педагогического взаимодействия. Предмет педагогической психологии является центральным образованием системы и определяет иерархию всех явлений, определяющих развитие личности в обучении и воспитании.
5) Принцип развития предполагает, что любое психическое явление или личностное образование является процессом и непрерывно развивается. Психическое и личностное развитие человека в процессе обучения и воспитания подчиняется всем закономерным свойствам развития: непрерывности, неравномерности, пластичности, асинхронности и стадиальности. Непрерывность развития личности утверждает о том, что оно является динамичным процессом и при любых условиях развивается. Неравномерность развития предполагает, что обучение и воспитание на различных временных интервалах влияет на развитие не в одинаковой мере. Свойство асинхронности выражается в том, что развитие, являясь процессом сложным, и не все его составляющие компоненты развиваются одинаковыми темпами. Так, например, развитие интеллектуальной сферы может опережать развитие нравственной сферы и отставать от эмоционального развития личности. Стадиальность личностного развития в процессе обучения и воспитания характеризует его таким образом, что есть возрастные периоды, на которых доминирует экстериоризация (дошкольный, подростковый, юношеский и т.д.) в процессе обучения, а также есть возрастные периоды, для которых характерно доминирование интериоризации (младший школьный возраст, ранняя и поздняя юность и т.д.) в обучении. 6) Исторический принцип заключается в культурно-исторической обусловленности развития личности. Этот принцип предполагает две стороны: хронологическую и этническую. Хронологическая сторона этого принципа утверждает, что любой феномен психического и личностного развития человека на определенном историческом этапе имеет особенности, обусловленные в первую очередь, общественными отношениями и укладом жизни. Так, например, статические и динамические характеристики развития личности во времена Макаренко будут существенно отличаться от показателей личностного развития наших современников. Этническая сторона принципа отмечает то, что в каждом этносе имеются различия в личностном развитии, обусловленные традициями, ритуалами, социально-психологическими стереотипами. Следует отметить, что люди каждого этноса являясь нашими современниками, однако принадлежат к историческому времени для этноса. Универсальными методологическими принципами являются: принцип детерминизма, принцип развития, исторический принцип. В педагогической психологии на психологическом уровне эти принципы являются определяющими.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 268; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.217.134 (0.006 с.) |