Возрастные особенности обучения психологии дошкольников. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Возрастные особенности обучения психологии дошкольников.



В младенчестве возрастной потребностью является потребность в эмоциональном общении с взрослыми. Ведущим видом деятельности в психическом развитии для этого возраста является непосредственно-эмоциональное общение ребенка с взрослыми, и в первую очередь, с матерью. В нем важнейшую роль играют так называемые экспрессивные средства общения (улыбка, другие мимические проявления, позы) и особенно важны, по мнению психоаналитиков, чувствование взрослым ребенка, сила и богатство эмоций, проявляемых по отношению к ребенку. При удовлетворении возрастных потребностей у ребенка проявляются психические новообразования возраста. В первую очередь у ребенка формируются к концу возраста эмоциональные эталоны: закладываются стереотипы определенных эмоциональных переживаний, складывается на подсознании определенный репертуар, сила и направленность эмоций на всю жизнь. Л.И. Божович, считает, что в младенческом возрасте формируется потребность в общении с взрослыми и потребность во впечатлениях. Кроме этого, психическим новообразованием возраста принято считать возникновения автономной речи, для которой характерны аффективная окраска, непостоянство значений слов, их многозначность.

В раннем детстве обучение психологии ребенка сводится, в первую очередь, к удовлетворению возрастной потребности в восприятии окружающего мира, элементарном понимании его. Ведущим видом деятельности в психическом развитии является предметно-манипулятивная деятельность. Осуществляя действия с предметами, ребенок не просто развивает сенсорно-моторные навыки, но постигает функции предмета, его практическую и социальную значимость, усваивает культурный опыт. Очень важна манипуляция с мелкими предметами, которая развивает не только мелкие мышцы, а и развивает мышление, в этой деятельности формируется двигательная и эмоциональная память. Сензитивной сферой психического развития принято считать сенсорно-моторную.

В дошкольном детстве обучение психологии сводится к удовлетворению возрастной потребности в самоопределении, потребности в выделении «я» из окружающего мира, а также потребность познании мира межличностных отношений и смысловой основы деятельности взрослых людей. Ведущим видом деятельности в психическом развитии дошкольника является сюжетно-ролевая игра. В этом виде деятельности дети в игровой форме подражают взрослым, воспроизводят деятельность и отношения взрослых, распределяя между собой соответствующие роли. При условии удовлетворения возрастных потребностей в сюжетно-ролевой игре у дошкольников проявляются возрастные новообразование. Важнейшей из них, это возникают социальные эталоны поведения. Иначе говоря, возникают стереотипы межличностного взаимодействия.

В деятельностном подходе считается, что важнейшим психическим новообразованием дошкольного возраста является потребность в общественно-значимой и оцениваемой деятельности. Кроме этого, в отечественной детской психологии новообразованием этого возраста считается соподчинение мотивов и развитие самосознания.

Ребенок, у которого наиболее полно проявились психические новообразования, достаточно хорошо развиты эмоциональная и интеллектуальная сферы, и со сложившимися благоприятными отношениями с другими людьми, конечно, уже на концептуальном уровне будет успешнее овладевать психологическими понятиями, суждениями в сравнении с теми детьми, у которых развитие было неблагополучным.

 


14.Формы и содержание психологического образования младших школьников.

Содержание психологического образования должно ориентироваться на: социальную ситуацию развития, ведущую деятельность, возрастную сензитивность, и зона ближайшего развития его познавательной и личностной сферы.

Ведущим видом деятельности младшего школьника является учебная деятельность. Также наряду с учебой дети вместе со взрослыми участвуют и в трудовой деятельности. Достаточно много времени они заняты и игрой. Центральным новообразованием возраста – внутренний план действий, произвольность, внутренняя позиция школьника. У младшего школьника формируется характерные свойства, новый уровень потребностей, позволяющих ему действовать, руководствуясь своими собственными целями. Приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников и умение заводить друзей является одной из важных задач развития ребенка на данном возрастном этапе. Развитие общения со сверстниками знаменует собой новую стадию эмоционального развития ребёнка, характеризующуюся появлением у него способности к эмоциональной децентрации. Но при этом ребенок младшего школьного возраста находится в большой зависимости от учителя и других значимых взрослых.

Цели преподавания психологии в начальных школах: 1) дать общие первичные знания о психологии как науке, раскрыть содержание ряда психологических понятий; 2) помочь ребенку в постепенном открытии своего собственного внутреннего мира, показать уникальность и ценность этого мира; 3) пробудить интерес ребенка к самому себе и другим людям.

Содержание работы должно быть направлено на: формирование произвольности поведения; умение действовать по образцу, по правилам; овладение контрольно-оценочными действиями; овладение планирующей функцией речи; пространственная ориентировка – через навыки определения пространственных признаков объекта, направления действия, наглядное моделирование пространственных отношений; развитие познавательных способностей через знаково-символьческое замещение (больше, меньше, равно); владение перцептивным эталоном; владение схематическим письмом; формирование внутренней позиции школьника через мотив достижения, через ситуацию успеха.

Здесь организуются короткие дискуссии в форме игр-тренингов, конкурсов, соревнований, ролевые игры, инсценирование жизненных ситуаций, обсуждение поведения и поступков героев из художественной литературы.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 107; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.93.221 (0.018 с.)